Что такое среда развития ребенка в доу

Что такое среда развития ребенка в доу thumbnail

Елена Виноградова
Образовательная среда как комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОУ

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают

развитие детей в дошкольном учреждении.

Функции образовательной среды:

— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

— воздействует на результаты образовательного процесса,

обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родительский и методический уголки, газета, информация через СМИ)

— создает условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности.

— способствует профессиональному развитию педагогических работников.

Компоненты образовательной среды в ДОУ:

— взаимодействие участников педагогического процесса;

развивающая предметно-пространственная среда;

— содержание дошкольного образования.

1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть

образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием,

материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и

навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1. Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся

взаимодействию участников образовательного процесса.

Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ:

готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.

Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать

субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного

процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель

взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает

развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной

среды, представленная специально организованным пространством.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой

возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы

конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:

} Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

} Возможность двигательной активности детей.

} Возможность для уединения.

Психолого – педагогические требования к созданию пространственной развивающей среды. Среда должна быть:

• Содержательно- насыщенной

• Полифункциональной

• Трансформируемой

• Доступной

• Безопасной

• Вариативной

Насыщенность ППР среды предполагает:

} Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

} Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию

программы

Полифункциональность материалов предполагает

} Возможность разнообразного использования различных составляющих

предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Трансформируемость пространства обеспечивает

изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости: } От образовательной ситуации } От меняющихся интересов детей } От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

} Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения

и пр.

} Периодическую сменяемость игрового материала

} Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора

детьми

} Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,

познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

} Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется

образовательная деятельность

} Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все

виды детской активности

} Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

} Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и

безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации

соответствия.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду.

При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в разновозрастной группе детского сада, нами учитывались все вышеперечисленные требования.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.

Читайте также:  Значение рисования лепки аппликации для всестороннего развития ребенка

Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке. Здесь у нас находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок группы» и «Уголок для родителей», где находится много полезной, нужной, познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды, на которых вывешиваются творческие работы детей: выставки рисунков и поделок. Вниманию родителей предоставлена информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.

При входе в групповое помещение расположен «Уголок безопасности». Там отображена информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.

Групповая комната условно разделена на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группе соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пина.

В качестве центров развития в учебной зоне выступают «Уголок патриотического воспитания», «Уголок природы», «Центр экологии», «Уголок экспериментирования».

В «Уголке патриотического воспитания» есть портрет президента России, картинки с символикой России, текст Гимна России, гербы Рязани и Старожиловского района. Оформлены альбомы «Мы живём в России» и «Национальные костюмы народов нашей страны».

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. Здесь дети учатся ухаживать за растениями. Имеются леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

«Календарь природы» с моделями -значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой;

Картинки с изображениями птиц, животных, насекомых, рыб. Рядом с Уголком природы у нас расположен Центр экологии.

В экологическом уголке сосредоточены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе, способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном содействии человека на природное окружение в целях сохранения и приумножения природного достояния.

Уголок экспериментирования.Здесь размещены материалы для проведения экспериментов: лупы, ёмкости, мерные стаканчики, тарелочки, палочки, трубочки, поднос, совочки, лейки, песок, глина, камни, деревянные брусочки и многое другое. В уголке есть картотеки опытов с водой, песком, воздухом.

В игровой зоне находится «Игровой центр», «Центр конструирования», «Центр театрализации», «Музыкальный уголок».

В «Игровом центре» игрушки располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы различных размеров, одежда для кукол, коляски, наборы парикмахера, медика, швейная машинка, игрушечная мебель, посудка и др. Для мальчиков машинки, трактора, другие виды транспорта, железная дорога,инструменты: дрель, молоток, пила и многое другое.

В группе специальное место выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Центр конструирования: в большом разнообразиипредставлены различные виды и формы конструкторов: напольный конструктор (деревянный и пластмассовый, к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки, настольный конструктор (деревянный и лего, к ним для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.

Театрализованный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театрализованном уголке располагаются театр настольный по сказкам (конусный, деревянный, плоскостной, кукольный, пальчиковые театры, театр ложек) ширмы для показа театров, простейшие декорации, изготовленные детьми, костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.

«Музыкальный уголок»— это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты: баяны, дудочки, металлофон, бубен, барабаны, погремушки, бутафорские музыкальные инструменты. В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.

В каждой группе имеется магнитофон и небольшой набор кассет и дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок.

В зоне отдыха у нас располагаются «Центр книги», «Уголок творчества» и «Центр отдыха».

Читайте также:  Развитие личности ребенка в современном обществе

В младшей группе Уголок книги содержит несколько экземпляров книг с красочными картинками. Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Игрушки» А. Барто, «Усатый-полосатый» С. Маршак и др. Много материала не дается, должна быть сменность. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает, говорит о правилах пользования (нельзя рвать, рисовать в книге, брать только чистыми руками и т. д.).

В старшей и подготовительной группах содержание книжного уголка становится более разнообразным. Количество книг увеличивается. Дети могут сами пользоваться библиотечкой. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др. Для книжной полки книги выбирают с учетом интересов детей, юбилейных дат, времени года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

Уголок творчества. Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. Имеются краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомы для рисования, цветная бумага и картон, ножницы, клей, пластилин.

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Физкультурный уголок «Здоровячок» служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Здесь для этого есть всёнеобходимое оборудование: гимнастические скамейки, мячи большие и маленькие, скакалки, обручи, дуги для подлезания, гимнастические палки. Имеется так же кольцеброс,кегли и нестандартное оборудование: ленты, цветные флажки, снежки, изготовленные из синтепона. Для проведения утренней гимнастики под музыку используется магнитофон.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает

потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, должна вовлекать его в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

3. Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение

содержания дошкольного образования.

Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условийдля самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.

Содержание дошкольного образования определяется:

— Федеральными государственными образовательными стандартами;

— Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;

— Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, образовательная среда — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Спасибо за внимание.

Образовательная среда как комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОУЧто такое среда развития ребенка в доуЧто такое среда развития ребенка в доуЧто такое среда развития ребенка в доуЧто такое среда развития ребенка в доуЧто такое среда развития ребенка в доуЧто такое среда развития ребенка в доу

Источник

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

Насыщенность РПП среды предполагает:

— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

— от образовательной ситуации;

Читайте также:  Дидье анзье фазы развития ребенка

— от меняющихся интересов детей;

— от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

— периодическую сменяемость игрового материала;

— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды:

— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

  1. Социально – коммуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно – эстетическая;
  5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Социально-коммуникативное развитие:

— Центр ПДД;

— Центр пожарной безопасности;

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

— Центр «Уголок Природы»;

— Центр сенсорного развития;

— Центр конструктивной деятельности;

— Центр математического развития;

— Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

— Центр Книги;

— Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

— Центр ИЗО или уголок творчества;

— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

Физическое развитие:

— Центр физического развития;

— Спортивный уголок «Будь здоров!»

Направление:

Социально-коммуникативное развитие.

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Познавательное направление.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Речевое развитие.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно — эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Театрализованная деятельность.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

  1. Развивают артикуляционную моторику;
  2. Развивают артикуляционную моторику;
  3. Расширяют словарный запас;
  4. Развивают монологическую и диалогическую речь;
  5. Развивает общую и мелкую моторику.

Физическое развитие:

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
  2. Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
  3. Определить дополнительное оборудование.
  4. Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

Вывод.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Источник