Деятельность и развитие ребенка с нарушениями интеллекта
Анастасия Парфенова
Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта
Изучение опыта зарубежных стран дает основания утверждать, что проблема интеллектуальных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
является весьма актуальной. Это обусловлено последними достижениями медико-биологических наук, способствующих клинической дифференциации различных форм умственной отсталости у детей. Умственная отсталость — это состояние организма, при котором интеллект ребенка не достигает уровня развития, оптимально необходимого для данного возраста. Это вызывает нарушение развития личности ребенка и не позволяет
без специальной помощи достичь оптимально возможного уровня.
Проблема диагностики, воспитания, обучения, социализации детей
с нарушениями интеллектуального развития заслуживает внимания, так как все бильшe детей уже на первом году жизни имеет диагноз «умственная отсталость». Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие проценты. Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют о том, что рождаемость детей
с особыми потребностями в мире достигает 13%. Среди них 3% детей рождаются с недостатками интеллекта, а 10% — с другими физическими
и психическими недостатками развития.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что исследованием проблемы деятельности детей с нарушениями интеллекта привлекает внимание многих исследователей,а именно: В. И. Бондаря, Г. Н. Волковой, Л. С. Гордейчук,
С. А. Игнатьева, Г. И. Лалаевои, А. А. Правдиной, Т. В. Сак, В. М. Синева,
А. П. Хохлина и других ученых. Однако, не все аспекты данной темы достаточно изученными. Поэтому, выявление нарушений развития у детей и их коррекция на ранних этапах становления личности является важной задачей коррекционной педагогики.
Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности,
его сознания. Воспитание личности, в том числе и умственно отсталого ребенка, возможно только в единстве с деятельностью. Но наряду с этим для воспитания умственно отсталого ребенка деятельность имеет еще и то значение, которое, во-первых,
при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корректировать недостатки познавательных процессов [1].
Вся деятельность умственно отсталого ребенка глубоко своеобразна. Это прежде всего проявляется в нарушении ее целенаправленного характера. Для умственно отсталого школьника характерна слабость ориентировки в задании, неумение его анализировать, планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для выполнения задания. Он не уверен в своих силах и поэтому идет от трудностей, постоянно отклоняется от поставленной задачи, цели, подменяет
ее другой, похожей, но более легкой и доступной. Умственно отсталые дети некритично относятся к результатам своей деятельности. Ограничены познавательные возможности, недоразвитие мировоззрения и личности в целом приводят
к тому, что умственно отсталый ребенок больше склонен к близкому мотивации своей деятельности, нередко руководствуется не объективными данными задачи, а стремлением удовлетворить требование учителя, родителей и т. В связи с этим дети нередко выполняют задания интереса, формально производят те или иные действия под влиянием случайных ассоциаций и побуждений. Выработка общественно значимых мотивов деятельности особенно в младших и частично в средних классах вспомогательной школы достаточно затруднена [2, 60-63].
Основными видами деятельности умственно отсталых, как и нормальных детей,
есть игра, учение, труд [3, 50-57].
Известно, что основным видом деятельности детей младшего
школьного возраста является учебная деятельность. Ведущая роль в усвоении отдельных
понятий, процессов, явлений, в формировании умений и навыков принадлежит уровню
развития психических процессов, таких как, восприятия, мышления, внимание
и память. Будущим педагогам при обучении детей с особыми потребностями
необходимо учитывать, что эффективность усвоения учебного материала
зависит в первую очередь от мотивационной учебной деятельности учащихся. различные
аспекты этого вопроса в специальной педагогике исследовались
Н. Ф. Добрыниным, С. И. Костюком, Н. И. Лускановою, В. Г. Петровой,
Б. М. Пинским и другими. Обзор литературных источников свидетельствуют о том,
что мотивы деятельности детей с интеллектуальными нарушениями объединяются только с конкретной ситуацией, которая направлена на осуществление отдельных действий,
и не способствуют достижению общей цели. Доминирующим учебным мотивом таких детей является мотивация избегания наказания. Дети пытаются избежать получения низких оценок и соответствующей реакции на них со стороны родителей
и одноклассников. Такой мотив создает в целом негативный эмоциональный фон учебной деятельности. В отдельных учеников достаточно часто выражена мотивация достижения успеха. Поэтому, они стараются избежать оценочной ситуации,
но в то же время хотят добиться успеха. Учебный процесс в таких случаях следует проводить в медленном темпе, избегать психических перегрузок
и большого количества абстрактного материала. Учебный материал должен быть доступным, интересным и эмоционально насыщенным. По данным В. И. Ковалева
и А. Р. Лурия основным мотивом, который поддерживает положительное отношение
к обучению, является учебный интерес. У детей с интеллектуальными нарушениями такой интерес проявляется только при изучении отдельных предметов. Поэтому,
при обучении детей с особыми потребностями следует избегать сложных задач. Такие ученики могут выполнять простые однотипные задачи (выписка слов, букв, переписывание текста и т. д.). При проведении прогулок, экскурсий детям целесообразно предлагать собрать листья, плоды растений различной формы и размеров, чтобы впоследствии использовать их на занятиях по труду для изготовления простых аппликаций.
