Детские песни для развития речи ребенка развития речи

21:41
Речь Кабанья – 05.11.2018. Развитие и…
0:05
Скороговорки для развития речи – кашевар кашу варил…
62:01
Татьяна Благовещенская – Развитие чистой речи…
0:51
Железнова – А мы скажем
0:19
Развитие речи – Евгения
11:35
Вебинар Письменная речь для развития устной речи – Теплякова О. Н.
1:17
Железнова – Ёжик
11:15
Развитие речи детей – Введение
1:40
Развитие речи – Наши пальчики
11:50
Вебинар Сочиняем стихи для развития речи малыша – Теплякова О. Н.
47:54
Вебинар Развитие речи – Теплякова О.Н.
1:16
Развитие речи – Краб
59:04
Андреева Анна – Развитие речи ребёнка…
12:40
Анна Маковей – О школе развития речи
11:15
Ася Валасина – Зачем развивать речь…
1:14
развитие речи – капельки прыжки
9:47
Радио России — Радио Дон-ТР – Условия развития речи
11:59
Скажи мне – Развитие речи у детей с…
14:10
Развитие речи детей – Часть 6
43:13
урок развития речи – 1 класс
2:44
прикол по телефону – ну чё там с деньгами
1:08
Развитие речи – Танцы с мамой
47:54
Теплякова О.Н. – Развитие речи
6:35
Азбука для родителей – Развитие речи
8:21
Ольга Сергиенко – Задержка речи у ребёнка…
4:33
Неизвестен – Развитие речи
4:42
Duft Punk – Buy it, use it, break it, fix it, trash it,…
1:16
Железнова – Краб
0:35
Андрей Леницкий – Дай мне знак
0:05
Скороговорки для развития речи – хохлатые хохотушки…
12:00
Игры для развития речи Дорожка – О.Н.Теплякова
16:30
Развитие речи детей – Часть 8. Окончание
0:35
Развитие речи – Часы
1:39
Екатерина Железнова – Танец с мишкой
1:25
Развитие речи (Е. Железнова) – Бабочки
1:12
Развитие реи (Е. Железнова) – Автобус
3:40
Развитие речи – 33 группа
2:33
Ленин – О концессиях и о…
2:13
Детский танец – курица
18:18
Лекция 1 Развитие речи по методу Тепляковой – Ольга Николаевна…
15:29
Развитие речи детей – Часть 5
0:35
Железнова – Часы
15:37
Развитие речи детей – Часть 4
0:08
Скороговорки для развития речи – вавилу ветрило…
3:04
Phillip Cuccias – For Keepsake под речь…
73:35
Кружок P1 – 20. Проблема развития…
1:31
Развитие речи (Е. Железнова) – Мячик, мячик мой дружок
7:41
Геннадий Борунов – Развитие Речи Pt.2
1:40
Железнова – Наши пальчики
0:55
Развитие речи – Поросята
14:10
Валасина Ася, Родная тропинка – Развитие речи 5
14:46
Логопедия – Л-3. Развитие речи 3-7 лет.
