Чувство вины у ребенка 1 года
Малышу от 3 до 5-6 лет взрослые люди представляются всемогущими, всезнающими существами — ну просто волшебниками. И ребёнок готов выпрыгнуть из собственной шкурки, только чтобы дотянуться до них (то есть до родителей) и стать таким же всемогущим и независимым. (Обращали внимание: играете в шашки, мяч и т. п., ребёнок проиграл — он не хочет быть проигравшим! — это отзвук того самого желания: дотянуться до взрослого, стать как взрослый, быть с ним на равных).
Инициативный ребёнок строит планы, ставит цели и упорно стремится их достичь. И тут же обнаруживает, что на многие его желания наложено «социальное табу». Нельзя, например, жениться на собственной маме, нельзя визжать и резвиться, когда едешь в троллейбусе. Ребёнок знает, что многое из того, что ему хочется, родители не одобрят. Он готов идти наперекор, однако только начинающие формироваться в этом возрасте самонаблюдение и самоконтроль теперь уже заставляют его сдерживаться.
Но (вот беда!) в глубине души желания остаются! И этот разлад «знаю, что плохо, но всё равно хочу» заставляет ребёнка чувствовать себя виноватым.
«Что за глупости, — скажете вы, — иметь желание и осуществить желание — совсем не одно и то же». Да, это действительно так, но только с нашей взрослой точки зрения. Но у детей своя логика, во многом отличающаяся от нашей. Для них «почувствовать» и «сделать» очень тесно слиты, это почти одно и то же.
Кроме того, пока дети часто не в силах удержаться от того, что им хочется. И — нарушают наши запреты. Если родители стыдят ребёнка за проказы, он опять-таки чувствует себя виноватым. А если отчитывают и стыдят очень часто, то чувство вины прочно поселяется в его душе.
Многие наши взрослые комплексы и странности — оттуда.
Чувство вины и его последствия
Больше всего на свете Нина любила пельмени. Но не всякие, а те, что лепила её мама. Мама была коренной сибирячкой, и пельмени её были просто потрясающие. Сам процесс изготовления Нина тоже любила — причём сразу за две вещи: за то, что надо стаканом вырезать из огромной лепёшки тесто и класть на кругляшок десертной ложечкой фарш, и за то, что это было весёлое, долгое и вкусное дело. И мама была весёлая и румяная и немного испачканная мукой, и папа и Нина помогали и пачкались, и потихоньку откусывали тесто, и все смеялись и говорили ей: «Потерпи!» Пельмени делались долго — весь день, и только по особым случаям. Сегодня был как раз такой: день шахтёра. И папины друзья-шахтёры и их шахтёрские жёны должны были прийти на пельмени.
Вечером ко встрече гостей всё было готово: стол накрыт, тарелочки-чашечки выставлены, а знаменитые пельмени порция за порцией плюхались в большую кастрюлю. Потом мама их вылавливала огромной ложкой, укладывала в огромное блюдо и, закрыв крышкой, укутала — чтоб не остыли. Потом мама с папой ушли встречать гостей, а Нина осталась на кухне — поближе к пельменям. Она водила носом, унюхивая любимый аромат, смотрела в щёлочку (где же гости, а вдруг пельмени остынут?) и ждала. Она сидела и терпеливо ждала, а гости всё не шли, и хорошо было слышно, как на улице, под окном, о чём-то весело шептались мама и папа.
Нина развернула закрутку — просто так — и стала нюхать дальше. Потом она сдвинула крышку — чуть-чуть, потом приподняла, посидела, подумала и съела один пельмень. Она, конечно, знала, что есть одной некулътурно… но… в общем, потом она съела другой, третий… потом (ведь самое вкусное у пельменей — в серединке!) стала их раздевать. Осторожно, как ловец жемчуга морскую раковину, вскрывала и, выудив начинку, долго дула, потом проглатывала, а мучные створки осторожно отправляла назад — в миску. Потом к Ниночке подошёл кот — общественный, дворовый. Нина подумала, что это гость, а гостей надо угощать. Так они сидели и угощались, пока не кончились все целые пельмени. Нина очень аккуратно прикрыла миску, и тут как раз вернулись родители с шумной ватагой гостей.
«Ни за что не уйду с кухни», — подумала Нина и вжалась в табурет.
