Декоративно прикладное творчество для развития ребенка
Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творчество – одно из основных направлений, в котором созданы все условия для формирования личности детей, их воображения, логики, эмоционального и интеллектуального развития.
Что такое декоративно-прикладное творчество?
Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими. Фантазия, талант и умелость рук позволяют из природных материалов создавать предметы быта и интерьера, а из простых предметов — произведения искусства.
Исторически сформировалось множество самобытных направлений декоративно-прикладного творчества. Это вышивка, лепка, художественная роспись, шитье, ковка металла, чеканка, резьба по дереву, работа с природными материалами.
Актуальность приобщения к творчеству детей
Стремление познать и преобразить окружающий мир заложено в детях с раннего детства. Поэтому, именно в дошкольном возрасте важно предоставить ребенку максимум возможностей для реализации своего потенциала.
Вовлечение детей в творческий процесс формирует в них важные жизненные качества и раскрывает их способности. Помимо формирования художественных и прикладных навыков работы с тем или иным материалом, дети в процессе творчества получают огромный опыт общения и созидания. Работая и общаясь в коллективе, дети учатся взаимопомощи, умению слушать и понимать.
Проявляются и формируются качества личности, такие как наблюдательность, внимательность, усидчивость, аккуратность. А развитие фантазии, умение преображать вещи, добиваться своей цели — формирует уникальную целеустремленную личность, уверенную в своих силах и способностях.
Направления работы
В процессе знакомства и приобщения детей к творчеству важно сформировать у них желание взаимодействовать с предметами с целью их улучшения и видоизменения; создать атмосферу, когда ребенок уверен, что он может сделать что-то новое, получив при этом положительные эмоции и одобрение окружающих.
Цели и задачи творческого развития детей 3-7 лет
Результатом как основной цели, так и многогранных задач по приобщению ребенка к декоративно-прикладному творчеству, является формирование гармонично и интеллектуально развитой самостоятельной творческой личности, наделенной широкими знаниями о предметах окружающего мира и возможностях их творческого преображения.Подробнее цели и задачи творческого развития детей представлены в таблице.
Цели творческого развития детей |
|
Задачи творческого развития детей |
|
Техника работы по ручному труду
Осваивая основы декоративно-прикладного творчества, дети обучаются ручному труду. Прежде всего, это умение обращаться с инструментами, а так же с помощью инструментов, приспособлений и техник обрабатывать материал, создавая предметы и произведения декоративного искусства.
Обучение ручному труду проводится от простых методов к более сложным. Параллельно с этим постигаются основы моделирования и конструирования.
Сенсорное воспитание
Декоративно-прикладное творчество для детей – один из способов, который в увлекательной форме позволяет раскрыть в ребенке все заложенные способности. Обучение основным направлениям и техникам строится поэтапно.
https://www.youtube.com/watch?v=UqH0hnnqg0U
Со временем ребенок все больше постигает структуру, свойства материалов с которыми он работает, понимает как тот или иной материал может повести себя при определенной обработке, какая получится форма или как изменятся свойства предмета. Это является основой сенсорного воспитания. Дети начинают чувствовать фактуры, возможности взаимодействия с предметами, понимать цвета, их гармоничное сочетание.
Эстетическое воспитание
Из задач сенсорного воспитания естественным образом формируется эстетическая основа мировоззрения ребенка. Эстетическое чувство – это восприятие и видение прекрасного в произведениях творчества, природе и жизни.
Человек с развитым чувством прекрасного, всегда будет самодостаточным и уверенным в себе.
Главной задачей эстетического воспитания является раскрытие в ребенке чувства созидания, которое позволяет видеть и оценивать гармоничное сочетание цветов и фактур, создавать художественные композиции, выбирать цвета, соответствующие задуманному образу.
Нравственное воспитание
Декоративно-прикладное творчество для детей – это увлекательное занятие, что развивает умение трудиться в коллективе. Общаясь с ровесниками и преподавателем, у ребенка формируются социальные навыки, которые помогают в формировании личности.Личностные навыки, которые формируются при работе в коллективе:
- усидчивость и внимательность;
- умение слушать, понимать и повторять показанные действия;
- товарищеские чувства и взаимопомощь;
- самостоятельность при планировании и достижении цели;
- повышение самооценки при получении положительного результата.
Какие материалы используются для работы?
Для целей детского творчества используются разнообразные материалы. Это могут быть природные, бросовые материалы, ткани, веревки, старые вещи, бумага и многое другое. Цель декоративного искусства – при помощи подручных материалов создать вещь, которая бы могла использоваться в быту или служить украшением.