3:32
П.И.Чайковский – Кукушка. Подснежник
11:09
Развитие речи детей – Часть 2
11:15
Неизвестен – Развитие речи 1
0:06
Скороговорки для развития речи – грабли грести, метла…
11:09
Неизвестен – Развитие речи 2
1:04
Развитие речи – Что мы любим
15:11
Валасина Ася, Родная тропинка – Развитие речи 6
1:08
Развитие реи (Е. Железнова) – Раз, два, три
2:04
развитие речи – Есть у нас огород
0:05
Скороговорки для развития речи – хитрую сороку поймать…
32:55
Галка-Игралка – 2 лекция — Развитие речи…
168:11
Анна Андреева – 10 секретов развития речи
1:43
Развитие речи (Е. Железнова) – Ну-ка, повторяйте
0:55
Развитие речи – Кыш, муха
36:58
Стиллавин.pro – Развитие речи у ребёнка
0:53
Развитие реи (Е. Железнова) – Носик
18:59
Развитие речи детей – Часть 2
7:45
димон и никитос – в центр развития речи
0:53
Развитие речи – Носик
107:25
Кулакова Н. – Развитие речи
1:43
Железновы – Ну-ка, повторяйте
28:03
подготовительная – развитие речи
1:21
Развитие речи – Бурый медвежонок
1:17
Развитие речи (Е. Железнова) – Ёжик
29:15
Часть Речи – Развитие культуры в…
0:51
Развитие реи (Е. Железнова) – А мы скажем
124:59
Ханукова И.И. – Развитие речи у детей
0:56
Юля. 10 лет. развитие просодической стороны речи- выразительности,эмоциональности и силы – Виктория Николаевна.…
3:45
Логопед-дефектолог Андрей Шевченко – В каком возрасте стоит…
1:19
Развитие речи – Начнем урок
32:52
Заместитель заведующей Центра развития речи-Детсада 13 Солнечный Надежда Пыстогова. – Час педагога
1:19
Развитие речи (Е. Железнова) – Начнем урок
0:59
Музыка с мамой – Котёнок
0:42
развитие речи – Бычок
1:54
Влад Деймос – Идеология Национализма…
15:11
Развитие речи детей – Часть 7
2:10
Три поросенка – Всем на свете нужен дом
0:47
Приколы – Метро
47:54
Третья лекция Развитие речи – Теплякова О.Н.
12:27
Ася Валасина – Развитие речи детей 3-5…
21:55
Мишка Косолапый по Лесу Идет – Песни Для Детей
1:25
Развитие речи – Бабочки
0:48
Музыка – Котёнок
8:21
Алевтина Жарова – Задержка развития речи…
1:21
Железнова – Бурый медвежонок
0:05
Скороговорки для развития речи – носит сеня в сени сено…
4:42
Развитие речи – Сказка про верблюда
36:06
МАЯК Школа молодых отцов – Логопед Н.В. Пятибратова…
Источник
10.12.2014,
Статьи
Учимся говорить припеваючи, или песни для развития речи
Когда родители или педагоги занимаются с ребенком пением, что они развивают: музыкальные способности или речь? Оказывается, и то и другое, ведь между музыкой и речью, которые объединены в песне, есть много общего. Это:
• темп;
• ритм;
• динамика;
• интонация;
• деление на фразы.
Как в музыкальных, так и в речевых фразах присутствует кульминация (высшая точка развития). Кажется, можно задуматься: это музыка повторяет речь или речь пытается стать музыкой? Но мы не будем забираться в эти теоретические дебри, а разберемся, как можно использовать песни для развития речи на практике. Научиться говорить можно в буквальном смысле припеваючи. Напевая песенки с малышом, вы:
- совершенствуете артикуляционный аппарат и улучшаете дикцию ребенка;
- часто повторяя одни и те же слова песен, малыш непринужденно заучивает их и учится употреблять слова в правильном значении;
- запоминая целые куплеты песен, ребенок учится говорить фразами;
- исполняя песни, приходится пропевать каждый слог, а умение делить слова на слоги помогает легче освоить чтение.
Многие врачи считают пение лучшей дыхательной гимнастикой, поскольку оно укрепляет легкие и даже улучшает циркуляцию крови в организме. И хотя это не относится к развитию речи, но «плюс» очень даже приятный.
Колыбельную пою, разговаривать учу
Мы уже говорили о том, какую пользу приносит пение колыбельных в статье Народный разговор, или фольклор в развитии речи детей. Позволим себе это напомнить. Пение колыбельных способствует развитию фонематического слуха. Если вы используете песни для засыпания, то ребенок благодаря им, запоминает первые слова. Но еще более важно то, что малыш учится получать удовольствие от ритмичной интонации.
