Что такое кустарник для ребенка 3 года

Ирина Сопрунова
Конспект НОД «Деревья и кустарники»

Конспект интегрированной НОД с детьми среднего дошкольного возраста

«Деревья и кустарники»

Тема занятия: «Деревья и кустарники»

Цель: научить детей различать деревья и кустарники.

Программные задачи:

Образовательные:

— систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках;

— обобщать знания детей о существенных признаках строения деревьев и кустарников (корень, ветви, листья) и их различия.

— учить детей разделять предложенные объекты (деревья и кустарники) на группы, опираясь на схему.

— учить детей схематично изображать дерево, кустарник.

Развивающие:

— развивать речь детей, обогащать активный словарь.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к растительному миру.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о деревьях и кустарниках.

Наблюдение за деревом и кустарником на территории детского сада.

Чтение сказки: «Как дерево с кустарником встретились». Беседа по прочитанному.

Рассматривание иллюстраций и картинок деревьев и кустарников.

Материалы и оборудование: игрушка Зайчика; иллюстрации и картинки деревьев и кустарников; схема «Дерево» и схема «Кустарник»; лист бумаги формата А5, цветные карандаши.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I Организационный момент

Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие прибежал Зайчик.

Ему нужно спрятаться от хитрой лисы. Давайте с вами поможем разобраться, где лучше ему спрятаться: под деревом или кустарником?

II Мотивационно – ориентировочный

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами находятся две схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема? (дети: эта схема подходит дереву).

Воспитатель: А как вы догадались? (дети: потому что у дерева есть один ствол и ветки)

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

Воспитатель: А как вы думаете, какому растению подходит вторая схема?

(дети: кустарнику)

Воспитатель: Почему? (дети: потому что у кустарника много стволов и ветки)

Воспитатель: По этим схемам можно сразу догадаться, что общего есть у дерева и кустарника, а чем они различаются.

— Ребята, как вы думаете, что общего между деревом и кустарником? (ответы детей)

— Дети, а чем же отличаются деревья и кустарники? (ответы детей)

— Как вы считаете, где же лучше спрятаться нашему Зайчишке от хитрой лисицы? (дети: в кустарнике)

— Почему? (дети: под кустом не видно нашего Зайчишки)

Воспитатель: Мы спасли нашего Зайку, спрятав его от лисы.

— Зайка немного устал, пока бежал от лисы, и хочет с вами поиграть

III Физминутка:

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

IV Практическая часть

Воспитатель: А теперь, Зайка, дети покажут тебе, какие существуют в природе деревья и кустарники, чтобы ты самостоятельно мог прятаться от врагов.

— Дети, сейчас мы с вами отгадаем загадки и разделим отгадки на две группы (деревья и кустарники, опираясь на наши схемы.

1. Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он,

Кто скажите это? (клен)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, клен – это дерево или кустарник? Почему вы так думаете? (ответы детей)

— Под какую схему мы поместим картинку с изображением клена? (дети: под схему дерево).

2. На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается… (сирень)

— Дети, сирень — это дерево или кустарник? Почему? (ответы детей)

3. У меня иголки длиннее, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке (сосна)

Воспитатель: Скажите, сосна – это дерево или кустарник? Почему? Под какую схему мы поместим картинку сосны? (ответы детей)

4. Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды.

Всем пригодны для еды (шиповник)

Воспитатель: Шиповник – это дерево или кустарник? Почему? Под какую схему мы поместим картинку с изображением шиповника? (ответы детей)

5. Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней.

Май сережки дарит ей (береза)

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, береза – это дерево или кустарник? Почему? Под какую схему мы поместим картинку с изображением березы? (ответы детей)

Воспитатель: Ну вот, Зайка, ты сам без затруднения сможешь спрятаться самостоятельно от лисы.

— А на прощание, мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки.

Давайте нарисуем для Зайчика кустарник или дерево, чтобы он не забыл о нас.

V Рефлексивно-оценочный

— Ребята, как вы считаете, мы помогли Зайчику?

— Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей)

— А теперь давайте подарим Зайке свои рисунки, поясняя, что именно они изобразили на рисунке – дерево или кустарник.

Источник

Содержание занятия, методические приемы

Организация детей и предполагаемые ответы.

1. Постановка проблемы.

Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.

Что случилось, Буратино?

(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет.)

Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.

2. Чтение схем.

Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

А как вы догадались?

Правильно! А какому растению подходит вторая схема?

Почему?

По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем  они отличаются.

Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.

Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

3. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.

Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это?..

Клен – это дерево или кустарник?

Почему вы так думаете?

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается …

Сирень – Это дерево или кустарник?

Почему?

У меня иголки

Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.

Читайте также:  Реактивный артрит у ребенка 3 года лечение

А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.

Посмотрите, как это сделаю я.

(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника.)

Дети соглашаются помочь Буратино.

Эта схема подходит дереву.

Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

Эта схема подходит кустарнику.

Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

У деревьев и кустарников есть корни и листья.

У дерева один ствол, а у кустарника много.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Клен.

Дерево.

Потому, что у клена один ствол.

Под схему «дерево».

Сирень.

Кустарник.

Потому что у сирени много тонких стволов.

Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.

Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.

В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.

Источник

Юлия Иванникова
Открытое занятие на тему: «Деревья и кустарники»

Образовательная область: познание.

Вид деятельности: развитие представлений об окружающем мире и себе.

Тема: «Деревья и кустарники»

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к миру растений.

2. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта).

4. Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.

3. Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

4. Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.

Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников.На каждого ребенка: лист бумаги формата А 4, карандаш.

Словарь: названия деревьев кустарников (береза, ель, клен, шиповник, сирень, дуб, частей объекта (корень, ствол, ветки, листья).

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники».

Содержание занятия:

1.Постановка проблемы:

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и находит письмо с планом.

Воспитатель читает письмо:

Ой ребята, нам пришло письмо от Красной Шапочки.Она пишет: (Дорогие ребята, у меня заболела бабушка и ей надо отнести лекарства. Мама мне сказала, чтобы добраться к бабушке мне надо идти по тропинке возле которой растут деревья, а возле которой растут кустарники по ней идти не нужно, можно прийти в дремучий лес. Но к сожалению я не знаю, что такое дерево и, что такое кустарник. Помогите, пожалуйста, мне разобраться какое же растение называют деревом, а какое кустарником и найти правильную дорогу к бабушке).

Ну, что ребята, поможем Красной Шапочке?

Дети соглашаются помочь Красной Шапочке.

2.Чтение схем:

Воспитатель: Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

Дети: Эта схема подходит дереву.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

Воспитатель: Правильно! А какому растению подходит вторая схема?

Дети: Эта схема подходит кустарнику.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

Воспитатель: По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Воспитатель: Кирилл, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Дети: У деревьев и кустарников есть корни и листья.

Воспитатель: Ярослав, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много.

Воспитатель: Ну вот, мы немного разобрались, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, а давайте чуть – чуть отдохнем.

3.Физкультминутка: «Ветер тихо клен качает»

Ветер тихо клен качает,

Вправо,влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.

Воспитатель: Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях. А когда вы будете отгадывать, я буду вам показывать картинку и мы будем её вешать под нужную схему.

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это?. .

Дети: Клен

Воспитатель: Клен – это дерево или кустарник?

Дети: Дерево.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что у клена один ствол.

Воспитатель: Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

Дети: Под схему «дерево».

Воспитатель:

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается…

Дети: Сирень

Воспитатель: Сирень – это дерево или кустарник?

Дети: Кустарник

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у сирени много тонких стволов.

Воспитатель:

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем! (Дуб)

Дети отгадывают загадки. Смотрят на картинки и говорят дерево или куст, помещают под нужную схему.

5. Дидактическая игра «Собери дерево и кустарник»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Нам надо разделиться на две команды. Перед вами разрезанная картинка, на одной нарисовано дерево, а на другой кустарник. Вам надо собрать эту картинку, как пазл.

Воспитатель делит детей и дети начинают собирать рисунок, воспитатель помогает.

6.Воспитатель: Ну вот, теперь Красная Шапочка сможет определить где дерево, а где куст и выберет дорогу из деревьев. По дороге какого цвета надо идти Красной Шапочке? (дети отвечают) Почему? (дети отвечают) И давайте эту дорожку отметим стрелочками и отправим письмо обратно Красной Шапочке. А на прощанье давайте сделаем подарок Красной Шапочке. Дети, давайте нарисуем ей дерево или куст, кто что пожелает. Чтобы Красная Шапочка не забыла, то чему мы ее сегодня научили.

