Детская комната по монтессори для ребенка 3 года
Расскажем как грамотно организовать пространство для ребенка, чтобы оно стало толчком для развития его самостоятельности.
Порой я очень завидую своему ребёнку, ведь в настоящее время существует масса предложений по обустройству доступной и развивающей среды даже в однокомнатной квартире. Создать такую среду помогает система Марии Монтессори.
Система Марии Монтессори основана на создании такой обстановки для малыша, где бы он «получил пищу для детского ума», мог самостоятельно и без посторонней помощи выполнить ежедневные действия по самообслуживанию: достать и надеть одежду, накрыть на стол и убрать за собой посуду, помыть руки и почистить зубы, выбрать понравившуюся книгу и пролистать её. Это не столько для удобства, сколько для того, чтобы грамотно организованное пространство явилось толчком для развития самостоятельности.
Чем же мы можем помочь в становлении самостоятельности дошкольника и дополнить интерьер квартиры до звания Монтессори-среды?
Детская комната
Детскую комнату или детскую зону совсем не сложно обустроить, даже если ваш малыш никогда не занимался по данной системе, ведь Монтессори-среда сейчас создается интуитивно, на каком-то ментальном уровне.
Первое, что бросается в глаза в таких комнатах – это гармоничный интерьер в спокойных тонах без ярких детских обоев. Стоит отдать предпочтение пастельным цветам, деревянной мебели и натуральным тканям, прививая ребёнку гармоничный вкус с самого рождения.
Разнообразить цветовую гамму вам могут помочь наклейки на стенах, приклеенные вместе с ребёнком, или рисунки интерьерной краской, семейные фотографии, а также поделки, сделанные малышом – рисунки, гирлянды, гербарии, самостоятельно разработанные обучающие плакаты.
Для того, чтобы ребёнок видел мир открыто и без ограничений бортиками, мог самостоятельно залезть на кровать и спокойно слезть с нее, система Монтессори предлагает использовать низкие кровати или обыкновенный матрас, положенный прямо на пол.
Ребёнку, проживающему в среднестатистической квартире, все время приходится тянуться наверх. Это доставляет массу хлопот даже при таком простом занятии, как уборка игрушек или выбор книг для чтения.
Именно поэтому все полочки в среде, созданной для развития самостоятельности, висят низко, на уровне глаз ребёнка.
Стеллажи с игрушками, обыкновенно, имеют две раскладки: игрушки витринного расположения и всевозможные коробочки, корзинки для организации порядка, классификации игрушек и создания стимула к уборке. Ведь гораздо удобнее в отдельных ящиках хранить LEGO, фигурки животных и мягкие игрушки, чем искать сиюминутно необходимую малюсенькую фигурку кошки в большом контейнере.
Особенно важным и примечательным являются необычные книжные полки и стеллажи – они не только предлагают расположение книг на уровне роста ребёнка (может самостоятельно взять и так же легко поставить ее на место), но и предполагают расположение книг обложкой к зрителю, что облегчает выбор произведения. На таких полочках очень удобно делать подборку книг в соответствии с темами, которые вы изучаете: времена года, животные, птицы, насекомые, транспорт, растения, космос и планеты и т.п.
Отдельный шкаф для одежды порой организовать сложно. Вас спасет небольшой комод или отдельная напольная вешалка с минимальным комплектом базовой сезонной одежды. Такой открытый гардероб поможет ребёнку самостоятельно сделать выбор и решить, что надеть на прогулку, к примеру.
Стол и стул необходимо подобрать ребёнку, как только он научится самостоятельно сидеть. Это основа вашего образовательного и творческого уголка, ведь все занятия продуктивнее проводить за «рабочим местом».
Если выбор осуществить сложно, то стоит отталкиваться от стандартной маркировки дошкольной мебели, утвержденной стандартами.
№ | Рост ребёнка, см | Высота стола, см | Высота стула, см |
до 85 | 34 | 18 | |
85-100 | 40 | 22 | |
101-115 | 46 | 26 | |
116-130 | 52 | 30 |
Аксессуары
Когда зона исследования и творчества обозначена столом и стулом, предоставьте ребёнку материалы для творчества в свободном доступе. Монтессори-среда приветствует самостоятельное желание ребёнка творить, поэтому подготовьте варианты расположения альбома, фломастеров и цветных карандашей, мелков и пластилина – всего того, что не вызывает у вас страх испортить интерьер детской зоны.