Материалы, которые потребуются:
- бумага: цветная, гофрированная, писчая, папирусная, бархатная, газетная, двусторонняя, самоклеящаяся, калька, бумажные салфетки, фольга;
- картон: белый, цветной;
- ткань: хлопчатобумажная, льняная, синтетическая, цветная, однотонная, с рисунками;
- вата: хлопчатобумажная вата, ватные палочки и диски;
- природный материал: семена растений, фруктов и овощей, шишки, желуди, листья, ветки деревьев, перья, камни, песок;
- крупа разных видов, фигурные макароны;
- бросовый материал: банки пластиковые, коробки, крышки;
- деревянные палочки, зубочистки;
- декоративные элементы: бусины, стразы, бисер, пайетки, тесьма;
- пластилин, соленое тесто, глина;
- нитки и веревки разных видов и разных цветов;
- клей-карандаш для бумаги, клейстер из крахмала, клей ПВА;
- краски, кисточки, фломастеры, карандаши, маркеры;
- влажные салфетки для рук, клеенка, банка-непроливайка для воды.
Виды декоративно-прикладного творчества
Декоративно-прикладное творчество в зависимости от используемых материалов и техник классифицируется по видам.
Для детей эта классификация имеет упрощенный вид и представлена следующими типами:
- моделирование из эластичных материалов (лепка);
- работа с бумагой и моделирование из бумаги;
- применение техники нанесения узоров;
- моделирование из ткани, ниток, природных материалов.
Экопластика
Экопластика – это поделки из природного материала. Моделирование образов животных, пейзажей, предметов из материалов, собранных в лесу – бесценный опыт, богатый эстетическими переживаниями, помогающий развить фантазию и воображение у ребенка.
Экопластика из природных материалов бывает 2 видов:
- моделирование;
- аппликация.
Моделирование включает в себя использование природных материалов (шишек, желудей, каштана, семян, веточек) и пластичной основы (пластилин или соленое тесто). Оценивая и фантазируя на что похож тот или иной природный объект, ребенок создает композицию, моделирует образ животного или человека.
Некоторые природные материалы, например, колючки от лопуха используются как натуральный конструктор. Они склеиваются друг с другом, и из них можно создавать любой образ или фигуру. Например, фигурку медведя или человека.
Один из видов народно-прикладного творчества для детей — моделирование
Аппликации чаще всего делаются из листьев деревьев. Так, можно нарисовать на листе ежика и вместо иголок приклеить маленькие длинные листики. Или сначала на бумагу приклеить листья, а затем, используя фантазию, подрисовать к ним элементы, создавая образы животных, рыб, птиц или насекомых.
Пластика
Декоративно-прикладное творчество для детей – это деятельность, позволяющая использовать разнообразные пластичные материалы, к которым относятся: пластилин, масса для лепки, глина для моделирования, соленое тесто, цветное соленое тесто.
Из пластичных материалов можно создавать объемные образы, а так же аппликацию на бумаге или картоне.
Создавать красивые фигурки из пластилина, которые порадуют ребенка результатом, лучше всего поэтапно. Выбрав для моделирования мышонка, преподаватель показывает сначала готовый вариант, затем все его части тела лепятся по отдельности, и в итоге соединяются в готовую фигурку.
Создание аппликации из цветного пластилина – не менее увлекательный процесс. Нарисованный на картоне небольшой сюжет, выкладывается, как мозаикой, маленькими шариками из пластилина разных цветов, как бы «закрашивая» картину. Такую поделку помещают в рамку.
Новогодние поделки в разной технике
Новогодняя тематика очень привлекательна для детей, она поднимает настроение в предвкушении новогодних чудес. Для изготовления новогодних поделок можно использовать разные техники.
Снежинки из фигурных макарон
Простое, но очень увлекательное занятие – создание елочных украшений в виде снежинок из фигурных макарон.Материалы:
- макароны разных красивых форм (ракушки, цветы, бантики);
- клей;
- серебристая краска;
- цветные ленты.
Порядок выполнения действий:
- Макароны склеивают, создавая симметричные фигурки.
- После высыхания клея, снежинки покрывают серебристой краской.
- Прикрепляют ленту, чтобы снежинку можно было повесить на елку.
Елка из шишки
Другой интересный вариант – елка из шишки:
- Большая сухая шишка раскрашивается в зеленый цвет.
- С помощью клея шишка украшается различными декоративными бусинами, стразами, лентами, блестками наподобие настоящей новогодней елки.
Работа с бумагой
Большой простор для творчества и вдохновения дает работа с бумагой. Существуют сотни техник использования бумаги в творчестве.
Сюда можно отнести следующие:
- радужное складывание (складывание полос бумаги под углом, создавая закручивающуюся спираль);
- оригами (классическое, мокрое, киригами, кусудама, модульное оригами);
- бумагопластика (создание барельефов, используя пластичность бумаги);
- квиллинг (создание узоров за счет скручивания бумажных полосок);
- папье-маше (создание объемных фигур посредством их формирования из пластичной размоченной бумаги, смешанной с клеевой основой);
- скрапбукинг (декорирование альбомов, дневников, записных книжек различными бумажными элементами);
- торцевание (бумажная аппликация из маленьких кусочков гофрированной бумаги).
