Цвет и развитие воображения ребенка
Рейтинг Воображение ребенка – основа для дальнейшего развития его интеллекта и социальных навыков |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Вы хотите, чтобы ваш ребенок максимально развил свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал? Для этого вам следует понять, как у него устроено воображение, и как развить у него творческие способности.
Важность воображения для детей
Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения:
- воображение способствует формированию познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Оно помогает ему генерировать творческие идеи и находить решение проблем. Воспитывая ребенка младшего возраста, вы должны больше сосредоточиться на развитии у него творческих способностей и навыков критического мышления;
- обучение и развитие ребенка взаимосвязаны. Дети сочетают свое воображение, творчество и знания во время игр и других подобных занятий, связанных с процессом эмоционального и умственного совершенствования.
Вспомните, как дети играют в приготовление пищи из песка, листьев, травы и т.д. Так они воспринимают мир и пытаются понять окружающую реальность. Но родители часто препятствуют таким проявлениям творчества у ребенка, беспокоясь, что он не сможет отличать реальность от вымысла. Самый большой вред, который вы способны причинить своему ребенку – это убить его творческие способности, не дав им развиться.
Поймите, что воображение позволяет вашему ребенку формировать уникальные идеи, развивает его в социальном и эмоциональном плане, повышает уверенность в себе. Эти навыки остаются с ним на протяжении всей жизни.
Как развить воображение у ребенка
Ребенок, у которого изначально развито воображение, намного счастливее и внимательнее своих сверстников, а также лучше справляется с трудными ситуациями. Рассмотрим несколько способов развить воображение у ребенка.
1. Истории
У детей есть врожденная любовь к различным историям. Истории подталкивают их к тому, чтобы самим делиться своими мыслями и чувствами. Поскольку рассказы основываются на воображении, дети не просто слышат и рассказывают истории, они их проживают. Каждый эпизод происходит с ними в их воображении. Именно так у детей развивается творчество.
Читайте ребенку книги и рассказывайте истории, которые вы помните из своего детства. Рассказывайте эпизоды из своих любимых пьес. Смотрите вместе с ребенком фильмы и помогите ему узнавать истории из разных источников. Не ограничивайтесь только вымышленными историями. Рассказывайте ему об исторических событиях, о выдающихся людях и изобретениях. Это обогатит ум ребенка.
Полезные советы
- обсуждайте с ребенком сцены из книг и фильмов, придумывайте вместе с ним альтернативные окончания;
- придумывайте истории вместе с ребенком;
- вместе с ребенком представьте себя героями фильма или книги и придумайте собственный сюжет;
- если ваш ребенок еще маленький, читайте ему книги с картинками. Особое внимание уделите рассматриванию картинок;
- с помощью историй помогите ребенку учить новые слова, географические названия и исторические события.
2. Искусство
Детские рисунки на обоях приводят родителей в ужас. Однако это первые попытки ребенка проявить творчество. Важность занятий ребенка разными видами искусства часто недооценивается: родители предпочитают обучать ребенка основам различных наук, чем развивать у него творческие способности. Однако признание творчества ребенка способствует самовыражению ребенка, развивает у него творческое мышление и укрепляет чувство собственного достоинства.
Полезные советы
- дайте ребенку необходимые инструменты для рисования и лепки;
- запишите ребенка в художественную школу;
- водите его на выставки, в музеи и т.д.;
- не критикуйте работы ребенка и не навешивайте на них ярлыки. Просто наблюдайте;
- не пытайтесь рационализировать. Если ребенок считает, что солнце не обязательно должно быть желтым – это его право;
- позвольте ребенку использовать для творчества все, что ему доступно. В качестве полотна может выступить картонная коробка или старая ваза;
- рассматривайте вместе с ребенком художественные альбомы с репродукциями картин.
3. Игры на воображение
Ваш ребенок любит играть в доктора, бизнесмена или певца? Неважно, любит ли он бегать по лужам, готовить воображаемые блюда из листьев и грязи или рисует небо черного цвета – все это означает, что именно так он видит мир.
Как подтверждают результаты исследований, если у ребенка нет возможности играть в игры на воображение, это ограничивает его способности к познанию и решению проблем и социализироваться, а также способности к изучению языков, математики и ряда других дисциплин.