Когда малыш подрастает, то колыбельные можно использовать для игры. Ребенку будет интересно уложить спать куклу или мягкую игрушку, напевая ей знакомую колыбельную. Сначала это можно делать вместе с мамой. Вам нужно будет иногда промолчать и дать возможность допеть слово или фразу ребенку. Вскоре укладывать ваших плюшевых «внучат» ваши детки смогут самостоятельно.
Укладывая спать игрушки, можно выучить довольно много народных и современных колыбельных, что значительно расширит словарный запас ребенка, научит правильно строить и интонировать фразы. Того же эффекта вы добьетесь исполняя песни для засыпания непосредственно сыну или дочке.
Проснись и пой
Укладывать ребенка спать с песней – древняя традиция, которая присутствует абсолютно у всех народов. А вот просыпаться с песней могут, наверное, только самые счастливые люди. Так почему бы вам не стать такими?
Не нужно долго ждать особенного момента, чтобы использовать детские песни для развития речи. Напевать их можно с самого рождения сразу же после того как малыш просыпается. С помощью утренних песенок можно стимулировать звукоподражание у детей с самого раннего возраста. Пойте на любой мотив, который вам нравится такие слова:
Рано утром я встаю,
Очень маму я люблю.
Мы с ней весело живем,
Вместе песенки поем.
Ля-ля-ля-ля-ля.
Последняя строчка может быть любой. Хоть «а-а-а», хоть «ну-ну-ну», хоть «гав-гав-гав». Меняйте звуки, мотив, интонацию, «текст» последней строчки и эта игра никогда не наскучит вам и вашему ребенку. И вы сможете легко выучить нужные звуки и даже слова. Ведь можно спеть и «мама-мама-мама» или «папа-папа-папа». И любые другие.
Песни-развивалки
Любые песни для развития речи будут полезны, так как звуки гораздо легче пропеть, чем произнести просто так, без мелодии. О расширении словарного запаса с помощью песен мы уже говорили.
В то же время существуют специальные песни, предназначенные для развития речи. Это логоритмические попевки. Наиболее известные из них, можно найти в методических пособиях Железновых. Отметим, что эти песни для развития слуха также очень полезны. Все попевки сопровождаются ритмическими движениями, что способствует лучшему запоминанию материала, так как задействуются все каналы восприятия информации. Детальнее о типах восприятия можно узнать здесь.
Детские песни для развития речи станут только эффективнее, если вы их будете сопровождать их инсценировкой. Отлично для этой цели подойдет известная детская песенка «Два щенка в квартире жили».
Два щенка в квартире жили.
Тапки мамины стащили.
Очень весело играли,
В клочья тапочки порвали!
Ищет бабка,
Ищет дед.
Клочья есть,
А тапок нет!
Не забывайте о том, что любое детское стихотворение может превратиться в песенку. Можете даже устраивать игру по превращению. Давно известно, что запомнить песню гораздо проще, чем простое стихотворение, а петь приятнее, чем просто повторять. Это отличный способ развить не только речь, но и память.
И самое основное, раз вы решили использовать песни для развития речи детей, позвольте себе не слишком концентрироваться на том, насколько хорош или плох ваш голос. Не стоит уделять чрезмерное внимание тому правильно или фальшиво вы поете с музыкальной точки зрения. Вокальные данные нужно развивать под руководством профессиональных музыкантов. Важнее всего не говорить малышу, что он фальшивит, не берет ноты или коверкает мелодию. Перед вами цель развить его речь, а не вырастить профессионального певца. Конечно же, не стоит заставлять ребенка петь. Когда он услышит песню от вас достаточно много раз, ему обязательно захочется ее повторить. Вот тогда хвалите, хвалите и хвалите. И пойте сами много и с удовольствием. Это занятие помогает чувствовать себя свободным, а о его пользе для развития речи и даже здоровья вы уже узнали из статьи. Другие словесные игры для развития речи можно почитать здесь.