Таким образом, учение является мощным средством коррекции основного дефекта умственно отсталого школьника — недоразвитие познавательной деятельности, мощный фактор развития его личности в целом.
Следующий вид деятельности — игра. Игрушка не всегда побуждает умственно отсталого ребенка к деятельности. Она недостаточно активно включается в игру,
не может создать самостоятельного игрового замысла, цельную воображаемую игровую ситуацию, а обычно только манипулирует игрушками, пробуя разные их использования
в различных сочетаниях. Игра умственно отсталого ребенка однообразна. Основное место в ней занимают побочные ассоциации. Ее игра носит неорганизованный, хаотический характер. В ней трудно уловить логику, смысл и сюжет. Часто она представляет собой стереотипное действие с игрушкой или такое же стереотипное воспроизведение знакомой ребенку жизненной ситуации. При этом большое значение имеет склонность умственно отсталого школьника к подражанию, к имитации. Умственно отсталые дети слабо включаются в коллективную игровую деятельность. Они не понимают общего замысла, правил игры и распределения ролей, не проявляют нужной изобретательности, смекалки, ловкости.
Если коснуться трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта, то можно сказать, что труд содержит значительные коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретности
и доступности чувственного восприятия помогают ученикам выработать умение соотносить свои действия с целью труду, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнения общественно значимых трудовых заданий повышают интерес
к работе, которая выполнена, формируют более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности.
Задачи, требующие решения умственных задач, повышают интерес
к обучению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей.
В процессе выполнения трудового задания школьники практически усваивают приемы анализа и синтеза. Трудовая деятельность помогает ученику овладеть приемами сравнения, навыками планирования и соблюдения последовательности действия. У ребенка появляется правильная оценка качества и результатов своей деятельности [4, 81-91].
Следовательно, при обучении детей с нарушениями интеллектуального развития необходимо развивать в них положительную учебную мотивацию, желание учиться, веру в собственные силы, обогащать знания детей об окружающей среде
и взаимосвязи между предметами и явлениями, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. При проведении коррекционной работы необходимо избегать психических перегрузок, не ограничивать время для выполнения задач
и предупреждать появление усталости.
литература:
1. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике / А. Н. Граборов — М., 1961.
2. Илюшенко А. С. Обучение умственно отсталых детей / А. С. Илюшенко
И. А. Астафьев //Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2007. — № 12. —
С. 60-63.
3. Синьов В. М. Коррекционная психопедагогики.Олигофреноледагогика: Учебник. — Часть 2. Обучение и воспитание детей. — М.: Изд-во НПУ имени
М. П. Драгоманова, 2009. — 224 с
4. Хохлина А. П. Психические проявления умственной сферы у школьников с разными интеллектуальными возможностями в процессе трудовой деятельности /
А. П. Хохлина // Педагогика и психология Научно-теоретический и информационный журнал АПН Украины. 2004. — N1. — С. 81-91
Источник
В связи с недоразвитием психики ребенка с нарушением интеллекта огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности ученика специальной коррекционной школы VIII вида.
Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности, ее сознания. Естественно, что воспитание личности, в том числе и ребенка с нарушением интеллекта, возможно только в единстве с деятельностью. Но наряду с этим для воспитания ребенка с нарушением интеллекта деятельность имеет еще и то значение, что, во-первых, при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корригировать недостатки познавательных процессов.
