Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте thumbnail

Развитие речи у малышей активнее всего формируется до трех лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает познавать силу слова (слова помогают управлять родителями и выражать свои потребности), учится формулировать предложения, запоминает новые для себя выражения. В силах родителей помочь ребенку научиться говорить, для этого необходимы домашние занятия, а также знания о формировании детской речи. Обо всем этом мы и поговорим сегодня.

Как формируется речь у детей от 0 до трех лет

Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

У детей раннего возраста речь формируется поэтапно: он учится издавать звуки, запоминает слова и их значение, интонацию, логику построения предложений. Давайте узнаем, как это происходит и в каком возрасте.

  1. С рождения до двух месяцев. Это мамочкам и папочкам кажется, что малыш издает непонятные звуки и просто плачет. А нет, так ребеночек общается со своими родителями и другими родственниками, и каждый звук для него имеет значение. С самого рождения и до двух месяцев кроха общается при помощи плача. Им он выражает свои потребности: проголодался, ему жарко или холодно, не комфортно, мокрые ползунки или просто скучно.
  2. С двух-трех месяцев малыш начинает издавать различные звуки — это гуление. По большей части малыши произносят гласные буквы — а, ы, у, о, и вот появляется первое долгожданное «агу». В этом же возрасте малыш учится управлять интонацией, прислушиваться к родителям, распознавать обращения к себе.
  3. С трех месяцев и до полугода ребенок начинает распознавать свое имя, поворачивает голову в сторону звуков. Он активно лепечет, начинает по-разному плакать в зависимости от ситуации: голоден, устал и так далее.
  4. С шести месяцев до года. В этот период ребенок начинает произносить простые слоги, а к семи-девяти месяцам — комбинировать их. До года малыши произносят первое слово — мама, баба, папа. Кроха начинает подражать взрослым, старается повторить за ними звуки, хорошо знает свое имя и значение слова «нет».
  5. От года до полутора лет. Малыш все активнее подражает звукам, пытается сказать новые слова — кот, дед, дядя и так далее. Начинает интересоваться книгами, картинками, с удовольствием их рассматривает и перелистывает. В этом возрасте малыши понимают обращения к ним, слова «принеси», «садись», «иди», «возьми». А еще появляется множество жестов при общении: слов так мало еще знает и умеет их говорить, а головушке уже «роятся» предложения, так много хочется рассказать мамочке и папочке — вот здесь и помогают жесты.
  6. С полутора до двух лет. Детки уже могут ответить словом или жестом на простой вопрос, словарный запас все больше расширяется. Малыши знают названия игрушек и могут указывать на них: «Где кукла?» — покажет или принесет.
  7. С двух лет до трехгодовалого возраста. Появляются первые простые предложения: «мама, дай», «вон киса», «где папа?», и тому подобное. С этого возраста детки уже понимают и запоминают сложные предложения, например: «Возьми красный карандаш из коробочки и отнеси брату».

После трех лет малыши уже знают цвета и их названия, учатся формировать сложные предложения из трех и более слов.

Что влияет на развитие детской речи

Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Одни начинают говорить раньше, другие — позже. Есть детки, которые, как попугайчики, стараются все повторить за родителями, братишками и сестренками, прочими родственниками. А есть такие, которые и умеют и могут, но просто не хотят — характер такой.

И все же, имеются факторы, влияющие на развитие речи у детей, рассмотрим и их:

  1. Физиологические особенности. Чтобы ребенок научился говорить, у него должен быть хороший слух, нормальное функционирование определенных участков мозга, подрезанная уздечка (если после рождения на то была необходимость).
  2. Комфортное социальное окружение. Если в семье много общаются, есть старшие детки, то и малыш научится говорить быстрее. Важно показывать крохе свою любовь, не игнорировать его призывы с самого рождения, списывая все на то, что «проплачется, успокоится» — лялечку не игнорируют и как можно больше с ней общаются.
  3. Мультилингвистическая среда. То есть, с ребенком разговаривают на нескольких языках. Да, все они становятся для малыша родными и понятными, но, как правило, детки начинают говорить немного позже сверстников.
  4. Прочие факторы — стрессы, заболевания.