Играйте с удовольствием!
Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.
Источник
Галина Викуленкова
Песни и развитие речи дошкольников
Учимся говорить припеваючи, или песни для развития речи
Когда родители или педагоги занимаются с ребенком пением, что они развивают: музыкальные способности или речь? Оказывается, и то и другое, ведь между музыкой и речью, которые объединены в песне, есть много общего.Это:
• темп;
• ритм;
• динамика;
• интонация;
• деление на фразы.
Как в музыкальных, так и в речевых фразах присутствует кульминация (высшая точка развития). Кажется,можно задуматься: это музыка повторяет речь или речь пытается стать музыкой? Но мы не будем забираться в эти теоретические дебри, а разберемся, как можно использовать песни для развития речи на практике. Научиться говорить можно в буквальном смысле припеваючи. Напевая песенки с малышом,вы:
совершенствуете артикуляционный аппарат и улучшаете дикцию ребенка;
часто повторяя одни и те же слова песен, малыш непринужденно заучивает их и учится употреблять слова в правильном значении;
запоминая целые куплеты песен, ребенок учится говорить фразами;
исполняя песни, приходится пропевать каждый слог, а умение делить слова на слоги помогает легче освоить чтение.
Многие врачи считают пение лучшей дыхательной гимнастикой, поскольку оно укрепляет легкие и даже улучшает циркуляцию крови в организме. И хотя это не относится к развитию речи, но «плюс» очень даже приятный.
Колыбельную пою, разговаривать учу
Песни для развития речи. Колыбельные
Мы уже говорили о том, какую пользу приносит пение колыбельных в статье Народный разговор, или фольклор в развитии речи детей. Позволим себе это напомнить. Пение колыбельных способствует развитию фонематического слуха. Если вы используете песни для засыпания, то ребенок благодаря им, запоминает первые слова. Но еще более важно то, что малыш учится получать удовольствие от ритмичной интонации.
Когда малыш подрастает, то колыбельные можно использовать для игры. Ребенку будет интересно уложить спать куклу или мягкую игрушку, напевая ей знакомую колыбельную. Сначала это можно делать вместе с мамой. Вам нужно будет иногда промолчать и дать возможность допеть слово или фразу ребенку. Вскоре укладывать ваших плюшевых «внучат» ваши детки смогут самостоятельно.
Укладывая спать игрушки, можно выучить довольно много народных и современных колыбельных, что значительно расширит словарный запас ребенка, научит правильно строить и интонировать фразы. Того же эффекта вы добьетесь исполняя песни для засыпания непосредственно сыну или дочке.
Проснись и пой
Песни для развития речи. Поем с мамой
Укладывать ребенка спать с песней – древняя традиция, которая присутствует абсолютно у всех народов. А вот просыпаться с песней могут, наверное, только самые счастливые люди. Так почему бы вам не стать такими?
Не нужно долго ждать особенного момента, чтобы использовать детские песни для развития речи. Напевать их можно с самого рождения сразу же после того как малыш просыпается. С помощью утренних песенок можно стимулировать звукоподражание у детей с самого раннего возраста. Пойте на любой мотив,который вам нравится такие слова:
Рано утром я встаю,
Очень маму я люблю.
Мы с ней весело живем,
Вместе песенки поем.
Ля-ля-ля-ля-ля.
Последняя строчка может быть любой. Хоть «а-а-а», хоть «ну-ну-ну», хоть «гав-гав-гав». Меняйте звуки, мотив, интонацию, «текст» последней строчки и эта игра никогда не наскучит вам и вашему ребенку. И вы сможете легко выучить нужные звуки и даже слова. Ведь можно спеть и «мама-мама-мама» или «папа-папа-папа». И любые другие.
Песни-развивалки
Любые песни для развития речи будут полезны, так как звуки гораздо легче пропеть, чем произнести просто так, без мелодии. О расширении словарного запаса с помощью песен мы уже говорили.
