Дефектологическое обследование ребенка в 2 года
Наименование задания
Возраст детей
2-2.5 года
2.5-3 года
Начало учебного года
Конец учебного года
Начало учебного года
Конец учебного
года
Поймай шарик
1 балл — ребенок не начинает сотрудничать даже по мере обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, тянет в рот и т. д.).
2 балла — ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда дается.
3 балла — ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
4 балла — ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
Спрячь шарики:
1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.
2 балла — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла — ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4 балла — ребенок сразу понимает задание; выполняет его; применяет соотносящие действия; заинтересован и конечном результате.
Разбери и сложи матрешку:
1 балл — ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (огрет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).
2 балла — ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4 балла — ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.
Разбери и сложи пирамидки:
1 балл — ребенок действует неадекватно (даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).
2 балла — ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.
3 балла — ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.
4 балла — ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.
Найди парные картинки:
1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.).
2 балла — ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла — ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
4 балла — ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
Поиграй с цветными кубиками:
с двумя (красный, желтый)
с четырьмя (красный, желтый, зеленый, синий)
1 балл — ребенок не различает цвета даже после обучения.
2 балла — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.
4 балла — ребенок сличает цвета; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.
Сложи разрезные картинки:
из двух частей
из трех частей
1 балл — ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом).
2 балла — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не может.
3 балла — ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.
4 балла — ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.
Построй из палочек:
молоточек из двух палочек
домик из трех палочек
1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (бросает палочки, кладет их рядом, машет ими); безразличен к результату.
2 балла — ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.
3 балла — ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.
Достань тележку:
скользящая тесемка
скользящая и одна ложная тесемка
1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.
2 балла — ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.
3 балла — ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.
4 балла — ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.
Нарисуй:
дорожку
домик
1 балл — ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.
2 балла — ребенок стремится что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не определена ведущая рука; нет согласованности действие обеих рук.
3 балла — ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; пони мает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.
4 балла — ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.
Общий балл.
Заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Что смотреть на первом обследовании у ребёнка, чтобы понять каким образом выстраивать коррекционную работу? (думаю будет серия постов, так как все не поместится в один)
????Я сейчас буду рассказывать свой опыт и он в большей степени основан на детках с ОВЗ, поэтому я стараюсь посмотреть очень много (для детей от 1,5лет)
обследование ребенка
????В таком обследовании важен этап наблюдения. Строить выводы о том, что ребёнок чего-то делать не умеет из-за того, что он не увлёкся вашим методическим материалом не стоит.
????Данные игрушки и картинки могли не входить в сферу его интересов или вы ребёнку не особо понравились как человек и специалист, чтобы рассматривать, а что там в руках у вас находится. Это нормально, ребёнок имеет право на собственные предпочтения и интересы.
Поэтому, лучше смотреть, что ребёнок делает и как он это делает в свободной ситуации.
Я всегда смотрю:
????Поле зрения
????Слуховое внимание (на неречевые и речевые звуки)
????Указательный жест
????Совместное внимание
????Прослеживание за предметом
????Умение поймать движущийся предмет (обычно это машинка на батарейках, которая катается по кругу или едет на ребёнка) или мяч
????Зрительное восприятие. Цвета и изображения
????Крупную моторику (как ребёнок ходит, бегает, прыгает ли на двух ногах, как поднимается по лестнице)
????Мелкую моторику есть ли пинцетный захват, как держит ручку, как начинает движение карандашом)
????Подражательную деятельность
????Эмоции (как ребёнок реагирует на яркие эмоции, заряжается ли, оттормаживает ли их, может ли переключиться между эмоциями)
????Сенсорную сферу (тактильную проприоцептивную, обонятельную)
????Оральный праксис.
????Слушаю что ребёнок говорит или какие звуки произносит и заношу в табличку (там делю на звуки раннего и позднего онтогенеза) это мне даёт понимание как именно двигается язык. Может ли он оттягиваться кзади, и поднимается ли наверх. На первичных обследованиях я больше слушаю, так как 90% детей не готовы открывать рот и показывать, что и как они произносят.
обследование
????Проверяю произвольность произнесения звуков и слов.
????Выстраивание ряда (последовательность действий)
????Всегда узнаю как обстоят дела с питанием и туалетом.
