Дефектологическое обследование ребенка 5 лет

Дефектологическое обследование ребенка 5 лет thumbnail

Юлия Шестакова
Примерная карта обследования детей 4–5 лет учителем — дефектологом

Первичное обследование ребенка 4-5 лет учителем – дефектологом

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___

Прибыл в данное учреждение___

Дата заполнения карты___

Учитель – дефектолог___

Анамнез

Сведения о родителях___

___

Анамнестические данные___

___

Консультации специалистов

(данные в медицинской карте у медиков)

Психиатр___

Педиатр___

Лор___

Окулист___

Другие___

Данные психолого – педагогического обследования

1. Общие сведения

а) легко ли вступает в контакт при обследовании___

___

б) внешний вид___

___

в) представления о себе и ближайшем окружении___

___

2. Характеристика интеллектуальной деятельности

Особенности восприятия:

а) восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении)___

б) угадывание предметов по контуру___

в) умение дорисовывать предмет___

Особенности усвоения сенсорных эталонов:

а) знание основных цветов, оттенков ___

б) соотнесение цветов в безречевой инструкции___

в) соотнесение 5-6 предметов по величине___

г) знание и различение основных геометрических фигур___

___

д) узнавание форм в рисунке, предмете (рисунки из геометрических фигур)___

е) ориентировка в пространстве___

Особенности внимания:

а) сравнение 2-х предметов,игрушек:

— нахождение признаков сходства___

— нахождение признаков отличия___

б) нахождение одинаковых предметов___

в) работа по предложенному образцу___

Особенности мышления:

а) составление разрезных картинок:

3-х___

4-х___

б) умение классифицировать, обобщать предметы___

___

___

в) собирание пирамидки (5-7 колец)___

г) «Почтовый ящик»___

д) разложение 3-х последовательных картинок ___

___

е) разборка и складывание матрешки (5-6 составная)___

ж) собирание (4-6 составных) кубиков по образцу___

з) временные представления по картинкам___

___

и) нахождение лишнего предмета___

к) нахождение пар предметов по аналогии___

л) нелепицы___

м) решение элементарных логических задач___

Особенности памяти:

а) запоминание 4-5ти картинок___

б) знание стихов, потешек, загадок___

в) пересказ знакомой сказки___

г) запоминание простого сюжетного рисунка___

___

д) запоминание 4-5 слов___

Особенности мелкой моторики:

а) рисование картинки: «Дом, дерево, человек»___

___

б) заштриховывание___

в) рисование линий по точкам___

г) шнуровка___

д) собирание бус___

е) обводка по трафарету___

ж) раскрашивание___

з) проведение прямых линий, не выходя за края___

Особенности речи:

а) понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)___

___

б) объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам)___

___

в) объем активного словаря___

г) особенности фразовой речи___

Развитие элементарных математических представлений:

а) пересчет предметов___

б) соотнесение количества предметов с количеством пальцев___

___

в) понятия «один – много»___

г) сравнение множеств (больше – меньше, поровну)___

___

д)выделение предметов из множества:

— по слову___

— по образцу___

— по показу___

Конструктивная деятельность:

а) умение строить по образцу___

б) умение строить самостоятельно___

в) умение строить самостоятельно___

Особенности эмоционально –волевой сферы:

а) эмоциональна реакция ребенка на сам акт обследования___

___

б) характер деятельности

— проявление интереса к заданиям, стойкость интереса___

___

— целенаправленность деятельности___

— наличие самоконтроля в деятельности (нуждается в помощи, в какой мере)___

в) критичность в оценке своей деятельности___

г) эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения___

___

д) контактность в общении со взрослыми, детьми___

___

Заключение дефектолога по результатам обследования

___

Рекомендации

___

Источник

Карта первичного обследования учителя — дефектолога

(старшая группа)

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________________________

Дата поступления в группу__________________________________________________________________________

Заключение ПМПК_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Заключение логопеда детского сада___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________

Критичность в оценке своей деятельности.