В то же время существуют специальные песни, предназначенные для развития речи. Это логоритмические попевки. Наиболее известные из них, можно найти в методических пособиях Железновых. Отметим, что эти песни для развития слуха также очень полезны. Все попевки сопровождаются ритмическими движениями, что способствует лучшему запоминанию материала, так как задействуются все каналы восприятия информации.
Песни-развивалки для развития речи
Детские песни для развития речи станут только эффективнее, если вы их будете сопровождать их инсценировкой. Отлично для этой цели подойдет известная детская песенка «Два щенка в квартире жили».
Два щенка в квартире жили.
Тапки мамины стащили.
Очень весело играли,
В клочья тапочки порвали!
Ищет бабка,
Ищет дед.
Клочья есть,
А тапок нет!
Не забывайте о том, что любое детское стихотворение может превратиться в песенку. Можете даже устраивать игру по превращению. Давно известно, что запомнить песню гораздо проще, чем простое стихотворение, а петь приятнее, чем просто повторять. Это отличный способ развить не только речь, но и память.
И самое основное, раз вы решили использовать песни для развития речи детей, позвольте себе не слишком концентрироваться на том, насколько хорош или плох ваш голос. Не стоит уделять чрезмерное внимание тому правильно или фальшиво вы поете с музыкальной точки зрения. Вокальные данные нужно развивать под руководством профессиональных музыкантов. Важнее всего не говорить малышу, что он фальшивит, не берет ноты или коверкает мелодию. Перед вами цель развить его речь, а не вырастить профессионального певца. Конечно же, не стоит заставлять ребенка петь. Когда он услышит песню от вас достаточно много раз, ему обязательно захочется ее повторить. Вот тогда хвалите, хвалите и хвалите. И пойте сами много и с удовольствием. Это занятие помогает чувствовать себя свободным, а о его пользе для развития речи и даже здоровья вы уже узнали.
Источник
Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.
В этой статье вы узнаете, в чем заключается польза потешек для малышей, познакомитесь с лучшими их примерами для развития движений, для отвлечения от боли, для успокаивания ребенка, для игр и инсценировок. Вы увидите, как усложняется содержание потешек в соответствии с возрастом ребенка.
Содержание:
- Польза потешек для малышей
- Виды потешек
- Потешки-действия с повторяющимися движениями
- Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия
- Потешки для привлечения внимания ребенка к общению
- Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий
- Потешки для успокаивания малыша
- Потешки-диалоги
- Потешки-песенки
- Потешки-игры
- Потешки по возрастам
- Для детей до года
- Для детей 1-2 года
- Для детей 3-4 года
- Для детей 4-5 лет
- Для детей 5-6 лет
- Для детей 7 лет
- Основные выводы
Польза потешек для малышей
Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.
Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:
- Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого
Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.
- Развивают речь
С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.
- Развивают мелкую моторику
Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.
- Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект
Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.
- Развивают музыкальный слух
Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.
- Развивают эмоции
Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.
- Развивают чувство ритма
Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.
- Воспитывают малыша, дают образец для подражания
Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.
- Учат доброте, сопереживанию
С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.
Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой
Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.
Потешки-действия с повторяющимися движениями
Эти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.
- Мы ногами топ-топ-топ (топаем),
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
По дорожке мы шагаем (топаем),
И в ладошки ударяем (хлопаем),
Топ, топ, ножки топ!
Хлоп, хлоп, ручки хлоп!
Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)
- Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),
Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем),
Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке),
Только ручек не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся)
- Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),
Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой),
Отморозил носик, отморозил хвостик,
И поехал греться (обнимаем себя)
К ребятишкам в гости.
- Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
И туда, и сюда повернемся без труда.
- Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб..
Мишка рассердился
И ногою – топ!
Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия
Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.
- Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки!,
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
- Водичка, водичка,
Умой Насте личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку,
Помоги, водичка,
Умыть Насте личико.