????Часто провоцирую ребёнка на отстаивание интересов. Или спрашиваю у родителей, как он поступает в таких случаях (готов ли он к сотрудничеству, умеет ли договариваться, как добивается своего, ведущий или ведомый)
????Смотрю длину и силу выдоха.
????Смотрю как ребёнок сидит (его постуральную стабильность)
????Сколько времени ребёнок удерживается на одном задании
????Через сколько он истощается
Это основная часть, но я ее ещё дроблю на множество подпунктов. Каждый пункт ещё может содержать от 5-20 подпунктов, которые я учитываю
Даже не понимаю, как это все поместить в пост. Поэтому только основные пункты.
Часто, то что мне увидеть не удалось я узнаю у родителей. И всегда перепроверяю все, что я увидела по 2-3 раза
Конечно смотрю память, внимание, мышление, воображение . А все остальные пункты зависят от ребёнка. Это мой минимальный набор за первичное обследование.
Благодаря которому я даю рекомендации или выстраиваю коррекционные занятия, если занимаюсь дальше с ребёнком.????
Рекомендую к прочтению Бью и тут же извиняюсь
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений Презентацию подготовила учитель-дефектолог МБОУ СОШ№4 Вернер Валентина Валерьевна
2 слайд
Описание слайда:
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу, говорлив, замкнут, сдержан, не соблюдает субординацию, не понимает цели обследования, не адекватно реагирует на предлагаемые задания. Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный. Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется. Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватная :на одобрение не реагирует, равнодушен к нему. Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло. Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
3 слайд
Описание слайда:
Развитие общей моторики Не верная формулировка Не соответствует возрастной норме Варианты формулировок при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы; Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо; Недоразвитие мелких мышц руки ; Затруднены графомоторные навыки; Манипулятивная функция рук: резко ограничена (манипулировать не может), ограничена; недостаточная мелкая моторика, сохранная; согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор; нарушение координации движений
4 слайд
Описание слайда:
Понимание инструкции воспринятой на слух испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование; удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания; самостоятельно прочитанную инструкцию навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может, понимает сразу требуется повторное чтение задает уточняющие вопросы, затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом не понимает
5 слайд
Описание слайда:
Обучаемость восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь) нуждается во всех видах помощи; нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. Ждет помощи. Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого; к помощи восприимчив; способность переноса на аналогичные задания перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками; требуется время на закрепление навыка; перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем; задания по аналогии выполняет медленно
6 слайд
Описание слайда:
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не верная формулировка низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности снижен самоконтроль Варианты формулировок Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые) игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
7 слайд
Описание слайда:
Темп работы высокий средний снижен из за слабой организованности не стабилен
8 слайд
Описание слайда:
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) крайне низкая, низкая, снижена , достаточная, средняя, высокая, часто отвлекается, интеллектуальную нагрузку выдерживает /не выдерживает/ быстрая истощаемость
9 слайд
Описание слайда:
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация Не верная формулировка низкий уровень, ограничен, не соответствует возрасту Варианты формулировок не понимает смысл житейских ситуаций, не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей, не понимает близкородственные связи, не понимает понятия старший, младший. Не называет адрес проживания, Забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных. не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте. Не знает правила безопасного поведения на улице. Дает краткие сведения о себе и окружающих. Отвечает на вопросы о наличии друзей, увлечений. Ответы краткие, односложные.
10 слайд
Описание слайда:
Сформированность пространственно-временных представлений Не верная формулировка не сформированы Варианты формулировок не знает части суток, их последовательность не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время. Время по часам не понимает, Времена года: не знает, путает, узнает на картинках; их последовательность устанавливает /верно/ неверно. Месяцы, их сезонную отнесенность не знает, путает. Дни недели не знает, путает.
