Детская литература в формировании личности в речевом развитии ребенка
Марина Склярова
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 г. Таганрога Ростовской области
Тема по самообразованию воспитателя:
Скляровой М. Г.
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Круг детскогочтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто — нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники «Русские сказки», «Жили-были». Из изданий фольклора специалисты рекомендуют «Трыпцы-брынцы, бубенцы» — русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.
Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках «Живая шляпа» (1986) «Бобик в гостях у Барбоса» (1991). Нельзя пройти мимо издания сборника «Аленушкины сказки» в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов («Львенок и черепаха», Г. Циферов («Сказки старинного города»).
Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», Бр. Гримм «Бременские музыканты».
Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке «Приключение Пифа», на сказке Киплинга «Слоненок». Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках «Крошка Енот и другие», куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошколыюго возраста.
Среди лучших книг о живой природе следует назвать «Большие и маленькие» Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.
Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет.Детей порадует любой из следующих журналов: «Воробушек», «Колокольчик», «Веселые картинки». Очень по душе детям пришелся журнал «Дисней для малышей» со знакомыми героями и наполненный разного рода играми, головоломками, кроссвордами и т. п.
Источник
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной рольюв жизни всего нашего народа.
О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Структурно — логическая схема 1. Точки зрения на процесс развития эстетического восприятия (Стерликова В.В.).
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задачнравственного, умственного, эстетического воспитания.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения.Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей(насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам » Навигации» и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой: методика чтения и рассказывания детям художественных произведений. Курс «Теория и методика развития речи детей»»).
Источник
Наталия Степанова
Детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка
Книга играет огромную роль в формировании личности ребенка — дошкольника, в его речевом развитии. Детскую художественную литературу необходимо рассматривать, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», — говорил известный советский педагог- новатор В. А. Сухомлинский. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения ребенка, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Советский педагог Е. А. Флерина в своих работах отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Кандидат педагогических наук Н. С. Карпинская, внесшая огромный вклад в исследования в области эстетического воспитания детей средствами художественной литературы, также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребёнку в дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые, и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.
Круг детскогочтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто — нет. На этой «возрастной ступени» особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники «Русские сказки», «Жили-были». Из изданий фольклора специалисты рекомендуют «Трыпцы-брынцы, бубенцы» — русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.
Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведениями классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках «Живая шляпа» (1986 г.) «Бобик в гостях у Барбоса» (1991г.). Нельзя пройти мимо издания сборника «Аленушкины сказки», в который вошли сказки многих детских писателей. Так же нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов («Львенок и черепаха», Г. Циферов («Сказки старинного города»). Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», Братья Гримм «Бременские музыканты».
Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке «Приключение Пифа», на сказке Киплинга «Слоненок». Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках «Крошка Енот и другие», куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошкольного возраста.
Среди лучших книг о живой природе следует назвать «Большие и маленькие» Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.
Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет, в которых «оживают» знакомые им герои, журналы, наполненные разными играми, головоломками, кроссвордами.
После рассказывания сказок, необходимо обучать детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения. Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе, оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять «детскую библиотеку», руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. М.: Академия,1997
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983
3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004
Источник