Понимание эмоционального смысла картинок, текстов.

2. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений

Читайте также:  Оставить ребенка одного дома в 5 лет

Сведения ребенка о себе и своей семье

  • Как тебя зовут?

  • А фамилия?

  • Ты девочка или мальчик?

  • Сколько тебе лет?

  • Кем ты будешь, когда вырастешь большой?

  • Где ты живешь?

  • С кем ты живешь?

  • Как зовут твою маму?

  • А папу?

  • Какие у тебя есть игрушки?

  • Ты сюда пришел или приехал?

Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения.

  • Где и кем работает твоя мама?

  • Где и кем работает папа?

  • Кто водит машину?

  • Кто учит детей?

  • Что делает на работе врач?

  • Парикмахер?

  • Продавец?

Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.

Какого цвета эта палочка?

  • Красный

  • Желтый

  • Оранжевый

  • Синий

  • Зеленый

  • Белый

  • Черный

Покажи палочку ___________ цвета.

  • Красный

  • Желтый

  • Оранжевый

  • Синий

  • Зеленый

  • Белый

  • Черный

Представления о явлениях природы

  • Какое сейчас время года?

  • Как ты догадался?

Предлагаются картинки времен года.

  • Это какое время года? (зима)

  • А это? (лето).

  • Где весна? Где осень?

  • Покажи и назови каждое время года на этих картинках?

  • Когда можно кататься на санках: зимой или летом?

  • Когда можно купаться в реке?

  • Почему?

Способность ориентироваться в пространстве.

  • Покажи, что находится от тебя слева?

  • Справа?

  • Вверху?

  • Внизу?

  • Впереди?

  • Сзади?

По картинкам:

  • Где мишка идет вверх?

  • Вниз?

  • Куда идет мишка?

  • Где мальчик наклонился вперед?

  • Куда наклонился этот мальчик?

  • Лево – право на себе

  • Покажи правый глаз?

  • Левое ухо? и т.д.

Включение в ряд /матрешка шестиместная/.

  • Убежала матрешка от подружек, найди ее место.

Конструктивная деятельность:

  • Из 5 – 6 элементов по образцу сделай как у меня.

б) Сюжетная разрезная картинка из 4 – 5 частей.

  • Разрезали картинку, чтобы тебе было интересно ее сложить, как было.

/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность/

3.Обследование знакомых родовых понятий

Назови одним словом:

  • Мишка, машина, юля, кукла.

  • Носки, платье варежки, шуба.

  • Сапоги, тапочки, туфли, валенки.

  • Тарелка, ложка, чашка, сковорода.

  • Шкаф, стол, стул, тумбочка.

  • Роза, одуванчик, ромашка, астра.

  • Голубь, ворона, утка, гусь.

  • Автобус, трамвай, самолет.

Конкретизация понятий:

Назови, какие знаешь:

  • Какие знаешь игрушки?

  • Одежду?

  • Обувь?

  • Посуду?

  • Мебель?

  • Цветы?

  • Транспорт?

4.Обследование мышления.

Серия картин из 2 – 3 частей.

Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось.

Отметь правильность установления последовательности картинок (а),

умение их объяснять (б).

Исключение 4-й лишней картинки.

  • Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет?

  • Почему?

Ответь на вопросы по рассказу типа:

Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».

  • Почему Тане так сказал папа?

Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, вязла зонт и ушла.

  • Почему Саша проснулся невеселый?

  • Какая погода была на улице?

5. Исследование памяти

Расскажи стихотворение, какое помнишь.

Посмотри картинки (3 – 5), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.

  • Что изменилось?

  • Чего не стало?

Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (3-5).

6. Исследование элементарных математических представлений.

Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.

  • Посчитай, сколько всего?

Выделение из множества в пределе 5.

  • Взять пять палочек.

  • Сколько взял?

Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.

Читайте также:  Список слов ребенка 5 лет

Понимание соотношений: меньше — больше.

  • Где грибков больше?

  • Меньше?

  • Чего больше, елочек или грибков?

  • Меньше?