11 слайд
Описание слайда:
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) Не верная формулировка Снижена скорость и дифференцирован-ность зрительного восприятия, недоразвитие слухо-моторной координации, узкое, фрагментарное Варианты формулировок восприятие цвета: представление о цвете отсутствует; сличает цвета; узнает и называет основные цвета; называет оттенки цветов восприятие величины: представление о величине отсутствует; соотносит предметы по величине; дифференцирует предметы по величине; называет сам величину предмета восприятие формы: нет представления о форме; соотносит предметы по форме; различает геометрические формы; называет (плоскостные объёмные) геометрические формы. Хорошо с трудом различает перечеркнутые, наложенные изображения. Лево — право не дифференцирует; путает; задания на определение лево-право выполняет медленно, после подсказки или показа
12 слайд
Описание слайда:
Особенности внимания Не верная формулировка низко продуктивное рассеянное нестойкое поверхностное Варианты формулировок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость) недостаточно устойчивое, затруднено переключение с одного вида деятельности на другую требуется время для переключения не может распределять внимание на два объекта (вида деятельности). быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; достаточно устойчивое; длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
13 слайд
Описание слайда:
Особенности памяти снижен объем слухоречевой памяти, наличие привнесений, снижена прочность запоминания, неточность воспроизведения и быстрое забывание, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания Зрительная /слуховая/ память наиболее сохранна
14 слайд
Описание слайда:
Особенности мышления Мышление конкретное. Обобщение ситуативное или функциональное. Классификацию, обобщение, сравнение предметов производит по размеру, форме, цвету. обобщение по родовой категории (четвертый лишний в вербальном и не вербальном вариантах) не производит /производит только в простых вариантах/ . Причинно-следственные связи не устанавливает /устанавливает руководствуясь конкретными ассоциациями/. Последовательность событий устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает /устанавливает с ошибками, скрытый смысл понимает частично /, не устанавливает, скрытый смысл не понимает
15 слайд
Описание слайда:
Особенности мышления уровень развития наглядных форм мышления наглядно-действенное наглядно-образное предметно-манипулятивное сформированность предпосылок словесно-логического мышления уровень развития ниже возрастной нормы не сформировано Недостаточность словесно-логических операций.
16 слайд
Описание слайда:
Особенности конструктивной деятельности действует по подражанию, по образцу, по представлению; испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора; ошибается в определении правильного пространственного расположения частей; недостаточно руководствуется образцом.
17 слайд
Описание слайда:
Общая характеристика речевого развития Не верная формулировка Системное недоразвитие речи Эхолалии Варианты формулировок речь невнятная, нарушение произношения, словарь беден, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связанного высказывания, присутствие слов-паразитов, повторяет за педагогом слова, окончания слов, вопросы
18 слайд
Описание слайда:
Уровень готовности к обучению Цель обучения не осознает, желание учиться на низком уровне. Ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок. Учебная мотивация сформирована
19 слайд
Описание слайда:
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу) Несформированность мотивации к обучению; преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации; способен удерживать учебную задачу лишь кратковременно; слабо выражена способность к волевому усилию; деятельность хаотична; самоконтроль снижен; не использует рациональные способы действий; в случае не удачи не прибегает к другому варианту решения; Затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются наличием выраженного аутистического спектра /социальной и педагогической запущенностью/, /синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/.
20 слайд
Описание слайда:
Заключение Стойкое нарушение познавательной деятельности. Специфические трудности формирования учебных навыков. Наблюдается дефицитарность интеллектуального развития; Прогноз обучения ребенка по общеобразовательной программе неблагоприятен.
21 слайд
Описание слайда:
Планируемые мероприятия специалиста динамическое наблюдение за развитием учащегося дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану /в группе/
22 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
23 слайд
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА Примерная должностная инструкция учителя-дефектолога учреждений интегрированного обучения./ Авторы-составители Дианова В.И., и др.- Красноярск: КК ИПКРО, 2011. О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК Новосибирской области. Методические рекомендации для специалистов ПМПК.- https://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/05/Методические-по-формулировкам-дефектолога-4.pdf Учебно-методическое пособие по теме: Дефектологические представления по классам Красноперова Дарья Константиновна позаимствовано на сайте А.Д.Вильшанской https://vilshanskaya.ru/
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального/основного/среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью заключение учителя-дефектолога становится основополагающим для коллегиального решения ПМПК об определении адаптированной /общеразвивающей /программы обучающихся с ОВЗ, варианта программы и других специальных образовательных условий.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-538059
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник