Детская литература значение для развития ребенка
Значение детской художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста
В трудах Л.С. Выготского, Л.М. Гурович, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной и других исследователей рассматриваются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы расценивается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное слушанье, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях[3].
В работах О.И. Никифоровой в развитии восприятия художественного произведения выделяется три ступени:
- Непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения);
- Понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
- Влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Следует отметить, что в течение периода младшего дошкольного возраста восприятие художественного произведения ребенком развивается и совершенствуется.
В своих исследованиях Л.М. Гурович, ссылаясь на проведенное исследование и на свой личный опыт, выделяет два периода в их эстетическом развитии:
- От двух до пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
- От четырех до пяти – ребенок может понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений. К тому же в этот период ребенок активно сопереживает героям произведений.
- От пяти до семи – у детей появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, становясь на место героя.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может испытать чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения при победе положительного героя. Самыми популярными у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки, в которых присутствует чудесный вымысел, фантастичность, развитое сюжетное действие, драматические ситуации, разнообразные мотивы (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.)[3].
В соответствии с индивидуальным развитием ребенка родителям следует подбирать художественную литературу для знакомства ребенка с художественным словом и иллюстрациями. Издание следует выбирать ориентированное на определенный возраст. К примеру, существует огромное количество обработок сказки «Красная шапочка». Для ребенка от 1 года до 2 лет следует найти книгу с крупными иллюстрациями, где изображен каждый эпизод, который описан в книге. Родитель читает не оригинальную версию сказки, а сказку со своими дополнениями, чтобы ребенок заинтересовался сюжетом и частично с первого раза его запомнил. Во второе прочтение ему будет легче воспринимать сказку, так как у него уже сформируется «эффект узнавания», который способствует большей заинтересованности во время чтения. Ни что так не возбуждает интерес ребенка, как частично знакомые, но не до конца изведанные вещи. Приведем бытовой пример, ребенок до года видел кастрюлю, но еще не открывал ее, вдруг он приловчился и открыл крышку у кастрюли – это новый этап познания предмета; после ему дали ложку и он начал бить ложкой о кастрюлю, услышав звонкий звук, ребенок пришел в восторг от своего открытия. Весь этот процесс напоминает ознакомление ребенка с любым новым знанием.
Ребенку необходимо почувствовать, что он частично может владеть предметом – он может пощупать, бросить, подобрать, положить на любую поверхность; и только потом он может применить предмет по его назначению. Если ребенку не удается познакомиться с предметом частично, но он может потерять интерес или обозлиться. Допустим, ребенок пытается открыть коробку, так как ему интересно то, что лежит внутри. Если родитель поможет ему добиться своей заветной цели, то ребенок удовлетворить не только свое желание, но и проследит за тем, как родитель помогает ему открыть коробку. Когда ребенок столкнется с подобной ситуацией снова, он уже будет обладать механизмами, при помощи которых он сможет удовлетворить свою потребность. Если же родитель не будет способствовать тому, чтобы ребенок открыл коробку, малыш либо потеряет интерес, либо начнет плакать от беспомощности и неудовлетворенности (тип поведения в данной ситуации зависит от темперамента и некоторых ситуационных факторов).
Ребенок – существо, которое стремиться познать все новое, неизведанное и таинственное. В этой особенности заложена цель юного организма – желание развиваться. Взрослому человеку, который занимается воспитанием и образованием ребенка, не следует пренебрегать важным фактором развития малыша через художественные произведения.
Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности.
Дошкольники знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности.
Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у дошкольника речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Первые два десятилетия XX в. спустя годы воспринимаются как период особого внимания к детской литературе и детскому чтению. Несмотря на все сложности социальной жизни, войны и революции, издавались книги и журналы для детей, обсуждалось написанное, задумывались новые проекты, росло число детских библиотек. Журналы постоянно публиковали детские отзывы о книгах, о творчестве писателей.