Открытое занятие на тему: «Деревья и кустарники»Что такое кустарник для ребенка 3 годаЧто такое кустарник для ребенка 3 годаЧто такое кустарник для ребенка 3 годаЧто такое кустарник для ребенка 3 года

Источник

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект занятия психолога по теме

«Растения. Деревья и кустарники»

(для обучающихся классов «Особый ребенок»)

Автор:

педагог-психолог

Боброва Елена

Александровна

г.Оса

Растения. Деревья и кустарники

Цель: формирование знаний о деревьях и кустарниках; содействие развитию психических процессов.

Задачи:

1.Учить различать деревья и кустарники, выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников и различия.

2. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта).

3. Воспитывать интерес к миру растений.

4. Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.

5. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование:

  • карточки к игре «Обведи по точкам» для каждого ребенка;

  • простые карандаши, листок в клетку.

  • мягкая игрушка «Буратино» (или картинка)

  • конспект занятия

  • 2 картины с изображением дерева и кустарника

  • картинки с деревьями и кустарниками

Читайте также:  Воняет моча у ребенка 3 года

Ход занятия:

1. Приветствие

Здравствуйте, дети. Давайте сейчас мы с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга.

«Сердце я свое открою,

Счастьем поделюсь с тобою!

Все сердечные слова,

Говорю я для тебя!»

(Выполняются движение в соответствии с текстом).

2.«Орг. момент»

Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.

–Что случилось, Буратино?

(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет).

–Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником. Давайте присядем на ковер.

3. Беседа «Деревья и кустарники»

Цель: формирование умения выделять сходства и различия между деревьями и кустарниками.

Дети, посмотрите, перед вами 2 картины (картины висят на доске).

— На этих картинах изображены растения – дерево и кустарник.

— Посмотрите, ребята, на этой картине есть корень, один ствол и листья.

— Как вы думаете, какое это растение? (дерево)

— А это у нас какое растение? (кустарник)

— Как вы догадались?(несколько стволов)

–По этим картинам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть что-то общее. Чем же похожи деревья и кустарники? Что есть у дерева и у кустарника?

— Значит, у деревьев и кустарников есть корни и листья.

– Ребята, а как вы думаете, чем же отличаются деревья и кустарники? Сколько стволов у дерева? (один) А у кустарника есть ствол? (да). Сколько стволов у кустарника? (Много)

–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.

Давайте сейчас назовем Буратино какие мы знаем деревья и какие кустарники.

4. Игра «Отгадай загадки»

Цель: развитие логического мышления, умения различать деревья и кустарники.

А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники.

–Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это?. .

Клен – это дерево или кустарник? (дерево)

Почему вы так думаете? (один ствол)

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается … (сирень)

Сирень – Это дерево или кустарник? Почему?

У меня иголки

Длиннее, чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Сосна — это дерево или кустарник? Почему?

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Шиповник — это дерево или кустарник? Почему?

Разбежались по опушке,

В белых платьицах подружки. (Березы)

Береза — это дерево или кустарник? Почему?

Никто не пугает, а вся дрожит (Осина)

Осина — это дерево или кустарник? Почему?

5. Физкультминутка. Игра «Дерево — куст»

Цель: развитие внимания, памяти, общей моторики.

Дети, сейчас я буду называть деревья и кустарники. Если я назову кустарник, вы должны присесть, подняв руки вверх, а если назову дерево — вы должны встать на цыпочки с поднятыми руками.

6. Игра «Где что растет»

Цель: развитие мелкой моторики.

Дети, а сейчас давайте поможем Буратино выполнить домашнее задание, которое ему задали в школе. Слушайте внимательно. Гриб растет не под березой и не под сосной. Цветок растете не под елью и не под березой. Что где растет? Нарисуйте.

7. Игра «Обведи по точкам»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, ориентировки на плоскости листа.

Дети, давайте сделаем Буратино подарок, нарисуем ему рисунок. Но пред этим давайте сделаем зарядку для пальчиков.

Вот деревья: (показывает ладони обеих рук с

разжатыми пальцами)

Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, (загибают пальцы на обеих руках)

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас. (хлопают в ладоши)

Что у вас получилось?

8. Рефлексия. Прощание

Дети, кто к нам сегодня приходил в гости? Какой он к нам пришел? (грустный)

Почему? Чем мы помогли Буратино? (Мы помогли ему сегодня узнать, что такое дерево и что такое кустарник; чем они отличаются и чем они похожи; помогли сделать домашнее задание).