Для детского творчества выбираются наиболее адаптированные техники. Создание фигурки из папье-маше, например, декоративной тарелки, доступно даже дошкольнику.
Порядок создания поделки:
- Маленькие кусочки тонкой бумаги смачиваются в клейстере и слой за слоем выкладываются на наружную поверхность простого блюдца.
- После высыхания бумажную заготовку снимают с блюдца.
- Блюдце из папье-маше окрашивают в белый цвет и наносят на него узоры.
Квиллинг – один из популярных видов творчества, развивает в детях воображение и доставляет эмоциональное удовлетворение от полученного результата. Процесс работы увлекательный, но не сложный.
В наборах для квиллинга есть большой выбор полос бумаги разных цветов. Их скручивают в спирали, формируя с помощью прищипывания геометрические фигуры. Полученными элементами выкладывают подготовленный рисунок. Поделка получается яркая и ажурная.
Техники рисования
Рисование – это создание художественного образа с использованием различных техник нанесения краски.
Самые популярные техники рисования, используемые в детском творчестве:
- витражное рисование;
- рисование аэрографом (или выдувание краски при помощи трубочки);
- граттаж (царапанье с помощью острого предмета на листе, закрашенном черной краской);
- рисование отпечатками пальцем и ладоней;
- народная роспись (хохломская, городецкая, жестовская роспись);
- орнамент (нанесение и чередование повторяющихся элементов).
Использование ярких красок и создание собственных художественных произведений очень вдохновляет детей. В технике рисования отпечатками пальцев можно нарисовать картину с гроздью рябины, где красные ягоды созданы при помощи пальчикового рисования.
Так же можно украсить открытку, нарисовав на ней гирлянду, а обмакнув пальцы в разные цвета, повесить на гирлянду цветные лампочки. Рисование аэрографом или просто выдувание краски на листок бумаги позволяет создать настоящие шедевры.
Панно с использованием листьев:
- На листе бумаги раскладываются листья разной формы.
- Сверху разбрызгивается краска одного или разных цветов.
- Листья убираются с бумаги, и на пестром листе остаются белые контуры.
- Вместо листьев используются различные шаблоны, краску можно наносить поэтапно.
Работа с нитками, веревками
Макраме и разные техники вязания – это лишь малая часть техник, которые используются в декоративно-прикладном творчестве для детей. Макраме – несложный вид творчества, позволяющий создать различные декоративные элементы для интерьера посредством плетения и завязывания узлов разных видов.
Обучение детей вязанию из ниток на спицах и крючком лучше начинать с младшего школьного возраста. Для дошкольников существует множество других видов творчества с использованием ниток и веревок.
Примеры поделок из ниток:
- аппликация из ниток на листе бумаги или картона (маленькими отрезками толстых ниток для вязания при помощи клея на листе бумаги выкладываются сюжеты, создаются цветы и узоры);
- плетение браслетов (с помощью техники макраме, а так же других видов плетения создаются красивые яркие браслеты);
- создание игрушек из помпонов и кисточек (помпоны и кисточки соединяются вместе наподобие мягкой игрушки);
- шары из ниток (воздушный шарик плотно обматывается нитками, смоченными в клее ПВА. После высыхания клея шарик лопается и вынимается. Остается ажурный цветной шар из ниток, который можно использовать как праздничный декор).
Работа с тканью
Использование ткани в работе с дошкольниками занимает важное место. Чаще всего детей учат разным техникам вышивки и декоративных строчек. Создание из тканей мягких игрушек так же очень привлекает детей.
Популярным детским творчеством является создание мережки на небольшом отрезе ткани.
Этот процесс требует терпения и усидчивости, но результат превосходит ожидания. Например, можно создать свой собственный носовой платок с мережкой по краям и вышитыми инициалами на одном из углов.
Мягкую игрушку можно создать из носка, снеговик из белого носка делается очень просто:
- Носок набивается ватой, перетягивается нитками для получения снежных шаров, из которых состоит снеговик (лучше разделить на 2 части – голову и туловище).
- С помощью бусинок делаются глаза, нос и рот.
- На голову снеговику надевается колпак из обрезка цветного носка, другой обрезок надевается ему на шею в виде шарфа.
Работа с нетрадиционными материалами
К нетрадиционным материалам можно отнести бросовые материалы: пластиковые бутылки, упаковки от йогуртов, киндер-сюрпризов, втулки от бумажных полотенец, бумажные кассеты из-под яиц, ватные диски, ватные палочки, трубочки для коктейля.
