Что такое интенсификация развития ребенка
Происходящий сегодня процесс обновления каждой области общественной жизни, а также научный и технический прогресс ставит совершенно иные требования перед педагогической наукой и практикой. При этом главная специфика процесса обучения, как и ранее, состоит в том, чтобы за относительно не большой промежуток времени предоставить обучаемым максимально большое число нужных им сведений, и научить их тому, что необходимо для осуществления практической деятельности.
Вследствие этого основной установкой обучения должно быть формирование навыков самим получать максимальное число действительно необходимых знаний. Осуществлением данного направления является именно интенсификация процесса обучения.
Понятие и сущность интенсификации обучения
Интенсификация обучения представляет собой определенный способ выстраивания системы обучения. В его основе находится использование внутренних ресурсов, которые помогут увеличить уровень качества и эффективности образования.
В процессе осуществления интенсификации обучения происходит достаточно активное включение совершенно новых технологий, методов и способов в учебный и воспитательный процесс. В данном случае обучение приобретает характер многофакторного и многоуровнего. Это в свою очередь обеспечивает переход системы образования на новый уровень. Вследствие этого происходит следующее:
- увеличение функционального значения;
- удовлетворение наибольшего спектра образовательных трудностей;
- возникает альтернатива для оптимального разрешения наиболее значимых целей обучения;
- изменение критериев относительно организации процесса обучения;
- главными принципами становятся регионализация и демократизация;
- учебное время начинает применяться более целесообразно, а также рационально;
- функции каждого объекта образовательной системы становятся шире.
Особенность интенсификация процесса обучения состоит в том, что оно используется для того, чтобы сделать выше производительность труда и увеличить уровень качества работы в области образования.
Для того чтобы интенсификация смогла принести необходимый эффект, она должна обладать собственной научной базой. Развитие интенсификационных процессов в обучении находится в прямо связи с научными разработками, прогрессом, нахождением и созданием совершенно новых научных открытий.
Таким образом, процесс интенсификации является важным и значимым для всей системы образования.
Основные направления интенсификации обучения
Процесс интенсификации включает в себя создание и практическое осуществление способов и методов организации познавательного процесса, которые в свою очередь обладают научным обоснованием. В результате этого становится возможным акцентировать внимание именно на активном формировании творческих направлений.
Главными направлениями интенсификации процесса образования являются следующие:
- Модернизация содержательной стороны учебных программ. В рамках этого целесообразно основной акцент сделать на качестве поиска учебного материала, его разделения на главную часть и на дополнительную. Также сюда относится и процесс оптимального временного распределения, отводимого на рассмотрение каждой учебной программы. Помимо этого, учебный материал обязан являться логически связанным, а также обладать некой преемственностью. Благодаря этому можно добиться высокоэффективного усвоения нового учебного материала на основе уже существующих знаний.
- Изменение методической стороны обучения. В данном случае в процессе интенсификация осуществляется достаточно активная разработка и использования новых методов и приемов обучения, применяются коллективные виды познавательной деятельности и многое другое. Активное использование получает технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому ученику. Для этого педагогам необходимо использовать приемы и средства, которые будут помогать стимулировать творческие направления деятельности.
Важно сказать и о том, что интенсификация процесса обучения помогает повышать уровень его целенаправленности, увеличивать наполнение содержательной направленности обучения, сделать быстрее скорость учебных действий, оказывать положительное влияние в целом на развитие мастерства организации учебного процесса.
Кроме того, достаточно значимую роль в учебном и воспитательном процессе отведено использованию средств осуществления контроля и оценки усвоения программ учебы, а также существующих знаний и навыков. Процесс осуществления контроля обладает аналитической направленностью, при этом показывая самые различные пробелы в знаниях и, предоставляя полную характеристику основных причин их формирования.
Источник
Согласно энциклопедическому определению слово «интенсивный» определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую производительность. «Интенсификация» означает усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности.
Интенсивный метод обучения проектируется, как правило, следующим образом, а именно, в традиционный метод обучения вносятся какие-либо новшества, позволяющие добиться за один и тот же отрезок времени более высоких результатов.
Или, в другом случае, традиционный метод обучения заменяется полностью или частично более совершенным методом обучения. При интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психолого-педагогической и других наук.
Среди этих новшеств могут быть:
— грамотное научно обоснованное построение процесса обучения по этапам, периодам, циклам, модулям и т.д.;
— широкое применение различных и, в первую очередь, новых технических средств обучения, т.е. компьютерные средств;
— использование активных игровых форм обучения;
— постоянное развитие стремления обучающихся к творчеству, самообразованию, непрерывному совершенствованию;
— развитие и использование способностей учащихся к обучению с учетом их индивидуальных запросов и психологических характеристик;
— разработка и применение новых методик обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
— постоянное усиление мотивации и т.д.
Интенсификация процесса обучения, как и различные инновации, являются результатами научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Для достижения поставленных целей, по их мнению, интенсификация должна быть научно обоснована и управляема.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс в высшей школе элементов его интенсификации каждый педагог нуждается в специальной психолого-педагогической подготовке, т.к. в его профессиональной деятельности реализуются не только специальные предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, методики обучения и воспитания. Педагог должен выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых теорий, концепций.
Необходимость интенсификации учебного процесса в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств, среди которых:
— социально-экономические преобразования, вызывающие потребность коренного обновления системы образования, методологии и метода организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе;
— усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин и их составных частей, введения новых учебных предметов или разделов дисциплин, в свою очередь, требуют постоянного поиска новых организаторских форм, методов обучения;
— предоставление педагогу определенной самостоятельности в выборе новых программ, учебников, приемов и способов педагогической деятельности, ведения экспериментов и исследований (при постоянном их анализе и оценке компетентными экспертами н органами управления образованием);
— вхождение вузов в рыночные отношения и создание реальной ситуации их конкурентоспособности.
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.
Информационные технологии предоставляют возможность:
· рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
· сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
· построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
· вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
· использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
· интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
«…в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.
Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.
Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:
· создание единой информационной среды образовательного учреждения;
· разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
· анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
· формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
· подготовка пользователей единой информационной системы.
Источник
Интенсификация обучения.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Интенсификация обучения — это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
— содержания учебного материала;
— методов обучения.
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:
— рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
— перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
— концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого для плодотворной самостоятельной работы;
— рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
— обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
— экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
- широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
- выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
- применения различных форм и элементов проблемного обучения;
- совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
- индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
- стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальны); способностей;
- знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
- применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости — информационных средств обучения.
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения учащихся между собой по поводу предмета, т.е. по схеме: субъект (студент) — объект (предмет) — субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены учащимися более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преимущества индивидуально-групповой формы обучения особенно наглядно проявляются при умело разработанной методике интенсивного обучения иностранному языку с использованием игровых ситуаций и ролевых игр.
При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме «преподаватель — учащийся» лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А.С. Макаренко называл атмосферой «ответственной зависимости». Без нее немыслимы активизация личностных качеств учащихся и плодотворная воспитательная работа преподавателя.
Учебную группу следует, прежде всего, рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий — как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.
При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.
При организации коллективной работы учащихся возникает ряд трудностей организационного, педагогического и социального плана. Чтобы групповая работа по добыванию новых знаний была по-настоящему продуктивной, нужно предложить учащимся совместную деятельность — интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение функций по индивидуальным способностям.
К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Одним из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту, является проблемное обучение.
Источник