дети, Буратино говорит вам спасибо, за то, что вы помогли ему и говорит вам до свидания. Скажем ему «До свидания»

Источник

Мария Легошина
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Деревья и кустарники»

Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники».

Легошина Мария Александровна

Цели: Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их отличительных особенностях.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о деревьях и кустарниках, познакомить с профессией «лесничий», с особенностями леса.

Развивающие: развивать познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие, функции словоизменения.

Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, бережное отношение к живой природе.

Наглядные материалы: Мультимедиа презентация. Картинки о деревьях. Картинки листьев.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес. Но прежде давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Дети:

Не разбегаться, не ломать ветки деревьев, не разрушать муравейники, не собирать грибы и ягоды, не вытаптывать траву, ходите только по тропинкам.

Воспитатель: Молодцы ребята, а вот теперь для того, чтобы нам попасть в лес, нам надо закрыть глазки и сказать волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в лесу очутись». Вот мы и попали с вами в лес. Посмотрите сколько в лесу деревьев, кустарников и других растений.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья и кустарники вы знаете?

Дети: Берёза, дуб, сосна, малина, шиповник.

Воспитатель: Молодцы ребята, да такие деревья и кустарники растут в наших лесах. Но кроме них есть ещё множество других, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.

2. Объяснение нового материала.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что такое лес? Лес – это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве. А какой бывает лес? Лес делится на несколько видов. Вот некоторые — лиственный, хвойный, смешанный.

Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу?

Дети: В лиственном лесу растут деревья с листьями…

Воспитатель: Молодцы, лиственные деревья (берёза, дуб и другие). А в хвойном лесу?

Дети: А в хвойном лесу деревья с иголками.

Воспитатель: Да, конечно, в хвойном лесу растут хвойные деревья (сосна, ель и другие). А в смешанном?

Дети: В смешанном лесу растут разные деревья.

Воспитатель: Вы правы, в смешанном лесу растут и лиственные и хвойные деревья. То есть (берёза, дуб, сосна, ель и другие.) А какие ещё другие? (клен, липа, осина и т. д.)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, из чего состоит дерево?

Физкультминутка «ЛЕС».

Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Покажите, а какие кустарники в лесу – низкие (дети приседают). Еще раз покажите, какие деревья высокие, а какие кустарники низкие. Деревья высокие. Вдруг подул ветер и закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).

Читайте также:  Влажный кашель у ребенка 3 года таблетки

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что такое деревья, какие они бывают, узнали про его строение. Давайте теперь поговорим о кустарниках. Что такое кустарник?

Кустарник – это многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей – стволов.

Все кустарники имеют много стволиков, отходящих от общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности. А отличаются кустарники внешним видом и строением листьев, а также строением цветков и плодов. Какие кустарники вы знаете? (малина, шиповник, сирень, калина, орешник)

3. Игра “ЧЕЙ ЛИСТ?”

Лист осины- осиновый

Лист дуба-.

Лист сливы-.

Лист смородины-.

Лист клёна -.

Лист ясеня-.

Лист сирени-…

Лист барбариса-…

Иголки сосны-…

4. Игра “ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”.

В лесу деревьев и кустарников много. Давайте посчитаем их.

Одна осина, две осины, пять осин.

Одна сирень,.

Одна сосна,.

Одна лиственница,.

Одна смородина,.

Вот сколько, много в лесу деревьев и кустарников!

5. Игра “ТРИ ЛИСТА” (у каждого ребенка по три листочка).

Раскладываем картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок должен их

назвать и сказать, как они лежат. Например: смородиновый лист- между осиновым и

дубовым. Или : смородиновый лист- справа от осинового и слева от дубового и т. д. А как расположены листья на твоей картинке?

3. Закрепление нового материала.

(отгадываем загадки, связанные с темой деревья и кустарники).

Воспитатель:

1. Дуб

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это. (дуб)

Дубы – это лиственные деревья с простыми листьями. У дуба широкая крона и много больших ветвей. Плоды дуба называют желудями.

2. Клен остролистный

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это. (клен)

Клены – это большие деревья с широкими кронами, гладкой коричневой корой, которая с возрастом становится чешуйчатой. У остролистного клена пятилопастные листья плотные и темно-зеленые. Осенью листья становятся золотыми. У клена красноватые крылатые семена.