Было слышно, как, весело гомоня, гости рассаживаются за столом. Пришла мама, подхватила пельменное блюдо: «Ниночка, а ты что к нам не идёшь?» — спросила она и ушла в зал. Там ещё громче загомонили, захлопали в ладоши: «О, пельмени! пельмени!» Улыбающаяся мама сняла крышку и… подхватив чью-то тарелку, положила в неё первую «кожуру». «Что это?» — спросила она тихо.
Потом вдруг стало тихо… Потом к столу подозвали Нину…
Дальнейшее она помнила смутно. Говорят, что гости умирали со смеху, а папа грозил ей пальцем, а мама краснела и молчала, а Нина, посмотрев на неё, собралась зареветь, но почему-то не заревела.
В общем, она кивала головой и обещала больше никогда-никогда…
И знаете, что интересно: слово своё сдержала.
С тех пор прошло почти что полвека. Но я до сих пор не прикасаюсь к пельменям: я их терпеть не могу.
Кто виноват? Родители? Пожалуй, никто не виноват. Просто случилась ошибка, которую (по незнанию) не исправили вовремя, вот и остался след, как рубец. Не подумали, не додумали — и спровоцировали ребёнка на мелкое хулиганство. Маленькие дети слабо себя контролируют, и «хочу» частенько перевешивает моральные нормы. Не надо было оставлять полную тарелку на виду, под носом у детки. Как не надо оставлять на виду деньги, спички, острые и бьющиеся предметы, ценные безделушки и другие соблазны, особенно когда в гости к вашему ребёнку приходят друзья. И не потому, что они плохие, а потому, что они ещё маленькие.
Что делать ребёнку, который не удержался в рамках приличия (которые вы ему поставили) и теперь чувствует себя виноватым? Конечно же, постараться избавиться от вины. Вина — разрушительная эмоция, и дети, инстинктивно чувствуя это, стараются избавиться от неё. И способы у них есть весьма несимпатичные.
1 способ. Раскаяние. Слёзы, раскаяние помогают не всегда.
2 способ. Самонаказание. «Виноватость» настолько дискомфортна, что ребёнок ищет, как бы себя наказать и тем искупить вину. Он буквально нарывается на неприятности. Может упасть, сильно удариться, подраться. Он вызывающе ведёт себя, делает всё наперекор. Он провоцирует родителей на то, чтоб его наказали. Словно он сказал себе: «А, я плохой? Раз вы так считаете, то и буду плохим. Вот накажете — тогда посмотрим».
Дети, чувствующие себя виноватыми, ведут себя хуже, чем обычно.
3 способ. Переадресовка. В своих ошибках ребёнок начинает обвинять не себя, а другого. И делает это совершенно искренне, потому что сам в это верит!
«Я не мог в саду уснуть. Мне мальчики мешали. Они болтали между собой и между мной!» — заявил Лёня, когда воспитательница пожаловалась на его хулиганское поведение во время тихого часа.
Вот почему дети так часто оправдываются и доказывают «я не виноват, она сама…». И это не повод их обвинять, это повод задуматься их родителям.
Если сейчас ребёнок часто оказывается «в виноватых», то со временем «виноватость» укореняется. Он привыкает обвинять — себя, других людей или обстоятельства. Он теряет уверенность в себе и превращается в безынициативного человека. При этом (внешне) он может казаться буйным, деятельным и шумным, но, сталкиваясь с трудностями, не рискнёт, не шагнёт, а затаится или отступит: «как бы чего не вышло….». Безынициативный человек мало чего добивается в жизни, зато привыкает все свои силы направлять на поиски виноватого.
Что делать, если «пельмени все-таки украли»:
— Не стыдить, вызывая чувство вины.
— Чётко и внятно сказать ребёнку, что он сделал не так и чем вы недовольны.
— Всегда дайте возможность исправить дурной поступок!
— Показать и подсказать, как это можно сделать.
— Впредь не провоцировать ребёнка, помня о его возрастных особенностях (не надо приглашать ватагу малышей в комнату с дорогим сервизом или оставлять доступ к маминой косметике).
— Проверить (проанализировать) свои действия. А не слишком ли вы много запрещаете? А не лишаете ли вы малыша инициативы?
— Помнить, что дети не могут сидеть на месте и скучать.
Дайте занятие, подскажите идею, организуйте… в общем, займите делом. (Между прочим, главное дело детей дошкольного возраста — играть, так они осваивают мир и осваиваются в нём сами. Создайте условия и играйте с ними.)
