Дефектологическое обследование ребенка 5 лет
Юлия Шестакова
Примерная карта обследования детей 4–5 лет учителем — дефектологом
Первичное обследование ребенка 4-5 лет учителем – дефектологом
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___
Прибыл в данное учреждение___
Дата заполнения карты___
Учитель – дефектолог___
Анамнез
Сведения о родителях___
___
Анамнестические данные___
___
Консультации специалистов
(данные в медицинской карте у медиков)
Психиатр___
Педиатр___
Лор___
Окулист___
Другие___
Данные психолого – педагогического обследования
1. Общие сведения
а) легко ли вступает в контакт при обследовании___
___
б) внешний вид___
___
в) представления о себе и ближайшем окружении___
___
2. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
а) восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении)___
б) угадывание предметов по контуру___
в) умение дорисовывать предмет___
Особенности усвоения сенсорных эталонов:
а) знание основных цветов, оттенков ___
б) соотнесение цветов в безречевой инструкции___
в) соотнесение 5-6 предметов по величине___
г) знание и различение основных геометрических фигур___
___
д) узнавание форм в рисунке, предмете (рисунки из геометрических фигур)___
е) ориентировка в пространстве___
Особенности внимания:
а) сравнение 2-х предметов,игрушек:
— нахождение признаков сходства___
— нахождение признаков отличия___
б) нахождение одинаковых предметов___
в) работа по предложенному образцу___
Особенности мышления:
а) составление разрезных картинок:
3-х___
4-х___
б) умение классифицировать, обобщать предметы___
___
___
в) собирание пирамидки (5-7 колец)___
г) «Почтовый ящик»___
д) разложение 3-х последовательных картинок ___
___
е) разборка и складывание матрешки (5-6 составная)___
ж) собирание (4-6 составных) кубиков по образцу___
з) временные представления по картинкам___
___
и) нахождение лишнего предмета___
к) нахождение пар предметов по аналогии___
л) нелепицы___
м) решение элементарных логических задач___
Особенности памяти:
а) запоминание 4-5ти картинок___
б) знание стихов, потешек, загадок___
в) пересказ знакомой сказки___
г) запоминание простого сюжетного рисунка___
___
д) запоминание 4-5 слов___
Особенности мелкой моторики:
а) рисование картинки: «Дом, дерево, человек»___
___
б) заштриховывание___
в) рисование линий по точкам___
г) шнуровка___
д) собирание бус___
е) обводка по трафарету___
ж) раскрашивание___
з) проведение прямых линий, не выходя за края___
Особенности речи:
а) понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)___
___
б) объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам)___
___
в) объем активного словаря___
г) особенности фразовой речи___
Развитие элементарных математических представлений:
а) пересчет предметов___
б) соотнесение количества предметов с количеством пальцев___
___
в) понятия «один – много»___
г) сравнение множеств (больше – меньше, поровну)___
___
д)выделение предметов из множества:
— по слову___
— по образцу___
— по показу___
Конструктивная деятельность:
а) умение строить по образцу___
б) умение строить самостоятельно___
в) умение строить самостоятельно___
Особенности эмоционально –волевой сферы:
а) эмоциональна реакция ребенка на сам акт обследования___
___
б) характер деятельности
— проявление интереса к заданиям, стойкость интереса___
___
— целенаправленность деятельности___
— наличие самоконтроля в деятельности (нуждается в помощи, в какой мере)___
в) критичность в оценке своей деятельности___
г) эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения___
___
д) контактность в общении со взрослыми, детьми___
___
Заключение дефектолога по результатам обследования
___
Рекомендации
___
Источник
Карта первичного обследования учителя — дефектолога
(старшая группа)
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________________________
Дата поступления в группу__________________________________________________________________________
Заключение ПМПК_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Заключение логопеда детского сада___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Критичность в оценке своей деятельности.
Понимание эмоционального смысла картинок, текстов.
2. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
Сведения ребенка о себе и своей семье
Как тебя зовут?
А фамилия?
Ты девочка или мальчик?
Сколько тебе лет?
Кем ты будешь, когда вырастешь большой?
Где ты живешь?
С кем ты живешь?
Как зовут твою маму?
А папу?
Какие у тебя есть игрушки?
Ты сюда пришел или приехал?
Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения.
Где и кем работает твоя мама?
Где и кем работает папа?
Кто водит машину?
Кто учит детей?
Что делает на работе врач?
Парикмахер?
Продавец?
Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.
Какого цвета эта палочка?
Красный
Желтый
Оранжевый
Синий
Зеленый
Белый
Черный
Покажи палочку ___________ цвета.
Красный
Желтый
Оранжевый
Синий
Зеленый
Белый
Черный
Представления о явлениях природы
Какое сейчас время года?
Как ты догадался?
Предлагаются картинки времен года.
Это какое время года? (зима)
А это? (лето).