По опыту могу сказать, что если все материалы в свободном доступе, то ребёнок быстрее научится с ними работать и переживать за разрисованные стены вам не придётся.
Детская комната по системе Монтессори невозможна без зеркала, причем – с самого рождения. Малыша выкладывают на матрасик перед надёжно закреплённым зеркалом для развития координации движений, познания себя как частицы мира. В более старшем возрасте это прекрасная возможность оценивать свое внешнее состояние (причёска, состояние одежды) и, конечно, покривляться и потанцевать.
Цветы в созданной среде не просто украшения, но и возможность привить ребёнку любовь к красоте и заботу. Самостоятельно посаженные комнатные растения, красивые горшки, лейки и набор по уходу за растениями помогут малышу ухаживать и заботиться, формируя такие важные социальные навыки.
Какая самостоятельность без средств уборки? С ранних лет система Марии Монтессори направлена на обучение самостоятельной уборке за собой и содержит аксессуары, помогающие ребёнку убрать разлитую воду, вытереть испачканный красками стол или прибрать землю, просыпанную при посадке зелени для будущего супа.
Подготовьте небольшой совочек с щёткой, маленькую швабру и запас влажных и сухих салфеток – это сыграет вам на руку.
На этом дизайн квартиры по системе Монтессори не заканчивается, ведь ребёнок не ограничен стенами детской комнаты или выделенной детской зоны. Он полноправный житель всего пространства, поэтому сохраните парочку советов по обустройству остальных помещений.
Прихожая
Прихожую стоит организовать таким образом, чтобы ребёнок без труда смог достать свою верхнюю одежду и обувь, нашёл место, где можно присесть в минуты завязывания неподвластных шнурков.
Дополнительный низкий крючок для куртки, корзина для перчаток, шапки и шарфа помогут держать порядок и лягут в основу формирования навыков самообслуживания. Предложите малышу свой собственный набор для чистки и ухода за обувью – пусть ботинки и не будут начищены до идеального блеска, зато сколько нового узнает ваш ребёнок.
Ванная комната и туалет
Предлагать установить керамический детский унитаз и раковину было бы крайне утопично, а вот создать доступную среду даже в столь крохотном помещении – легко! Высокая скамейка или детский табурет-подставка помогут ребёнку дотянуться до крана, вымыть руки и умыться.
Расположение средств гигиены на уровне глаз ребёнка и небольшое зеркало научат тщательной чистке зубов, а пара пластиковых крючков и обыкновенные белые полотенца с петелькой помогут применять гигиенические навыки на практике.
Кухня
Средовой подход Монтессори предлагает активное привлечение ребёнка к приготовлению пищи, поэтому вам будет нужен высокий стул, благодаря которому ребёнок сможет дотягиваться до рабочих поверхностей.
Столовые приборы малыша предлагается располагать на нижнем уровне кухонных шкафчиков. Чтобы малыш самостоятельно мог накрыть на стол и изучал правила этикета – подготовьте салфетку с контурами для верной расстановки столовых приборов.
Найдите на кухонной площади небольшой уголок для возможности перекуса (фрукты, печенье) и расположения кувшина или лимонадника с водой.
На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только попробовать, и ваш интерьер не только преобразится и будет отвечать потребностям ребёнка, но и станет настоящим дизайнерским шедевром.
Источник
Безопасное пространство по методу Монтессори
Еще до того, как ребенок начинает передвигаться по квартире, стоит применить принципы Марии Монтессори относительно его безопасности, которые она считала наиболее важными в мышлении о пространстве. Это не только в детской комнате, но желательно во всем доме, чтобы защитить контакты, радиаторы, острые края мебели или спрятать кабели в специальные короба. Детская комната также не должна содержать предметы из стекла или тяжелые предметы
Подготовка места по Марии Монтессори
Одним из наиболее важных понятий в методе Монтессори является «подготовленное окружение», позволяющее ребенку самостоятельно добраться до всех предметов в своей комнате. Все полки, шкафчики или комоды с выдвижными ящиками для одежды должны позволять детям выбирать игрушки, книги или другие аксессуары повседневной жизни.