Влияет ли пол ребенка на развитие речи

Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

Кто начинает говорить быстрее — мальчики или девочки? По статистике, речь у девочек развивается быстрее, на это влияет функционирование головного мозга.

У девчонок мозг «созревает» быстрее, чем у мальчишек, поэтому к двум годам словарный запас их больше.

А еще девочки от природы склонны много болтать — делиться впечатлениями, рассказывать что-то интересное. А мальчики стараются говорить только важное, «по делу». Да можно даже сравнить взрослых мужчин и женщин. Если первые по тому же телефону говорят пару минут с другом, так девушка с подружкой готова «висеть» часами, обсуждая, как кажется мужчинам, самые ненужные, неважные и неинтересные вещи.

Как научить ребенка говорить: сенсорные стимулы

Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

Ребенок изучает мир посредством слуха, зрения, осязания, вкуса. Недаром малышня долго рассматривает предметы, затем тянет их в рот. Не мешайте, пусть знакомится с окружением! Важно и помочь:

  1. Стимулируем слух: давайте крохе послушать различные по своей природе звуки — пение птиц, мурчание кота, лай собаки, музыку, звуки природы, капли дождя и так далее.
  2. Развиваем зрение: повесьте игрушки над кроваткой, положите в кроватку, а на противоположные стены развесьте яркие картинки. Так ребенок будет учиться фокусировать взор.
  3. Осязание: проводите гимнастику, играйте в пальчиковые игры.
  4. Вкус: с момента введения прикорма балуйте кроху различными по консистенции и вкусовым качествам блюдами. Малыш должен четко различать сладкое от кислого, горького, твердое от мягкого.
Читайте также:  Центр развития ребенка золотой ключик тогур

Значение общения с ребенком при развитии речи

Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

Чем больше вы говорите с малышом, тем быстрее он научится говорить. Но не нужно слишком красноречиво высказываться при общении с детьми. Замените сложные слова и предложения на простые и понятные.

Говорите предложениями из двух-трех слов. Например: «Принеси игрушку», «мой хороший», «давай кушать», «пойдем гулять».

Дети разные голоса воспринимают по-разному. Проще всего малышам запомнить и понять речь женскую или детскую — высокие тона. Поэтому просите старших деток говорить с крохой.

Но и с папочкой общаться очень важно — он говорит на других тонах, у него совсем другой голос, и воспринимается он иначе. Пусть тоже читает ребенку стишки и потешки — те же самые, что и мамочка.

Методы для развития речи у детей раннего возраста

Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

  1. Проговаривайте каждую ситуацию, сопровождайте словами свои действия: Пойдем надевать кофту. А где она? На ней нарисовано солнышко. Давай наденем ботиночки. Давай ножку. Молодец! — и так далее.
  2. Пальчиковые игры — это развитие и мелкой моторики и речи. Сопровождайте игру потешками, просто словами: загнем один пальчик, другим пошевелим, а третий повертим — и тому подобное.
  3. Рассматривайте книжки и картинки в них, рисунки. Каждый описывайте, рассказывайте что изображено, указывая на изображения: А это кот, у него удочка, он идет ловить рыбку на речку. А наверху светит солнышко, а здесь тучка, из нее может пойти дождик.
  4. Как разговаривают зверушки: показывайте на изображения животных, покажите, как они «говорят»: это киса, она говорит «мяу», а это корова, она умеет говорить «муу» и так далее.
  5. Повторение звуков. Это может быть игра в ладушки, с двух лет постукивание по столу: попросите малыша повторить за вами ритм — два-три раза стукните по столу, ребенок должен повторить. Затем большее или меньшее количество раз, опять повтор. А помните игру шлепки по коленям, или как ее еще называли «Пианино». Присядьте рядом с ребенком, положите свои руки к нему на коленки, он свои — на ваши. Слегка шлепните раз по его ножке — он столько же раз по вашей. Потом другое количество раз, и с каждым разом все быстрее, чтобы ребенок начинал быстрее реагировать.

Артикуляционная гимнастика

Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

Цель этого вида гимнастики — научить ребенка правильному произношению звуков. Заниматься нужно каждый день, но недолго, урок по 10-15 минут. Если малышу надоело раньше — заканчивайте, не заставляйте.