- Тетка Агашка
Сшей мне рубашку,
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!
- Ванечка-Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой, топни ножкой,
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку!
- Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с нами в магазинчик!
Покупал игрушки, сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
- Ай, лады, лады!
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
- Ай, бай, бай, бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности
Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:
- Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!
- Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,
А на той горе дубок, а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная.
Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!
Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.
- Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть, или Ване снесть?
Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.
- Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.
- Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.
Едет целая семья, впереди идет свинья,
Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.
Кот и песик удивились – даже помирились.
Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий
Эти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.
- От моей Оли
Уйдите боли,
На чисто поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.
- У кошки боли,
У собачки боли,
У лошадки боли,
У Ванюши заживи.
- У лисы боли,
У волка боли,
У моего сыночка
Боль на березку в лес улети!
- Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.
- У киски болит,
У собачки болит,
А у Машеньки моей
Не болит-не болит.
- Раз зубок, два зубок –
Скоро Машеньке годок,
Хнычет Машенька опять,
Будем Машу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте Маше спать,
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
Потешки для успокаивания малыша
- Выйдет киска не спеша
И погладит малыша,
Мяу-мяу – скажет киска,
Наша детка хороша.
- Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли,
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
- Придет киска не спеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу» скажет киска,
Наша детка хороша.
- Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки!
- Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сразу три!
Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем
Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.
- — Кисонька-мурысенька! Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!
- — Ножки, ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили!
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали!
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечки с грибком,
С подосиновичком.
- Котятки, котятки, малые ребятки!
А кто у вас больший! А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем, за мышами пойдем.
Один дедушка кот будет дома сидеть,
Да на печке лежать, нас с добром поджидать.
- Тень-тень-потетень, выше города плетень.
Сели звери на плетень, похвалялись целый день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»,
Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»,
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»,
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»
- — Чики-брики, ты куда?
— Чики-брики, на базар!
— Чики-брики, ты зачем?
— Чики-брики, за овсом.
— Чики-брики, ты кому?
— Чики-брики, я коню!
— Чики-брики, ты какому?
— Чики-брики, вороному!
Потешки-песенки. Двигаемся, поем
Стихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:
- Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили (поворачиваем голову).
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоняемся влево-вправо).
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так –
И из речки воду пили (наклоняемся вперед).
А еще они плясали,
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так –
Кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки)
- Пошел старик дорогою,
Дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
— Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается.
А старик ругается,
Ругается, ругается.
- Ой, лады, лады (показать ладошки),
Не боимся мы воды (топнуть ножкой),
Чисто умываемся (имитация умывания),
Маме улыбаемся (развести ручки в стороны и улыбнуться)
- Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!
- На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),
Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопаем в ладоши)
Нам машине ехали, до угла доехали (руки держат воображаемый руль),
Би-би-би! Би-би-би! (давим на сигнал),
Паровозом ехали, до горы доехали (движения руки вверх-вниз),
У-у-у-у! (движение рукой сверху-вниз).
Потешки-игры. Играем, инсценируем
Развитие речи ребенка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.
- У меня пропали ручки (спрятать их),
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(аналогичные действия с ушками, глазками, носиком)
- В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек,
Помоги мне, не ленись,
Наш куличик, получись!
- Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашку не ест?
Кто молочко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
- Еду, еду! К бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом…в яму!
Бух!
- Три-та-тушки! Три-та-тушки!
Едет Ваня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!
Потешки по возрастам
Растет малыш, усложняется и содержание потешек. Если потешки для развития речи детей 1,5 года напоминают ласковые песни, их чтение обязательно сопровождается выразительными жестами, то по мере взросления ребенка на первый план выходит содержание. Шести-семилетние дети с удовольствием инсценируют их и самостоятельно рассказывают в лицах.
Для детей до года
Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми.
- Ой, качи, качи, качи!
В г?