Стоит повесить на стену несколько забавных вешалок, чтобы ваш ребенок мог быстро научиться самостоятельно вешать куртки или другую одежду.
Детская кроватка или матрас на полу?
Симпатичная, тщательно подобранная детская кроватка может быстро оказаться бесполезной. Согласно педагогике-Монтессори, матрасы, расположенные прямо на полу или низкие кроватки. Они позволяют детям передвигаться, не беспокоясь о болезненных падениях.
Альтернативой является кровать со съемными перекладинами или съемным каркасом, которые также позволяют детям свободно выходить из них и заходить внутрь.
Меньше значит лучше
Согласно методу Монтессори, пространство, в котором чаще всего проживает ребенок, должно быть устроено простым, минималистским способом. Определенно лучше обустроить его маленьким количеством аксессуаров, однако выбирайте его с большой осторожностью и вниманием предпочтительнее натуральные материалы: дерево, плетения, войлок, шерсть или хлопок. Умные корзины, коробки и сундуки с игрушками, которые будут поддерживать порядок и давать детям возможность отделить свои сокровища, идеальны. Для этой цели можно использовать даже обычные картонные коробки, которые вместе с ребенком могут быть украшены цветной бумагой или аппликациями.
Полки с книгами
Важной мебелью в детской комнате должны быть полки с книгами на уровне глаз малыша. Отображение цветные обложки будут побуждать ребенка самостоятельно выбирать нужную книгу..
Зеркало в детской комнате
Частью украшения детской комнаты, проверенной по методу Монтессори, является также большое зеркало, низко подвешенное над полом, чтобы малыш мог видеть себя. Дети на ранних стадиях развития не узнают свое отражение, но они очень заинтересованы и пока они наблюдают за собой могут проводить много времени в этой своеобразной игре.
Цвета стен
Традиционно приняты цвета, согласно которым в интерьерах, украшенных для девочек, преобладает розовый оттенок, а для мальчиков — синий — не используется метод Монтессори. По словам итальянского врача, цвета лучше подбирать интуитивно, а лучше всего — нейтральные, но залучшее светлые цвета стен, которые можно оживить с помощью ярких акцентов: наклеек, настенной росписи или рисунка.
Дети более старшего возраста охотно пользуются образными картами мира Монтессори, выполненными, например, из войлока или тонкой фанеры, которые украшают стены. Истинные энтузиасты этого метода могут создавать их самостоятельно или с помощью ребенка, превращая это занятие в еще одну творческую игру.
Что на полу?
На полу в комнате, декорированной по методу Монтессори, вы можете расстелить небольшой коврик, приятный на ощупь и легко моющийся, с интересной текстурой, которая будет полезна для естественного развития сенсорной моторики ребенка.
Дорогой читатель,спасибо, что читаешь мои статьи!
Можете прочитать мою предыдущую статью « Современные технологии в классическом интерьере».
Увидимся в следующей статье!!!
Буду очень рада вашей подписке!
Источник
Давайте узнаем, как с помощью правильной организации пространства в комнате ребенка помочь ему стать более самостоятельным, а значит, более уверенным в своих силах.
Зачем что-то специально менять?
Многие родители могут задаться вопросом: «Так ли уж нужно что-то менять в домашней обстановке для ребенка? Мария Монтессори считала, что это необходимо. «Дом взрослых», где все устроено для нужд больших людей, не дает детям эффективно развиваться.
Главной целью перемен является задача, сделать ребенка независимым от взрослого настолько, насколько это в его возрасте возможно.
Шаг 1. Безопасный дом
С рождением ребенка многое меняется в доме, появляются новые предметы, и первым делом родителям стоит подумать о безопасности пространства. В квартире не должно быть мест, представляющих опасность.
Как обезопасить квартиру:
♦ Заклеить острые углы мебели.
♦ Установить ограничители на окна.
♦ Вставить заглушки в розетки.
♦ Убрать все провода с пола.
♦ Спрятать бытовую химию в недоступное для детей место.
♦ Переставить с нижних полок и шкафов все хрупкое, бьющееся или колющее.
Шаг 2. Доступное размещение предметов
Присядьте на пол и постарайтесь взглянуть на комнату (а потом и весь дом) глазами ребенка. Где, к примеру, находятся выключатели света? Дети должны сами до них дотягиваться.
