Деятельность социального педагога по воспитанию и развитию личности ребенка

Деятельность социального педагога по воспитанию и развитию личности ребенка thumbnail

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Возрождение»

Выступление на августовской конференции

«Деятельность социального педагога в процессе  социализации и воспитания обучающихся в условиях

введения ФГОС»

Социальный педагог

Н.В. Аверкина

I категория

Куйтун, 2015г.

«Деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условиях

введения ФГОС»

Организация комплексного социально-педагогического сопровождения обучающихся в контексте  внедрения ФГОС второго поколения  в образовательных учреждениях является необходимым условием, обеспечивающим достижение обучающимися личностных результатов развития на начальной, основной и старшей ступени обучения.

Целью социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении является создание оптимальных условий для позитивной социализации ребенка.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, инновационная деятельность же требует все большего творческого применения сил.

Принято выделять две основные группы факторов:

экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, здесь уже можно говорить в отдельных случаях даже о социальном одиночестве. Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

 К внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога здесь — социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.

При внедрении ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной программ.

 Социальная педагогика здесь, как и прежде, как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и умений работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями обучения.

Основные направления социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении

1. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

  • Реализация мероприятий, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей.
  • Профилактика жестокого обращения с детьми, преодоление семейного неблагополучия и социального сиротства, оказание реабилитационной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
  • Раннее выявление жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений здравоохранения, социального обслуживания, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Повышение педагогической компетентности родителей, социально-педагогическое сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

2. Обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде (детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности), профилактики девиантного поведения детей.

Задачи:

  • Реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть «Интернет», телефоны службы анонимного консультирования.
  • Развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью.
  • Проведение мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков.
  • Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания.
  • Формирование правовой культуры у детей и родителей, профилактика правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей.

 3. Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Задачи:

  • Обеспечение гарантии прав ребенка на получение социальной и психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
  • Организация межведомственного взаимодействия в целях оказания практической помощи семье и ребенку.

Этапы организации социализации обучающихся:

Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.

Организационно-административный этап (ведущий субъект — администрация школы) включает:

• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;

• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;

• координацию деятельности агентов социализации обучающихся — сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;

Организационно-педагогический этап (ведущий субъект — педагогический коллектив школы) включает:

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;

Этап социализации обучающихся включает:

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;

• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;

• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

• осознание мотивов своей социальной деятельности;

• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;

Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом умения носят интегративный характер и формируются в рамках изучения всех школьных курсов и предметов, но образуются в ситуации активного использования их в учебных или жизненных ситуациях. Задача социального педагога состоит во включении ученика в реализацию социально- значимой деятельности, поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

Читайте также:  Ребенку для развития координации

Для эффективности решения поставленных задач мы взаимодействуем со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Используются при этом различные методы, способы, приемы и формы работы

     Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися используются различные формы, методы, приемы и способы.

Главная цель социального педагога — улучшить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-психологические) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления.

Для реализации поставленных задач на основе существующих внеурочных программ мною была разработана программа внеурочной деятельности в 5-х классах «Путь к успеху».

Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.

Основными задачами программы являются:

научить положительной коммуникации и активному взаимодействию всех членов группы;

сформировать организаторские умения подростков посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности;

развить навыки организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.

В своей работе социальный педагог изучает интересы не только учащихся, но и проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и учащимися.

Работа социального педагога с родителями.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей после- дующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни

Семья для ребенка есть самое главное педагогическое учреждение, обеспечивающее интимно-личностные отношения, источник общественного опыта. Первая социализация личности происходит в семье. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни.

Но родителей в силу социально-экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованьями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности.

И в первую очередь это взаимосвязь с классным руководителем.

Работа социального педагога и классного руководителя
связана самим ее объектом – это человек, учащийся, воспитанник.

Классный руководитель является  связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам

— оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

— своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

— принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;

— взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

-получение какой-либо специальной информации или консультации.

— оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка, поскольку классные руководители не всегда могут самостоятельно собрать и проанализировать всю необходимую информацию в полном объеме;

— своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

— принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;

— взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

— получение какой-либо специальной информации или консультации.

Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.

           Работа социального педагога не сразу дает положительные результаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разными трудностями, с различными ситуациями.

         В улучшении его работы помогает хорошая взаимосвязь с заместителем директора по воспитательной работе, со школьным психологом, классными руководителями, а также идет огромная помощь со стороны отделения полиции, медицинских учреждений, органов опеки и попечительства, организаций дополнительного образования детей и подростков. Более частые совместные мероприятия и различные собрания способствуют лучшей воспитательной работе.