4. Клен американский

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

(Клён и его плоды)

Клен американский – это лиственное дерево со сложными листьями. Каждый лист состоит из 5 листочков. Листья окрашены в темно-зеленый цвет. Семена растут кисточками. Их называют самолетиками и крылатками.

5. Осина

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой. (осинки)

Осина — это дерево, которое меньше других тополей. У них серая кора с большими порами, круглые листья с волнистыми краями. Сверху листья темно-зеленые, а снизу – светлые. На деревьях появляются сережки – серо-зеленые и пушистые.

6. Рябина

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (рябинка)

Рябины – это невысокие деревья. У этих деревьев небольшие сложные листья с зубчатым краем, кремово-белые соцветия распускаются в мае, а красные ягоды появляются в августе.

7. Береза

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

Березы – это стройные деревья со светлой корой, которую называют берестой, и поникающими ветками. Мелкие цветки собраны в одиночные сережки.

8. Липа

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит. (липа)

Липы – это деревья с широкими кронами и сердцевидными листьями. У листьев зубчатый край. В июле липы цветут желтовато-зелеными ароматными цветками. Маленькие округлые твердые серо-зеленые плоды висят на листовидных крылышках.

9. Ель

Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку. (ель)

Ели – это вечнозеленые хвойные деревья с разнообразными иголками и шишками. У европейской ели конусовидная форма кроны, колючие темно-зеленые иголки и шишки, свисающие вниз.

10. Сосна

У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей —

Кабанов, волков медведей. (сосна)

Сосны — это вечнозеленые хвойные деревья. Они не сбрасывают листья зимой и имеют плоды – деревянистые шишки. У сосен длинные, похожие на иголки листья, собранные попарно или группами по 3-5 хвоинок.

11. Черемуха

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (черёмуха)

Черемуха – это невысокое листопадное дерево. Крона у дерева удлиненная и густая. Листья простые очередные и тонкие, на коротких черешках, заостреннвые. Цветки белые, собранные в длинные поникающие кисти с сильным запахом. Плод – шаровидная черная костянка, сладкая и сильно вяжущая.

12. Сирень

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует. (сирень)

Сирень – это многоствольные листопадные кустарники. Сирень цветет голубовато- лиловыми или белыми цветками, собранные в метельчатые соцветия.

13. Боярышник

На верхушке – гроздья,

А пониже – гвоздья. (боярышник)

Боярышник – это крупный древовидный куст высотой до 6 м. Плоды боярышников бывают шаровидными, грушевидными, вытянутыми с одной или несколькими (до 5) крупными, очень прочными трехгранными косточками.

14. Снежник

Снежник – это листопадный кустарник высотой 1-3 м. Снежник — ядовитый кустарник. Плоды у снежника белые и мелкие.

15. Шиповник

Колючий куст охраной служит.

Плоды на ветке с солнцем дружат.

Витаминные мешочки

Выросли здесь на крючочке. (шиповник)

Шиповник – это дикорастущее растение семейства розоцветных. Листья у этого кустарника сложные. На кусте можно наблюдать одновременно бутоны, цветки и созревшие плоды. Плоды шиповника красного и коричневого цвета съедобны и очень полезны.

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий охраняет друг — лесничий.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что охраняет лесничий?

Дети: Чтобы люди не ломали деревья.

Воспитатель: Иногда думают, что лесник и лесничий — одно и то же. Однако это совсем разные профессии. Лесником называют лесного сторожа, он охраняет лес. Лесничий — это учёный-лесовод. Лес — это огромное богатство. Он даёт нам сырьё для химической и бумажной промышленности, строевой лес и дрова, грибы и ягоды. Как их использовать и в то же время сохранить леса для людей будущего? Вот этим и занимается лесничий. лесничий –это человек, который отвечает за состояние и охрану лесов. В подчинении лесничего находятся помощники, мастера леса, лесники.

4.Подведение итогов занятия.

Воспитатель: С какими деревьями и кустарниками мы сегодня познакомились?

Дети: С липой, клёном и осиной, боярышником, малиной, сиренью.

Воспитатель: А с какой профессией познакомились?

Дети: С профессией – лесничий.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по лесу?

Дети: Да!

Воспитатель: На этом наше с вами путешествие по лесу завершилось.

Источник