Есть ли подставки-скамеечки возле унитаза и/или раковины? Сможет ли ребенок сам взять полотенце, чтобы вытереть руки?
Получится ли у него без вашей помощи залезть/слезть со стула за обеденным столом? В этом плане плохой вариант – стульчики для кормления. Ребенок в них – «пленник»: сидит, пока мама не решит, что можно встать из-за стола. Хорошая альтернатива – стол и стул маленького размера. И пусть ребенок сам за ними ухаживает: накрывает на стол, протирает его от грязи и пыли, уносит посуду.
Хорошо, если у ребенка в комнате стоит кувшин с водой и его чашка. Всегда можно подойти и налить попить. Кувшин и чашка – должны быть устойчивыми и не хрупкими.
Шаг 3. Самостоятельность начинается с прихожей
Вспомните, как вы заходите с ребенком в квартиру. Есть ли у вас дома удобная скамейка в прихожей, где можно присесть и спокойно снять обувь, а затем убрать ее самостоятельно? Есть ли крючок, на который 1,5-годовалый ребенок в состоянии сам повесить верхнюю одежду?
Или ребенка раздевает мама и раскладывает вещи по «взрослым» местам, до которых ему даже не дотянуться? Мария Монтессори такого не одобрила бы, ведь это ключевой аспект организации среды для ребенка, ничуть не менее важный, чем порядок на полке с игрушками.
Шаг 4. Чистота на рабочем месте
Стол – это чистый лист. Лучше всего, если он будет однотонным, без отвлекающих картинок и надписей. И он не должен быть завален кисточками, кусочками пластилина, деталями конструктора или игрушками.
Все необходимое для творчества можно поместить в специальную коробку или отвести для таких вещей место на стеллаже.
Полки с книгами лучше не перегружать. Пусть это будет 5-7 изданий, которые вы периодически будете менять. Так ребенку легче определиться с выбором. А вот когда полка заставлена до отказа всевозможными книжками, определиться с выбором сложнее.
Шаг 5. Пусть ребенок сам следит за порядком
Вещи в детской должны лежать так, чтобы ребенок мог сам их взять. Например, можно выделить под них нижние ящики комода. Внутреннее пространство ящика удобно организовать с помощью коробок или специальных разделителей.
Рядом со шкафом повесьте большое зеркало, чтобы ребенок мог посмотреть на себя во весь рост. Так у него будет возможность самостоятельно заметить, если что-то не в порядке с его внешним видом.
В шкафу вещи лучше рассортировать так, чтобы дети знали, где лежат их носки, шорты, футболки и т.д. Для этого малышей можно привлекать к раскладыванию белья после стирки.
Почему так важно, чтобы ребенок был максимально самостоятелен? Отдавая детям в руки больше ответственности, мы дарим им очень важное ощущение – уверенность в себе.
Источник: deti.mail.ru
Источник
Детская комната по методике Монтессори
Организация пространства детской комнаты
Принципы организации пространства детской комнаты по методике Марии Монтессори – одно из передовых направлений. Развивающая среда, которая создается по такой методике вокруг дошкольника, во многом закладывает целый ряд факторов для его дальнейшего развития, помогает развиваться в соответствии с потребностями, привычками, интересами, индивидуальными темпами развития и даже характером, формируют самостоятельность.
Мебель для детской комнаты по Монтессори
В методике Марии Монтессори установлено несколько требований, которым должны соответствовать помещение и мебель для детской комнаты:
- Комната должна быть достаточно просторной, чтобы ребенок мог в ней свободно перемещаться, если детей несколько, то они не должны встречать на своем пути препятствия.
- Мебель для детской комнаты должна соответствовать росту детей, находящихся в ней, их возрасту. Дети должны свободно доставать и убирать вещи из шкафов, самостоятельно двигать стулья к столу или в нужное место. При этом вес стульев должен быть легким, чтобы малыши могли без помощи взрослых их перемещать.
- Столы для занятий и игр должны быть светлыми, окрашены в один тон, чтобы во время занятий ничто не отвлекало их внимание от процессов обучения, иметь достаточную площадь для размещения на них книг, подставок для карандашей и других ученических предметов.
Столы для занятий и игр должны быть светлыми, окрашены в один тон, чтобы во время занятий ничто не отвлекало их внимание от процессов обучения, иметь достаточную площадь для размещения на них книг, подставок для карандашей и других ученических предметов.