От вины к ответственности – советы родителям
Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность — это нечто другое. См. →
Источник
Вина – разрушающее чувство. Она сжимает, подавляет и не даёт получать удовольствие от жизни. Иногда люди лелеют и смакуют чувство вины, считая его синонимом нравственности. Но чувство вины не имеет ничего общего с чувством ответственности.
Откуда появляется чувство вины у детей?
В детстве мы смотрим широко раскрытыми глазами на родителей и во всём стараемся им подражать. Если родители сказали дочке, что она хорошая – значит, так оно и есть. Если плохая – информация аналогичным образом воспринимается буквально. Действительно, всё идет из детства. Взрослые, желая воспитать ответственного человека, ошибочно прививают чувство вины, то есть неуверенность в себе, – вредную привычку с точки зрения психологов.
Навязывая чувство вины детям, родители своего рода стыдят ребёнка. И он, в свою очередь, усваивает по отношению к себе такие понятия как никчемность, никудышность. «Что со мной поделать, если я родился бесперспективным неудачником». Чадо корит и уничижает себя.
Ответственность – это уверенность в себе. Человек умеет проводить причинно-следственные связи между своими поступками и итогами, влиять на обстоятельства. Ответственный человек может попросить прощения, но на этом не останавливается. Он исправляет промахи, учится на них и не повторяет снова.
Представим очень простую ситуацию. Менеджер совершил ошибку на работе и, вместо того чтобы проанализировать, исправить причину, внести поправки в бизнес-процесс, начнёт терзаться чувством вины. «Как я мог всех подвести, мне нет прощения». Подобные переживания только лишь мешают сконцентрироваться. Особо переживающий сотрудник может даже решить, что недостоин занимаемой должности.
Очень часто родители подменяют ответственность и убеждают по любому поводу просить прощения, не поняв ситуации: «Почему ты побил Катю? А ну проси прощения!» В результате ребёнок либо усваивает чувство вины, либо приучается отмахиваться извинением, не решая проблему.
Самообвинения как средство манипуляций
Иногда бывает так, что мама и папа сами виноваты в том, что их дети ощущают вину. Иногда родители, не замечая этого, вызывают у сына или дочери такие чувства.
Например, сын в очередной раз испачкал или порвал брюки после прогулки, а мама говорит: «Ну вот, опять придётся стирать твою одежду, у меня и так времени ни на что не хватает, брюки скоро изотрутся вконец, а на новые денег нет». В этом случае сын испытывает вину, что расстроил маму. И в следующий раз ему будет страшно сказать ей, что на брюках опять пятно.
Ещё один вид манипуляции – это обида. Иногда родители делают вид, что из-за какого-то проступка сына или дочери, они обижаются на него/неё. Тогда у ребёнка возникает большое чувство вины из-за того, что он обидел маму или папу.
А в будущем, когда родители стареют, а дети взрослеют, первые начинают манипулировать через своё здоровье, свою жизнь, через чувства детей. Родители начинают свою постоянную песню: «Мы отдали тебе все годы, все силы и финансы, а у тебя нет и часа на родную мать с отцом». В этом случае уже повзрослевший ребёнок тоже будет чувствовать себя виноватым.
Избавляем ребёнка от частых самообвинений
Родители должны знать, что делать, если у ребёнка возникло чувство вины. Чтобы воспитать в ребёнке гармоничную личность, не внушайте чувство вины. Избегайте публичных обвинений – исправление ошибок лишь дома, тет-а-тет.
Избегайте оценочных заявлений: «Ты неряха, ты плохой». Лучше заменить на «Мне становится неловко, здесь следовало поступить иначе, проявить ответственность».
Не заставляйте ребёнка формально просить прощение, акцентируйте внимание на том, как разрешить ситуацию.
И сами избегайте чувства вины – оставляйте лишь ответственность.
Чувство вины и его последствия
Дети с высокой инициативой строят планы, ставят цели, пытаются их достигнуть. Но часто они обнаруживают, что на их «хотелки» накладывается общественный запрет. Например, нельзя просто так взять шоколад в магазине, баловаться в общественном транспорте, хулиганить в гостях. Дети понимают, что многое из того, что они хотят, мама с папой обязательно запретят. Ребёнок готов был бы идти наперекор всему, но у него начинает формироваться самоконтроль, который мешает ему делать всё, что он хочет.