  • Сделай одинаково.

  • Как по-другому можно сделать?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?

Каким?

Счетные операции /в пределах 5/.

  • 2 + 1

  • 4 – 1

  • 3 + 1

  • 5 – 1

Решение задач.

  • Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?

  • Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?

  • На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало?

  • Их стало больше или меньше?

Геометрические фигуры:

  • Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

  • Назови, что это /круг, квадрат, треугольник, прямоугольник /.

7. Исследование речи.

Понимание речи

а) Понимание инструкций их 2-х частей

  • Возьми меня за руку и встань со стула

  • Инструкций из 3-х частей

  • Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш

б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных

  • Покажи рукой картинку

  • Покажи фломастером ручку

  • Покажи картинкой ручку

  • Покажи ручкой фломастер

в) Понимание лексического значения отдельных фраз

  • Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?

  • Сад позади дома. Что впереди?

г) Понимание текста.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

  • Где спала кошка?

  • Как она спала?

  • Кто сел возле кошки?

  • Что мы скажем птичке?

8. Связная речь.

Составление рассказа по сюжетной картинке:

  • Рассмотри картинку и расскажи:

  • Кто нарисован?

  • Что делают и почему?

9. Состояние словаря

Знание частей тела:

Что это?

  • Шея

  • Лоб

  • Бровь

  • Ресницы

  • Ладонь

  • Плечи

  • Колени

  • Локти

  • Ногти

Покажи, где у тебя?

  • Шея

  • Лоб

  • Бровь

  • Ресницы

  • Ладонь

  • Плечи

  • Колени

  • Локти

  • Ногти

Части предметов.

Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым

  • У чайника (дно, крышка, носик, ручка)

  • У стула (спинка, сиденье, ножки)

  • У машины (колеса, кузов, кабинка)

Детеныши животных

  • Как называют детенышей кошки?

  • собаки?

  • коровы?

  • козы?

  • зайца?

  • лисы?

  • медведя? Покажи.

Качественный словарь.

Что можно сказать о платье?

  • Какое оно может быть?

  • платье (какое?)

  • лимон (какой?)

  • лиса (какая?)

  • ножницы (какие?)

  • карандаш (какой?)

Глагольный словарь.

Что умеет делать рыба?

  • птица?

  • конь?

  • собака?

  • бабочка?

  • змея?

10. Грамматический строй речи.

Множественное число существительных

Покажи и назови:

  • один – лист, а много – листья

  • один — глаз, а много — …

  • ухо,

  • стул,

  • окно,

  • ведро,

  • мост,

  • утенок

Предложно-падежная форма:

Куда я положила карандаш?

Откуда я взяла карандаш?

  • в,

  • из,

  • на,

  • за,

  • под,

  • с

Уменьшительно-ласкательная форма

Скажи ласково:

  • юбка

  • елка

  • заяц

  • шкаф

  • Лена

  • Женя

  • Саша

  • Володя

11. Фонематическое восприятие

Хлопни в ладоши, когда услышишь комариную песенку: “Зззззз………”

з, т, с, ш, з, ж, з.

Хлопни, когда услышишь слог ШО:

шо, ща, со, ши, жи, шо, зо.

Покажи картинку:

  • шар – шарф

  • зуб – суп

  • уточка – удочка

  • Марина – малина

  • шишки – мышки

  • катушка – подушка

Раздели картинки со звуками с-з на две группы

(коляска, арбузы, ваза, сосиски, смородина, козлики)

Повтори:

  • та – да

  • ка – га

  • па – ба

  • та – то – ту

  • та – та – та

  • кот – год – кот

  • том – дом – том

  • удочка – уточка

12. Слоговая структура

  • портфель,

  • крокодил,

  • черепаха,

  • балалайка

Повтори:

  • градусник

  • милиционер

  • клубника

  • телевизор

  • велосипед

9. Состояние мелкой моторики.

Сделай, как я (пальчиковая гимнастика).

  • Деревья,

  • грибок

  • зайчик и т.д. 

