Что такое рост и развитие ребенка

Рост ребенка и его развитие (статья + формулы + таблицы)

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.

На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:

  • Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
  • У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.

После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

  • Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.

    • То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
    • Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
  • Внешнесредовые факторы. К ним относятся:

    • Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
    • Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
    • Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

  • Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
  • Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

  • Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
  • Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

©

Источник

Фото: e-w-e.ru

Что у ребёнка определяет рост и можно ли повлиять на это?

Одни дети растут быстро, а другие долго остаются самыми маленькими в классе. Что определяет рост и можно ли повлиять на него безопасными для здоровья ребёнка методами?

Хотите узнать рост ребёнка — посмотрите на его родителей.
В большинстве случаев именно генетика определяет, насколько высоким будет человек. Однако на генетически заложенную программу роста может повлиять целый ряд факторов. В итоге около 5% детей плохо растут, беспокоя своих родителей и заставляя обращаться к врачам.

Как рассчитать рост ребёнка

Генетическая формула роста

Есть «формула», позволяющая вычислить заложенный природой рост вашего ребёнка с погрешностью 5-10 см.

Девочки = (рост отца, см + рост матери, см) : 2 – 6,5 см

Мальчики = (рост отца, см + рост матери, см) : 2 + 6,5 см

Заметнее всего малыши растут в первый год жизни: примерно на 25 см за 12 месяцев. К 2 годам они набирают ещё 8-12 см, к 3-м — 7-8, затем темпы роста составляют 4-6 см в год. Записывайте рост вашего наследника примерно в одну и ту же дату раз в год. Нормален ли прирост, можно узнать по так называемым центильным таблицам, которые есть у всех педиатров и других детских врачей, а также в Интернете. Но без соответствующих знаний разобраться в них молодым родителям довольно сложно. Однако если ребёнок растёт меньше чем на 4 см в год после 4 лет, это действительно повод для беспокойства.

ФОто: estrefazdrowia.pl

Какие факторы влияют на рост ребёнка?

  • Проблемы со здоровьем. Например, хронические заболевания дыхательной системы, сердца и сосудов, ЖКТ, гормональные нарушения.
  • Регулярный приём глюкокортикостероидов. Эти препараты тормозят рост детского организма.
  • Особенности конституции. Случается, что плохо растут малыши, которые родились с весом и ростом ниже биологической нормы. Несмотря на заботу родителей и правильное питание, до 10% таких ребятишек даже после 4-х лет отстают от сверстников. Подобная задержка может быть и у тех детей, один из родителей которого ниже 160 см. Патологии нет, но ребёнок долгое время остаётся самым маленьким в классе. Как правило, у таких детей и половое созревание начинается позже – в 14-16 лет. В итоге они обычно достигают своей нормы безо всякого лечения, хотя действительно высокими станут вряд ли. Чаще такой вариант встречается у мальчиков, чьи отцы в своё время тоже росли неспешно.
  • Эндокринные патологии. Выявляются у менее 1% детей, но об этом важно знать всем родителям. Поговорим подробнее о гормональных факторах ниже.
  • Недостаток сна, либо неполноценный сон. Ребёнок засиживается в Интернете допоздна? Ради высокого роста придётся соблюдать режим дня. До 70% гормона роста вырабатывается с 22 до 24 часов, причём только во время глубокого сна. До 12-14 лет растущему организму необходимо не менее 10 часов полноценного сна, подросткам – не менее 8 часов, при этом сон в светлое время суток бесполезен для роста.

Что такое «костный возраст»?

Это показатель соответствия роста и общего развития ребёнка биологической норме — более точный, чем рост или вес тела. В детских костях есть так называемые «зоны роста», за счёт которых скелет может увеличиваться. Эти зоны постепенно закрываются к концу полового созревания, и рост скелета прекращается. Костный возраст позволяет педиатрам понять, долго ли ещё ребёнок будет расти, нужно ли выявлять гормональную патологию или же для этого нет причин. Правда, даже у здоровых детей отклонение костного возраста от реального может составлять до 2 лет.

Какие гормоны влияют на рост?

За рост в организме человека отвечает соматотропный гормон (СТГ) — «гормон роста». Важны также и половые гормоны, и гормоны щитовидной железы, и инсулин, но в отношении роста они активны только вместе с другими факторами. Получается, что дефицит одного или нескольких гормонов надпочечников влечёт за собой задержку роста и без соответствующего лечения под наблюдением детского эндокринолога дело не сдвинется.