В начале XX в. благодаря художественно-педагогическому движению, основной идеей которого было эстетическое воспитание детей, пришли к выводу о необходимости создать для детей новый тип книги – яркий, красочный, нарядный, достойный называться произведением искусства.
Был сделан основополагающий вывод: детская литература и детское чтение продуктивно могут развиваться только в союзе с педагогикой и психологией, пользуясь достижениями этих наук в познании ребёнка. Всё это постепенно приводило к осознанию системного подхода к проблемам филологической культуры детей, в том числе и дошкольного возраста.
Эти изменения стали возможны благодаря осмыслению самоценности детства, развитию образования, пониманию роли чтения в интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии человека. Органической частью этого процесса было изменение самой детской литературы. Появилось большое количество произведений, написанных специально для детей, уровень которых отвечал самым высоким требованиям. Произведения о детях, зачастую переходившие в детское чтение, способствовали познанию детской души, образа и мира детства.
В 1930-е гг. начался процесс, при котором критика детской литературы и методика детского чтения по отношению к самой детской литературе и её читателю пошли разными путями. Методика детского чтения и педагогика, сделав литературу средством коммунистического воспитания (Н.К. Крупская) и методам речевого развития (Е.А. Флёрина), о художественном качестве детских произведений говорили вскользь. Подбор литературных произведений для детского чтения рекомендовалось проводить, анализируя не художественные достоинства текстов, а их словарный состав, доступность и воспитательный потенциал. С конца 1940-х гг. работа по родному языку становится одной из важнейших задач воспитания дошкольников. В связи с этим определяется новый подход к детской книге и её роли в жизни детей, формируется новый комплекс задач, стоящих перед воспитателем. Первостепенная роль детской литературы на данном этапе заключается в том, чтобы способствовать ознакомлению детей с окружающим миром и обучению родному языку. Корректируются критерии отбора литературного материала для работы с детьми. Ведущими являются соответствие произведений задачам коммунистического воспитания и возрастным особенностям ребёнка. Впоследствии, как вспоминает С.А. Козлова, Р.И. Жуковской, бережно относившейся к художественному слову, пришлось вести настоящую борьбу с теми, кто, не обладая ни тактом, ни соответствующими филологическими и юридическими знаниями, стремился «исправить» авторский текст согласно собственным замыслам. Отныне проблемы детского чтения и приобщения ребёнка к книге решаются только специалистами по дошкольной педагогике.
В 1950-1970-е гг. идёт дальнейшая разработка методов и приёмов работы по детскому чтению. Совершенствуется методика проведения беседы, художественного чтения, заучивания стихотворения наизусть. Много внимания уделяется рассказыванию.
Роли художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей посвящена работа М.М. Кониной [7]. Воспитательное значение литературы автор подчёркивает особо, книга должна стать для детей «учебником жизни». Работа М.М.Кониной является рубежной в развитии методики детского чтения. В ней подведены объективные итоги её почти полувекового развития, её пути от методики детского чтения к методике ознакомления ребёнка с художественной литературой, названы основные работы, выделены ведущие идеи. Методисты (М.М. Конина, О.И. Соловьёва) [12] начинают указывать на недостаточную подготовку воспитателей к работе с детской литературой, замечая у них низкий уровень начитанности, несформированность эстетического вкуса в выборе произведений, снижение интереса к работе по литературе с детьми.
Уже в дошкольном возрасте складываются два разных подхода к литературе и чтению. Одни дети ждут от произведения импульса мыслительной деятельности, другие воспринимают книгу сердцем, эмоционально. Первые строго, близко к тексту передают его содержание; развитое воображение вторых вводит их за пределы текста, к собственному видению и трактовке происходящего. Но и тот и другой подход к восприятию произведения делает маленького читателя соавтором писателю, генератором новых идей и образов. К концу дошкольного детства ребенок – слушатель становится самостоятельным читателем.