Где весна? Где осень?
Покажи и назови каждое время года на этих картинках?
Когда можно кататься на санках: зимой или летом?
Когда можно купаться в реке?
Почему?
Способность ориентироваться в пространстве.
Покажи, что находится от тебя слева?
Справа?
Вверху?
Внизу?
Впереди?
Сзади?
По картинкам:
Где мишка идет вверх?
Вниз?
Куда идет мишка?
Где мальчик наклонился вперед?
Куда наклонился этот мальчик?
Лево – право на себе
Покажи правый глаз?
Левое ухо? и т.д.
Включение в ряд /матрешка шестиместная/.
Убежала матрешка от подружек, найди ее место.
Конструктивная деятельность:
Из 5 – 6 элементов по образцу сделай как у меня.
б) Сюжетная разрезная картинка из 4 – 5 частей.
Разрезали картинку, чтобы тебе было интересно ее сложить, как было.
/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность/
3.Обследование знакомых родовых понятий
Назови одним словом:
Мишка, машина, юля, кукла.
Носки, платье варежки, шуба.
Сапоги, тапочки, туфли, валенки.
Тарелка, ложка, чашка, сковорода.
Шкаф, стол, стул, тумбочка.
Роза, одуванчик, ромашка, астра.
Голубь, ворона, утка, гусь.
Автобус, трамвай, самолет.
Конкретизация понятий:
Назови, какие знаешь:
Какие знаешь игрушки?
Одежду?
Обувь?
Посуду?
Мебель?
Цветы?
Транспорт?
4.Обследование мышления.
Серия картин из 2 – 3 частей.
Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось.
Отметь правильность установления последовательности картинок (а),
умение их объяснять (б).
Исключение 4-й лишней картинки.
Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет?
Почему?
Ответь на вопросы по рассказу типа:
Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».
Почему Тане так сказал папа?
Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, вязла зонт и ушла.
Почему Саша проснулся невеселый?
Какая погода была на улице?
5. Исследование памяти
Расскажи стихотворение, какое помнишь.
Посмотри картинки (3 – 5), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.
Что изменилось?
Чего не стало?
Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (3-5).
6. Исследование элементарных математических представлений.
Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.
Посчитай, сколько всего?
Выделение из множества в пределе 5.
Взять пять палочек.
Сколько взял?
Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.
Понимание соотношений: меньше — больше.
Где грибков больше?
Меньше?
Чего больше, елочек или грибков?
Меньше?
Сделай одинаково.
Как по-другому можно сделать?
Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?
Каким?
Счетные операции /в пределах 5/.
2 + 1
4 – 1
3 + 1
5 – 1
Решение задач.
Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?
Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?
На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало?
Их стало больше или меньше?
Геометрические фигуры:
Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Назови, что это /круг, квадрат, треугольник, прямоугольник /.
7. Исследование речи.
Понимание речи
а) Понимание инструкций их 2-х частей
Возьми меня за руку и встань со стула
Инструкций из 3-х частей
Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш
б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных
Покажи рукой картинку
Покажи фломастером ручку
Покажи картинкой ручку
Покажи ручкой фломастер
в) Понимание лексического значения отдельных фраз
Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?
Сад позади дома. Что впереди?
г) Понимание текста.
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Где спала кошка?
Как она спала?
Кто сел возле кошки?
Что мы скажем птичке?
8. Связная речь.
Составление рассказа по сюжетной картинке:
Рассмотри картинку и расскажи:
Кто нарисован?
Что делают и почему?
9. Состояние словаря
Знание частей тела:
Что это?
Шея
Лоб
Бровь
Ресницы
Ладонь
Плечи
Колени
Локти
Ногти
Покажи, где у тебя?
Шея
Лоб
Бровь
Ресницы
Ладонь
Плечи
Колени
Локти
Ногти
Части предметов.
Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым
У чайника (дно, крышка, носик, ручка)
У стула (спинка, сиденье, ножки)
У машины (колеса, кузов, кабинка)
Детеныши животных
Как называют детенышей кошки?
собаки?
коровы?
козы?
зайца?
лисы?
медведя? Покажи.
Качественный словарь.
Что можно сказать о платье?
Какое оно может быть?
платье (какое?)
лимон (какой?)
лиса (какая?)
ножницы (какие?)
карандаш (какой?)
Глагольный словарь.
Что умеет делать рыба?
птица?
конь?
собака?
бабочка?
змея?
10. Грамматический строй речи.
Множественное число существительных
Покажи и назови:
один – лист, а много – листья
один — глаз, а много — …
ухо,
стул,
окно,
ведро,
мост,
утенок
Предложно-падежная форма:
Куда я положила карандаш?
Откуда я взяла карандаш?