Кроме того, в детской комнате желательно иметь небольшие коврики для физических занятий.
Также крайне важно, чтобы все предметы и вещи, которыми пользуются дети, находились в свободном доступе, размещались на уровне глаз или на открытых полках стеллажей и шкафов.
Принципы методики Марии Монтессори не допускают наличия в детской комнате закрытых коробок и дверцей. Все, что нужно ребенку, он должен видеть и легко доставать без помощи взрослых. Например, для маленьких детей отлично подойдут небольшие корзины или открытые коробки, которые можно устанавливать прямо на полу, в поле зрения малыша – рядом с кроватью или другим спальным местом. В зоне переодевания необходимо поместить достаточное количество крючков и вешалок для детской одежды, а также небольшой туалетный столик с зеркалом.
Экологичность и безопасность окружающей обстановки
Современные родители стремятся создать все возможные условия для того, чтобы их дети нормально и полноценно развивались, и при этом стараются в полной мере заботиться об их безопасности и здоровье. Поэтому детская комната, создаваемая по методике Монтессори, не должна иметь никаких хрупких, бьющихся, острых или тяжелых предметов. За счет того, что многие дети часто любят располагаться на полу для своих игр или занятий, в комнате понадобятся мягкие, но плотные коврики, легкие и удобные, в которых не будет скоплений пыли. Размеры и вес таких ковриков должны позволять ребенку самостоятельно передвигать их.
По принципам системы Монтессори в детской комнате не должно быть синтетических тяжелых штор, все материалы, которые окружают ребенка, должны быть исключительно натуральными: хлопок, шерсть, лен, натуральная древесина. Настоятельно рекомендуется отделывать комнату креативными обоями, покрывать поверхности лаками и красками, не содержащими токсичные вещества и другие компоненты, которые могут выделять вредные для здоровья испарения.
Широкие окна, которые дают достаточно естественного освещения, также являются обязательным условием методики Монтессори. Кроме того, рекомендуется завешивать такие окна легким текстилем, а подоконники декорировать миниатюрными цветочными горшками.
Зонирование детской комнаты по системе Монтессори
Методикой предполагается, что пространство детской комнаты, обустраиваемой по системе Марии Монтессори, должно быть разделено на отдельные территории, каждая из которой должна выполнять свои определенные функции: место для сна, для переодевания и для деятельности и творчества. При этом дети должны сами определить эти зоны и материалы для них. В зоне для активной деятельности и творчества одновременно могут находиться несколько детей, но если ребенок хочет заниматься там один, то мешать ему не стоит.
Согласно методике Монтессори для полноценного развития ребенка рекомендуется установить следующие образовательные зоны в детской комнате:
Родной язык. Данная зона предполагает изучение букв, расширение лексического запаса, развитие навыков чтения и письма. Здесь необходимо иметь подвижной алфавит, объемные буквы из материалов различных фактур.
Математика. Данная зона понадобиться, чтобы развивать у ребенка логическое мышление, улучшить способности строить логические цепочки, освоить первые навыки и получить первые знания математического счета и математических операций.
Космос. В этой зоне будет происходить знакомство с астрономией, животным и растительным миром, окружающей средой. Понадобятся плакаты, фотографии, игры в стиле лото, модели Земного шара и космической системы.
Сенсорное развитие. В этой зоне ребенок будет развивать вкусовые ощущения, осязание, зрение, сможет познакомиться с понятиями температуры, веса, длины и т.д. Для этого необходимо будет иметь детские весы и другие измерительные приборы, музыкальные инструменты, материалы с различными свойствами (камень, вода, ткани и т.п.)
Практические занятия. Развитие навыков самостоятельного ухода за собой, развитие мелкой моторики рук, изучение свойств предметов окружающего мира. Для этого можно использовать детские средства для гигиены и ухода за собой, тренажеры для застегивания пуговиц, материалы, которые можно сортировать, переливать, рассыпать и многое другое.
Также в детской комнате по системе Монтессори можно определить отдельное пространство для занятий танцами, физической культурой, рисованием, пением или чем-нибудь другим в зависимости от способностей и интересов ребенка
Правильная и гармоничная обстановка в комнате ребенка – это залог правильного, всестороннего и интересного развития ребенка
Источник