Несмотря на это, в глубине души желания остаются. И это состояние «я знаю, что это делать нельзя, но всё равно хочу» заставляет вашего сына или дочь ощущать чувство вины.
У ребёнка существует своя логика, которая отличается от логики взрослых. Для него «чувствовать» и «делать» – почти одно и то же.
Кроме этого, в силу возраста ребёнку сложно удержаться и не сделать того, что он хочет. Перестав бороться с собой, он нарушает родительский запрет. И когда мама с папой начинают ругать его, он опять чувствует вину. И если это происходит часто, то чувство вины надолго останется у него в душе.
Источник
Виноватый ребенок не = ответственный. Именно с этой целью родители часто пытаются пристыдить маленького сорванца. Им кажется, что вместе с чувством вины придет и ответственность за свои поступки. Это грубейшее заблуждение. Вина порождает закомплексованность и неуверенность в себе, всепоглощающий стыд. Глазами ребенка это выглядит так: родители сказали – я плохой, значит нужно им верить, я все делаю не так… Если ситуация повторяется, формируются глубокие комплексы, с которыми порой взрослому человеку приходится бороться всю жизнь.
Что думают психологи о внушении чувства вины?
Чувство вины свойственно многим из нас и в нем нет ничего плохого. Это чувство, помогающее человеку адаптироваться в социуме и соблюдать общепринятые моральные и этические правила. Плохо, когда в результате некорректного воспитания ребенка, вина приводит к эмоциональной травме, и человек вступает во взрослую жизнь, ощущая себя виноватым всегда и во всем.
Чего хотят родители, делая детей виноватыми?
Не углубляясь можно сказать, что ответ лежит на поверхности: каждый родитель добивается от детей послушания. Однако, заглядывая глубже, осознаем, что таким образом взрослые пытаются избежать чувства ответственности и прикрывают собственные комплексы.
О комплексах. Каждый родитель должен помнить, что маленький человек еще не знает всех общепринятых норм поведения и вправе допускать ошибки. У вас не должно возникать чувства стыда за детские шалости. Но в то же время вы должны быть терпеливы и готовы учить малыша, как правильно себя вести. Мама, которая каждый раз заливается краской и готова «сквозь землю провалиться» из-за непристойного поведения ребенка, закомплексована и неуверенна в себе.
Об ответственности. Поступки маленького человека во многом зависят от воспитания и личного примера родителей. Дети – это своеобразное зеркало семьи. Если ребенок не умеет вести себя в обществе, это вы не научили его правильным манерам поведения или не сумели найти подходящие методы воспитания. Иногда мамам и папам только кажется, что они ежеминутно воспитывают несмышленых сорванцов. На самом деле, крики и нравоучения ни к чему не приводят. Они только помогают выплеснуть эмоции и демонстрируют окружающим, что вы «сделали все, что могли». В зоне ответственности родителя: подобрать правильные методы воспитания, непрестанно объяснять «что правильно, а что нет» и не забывать о личном примере.
Желая воспитать ответственного ребенка, даже не пытайтесь апеллировать к чувству вины. Как бы странно это не звучало, но виноватый человек не стремится исправлять свои ошибки – он раскаивается, корит себя, просит прощения, но ничего не делает. Если вам нужны действия, адекватная оценка ситуации и здоровая психика малыша, стоит учить ребенка ответственности. Ответственный человек – уверен в себе, он анализирует поступки, осознает ошибки и пытается их исправить. Именно этого мы и добиваемся.
К каким последствиям приводит чувство вины?
Чувство вины у детей делает их глубоко несчастными. Оно блокирует природную познавательную потребность и принуждает закрываться в себе. Для ребенка неприятен сам факт, что его ругают самые близкие люди. К тому же он чувствует себя плохо, понимая, как расстраивает маму или папу, и думает о том, что теряет привлекательность в их глазах, а значит их любовь. Взрослый с глубоким чувством вины внутри уверен, что не заслуживает любви общества. Он чувствует вину абсолютно по любому поводу и перед всеми.
Если родители злоупотребляют такими методами воспитания, у ребенка стираются четкие границы между маленькой и большой виной. Вырастая он будет чувствовать себя виноватым за каждую незначительную ошибку. При чем это чувство не вызовет у него желания исправить недоработку, а только подвергнет в панику и мысли о том, чтоб его простили и пожалели. Такими людьми легко управлять и манипулировать, они бесхарактерны и очень ранимы.