  • Покатай пальчиками палочку.

  • Нарисуй, как падают листья.

Заключение дефектолога по результатам обследования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также:  Медаль с днем рождения ребенку 5 лет

План коррекционной работы на _____________________________учебный год.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Юлия Шестакова
Примерная карта обследования детей 5–6 лет учителем-дефектологом

Первичное обследование ребенка 5-6 лет учителем – дефектологом

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___

Прибыл в данное учреждение___

Дата заполнения карты___

Учитель – дефектолог___

Анамнез

Сведения о родителях___

___

Анамнестические данные___

___

Консультации специалистов

(данные в медицинской карте у медиков)

Психиатр___

Педиатр___

Лор___

Окулист___

Другие___

Данные психолого – педагогического обследования

1. Общие сведения

а) легко ли вступает в контакт при обследовании___

___

б) внешний вид___

___

в) представления о себе и ближайшем окружении___

___

2. Характеристика интеллектуальной деятельности

Особенности восприятия:

а) восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении)___

б) угадывание предметов по контуру___

в) умение дорисовывать предмет___

Особенности усвоения сенсорных эталонов:

а) знание основных цветов, оттенков ___

б) выделение предметов окружения разных геометрических форм___

___

в) соотнесение 6-8 предметов по величине___

г) знание геометрических фигур___

___

д) определение цепочек возрастающего/ убывающего порядка___

___

е) ориентировка в пространстве___

Особенности внимания:

а) сравнение 2-х предметов,игрушек:

— нахождение признаков сходства___

— нахождение признаков отличия___

б) нахождение одинаковых предметов___

в) работа по предложенному образцу___

Особенности мышления:

а) понимание серии картинок, связанных единым сюжетом___

___

б) классификация, обобщение предметов___

___

___

в) подбор частей предметов___

г) нелепицы___

д) называние составных частей предметов___ ___

___

е) исключение лишнего предмета___

ж) установление причинно – следственных связей___

___

з) решение логических задач___

и) собирание пирамидки (10 колец)___

к) разрезные картинки (8 деталей)___

л) составление целостной картинки из кубиков (8 шт) ___

м) временные представления___

Особенности памяти:

а) запоминание 6ти картинок___

б) знание стихов, потешек, загадок___

в) пересказ сказки___

г) запоминание фраз___

___

д) запоминание 6ти слов___

е) сравнение предметов по памяти___

ж) нахождение 2-х исчезнувших предметов___

Особенности мелкой моторики:

а) рисование картинки: «Дом, дерево, человек»___

___

б) заштриховывание___

в) обведение рисунков по линиям, точкам___

г) шнуровка___

д) собирание бус___

е) копирование простейшего рисунка___

ж) закрашивание___

з) «Лабиринт»___

Особенности речи:

а) понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)___

___

б) объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам)___

___

в) объем активного словаря___

г) особенности фразовой речи___

д)связная речь:

— составить рассказ по сюжетной картинке___

— составить рассказ по серии картинок___

Развитие элементарных математических представлений:

а) пересчет предметов___

б) соотнесение количества предметов с количеством пальцев___

___

в) понятия «один – много»___

г) сравнение множеств (больше – меньше, поровну)___

___

д)выделение предметов из множества:

— по слову___

— по образцу___

— по показу___

е)счетные операции:

— на конкретном материале___

— отвлеченно___

Конструктивная деятельность:

а) умение строить по образцу___

б) умение строить самостоятельно___

в) умение строить самостоятельно___

Особенности эмоционально –волевой сферы:

а) эмоциональна реакция ребенка на сам акт обследования___

___

б) характер деятельности

— проявление интереса к заданиям, стойкость интереса___

___

— целенаправленность деятельности___

— наличие самоконтроля в деятельности (нуждается в помощи, в какой мере)___

в) критичность в оценке своей деятельности___

г) эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения___

___

д) контактность в общении со взрослыми, детьми___

___

Заключение дефектолога по результатам обследования

___

Рекомендации

___

Источник