             Можно сделать вывод, что миссия школы в контексте социальной деятельности— дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

    Введение ФГОС требует создания в образовательном учреждении инновационной деятельности по всем направлениям своего функционирования. Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, в позитивном плане отличается от школы, целью которой является стабильное поддержание раз и навсегда установленного порядка деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов — СПб.: КАРО, 2000. — 272 с.
  2. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 416с.
  3. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт. — сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.
  4. Справочник социального педагога: 5-11 классы /авт. – сост. Т.А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 336с. – (Педагогика. Психология. Управление)
  5. Устюгова И.А., директор МБОУ «ЦПМСС», Григорович М.В., заместитель директора МБОУ «ЦПМСС»  Организация деятельности социального  педагога общеобразовательного учреждения (методические рекомендации): С. Оскол, 2013г.
Читайте также:  Портал для развития ребенка

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в образовательном учреждении определяет его функциональные обязанности.

В категорию трудных попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив…

Дети, склонные при определенных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относится к «группе риска».

Документация социального педагога включает в себя следующее:

1.  Нормативно-правовая база (тексты административных документов по социально-педагогической работе, законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;

2. Должностная инструкция.   Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный директором школы.

3.График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для детей и подростков, родителей, учителей;

4. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;

5. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству.

6.Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

7.Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;

8.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;

9.Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;

10.Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

1 папка. Нормативно-правовая база включает в себя:

1. Конвенция ООН о правах ребенка

2. Всеобщая декларация прав человека

3. Конституция РФ

4. Семейный кодекс РФ

5. Уголовный кодекс РФ

6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ

7. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ

8. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г.

9. Изменения в законе РФ «Об образовании» от 2011г.

10. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995г., от 24.11.1995г.

11. Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007г. N120-ФЗ

12. Информация Прокуратуры Московской области № 20-20-85-04 от 30.07.2004 г. «О состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями в Московской области в 1 полугодии 2004 г.»

  1. Закон Московской области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области»

  2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ «Информация МО и науки РФ о практике применения ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  3. Методические рекомендации по выявлению преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и жестоким обращением с ними

16. Нормативно-правовые документы регионального и муниципального уровня.

Должностная инструкция социального педагога общеобразовательной школы составляется на основе типовых должностных инструкций с учетом особенностей общеобразовательной школы и утверждается директором.

Деятельность социального педагога школы проводится согласно перспективному плану с детьми «группы риска» и социально — дезадаптированными семьями учащимися. А также согласно совместным планам с социальными службами и ведомственными организациями города, занимающимися вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков и имеет единую цель – социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание и образование.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

работы социального педагога

1. Перспективный план содержит:

  1. аналитическую часть в виде краткого анализа за предыдущий год;

  2. задачи на новый учебный год (в рамках целей, поставленных ОУ);

2. Перспективный план включает в себя следующие графы:

1. Диагностическая и экспертная работа

п

Наименование видов работ

мероприятий

Сроки проведения

Контингент (для кого проводится)

Совместно с кем проводиться

Отметка о выполне-

нии

2. Просветительская и организационно-методическая работа

3. Профилактическая работа

4. Консультативная и коррекционно-развивающая работа

3. Данный план является составной частью общешкольного воспитательного плана.

Примерное содержание направлений перспективного плана:

Диагностическая и экспертная работа

Отражаются групповые и индивидуальные исследования учащихся, учителей, родителей (в том числе изучение жилищно-бытовых, материальных условий жизни ребенка, определение причин неблагополучия). Необходимо, чтобы в других направлениях плана, отразилось дальнейшее использование результатов диагностики. Это могут быть консультации педагогов, родителей, учащихся; подготовка документов для представления в ОДН и другие заинтересованные инстанции; индивидуальные и групповые занятия, семинары, выступления на пед. советах, родительских собраниях и др. К экспертной работе участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих социально-психологического решения ситуации, а также представление интересов детей в органах опеки, суде и других организациях, также другие виды работ.

Просветительская и организационно-методическая работа

Отражаются классные часы, лекции, семинары, выступления на методических объединениях, педсоветах, родительских собраниях, подготовка печатных материалов (буклеты, стенды и др.). К организационно-методической работе относятся работа по повышению квалификации, разработка программ коррекционно-развивающей и профилактической работы, участие в работе научно-практических семинаров, конференций, совещаний и методических объединений, ведение документации, планирование, отчетность и прочее.

Профилактическая работа

Указываются мероприятия по выявлению детей «группы риска», в том числе ведение списков согласно установленного образца. Отражается сопровождение детей «группы риска» (ведение карты индивидуального социально-психологического сопровождения, беседы и консультации с учащимся, работа с семьей, подготовка документов на лишение родительских прав и др., отслеживание посещаемости, посещения учащихся на дому и др.), участие в работе Совета профилактики, организация рейдов по микрорайону. Организация и проведение групповых занятий и внеклассных мероприятий, акций, конкурсов, тематических недель (декад, дней) по первичной профилактике негативных зависимостей, правонарушений, организация социально-активной деятельности учащихся, волонтерского движения. Проведение совместной работы с ОДН, КДН, взаимодействие с Детским наркологическим центром, подростковыми клубами, учреждениями дополнительного образования и др. по оказанию помощи, выходящей за рамки профессиональной компетенции социального педагога общеобразовательной школы и другие виды работ.