- через игры на воображение дети узнают, что им нравится, а что – нет;
- дети экспериментируют и пытаются осознать, что они видят вокруг;
- через ролевые игры дети познают реальный мир и приспосабливаются к нему.
Когда ребенок играет в игры на воображение, подыграйте ему. Нет ничего страшного в том, что он говорит: «Я сегодня дрессировал льва» или «Попробуй торт, который я испек».
Полезные советы
- предложите ребенку пересказать свою любимую историю, продолжить ее и добавить новые детали. Если он испытывает затруднения, предложите ему подумать, что может произойти дальше;
- предоставьте ребенку реквизиты для того, чтобы он мог разыгрывать придуманные им сцены. Не обязательно покупать что-то в специальных магазинах: в качестве реквизита могут быть мягкие игрушки, марионетки или что-то, собственноручно сделанное из бумаги. Если ребенок приглашает вас поучаствовать в пьесе – соглашайтесь;
- купите или сделайте специальный реквизит для любимых игр ребенка. Обычно дети любят играть в ресторан, магазин, больницу или кухню.
4. Исследование природы
Дети часто удивляются тому, почему птицы могут летать, а они – нет. Они проявляют свои дизайнерские способности и строят замки из песка.
Исследования показывают, что регулярный контакт с природой хорошо влияет на психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. Общение с природой развивает его познавательные навыки, критическое мышление, визуализацию и другие важные навыки.
Полезные советы
- ходите с ребенком в парк и ботанические сады;
- используйте прогулки на природе для обучения ребенка;
- проводите больше времени в саду, лесу и т.д.;
- читайте ребенку книги о природе и нашей планете;
- во время прогулок позволяйте ребенку собирать листья, сосновые шишки и т.д.
5. Проявления любопытства у ребенка
Дети интересуются буквально всем, что их окружает. Любопытство включает их активное мышление и мотивирует изучать то, чего они еще не знают. Поэтому дети задают так много вопросов.
Уделите время ребенку и ответьте на все его вопросы. Если какой-либо вопрос ставит вас в тупик, поищите ответ вместе с ребенком. Проявите свое творчество, делитесь с ребенком своими мыслями и идеями, чтобы помочь ему понять окружающий мир.
Полезные советы
- задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы он мог размышлять над ними;
- задавайте вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему» и «что, если»;
- давайте ребенку возможность удовлетворить любопытство. Если после похода в зоопарк он стал интересоваться тиграми, посмотрите вместе документальный фильм о тиграх и ответьте на все вопросы ребенка;
- решайте вместе различные головоломки;
- придумывайте рифмованные предложения;
- посещайте новые места.
Единственное, что может ограничить воображение вашего ребенка – это ваше собственное воображение. Почувствуйте себя ребенком и попробуйте посмотреть на мир его глазами. Занимайтесь вместе с ребенком делами, которые помогут ему развить воображение.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.63 из 5 на основе
8 оценок.
Развитие ребенка
14.06.2018
Источник
На чтение 12 мин. Просмотров 247 Опубликовано 15.02.2020 Обновлено 24.05.2020
Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Невозможно представить ребенка без фантазии. Детский мир значительно отличается от взрослого потому, что дети способны придумывать, неординарно мыслить. Умение воображать помогает развивать творческие способности, находить выходы из сложных ситуаций, легче адаптироваться в реальной жизни, если направить фантазию в нужное русло.
Особенности развития творческого воображения у ребенка дошкольного возраста
Первые шаги к умению пользоваться воображением малыш делает в трехлетнем возрасте. Игра становится частью ребенка, где бы он ни был: дома, на прогулке, в гостях, в поездке. В этот период ребенок начинает понимать, что один и тот же предмет может играть роль нескольких, если пофантазировать. Трехлетние и четырехлетние дети начинают рассказывать сказки – это пробуждается дремлющее до этого воображение. Но они не умеют планировать. Сложно выведать у такого малыша, что же он собирается нарисовать, если ребенок взял карандаши и бумагу. С помощью фантазии рисунок, конечно, родится, однако образ будущей «картины» будет выстраиваться уже в процессе.