Вся деятельность ребенка с нарушением интеллекта глубоко своеобразна. Это прежде всего проявляется в нарушении ее целенаправленного характера. Для ребенка олигофрена характерна слабость ориентировки в задаче, неумение ее анализировать, планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства выполнения задачи. Ребенок с нарушением интеллекта не уверен в своих силах и поэтому уходит от встречающихся трудностей, постоянно отклоняется от поставленной задачи, цели, подменяет ее другой, сходной, но более легкой и доступной. Часто это соскальзывание вызвано случайными ассоциациями, отсутствием настойчивости при выполнении задания, отвлекаемостью и т. п. Дети-олигофрены некритически относятся к результатам своей деятельности. Они не соотносят их с поставленной задачей. Внимание ребенка-олигофрена направлено на процессуальную сторону действия, а не на получение результата, в котором выражены суть действия, качество его выполнения. Испытывая затруднения в актуализации прошлого опыта, дети зачастую не используют его вовсе при решении новой задачи, или, наоборот, в готовом неизменном виде переносят отдельные элементы прошлого опыта на решаемую в данный момент задачу.
Правила и приемы деятельности детей с нарушением интеллекта школьники нередко усваивают механически — не применяют их там, где следует, и, наоборот, используют в тех случаях, где это не нужно.
Ограниченные познавательные возможности, неумение использовать прошлый опыт, узкий круг потребностей и интересов, недоразвитие мировоззрения и личности в целом приводят к тому, что ребенок с нарушением интеллекта более всего склонен к близкой мотивации своей деятельности, нередко руководствуется не объективными данными задачи, а стремлением удовлетворить требование учителя, родителей и т. п. В связи с этим дети нередко выполняют задание без интереса, формально производят те или иные действия под влиянием случайных ассоциаций и побуждений. Выработка общественно значимых мотивов деятельности особенно в младших и отчасти в средних классах специальной коррекционной школы VIII вида довольно затруднена.
Для детей с нарушением интеллекта характерна склонность к автоматическим стереотипным действиям, к физическому труду, не требующему интеллектуальных усилий, самостоятельности и активности. Недостатки деятельности детей с нарушением интеллекта связаны с недоразвитием не только его психики, но и моторики.
Основными видами деятельности детей с нарушением интеллекта, как и нормальных детей, являются игра, учение, труд1.
Игра. Игрушка не всегда побуждает ребенка с нарушением интеллекта к деятельности. Он недостаточно активно включается в игру, не может создать самостоятельного игрового замысла, цельную воображаемую игровую ситуацию, а обычно лишь манипулирует игрушками, пробуя различное их использование в различных сочетаниях. Игра ребенка с нарушением интеллекта однообразна. Основное место в ней занимают побочные ассоциации. Случайно подвернувшаяся игрушка или предмет могут направить действие ребенка с нарушением интеллекта по совершенно иному руслу. Его игра носит неорганизованный, хаотический характер. В ней трудно уловить логику и смысл, сюжет. Часто она представляет собой стереотипное действие с игрушкой или такое же стереотипное воспроизведение знакомой ребенку жизненной ситуации. При этом большое значение имеет склонность детей с нарушением интеллекта к подражанию, к имитации. Речь и игровое действие детей-олигофренов не координированы. Нередко высказывания строятся в отрыве от игрового действия или ребенок говорит об игре, но проделывает действия, не соответствующие словам.
Дети с нарушением интеллекта слабо включаются в коллективную игровую деятельность. Они не понимают общего замысла, правил игры и распределения ролей, не проявляют нужной находчивости, сообразительности, ловкости. Ребенок-олигофпен не обладает достаточной координацией действия. Он оказывается способным лишь к второстепенным исполнительским ролям. Однако под влиянием коррекционно-воспитательной работы эти недостатки значительно смягчаются, и педагогам удается вовлечь детей с нарушением интеллекта в коллективную игру, организовать их игровую деятельность вообще. При этом важно подчеркнуть, что результаты этой работы бывают тем выше, чем менее нарушен интеллект, эмоционально-волевые качества и свойства личности ребенка. Здесь необходимо отметить, что среди учеников специальной коррекционной школы VIII вида есть и такие, у которых способность к игровой деятельности наиболее сохранна. Такие дети значительно легче включаются в дидактические (познавательные), сюжетные и коллективные игры, способны к более адекватному воспроизведению в этих играх жизненных ситуаций, лучше овладевают соответствующей ролью.
Значение игровой деятельности для учеников специальной коррекционной школы VIII вида очень велико. Игра корригирует и развивает познавательные процессы, формирует эмоционально-волевые качества, помогает воспитывать характер ребенка.