Эндокринные задержки роста выявляют у менее 1% детей, чьи родители жалуются на это. Реальный недостаток СТГ приводит к карликовости, и тогда мальчики вырастают не выше 140 см, а девочки — 130 см. Чем раньше родители обратятся к детскому эндокринологу и получат назначение на инъекции СТГ, тем больше шансов, что маленький пациент вырастет среднего роста и даже выше него. Более того, если у первого ребёнка был обнаружен дефицит роста, а родители планируют второго, в большинстве случаев эту гормональную проблему малыш не повторяет.

Фото: medotvet.com

Фото: medotvet.com

Фото: medotvet.com

Как повлиять на факторы роста?

Подходим к самому интересному: что делать родителям, чтобы помочь ребёнку нормально прибавлять в росте без вреда для здоровья?

  • Правильное питание. Чтобы организм рост как следует, нужен строительный материал для длинных трубчатых костей, мышц, зубов, кожи и т.д. — аминокислоты, которые можно получить только из белка. Поэтому 60% белковой пищи должны составлять кисломолочные продукты, яйца, рыба, мясо. Следите, чтобы белковая пища не была жирной: жир тормозит выработку гормона роста. Растительная пища должна составлять 40% рациона, речь прежде всего о злаковых. Бобовые подходят не всем детям, т.к. создают проблемы с пищеварением. Энергию для роста дают углеводы, которые находятся всё в тех же злаковых и зерновых — гречка, пшено, перловка. Сладости, в которых нет клетчатки, замедляют выработку СТГ. Поэтому вместо конфет лучше купите ребёнку свежие фрукты.
  • Качественные поливитамины. Витамины и минеральные вещества очень необходимы для роста. Прежде всего, витамин D, при недостатке которого развивается рахит. Не забывайте про кальций и йод. Кальций, ложась на белковую матрицу, внедряется в кости, увеличивая их объём и прочность. Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, которых без него будет не хватать. В 6-10 лет дети должны получать не менее 800-1200 мг кальция и 150 мкг йода ежесуточно. А подростки – 1200-1500 мг кальция и 200 мкг йода. Про источники кальция (а также железа) мы уже рассказывали в статье «Почему хочется погрызть мел». Что касается йода, то в достатке его получают только те люди, кто живёт у моря. Йодированной соли недостаточно, так что йодсодержащие добавки к пище — ещё одна необходимая для роста вещь.
  • Общий режим дня. Ребёнок должен получать адекватные психоэмоциональные и физические нагрузки и при этом хорошо отдыхать. Тогда за его рост родители могут не переживать.
  • Спорт или гимнастика. Любые физические нагрузки, которые нравятся ребёнку, помогают ему расти. Правда, выделить, какие именно стимулируют рост, достаточно сложно. Традиционно называют те виды спорта, где нужно прыгать и тянуться вверх и вперёд: баскетбол, плавание, бадминтон, волейбол, теннис. Кстати, есть мнения, что борьба и тяжёлая атлетика тормозят рост юного организма.

Фото: cliparttobase64.com

Растут ли взрослые?

Программа роста у каждого из нас своя, но есть и общие закономерности. В среднем мужчины растут до 18-22 лет, женщины до 15-19 лет. После 25 лет у мужчин иногда отмечается небольшое (до 2 см) увеличение роста. А так во взрослом возрасте чаще «дорастают» те, у кого половое созревание происходило с некоторой задержкой.

«Я не знал, что я расту. Всё время, каждый час… Расту и в дождик, и в мороз. Уже я маму перерос!» — помните стихотворение Агнии Барто? В детстве мы мечтали поскорее вырасти, чтобы делать то, что хочется. А вырастая, начинаем ностальгировать по детству — такой интересный «парадокс роста». Как бы там ни было, в любом возрасте наш внутренний ребёнок благодарно откликается на внимание, заботу и ласку родителей. Пусть счастливых моментов, проведённых со своими детьми у всех нас будет больше. Если понадобится помощь опытного педиатра или детского эндокринолога — мы всегда рядом и окажем самый тёплый приём.

Растём и развиваемся на пользу людям,

ваша клиника «Главный Пациент»

Источник

Основной характеристикой детства является развитие человеческого существа от яйца (образовавшегося в результате соединения сперматозоида с яйцеклеткой) до зрелого индивида (18-20 лет), способного к самостоятельной жизни в обществе. Развитие сочетает в себе два четко различающихся, но тесно взаимосвязанных, процесса:

Рост ребёнка

Рост, процесс количественный, выражающийся в изменении размеров тела. Рост соответствует умножению количества клеток и увеличению их объема. Он идет непрерывно, поддается измерению и сравнительно легко меняет свои темпы. Скорость роста неодинакова у разных детей, чем и объясняются различия, наблюдаемые у взрослых субъектов.