в,
из,
на,
за,
под,
с
Уменьшительно-ласкательная форма
Скажи ласково:
юбка
елка
заяц
шкаф
Лена
Женя
Саша
Володя
11. Фонематическое восприятие
Хлопни в ладоши, когда услышишь комариную песенку: “Зззззз………”
з, т, с, ш, з, ж, з.
Хлопни, когда услышишь слог ШО:
шо, ща, со, ши, жи, шо, зо.
Покажи картинку:
шар – шарф
зуб – суп
уточка – удочка
Марина – малина
шишки – мышки
катушка – подушка
Раздели картинки со звуками с-з на две группы
(коляска, арбузы, ваза, сосиски, смородина, козлики)
Повтори:
та – да
ка – га
па – ба
та – то – ту
та – та – та
кот – год – кот
том – дом – том
удочка – уточка
12. Слоговая структура
портфель,
крокодил,
черепаха,
балалайка
Повтори:
градусник
милиционер
клубника
телевизор
велосипед
9. Состояние мелкой моторики.
Сделай, как я (пальчиковая гимнастика).
Деревья,
грибок
зайчик и т.д.
Покатай пальчиками палочку.
Нарисуй, как падают листья.
Заключение дефектолога по результатам обследования:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План коррекционной работы на _____________________________учебный год.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Юлия Шестакова
Примерная карта обследования детей 5–6 лет учителем-дефектологом
Первичное обследование ребенка 5-6 лет учителем – дефектологом
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___
Прибыл в данное учреждение___
Дата заполнения карты___
Учитель – дефектолог___
Анамнез
Сведения о родителях___
___
Анамнестические данные___
___
Консультации специалистов
(данные в медицинской карте у медиков)
Психиатр___
Педиатр___
Лор___
Окулист___
Другие___
Данные психолого – педагогического обследования
1. Общие сведения
а) легко ли вступает в контакт при обследовании___
___
б) внешний вид___
___
в) представления о себе и ближайшем окружении___
___
2. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
а) восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении)___
б) угадывание предметов по контуру___
в) умение дорисовывать предмет___
Особенности усвоения сенсорных эталонов:
а) знание основных цветов, оттенков ___
б) выделение предметов окружения разных геометрических форм___
___
в) соотнесение 6-8 предметов по величине___
г) знание геометрических фигур___
___
д) определение цепочек возрастающего/ убывающего порядка___
___
е) ориентировка в пространстве___
Особенности внимания:
а) сравнение 2-х предметов,игрушек:
— нахождение признаков сходства___
— нахождение признаков отличия___
б) нахождение одинаковых предметов___
в) работа по предложенному образцу___
Особенности мышления:
а) понимание серии картинок, связанных единым сюжетом___
___
б) классификация, обобщение предметов___
___
___
в) подбор частей предметов___
г) нелепицы___
д) называние составных частей предметов___ ___
___
е) исключение лишнего предмета___
ж) установление причинно – следственных связей___
___
з) решение логических задач___
и) собирание пирамидки (10 колец)___
к) разрезные картинки (8 деталей)___
л) составление целостной картинки из кубиков (8 шт) ___
м) временные представления___
Особенности памяти:
а) запоминание 6ти картинок___
б) знание стихов, потешек, загадок___
в) пересказ сказки___
г) запоминание фраз___
___
д) запоминание 6ти слов___
е) сравнение предметов по памяти___
ж) нахождение 2-х исчезнувших предметов___
Особенности мелкой моторики:
а) рисование картинки: «Дом, дерево, человек»___
___
б) заштриховывание___
в) обведение рисунков по линиям, точкам___
г) шнуровка___
д) собирание бус___
е) копирование простейшего рисунка___
ж) закрашивание___
з) «Лабиринт»___
Особенности речи:
а) понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)___
___
б) объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам)___
___
в) объем активного словаря___
г) особенности фразовой речи___
д)связная речь:
— составить рассказ по сюжетной картинке___
— составить рассказ по серии картинок___
Развитие элементарных математических представлений:
а) пересчет предметов___
б) соотнесение количества предметов с количеством пальцев___
___
в) понятия «один – много»___
г) сравнение множеств (больше – меньше, поровну)___
___
д)выделение предметов из множества:
— по слову___
— по образцу___
— по показу___
е)счетные операции:
— на конкретном материале___
— отвлеченно___
Конструктивная деятельность:
а) умение строить по образцу___
б) умение строить самостоятельно___
в) умение строить самостоятельно___
Особенности эмоционально –волевой сферы:
а) эмоциональна реакция ребенка на сам акт обследования___
___
б) характер деятельности
— проявление интереса к заданиям, стойкость интереса___
___
— целенаправленность деятельности___
— наличие самоконтроля в деятельности (нуждается в помощи, в какой мере)___
в) критичность в оценке своей деятельности___
г) эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения___
___
д) контактность в общении со взрослыми, детьми___
___
Заключение дефектолога по результатам обследования
___
Рекомендации
___
Источник