Учебная деятельность. Учение для ребенка с нарушением интеллекта, так же как и для ученика массовой школы, является основным общественно значимым видом деятельности. С поступлением в школу меняется положение ребенка с нарушением интеллекта в семье, в государстве и обществе. Он становится школьником, т. е. человеком, на которого возложены определенные обязанности. Выполнение их требует определенного уровня интеллектуального и психического развития. Недоразвитие психики и таких свойств личности, как упорство, настойчивость, на первых порах пребывания ребенка с нарушением интеллекта в школе осложняет и затрудняет его учебную деятельность. Это обнаруживается особенно резко, если такой ребенок сначала попадает в массовую школу. Условия этой школы не только не способствуют развитию, а, наоборот, задерживают его, часто травмируют ребенка, вызывают тяжелые эмоциональные переживания. Это связано с интеллектуальной неполноценностью ребенка с нарушением интеллекта, невозможностью для него выполнить требования массовой школы, войти в ученический коллектив. Все эти трудности снимаются с переходом ребенка в специальную школу, где открываются благоприятные возможности для его успешной учебной деятельности и преодоления присущего ему дефекта.
Таким образом, учение есть мощное средство коррекции основного дефекта школьника с нарушением интеллекта — недоразвития познавательной деятельности, мощный фактор развития его личности в целом. Особенно велика роль учебной деятельности в переходе ученика специальной коррекционной школы VIII вида от практических, предметных действий к умственным, требующим более высокого уровня мышления и речи (в частности, внутренней речи и отвлеченного мышления). На основе овладения знаниями формируется мировоззрение ребенка. В процессе учебной деятельности и в результате ее складываются отношения к труду, к обществу, к людям и к себе, к советской действительности в целом. В связи с формирующимся мировоззрением в процессе учебной деятельности у ребенка воспитывается целенаправленность, составляющая основу развития личности.
Труд, являющийся основным видом деятельности человека, играет важнейшую роль в коррекции и развитии психики ребенка с нарушением интеллекта. Особенности деятельности ребенка с нарушением интеллекта наиболее выпукло выступают в его труде: весьма заметно снижение интеллектуальной стороны труда, что является прямым следствием основного дефекта учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. Это значительно ограничивает возможность привить творческое отношение к труду, помочь ребенку овладеть навыками конструкторского и организаторского труда. По этой же причине ученику специальной коррекционной школы VIII вида недоступны различные виды квалифицированного труда, требующие высокого уровня интеллектуального развития, овладения сложными механизмами. В то же время ученики специальной коррекционной школы VIII вида успешно овладевают такими видами труда, которые состоят из несложных операций и доступных приемов.
Недостаток интеллекта мешает ученикам специальной коррекционной школы VIII вида выработать сознательность трудовых навыков и умений. Для выработки навыка умственно отсталому ребенку нужно значительно больше упражнений, чем нормальному. В то же время усвоенный учеником навык носит довольно устойчивый характер. Ученик специальной коррекционной школы VIII вида часто не может установить связь между выполняемыми им отдельными операциями и всем процессом изготовления изделий, между целью труда и его результатом.
Труд содержит богатые коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретности и доступности чувственному восприятию помогают учащимся выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к выполняемой работе, активность, формируют более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности.
Задания, требующие решения мыслительных задач, повышают интерес к учению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей. В процессе выполнения трудового задания школьники практически усваивают приемы анализа и синтеза. Трудовая деятельность помогает ученику овладеть приемами сравнения, навыками планирования и соблюдения последовательности действия. У ребенка появляется правильная оценка качества и результатов своей деятельности.
На уроках труда дети-олигофрены практически усваивает приемы измерения, взвешивания, распознавания формы, величины, цвета и других качеств обрабатываемого материала.
Таким образом, у него появляется возможность применить знания, полученные на уроках, тогда же дети осознают необходимость и важность этих теоретических знаний. При соответствующей организации труда у школьников воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, вырабатываются навыки совместной организованной работы.
1 См.: Б.И. Тенект. Психологические особенности деятельности детей с нарушением интеллекта школьников. М,, Учпедгиз, 1962.
Ж.И. Шиф. Особенности умственного развития ученика специальной коррекционной школы VIII вида. М., «Просвещение», 1965.
Источник