Созревание ребёнка

Созревание, процесс качественных перемен, выражающийся в изменениях строения, состава и функций клеток, тканей, органов или тела в целом. И этот процесс также идет непрерывно, причем его скорость сравнительно постоянна, но значительно труднее поддается оценке. Скорость созревания неодинакова у разных детей, но ее результат — зрелость — одинаков почти у всех субъектов. Эти два механизма взаимосвязаны: скорость роста и изменений в пропорциях частей тела зависит от эндокринного созревания, а кривая веса тела находится в зависимости от созревания тканей.

Общие закономерности развития ребёнка

а) Развитие — процесс, протекающий непрерывно от зачатия до зрелости. Для того чтобы достигнуть той или иной «вехи » в своем развитии, ребенок должен пройти ряд стадий. При постановке диагноза следует обращать внимание не на то, что делает ребенок, а на то, как он это делает.

Например, нужно следить не за тем, способен ли самостоятельно сидеть 7-месячный грудной ребенок, а за тем, как он удерживается в сидячем положении и какую степень зрелости проявляет при этом. Статистические исследования, некоторые школьные пособия и большинство научно-популярных книг отмечают лишь тот факт, что «нормальный» ребенок начинает самостоятельно сидеть или ходить в таком-то возрасте, но не упоминают об индивидуальной зрелости, о корреляции с остальными параметрами развития.

б) Развитие зависит от созревания и миелинизации нервной системы; пока эти процессы не закончатся, никакие упражнения не помогут ребенку приобрести ту или иную способность (двигательную или психическую). Однако если уже при наличии надлежащей степени зрелости нервной системы ребенку не предоставляют условий для попыток к самостоятельному упражнению, то возможность приобрести новое умение сохраняется в скрытой форме, а приобретение его наступит сразу, как только представится подходящий случай.

в) Последовательность стадий развития одна и та же у всех детей, но быстрота смены стадий у разных детей неодинакова. К примеру, ребенок должен научиться самостоятельно сидеть, прежде чем начнет ходить, но возраст приобретения способности сидеть или передвигаться сильно варьирует.

г) Некоторые древние рефлексы предшествуют произвольным движениям. Автоматические «шагающие» движения ног исчезают в 2-3-месячном возрасте, затем следует период, в котором грудной ребенок вовсе не опирается и не «шагает» до 7-месячного возраста, когда начинает «ходить» (произвольное движение). У умственно отсталых детей некоторые древние рефлексы сохраняются длительное время до возраста старше обычного.

д) Развитие следует от головы к ногам. Первая стадия развития моторики состоит в способности контролировать положение головы с помощью мышц шеи. Затем мышцы спины созревают и начинают координировать свои функции, вследствие чего грудной ребенок может самостоятельно сидеть, причем спина выпрямлена, а не согнута. Грудной ребенок пользуется руками, прежде чем начать пользоваться голенями; он способен ползать с помощью одних лишь рук, не опираясь на голени и стопы.

е) Общая активность предшествует специфическому реагированию. Грудной ребенок первых месяцев выражает свою радость генерализованной реакцией: таращит глаза, беспорядочно двигает ручками и голенями, дыхание у него учащается. Дети старшего возраста и взрослые выражают удовольствие только мимикой или словами. На смену беспорядочным движениям первых 6 месяцев приходят локомоция и все большая ловкость и уверенность движений рук.

Источник

Главная
•
Библиотека
•
Полезная информация
•
Развитие ребенка и рост

Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но
и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом
определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.

Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост
ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в
последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года. На 3, 4 и
5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост
увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около
10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост
увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у
мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста
замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.

Факторы, влияющие на рост

Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с
внешнесредовыми факторами, влияющими на рост. То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно
велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и
эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень
показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При
переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
Также установлено, что благоприятное
воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать
зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.

Внешнесредовые факторы: К ним относятся: Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.

Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и
внешнесредовых.

Нормы роста

Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а
так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются
формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста
его ребенка.

Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:

Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х
2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.

Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен
быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.

Рост детей старше года:

Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см

Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает
вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет
на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.

В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а
соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на
кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:

Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту
ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том,
что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень
низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.

Центильная таблица для девочек:

См. подробнее: Как увеличить рост на 10-15 см.

«Развитие ребенка и рост» и другие статьи из раздела Полезная информация

Читайте также:

  • Отставание в росте у ребенка
  • Вся информация по этому вопросу

Источник