Одно из особенностей современной детской литературы и книгоиздания для детей является установка на семейное чтение. Отдельное художественное произведение и книга в целом как бы приглашают взрослых, вопреки всем обстоятельствам не устранятся от чтения детям и совместного проживания прочитанного. Считается, что совместное чтение поможет ликвидировать дефицит общения детей и родителей.
Снижение интереса к чтению, характерная черта для последнего времени, и возникновения связанных с этим процессом различных проблем детства требуют:
— осознать проблему детского чтения как общегосударственную проблему будущего развития культуры, науки
— понять, что детская литература — это искусство, а не «одно педагогическое занятие», что она лежит в основе базовой культуры личности, и изменить статус детской литературы.
— работу по приобщению детей к книге вести совместно с семьей и детской библиотекой, разрабатывая и совершенствуя различные формы сотрудничества;
— рассматривать проблемы детского чтения как проблемы, требующие синтеза знаний и представлений о дошкольнике, накопленных разными науками: педагогикой, психологией, культурологией, библиотековедением;
— особое внимание обратить на формирование круга детского чтения.
К концу дошкольного детства ребёнок-слушатель становится самостоятельным читателем. В это время происходит более сложная дифференциация читательских типов (З.А Гриценко , И.И. Тихомирова [4]):
— читатель – потребитель: ребёнок, соглашающийся читать и обсуждать прочитанное при условии награды, поощрения, особого внимания к его персоне. Степень проникновения в текст у такого читателя невелика, но он знает много имён героев, помнит события, происходившие в произведении, ловко отгадывает загадки и т.д.
— читатель деловой, образовательной книги. В 1980-е гг., как отмечают библиотекари, возник активный интерес взрослых к деловой литературе, который был внедрён ими в детскую среду с целью раннего, профессионально направленного развития и образования детей.
— читатель, воспринимающий, чтение как досуговое занятие, одинаково спокойно относящийся к разным типам текста, отдыхающий, коротающий время за рассматриванием книг. Порой для него важно не содержание, а количество прочитанных или увиденных страниц. Такой поход к книге рождает привычку к утилитарному, развлекательному чтению.
— неграмотный читатель — это ребёнок, владеющий техникой и правильно относящийся к процессу чтения, но поверхностно понимающий содержание прочитанного.
— грамотный читатель: высший читательский тип.
Формирование всех типов читателей происходит под руководством взрослых и зависит от того, как они понимают задачи воспитания и функции литературы. Ни один из типов читателей, сформированных в дошкольном детстве, не является устойчивым, а процесс его создания – законченным.
Таким образом, приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе может быть представлен как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. Художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей.
Приобщение дошкольника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам. Чтобы организовать правильное восприятие художественного произведения детьми, необходимо хорошо ориентироваться в его особенностях.
Источник
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.
Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.
Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.
Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений .
Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.
С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.
Боголюбская М.К. считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.
А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия [4, 59].
Дыхание — периодически повторяющиеся акты: вдох, выдох, остановка и т.д. Это — непроизвольное дыхание. При исполнении произведения используют произвольное дыхание. Здесь компоненты дыхания изменяют свою последовательность. При чтении вдох, потом остановка, затем медленный выдох.
Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом.
Можно отметить характерные черты плохой дикции:
1. «Проглатывание» отдельных звуков
2. «Сглатывание» отдельных слогов и окончаний.
3. Шепелявость, картавость (не правильное произнесение звуков, замена звуков в словах)
4. Излишняя торопливость или растягивание слов.
Орфоэпия – совокупность правил произношения литературного языка. Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.
Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.
1) Основной тон- основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.
2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.
3) Логика чтения (логическое ударение) — выделение во фразе главного по смыслу слова.
4) Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.
5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.
6)Сила голоса — это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.
7) Поза чтеца- положение тела чтеца во время исполнения произведения.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.
Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.
Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.
При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.
Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.
Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.
Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза», на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.
Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.
При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.
После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.
.
Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.
Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.
Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.
Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).
Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством
Отгадывая загадки — у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.
Литература:
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.
Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.
Источник