Человека с повышенным чувством вины часто обманывают, грубо обращаются, они стают жертвами несправедливости. Такие люди не умеют за себя постоять, поскольку просто не понимают, когда они действительно неправы, а когда на них нападают подлые люди.
Как воспитать ребенка без «комплекса вины»?
С одной стороны, ощущение виноватости никак не способствует развитию, оно портит мнение ребенка о себе, делает его несчастным. С другой стороны, вина помогает осознавать ошибки и адаптироваться к жизни в обществе. Как же соблюдать этот баланс, чтоб не нанести психологическую травму ребенку, но вырастить сознательного человека?
- Замечания должны подкрепляться аргументами. Ребенку значительно легче принять свою ошибку, если он понимает, почему именно виноват. Это вы знаете общепринятые нормы, а малышу еще необходимо время, чтоб их усвоить.
- Оценивайте действия, а не личность. Наказывая малыша, никогда не применяйте высказываний: ты плохой, ты свинья (потому что испачкался), ты жадина (не делишься игрушками), ты безответственный (мешаешь бабушке отдыхать). Запомните, плохой не ребенок, а его действия-поступки – их и нужно оценивать: ты поступил не хорошо, потому что…
- Контролируйте гнев. Не раздражайтесь и не «обливайте» кроху гневными криками, объясняя, что драться, воровать и обманывать плохо. Он усвоит урок гораздо лучше, если мама все расскажет спокойно, может, даже не один раз. Когда взрослые начинают повышать голос, детская психика включает защитные механизмы, и он перестает воспринимать информацию.
- Не вините ребенка по собственной прихоти. Малыш не должен страдать из-за того, что у папы нет настроения или у мамы болит голова. Например, если вы хотите, чтоб ребенок вел себя тише и спокойней, просто попросите и помогите ему отыскать подходящее занятие.
- Поддержка вместо шантажа. Родители часто «давят» на детей, руководствуясь стереотипными нормами. Ваш ребенок не обязан делиться игрушками в песочнице, целовать при встрече чужую тетю или говорить тихо в общественном транспорте. Непринятие тех или иных правил может быть связано с детскими страхами и другими психологическими аспектами. Сначала разберитесь в причинах, а уж потом будете убеждать ребенка в том, что «так правильно».
- Не заставляйте ребенка винить себя за то, что вам стыдно! Об этом говорит фраза: ты загоняешь меня в краску, позоришь; на нас люди смотрят… Сначала разберитесь со своими внутренними комплексами, а потом воспитывайте ребенка. Вам не должно быть стыдно за действия маленького человека, который еще не до конца осознает скверность своего поведения. А вот как раз поведение некоторых «раздражительных мамочек», прилюдно кричащих на сорванца, порой заслуживает осуждения.
- Нельзя наказывать и осуждать ребенка при свидетелях. В некоторых семьях принято демонтировать «позор» проказника на семейном совете, перед бабушками-дедушками и другими родственниками. Такой подход не приносит ожидаемых результатов, он только развивает в малыше внутреннее чувство стыда, недовольства собой, неуверенность. Старайтесь проводить воспитательные беседы наедине с чадом, без свидетелей.
- Малыш имеет право свободно мыслить. В голове ребенка, точно так же и взрослого, может твориться что угодно, и никто не имеет права управлять нашими мыслями. Вы можете обвинять его за конкретные поступки, но не за то, что он плохо о ком-то подумал или выносил план очередной шалости.
- Помогите крохе осознать и исправить ошибку. Каждый из нас допускает ошибки, разница только в том, что взрослый знает, как исправить неловкую ситуацию и избавиться от чувства вины, а малыш не понимает, как ему дальше с этим жить. Ваша задача направить его в нужную сторону (извиниться, поправить, убрать, помочь и т.д.), а потом помочь отпустить тяжелое чувство, (похвалой). Помните, лучший пример для ребенка – это родные люди, он всегда будет зеркалить ваше поведение.
Как родители навязывают детям комплекс вины
Мы ответственны за наши слова… Психолог Алина Байбанова о том, почему нельзя перекладывать ответственность за свое эмоциональное состояние на поступки детей, и к чему приводит чувство вины.
Фото: depositphotos
Читайте также
Источник