До пятилетнего возраста дошколята еще не умеют направлять фантазию, зато в пять-шесть лет это уже хорошие выдумщики, которые могут осознанно решить, во что они хотят играть, что нужно нарисовать, какую поделку им хочется смастерить. Когда цель задана, начинается непосредственно работа. Нередко в игре дети пытаются воплотить полученный опыт, впечатления от просмотра мультфильма или спектакля, какой-либо жизненной сцены.
Нередко дети создают свой особый мир, если в реальном что-либо их не устраивает: сложные взаимоотношения со сверстниками или взрослыми, в том числе с родителями; фобии, с которыми ребенок пытается бороться придуманным самостоятельно способом; проблемы, которые легче решаются в фантазийном мире.
В любом случае развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.
Читайте также:
- Как сделать мыльные пузыри своими руками
- Эмоциональное развитие дошкольника
Виды воображения
Специалисты выделяют несколько видов воображения.
Творческое
Сознание человека позволяет сочинять невероятные образы, без опоры на знания и опыт. Такое воображение при его дальнейшем развитии может стать основой даже для будущей профессии человека, связанной с сочинительством.
Воссоздающее
Этот вид воображения основан на уже имеющихся знаниях, из памяти появляются и получают развития образы, с которыми ребенок познакомился на занятиях, в общении с близкими и друзьями.
Буйная фантазия
Неуправляемое воображение, где реальность и фантазия замещают друг друга. Ребенок постоянно продумывает нечто и заявляет, что все это происходило на самом деле.
Читайте также: Игры на развитие мелкой моторики у детей
Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста
Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно.
Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.
Это:
- Занятия прикладной деятельностью,
- Занятия литературой,
- Дидактические игры,
- Развитие кругозора,
- Развитие тактильных способностей,
- Занятия искусством, музыкой, танцами.
Прикладная деятельность – один из методов не только разбудить фантазию ребенка, но и направить в нужное русло. Так, занятия рисованием или лепкой помогут научить малыша придумывать и воплощать идею. Конструирование даст возможность создавать нечто фантазийное, но этот предмет уже можно потрогать, он может стать объектом игр. Пусть ребенок придумывает вещи, которых нет в реальном мире, но ведь так гораздо интереснее. Выдуманная вещь может обладать признаками, которые ей даст сам автор.
Хороший вариант развивать воображение – сказки, которые сочиняет сам ребенок. Взрослому только нужно помочь, дать старт фантазии. Пусть это будет простая история, самое ее начало. А уже потом ребенок должен додумать, а что же случиться с персонажами дальше, какие приключения их ждут. А если ребенок придумывает сказку и при этом рисует, наглядно показывая сюжет, еще лучше.
Большое значение в развитии фантазии играют дидактические игры. Опытный педагог может заинтересовать малыша, предложив ему учиться и играть одновременно.
Так, можно воспользоваться следующими приемами.
Читайте также:
- Физминутки в детском саду
- Формирование готовности ребёнка к обучению в школе
Приемы развития фантазии и воображения у детей
Кто это?
Педагог рисует удивительного зверя, который может существовать только в мире иллюзий, и предлагает ребенку не только дать имя чудо-зверю, но и рассказать, откуда он взялся, где живет, с кем другим, что есть.
Сказка
Педагог предлагает ребенку придумать интересную историю, в которой главными персонажами будут конкретные предметы. Сложно, но интересно.
Волшебная клякса
Это возможность дать ребенку пофантазировать, но на основе конкретного задания. На лист наносится клякса. Из этой кляксы ребенок может создать то, что ему захочется. Он может ее дорисовать, дополнить каким-либо элементами. А также придумать историю об этом создании.
Читать и познавать
Развитие интеллекта, творческого создания невозможно без расширения кругозора. А расширение кругозора невозможно без чтения, познавательных прогулок и экскурсий, интересных встреч и общения.
Песочные замки
Этот прием поможет ребенку интересно провести время, научиться пользоваться своим воображением, проявить самостоятельность в придумывании сюжета.
Эти занятия помогут ребенку стать увереннее, а играя, он будет узнавать много нового и интересного.