Консультативная и коррекционно-развивающая работа

В данном направлении отражаются групповая, индивидуальная коррекционно-развивающая работа; консультации учителей, родителей, учащихся, администрации; оказание консультативной помощи учителям в подготовке и проведении различного рода мероприятий для учащихся и родителей и другие виды работ.

ПЛАН

работы социального педагога______________________(Ф.И.О.)

Читайте также:  Игры на развитие креативности ребенка

Наименование видов работ

мероприятия

Сроки проведения

Контингент участников

Совместно с кем проводится

Отметка о выполнении

1. План работы на месяц составляется согласно перспективному плану с учетом планирования совместной работы с другими Службами города (совместный план с ОДН, с Центром наркологической помощи и т.д.)

2. План работы на месяц может составляться без выделения направлений (разделов);

3. План работы на месяц может быть составлен в форме понедельного плана-сетки;

4. План подписывается социальным педагогом.

5. В конце плана по итогам месяца указываются незапланированные дополнительно проведенные мероприятия.

6. План должен быть утвержден директором школы с целью согласования времени проведения планируемых мероприятий.

Циклограмма социального педагога.

Ежедневно

1.Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2.Индивидуальная работа.

3.Проведение мероприятий в классе по плану.

4.Работа с родителями (по ситуации).

5.Работа с учителями- предметниками (по ситуации).

6.Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.

7.Оформление журналов и ежедневника.

Каждый месяц

1. Посещение уроков в классах.

2. Рабочая встреча со школьным психологом.

3. Встреча с родительскими комитетами.

4. Совещание по планированию работы.

5. Оформление журналов.

Один раз в четверть

  1. Оформление журналов по итогам четверти.

  2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

  3. Посещение родительских собраний.

Один раз в год

  1. Работа с личными делами учащихся.

  2. Анализ и составление плана.

  3. Статистические данные по классам.

На начальном этапе определенное место в деятельности социального педагога занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности.

С этой целью совместно с педагогическим коллективом проводятся диагностические процедуры:

— обследование вновь зачисленных учащихся;

— исследования социальных условий жизни обучающихся;

— диагностика характерных поведенческих особенностей учащихся.

С помощью этих процедур выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.

Также используется информация, полученная из разных центров:

— комитет по социальной защите населения города

— органы здравоохранения

— инспектора ОДН

— КДН и ЗП

Создаются списки подростков, состоящих на внутришкольном учете, учете в ОДН, комитете по социальной защиты населения; собираются сведения о различных категориях подростков, указываются типы семей: неполные, многодетные, опекунские.

Коррекция базы данных осуществляется 2 раза в год на основании полученных результатов после проведения плановых совместных рейдов работников школы с представителями ОДН в семьи, имеющие проблемы в воспитании и обучении детей. В случае неэффективности работы вноситься корректировка в воспитательно – профилактическую работу относительно личности, либо семьи.

Утверждаю

Зам директора по ВР

_________Ф.И.О.

«___»_________ 20___г.

СПИСОК

учащихся МСКОУ СКОШ №___,

состоящих на учёте в ОДН

ФИО

уч-ся

Дата

рожде-

ния

Класс

Дом. адрес

телефон

Дата постановки на учёт Причина постановки на учёт

Занят. в свобод-ное время

Примечание

Форма заполняется ежеквартально, подписывается социальным педагогом, согласуется с ПДН, делается отметка в журнале сверки, утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Список дополняется по мере изменения данных. В графе «примечание» ставится отметка о семье (многодетная, малообеспеченная, гр. риска, состоит на учёте ОДН, ВШУ и т.д.).

Утверждаю

Зам директора по ВР

__________Ф.И.О.

«___»_________ 20___г.

СПИСОК

учащихся МСКОУ СКОШ №_____,

состоящих на ВШУ

ФИО

уч-ся

Дата

рождения

класс

Дом. адрес

телефон

Дата постановки на учёт

№ Протокола Совета профилактики Причина постановки на учёт

Занятость в свободное время

Примечание

Форма заполняется ежеквартально, делается отметка в журнале сверки, утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Список дополняется по мере изменения данных. В графе «примечание» ставится отметка о семье (многодетная, малообеспеченная, гр. риска, состоит на учёте ОДН, ВШУ и т.д.).

Список семей, состоящих на ВШУ. Форма заполняется ежеквартально, делается отметка в журнале сверки, утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Список дополняется по мере изменения данных.

Списки многодетных, малообеспеченных семей заполняются в сентябре и январе текущего учебного года, подписывается социальным педагогом, утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Список дополняется по мере изменения данных.

Кроме этого обязательными для социального педагога являются следующие документы:

-социально-педагогическая характеристика микросоциума;

-медико-психолого-педагогические характеристики подопечных, которые относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке;

За наличие данных документов социальный педагог несет персональную ответственность.

Кроме того, социальный педагог имеет документацию по учету правонарушений, конфликтов в коллективе, по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений.

Особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, изучение социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы.

Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Тесно сотрудничает с органами опеки и попечительства и комитетом социальной защиты.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.

Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении.

Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.

Источник