Кассета из-под яиц может с легкостью превратиться в цветную гусеницу, для этого нужно:
- Отрезать одну полоску с ячейками и раскрасить каждый сектор разными цветами.
- На голове гусеницы нарисовать глаза.
- Из раскрашенных спичек сделать рожки гусеницы.
Чтобы сделать облако с радужным дождем, нужно взять:
- лист цветной бумаги;
- 5 ватных дисков;
- цветные полоски из бумаги, соответствующие цветам радуги.
Порядок выполнения работы:
- На лист вертикально крепится радуга из цветных полосок бумаги (так, чтобы верхние края полосок были чуть выше середины листа).
- Верхние края радуги закрываются облаком из приклеенных ватных дисков, в виде облака.
Аппликации из ватных дисков всегда выглядят аккуратно и красиво.
Смешанные техники
Смешанные техники подразумевают под собой использование одновременно 2 или более техник декоративно-прикладного творчества. На примере поделки «Снеговик из одноразовой ложки» можно представить, как сочетаются техники рисования, работы с тканью и нитками.
Для поделки необходимы следующие материалы:
- большая одноразовая ложка;
- маленький цветочный горшок;
- моток белых ниток;
- цветной лоскуток или носок;
- краски, кисточка, маркеры.
Порядок выполнения работы:
- Цветочный горшок раскрашивается в синий цвет, на него белой краской наносятся снежинки (можно нанести одиночные либо в виде орнамента).
- Внутрь горшка приклеивается кусок пенопласта, в который затем втыкается рукоятка ложки.
- Ложка (ее выпуклая часть) служит лицом снеговика. Лицо снеговика рисуется тонкими маркерами.
- Из белых ниток делаются маленькие помпоны, напоминающие снежки, которые укладываются в горшок поверх пенопластового крепления.
- На ложку надевается колпак и шарф, сделанные из цветного носка или обрезка ткани.
Использование в образовании дошкольников элементов декоративно-прикладного творчества учитывает возрастные особенности детей: их природное любопытство и стремление познавать новое. Одновременно с этим стимулируется формирование личности ребенка, раскрывающее его творческие способности и таланты.
Видео о самых красивых видах декоративно-прикладного творчества
13 самых красивых видов декоративно-прикладного искусства:
Источник
Валентина Середина
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчестве
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество
Творчество — это деятельность,
в которой раскрывается
духовный мир личности»
В. А. Сухомлинский.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Актуальность темы определена следующими аспектами:
• В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.
• Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества, НОД по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
• Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и формирует умение видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
• Знакомя детей с народным декоративно – прикладным искусством мы тем самым развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, с ее мастерами – умельцами, создающими для нас эту неповторимую красоту.
Задачи:
• Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
• Познакомить с разными видами продуктивного творчества, прикладного творчества, с разными техниками;
• Формировать умение видеть необычное в обычном;
• Развивать любознательность, воображение, творческое мышление, мелкую моторику;
• Заложить основу эстетической красоты;
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, уважение к труду других людей.
Этапы развития творческих способностей ребенка:
• І этап: Диагностирование личностных особенностей детей (наблюдения за детьми во время самостоятельной деятельности, во время НОД, беседы, изучение продуктов детского творчества);
• ІІ этап: Подготовительный (подобор литературы и информационного материала);
• ІІІ этап: Деятельностный (работа с детьми, родителями (законными представителями, проведение выставок детского творчества)
Существует великое множество видов прикладного творчества! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:
• Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
• Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
• Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
• Виды росписи: батик – рисование по ткани; витраж – роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент – повтор и чередование элементов узора.
• Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование – выжигание узора по ткани; мозаика – создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика – выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
• Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
• Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
• Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
• Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.
Виды техник декоративно прикладного творчества использованные и освоенные в процессе работы с детьми:
• Квиллинг
• Оригами модульное
• Аппликация
• Рисование
• Городецкая роспись
• Дымковская роспись
• Аппликация из пластилина
• Лепка
Рисование — это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам, преимущественно из линий и штрихов.
Модульное оригами — создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами – придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Квиллинг (от англ. quilling – от слова quil «птичье перо») — искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…
Манная крупа напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, т. к. она легче по весу, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из манки доступно для детей дошкольного возраста.
Файл «/upload/blogs/detsad-555506-1459955070.jpg» не найден!
Аппликация из пластилина — пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи».
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь.
Дети принимают активное участие во Всероссийских и Международных конкурсах декоративно-прикладного творчества, где занимают призовые места.
Наша задача заинтересовать и привлечь родителей к взаимодействию по данному направлению. Достижение цели даст родителям включение в процесс образовательной деятельности с детьми и проведению совместной деятельности с ребёнком дома.
Все мы знаем, что творчество одно из самых больших удовольствий для ребенка. В нем раскрывается его внутренний мир. Ведь делая что-то своими руками, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Источник