Развитие воображения в раннем детстве
У малышей воображение еще пассивное, ему нужен толчок: интересная сказка, мультфильм, тронувшая за душу ситуация, о которой рассказал взрослый, какая-то игрушка, поразившая ребенка. Ребенок при этом смешивает реальность и фантазию. Недаром маленькие дети, послушав сказку про, например, бабу ягу, легко могут представить ведьму в реальном мире и боятся ее по-настоящему. Эти ребята уже могут играть с «замещаемыми» предметами, однако главной для него остается игрушка.
Поскольку младшие дошкольники не могут еще мыслить и воображать без какой-либо опоры, бесполезно предлагать им задания, к примеру, придумать на ходу сказку. Должна быть подсказка. Поэтому в работе с младшими дошкольниками для развития воображения можно предложить ребенку картинку, на которой изображен какой-либо сюжет, и уже потом предложить придумать сказку. Для начала можно взрослому сказать пару предложений, от которых оттолкнется ребенок.
Если ребенку предложить нарисовать по желанию, он не справится с заданием. Его фантазия еще дремлет. Поэтому нужно четко формулировать задачу: «Нарисуй домик», «Нарисуй солнышко».
Если речь идет о ролевых играх, то для малышей трех-четырех лет это трудно, практически невозможно. И вся игра будет длиться не более 15 минут. Дети пяти лет способны играть уже более получаса, однако еще не могут заранее планировать сюжет, он развивается в процессе. Задача взрослых направлять и помогать.
Развитие воображения у старших дошкольников
У старших дошкольников воображение не нуждается в толчке, он самостоятельно может фантазировать. При этом ребенок в старших группах детского сада уже четко разграничивает выдуманное и реальное. Старший дошкольник умеет играть с любыми предметами, которые он может наделить конкретной ролью. Он способен представить себя в конкретной роли, может быть активным игроком, настолько умело пользуется фантазией.
Хорошим упражнением для старших дошколят будет задание «Сказка», причем детям не нужно смотреть на картинку, чтобы придумывать, они легко воссоздадут иллюстрацию сами на основе своего рассказа.
Для старших дошкольников нетрудно нарисовать что-либо по собственному желанию. Их задачу можно усложнить и сделать более интересной, если в ходе процесса рисования предложить охарактеризовать персонажа, которого они рисуют.
Когда идет ролевая игра, старшие дошкольники могут увлечься процессом даже на несколько часов, причем они продумывают сюжет, могут планировать действия, четко держаться предложенной роли. Кстати, учитывая, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают задумываться о будущей профессии, своей роли в обществе, им можно предложить развивать фантазию как в игре, так и в творческой деятельности.
Читайте также статьи:
- Развитие восприятия у дошкольников
- Развитие памяти у дошкольников
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Развитие воображения средствами нетрадиционного рисования
Нетрадиционные методы рисования – это необычно, интересно и полезно. Ребенок учится видеть чудесное в самых обычных вещах. Так, он узнает, что, оказывается, можно рисовать, к примеру, ладонями, расческой и губкой, а не кисточкой, бисквитным кремом, а не только красками. Это будит воображение, у ребенка возникает желание пробовать новое и неизвестное.
Вот самые простые способы нетрадиционного рисования:
- Рисование со свечкой.
- Рисование брызгами через соломинку.
- Рисование штампиками из бутылочной пробки, губки, жеваной бумаги.
- Рисование пальчиками.
- Изонить: нить опускается в краску, прижимается к бумаге, а появившийся отпечаток можно дополнить до настоящего рисунка.
- Рисование расческой.
- Рисование ватной палочкой.
- Рисовать таким образом понравится детям с любым развитием. Более того, некоторые методы помогают в профилактике отдельных заболеваний, а также в коррекции речи, дыхания, зрения.
Развитие воображения средствами конструирования
В продаже много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно, сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование может превратиться в игру.
Конструирование помогает:
- развить пространственное воображение,
- получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
- разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
- воспитать самостоятельность, усидчивость,
- развить фантазию.
Для дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.
Нарушения воображения и их причины
Дети могут страдать недостатком воображения или, напротив, воображение становится неуправляемым.