  1. «Широко открываем ворота» — малыш должен как можно шире открыть рот и посидеть так на протяжении пары минут.
  2. «Строим забор» — ребенок смыкает верхние и нижние зубки, при этом нужно широко улыбаться, чтобы всем показать, какой забор построили!
  3. «Чистка зубов» — опять рот широко открыт, язычком нужно провести сначала по внутренней поверхности зубов верхнего и нижнего ряда, затем по внешней.
  4. «Рисование» — малышу говорите простые предметы — кубик, круг, сердечко, цветок, солнышко и так далее. Он эти предметы должен нарисовать язычком на верхнем небе сначала с закрытым ртом, затем с открытым. В конце упражнения — закрасить язычком все небо.

Что может затормозить развитие речи и когда стоит обратиться к специалисту

Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

Причинами того, что ребенок не может научиться говорить, могут быть следующие моменты:

  1. Неправильная речь взрослых — непонятная, не точная, слишком быстрая, отсутствие интонации. Малышу просто вас не понять.
  2. Подражание взрослых детскому языку — вместо «машина» говорите «би-би», вместо «кушать» — «ам-ам» и так далее. Ребенок должен подражать вам, а не вы ему. Говорите слова так, как они есть.
  3. Интеллектуальные перегрузки. Нельзя слишком долго заниматься с ребенком, читать ему длинные стихотворения, принуждать выговаривать слова и повторять предложения. Занятия должны длиться не больше 15 минут раз в день.
  4. Отсутствие занятий — тоже плохо.
  5. Выполнение просьб ребенка по его жестам. Бывает так, что малыш подходит к мамочке, тянет ее за руку молча, та послушно идет следом. Нет, нужно добиться, чтобы кроха вас позвал «Идем», «айда», «мам», и так далее. Показал на сок и вы его даете? Неправильно, пусть попросит словами — «дай», «сок», «пить» и так далее.

Когда обратиться к врачу:

  1. До двух лет малыш еще не произнес сложенного из двух слогов простого слова. Это «мама», «папа», «баба» и так далее.
  2. В два с половиной года у ребенка словарный запас из менее чем десяти слов.
  3. После трех лет имеется пропуск слогов в словах или их замена: нужно сказать «тапочки», говорит «паточки», вместо «собака» — «бака» и так далее.
  4. Заикание.

Учить говорить ребенка — это вовсе не сложно, очень весело и приятно. Занимайтесь каждый день, наберитесь терпения и результаты будут. Если появились некоторые проблемы с овладением речью, логопед подскажет, как с этим справиться.

Читайте также:  Развития ребенка в 2месяца

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», мы размещаем там много полезной для мамочек и папочек информации.

Читайте также по теме: Как приучить ребенка к горшку: с какого возраста, методика, разница между мальчиками и девочками

Источник

Речевое развитие в раннем возрасте.

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Для полноценного развития речи малыша, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Вот самое главное – это потребность в общении, которая формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.

Как правильно формировать речь

Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.

Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.

Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.

Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.

Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).

Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.

«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.

Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.

Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.

Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.

Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.

Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.

Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».

Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).

Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.

Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».

Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!

Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.

Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.

Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.

Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.

Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.

Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.

Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.

И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения.

Второй необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «. маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения до года комаровский

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является

стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.

Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция.

Одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это — внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.

Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Таким образом, вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста:

1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными. Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т. д.

2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т. д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т. д.

4. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями

5. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение, и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа, оба методических приема имеют свои положительные стороны

5. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой). Они оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, потому что он может смотреть на них, манипулировать, экспериментировать.

Возраст от 0 до 3 лет – это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитиеРазвитие речи ребёнка тесно связано с его психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы речевые условия, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, умел правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать сказки, стишки самостоятельно, играть в пальчиковые игры, петь песенки.

Несколько приемов по стимулированию речи детей раннего возраста.

“Разговор с самим собой” Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: “Где чашка?”, “Я вижу чашку”, “Чашка стоит на столе”, “В чашке чай”, “Я буду пить чай”.

“Музыкальные игры” Значимые игры в речевом развитии ребёнка. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры “Каравай”, “По кочкам”. Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с ним.

В заключение еще раз хочется напомнить, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Источник