Дефицит воображения, как правило, испытывают дети с нарушением речи, ведь речь и мышление, воображение связаны между собой. При речевой патологии ребенок мыслит примитивно, он не способен создать новый образ, не может придумывать, сочинять, а также выполнять задания взрослого, где нужно применить фантазию. Эти дети обычно с трудом запоминают термины, усваивают полученные знания, не понимают символов.
Также дефицит воображения может быть у детей, которые имеют низкую самооценку. Они боятся что-то сделать не так, абсолютно лишены самостоятельности, что подавляет воображение.
В данном случае педагогам нужно шаг за шагом творческую преодолевать заторможенность ребенка, предлагая развивать способности через игру, основой которой будет знакомая ребенку ситуация. Хорошим выходом из положения будет театр. Также нужно сделать акцент на познавательной деятельности, чтобы расширить кругозор ребенка. Большую роль сыграет упор на эмоциях. Что впечатлило – то оставит след в душе, появится желание узнавать об этом больше.
Бурная фантазия, которая может проявляться в агрессии, лжи, страхах, подмене реального мира фантазийным, также может помешать в нормальном продуктивном развитии воображения.
Причинами этого неадекватного воображения могут стать внутренние страхи ребенка, проблемы, которые у него есть с родными и сверстниками, не способность ладить с окружающим миром, а также другие психологические проблемы.
В этом случае желательно обратиться к психологам, которые помогут составить индивидуальную программу для устранения патологии.
Читайте также:
- Развитие ребенка с задержкой психического развития
- ЗПР у детей дошкольного возраста
- Дети с ОВЗ в детском саду
- Подвижные игры для детей дошкольного возраста
Что влияет на развитие воображения у ребенка
Чтобы развитие воображения ребенка проходило правильно, нужно создать комфортную атмосферу, в которой малыш научится фантазировать с удовольствием и пользой, но не пересечет опасную черту между реальностью и иллюзорным миром.
- Развивать речь, поскольку мыслительные процессы связаны с речевыми функциями.
- Обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка. Чем активнее ребенок работает руками, тем лучше он говорит и соображает.
- Исключить одиночество, что, в свою очередь, исключит необходимость ребенку создавать выдуманных друзей.
- Важно повышать самооценку ребенку, не сравнивая его с другими сверстниками, а сравнивая только с ним самим, опираясь на его достижения и поступки.
- Доверительные отношения с родителями играют большую роль. Если ребенок не боится наказания, то ему не придется лгать. Но зато можно поощрять творческое сочинительство – сказок, рассказов, рисунков, поделок.
- В жизни ребенка должно быть много творчества. Эти занятия стимулируют воображение.
Отзывы
Евгения, Москва:
– Я работаю с детьми с задержкой развития. Много внимания уделяю нетрадиционным методам рисования. Этих детей вообще сложно чем-то заинтересовать, а нетрадиционное рисование – помазком, расческой, трубочками – интересно. И я вижу, как постепенно появляется фантазия и желание творить. Видели бы вы какие рисунки мои дети рисуют!
Максим, Казань:
– Страхи – вот одна из причин диких фантазий. Мой пятилетний сын долго боялся «того, кто под кроватью». Научился врать, лишь бы не идти спать, придумывал болезнь, чтобы с мамой остаться. Мы сами виноваты, смотрели фильм, который совершенно не по возрасту сыну, и вот результат. Потом чуть не полгода спали в комнате вместе с сыном, пока он не поверил, что никаких чудовищ под кроватью у него нет.
Алиса, Вологда:
– Мне кажется, лего очень хорошо развивает фантазию. Купила сыну конструктор, так часами может сидеть и что-то строить. Целый город построил, «населил» какими-то животными, я даже название не могу выговорить, как он их называет. Заметила, что сын стал более внимательным к мелочам, усидчивым. Это хорошо, ведь на будущий год ему в школу.
Читайте также новые статьи:
- Что можно приготовить из бананов
- Какие витамины в банане
В дошкольном возрасте, когда ребенок познает мир, когда ему все интересно, важно уделить внимание развитию воображения дошкольника. На помощь родителям и педагогам придут такие творческие занятия: рисование, театр, моделирование, конструирование, сочинительство, танец и другие, где ребенок может отпустить на волю фантазию. Так ребенок научится владеть воображением, которое станет продуктивным.
Педагог-психолог: Наталья Белокопытова
Источник