Что такое гармонизация развитие ребенка
Новое поколение всегда рождается умнее, чем предыдущее. Это хорошая новость, но она не отменяет необходимости занятий с ребенком.
Дети способны соответствовать всем происходящим в мире изменениям. Задача родителей – помочь малышу освоить те навыки и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Лучше успеть сделать это еще до поступления в детский сад, то есть до момента столкновения с системой. Тогда ребенку будет легче сохранить свою индивидуальность и адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
1. Побуждаем к действию!
Малыш сам стремится к развитию, но пока не знает, что он может изучить. Ваша задача – поймать и не упустить нужный момент. Крохе мы даем в руки погремушки и предметы с различной фактурой, чуть позже знакомим его с книгами, пазлами, пирамидками, конструктором. Именно с этого и начинается замечательное путешествие в мир знаний.
В первые годы своей жизни дети получают знания естественным образом, через действие. Поэтому методики развития и направлены на опыт практической деятельности. Еще совсем недавно было модно с раннего возраста учить чтению, письму, языкам. Но, как оказалось, это не избавляет от проблем с обучением в старшем возрасте.
2. Хвалим правильно!
Мы привыкли хвалить малышей за малейшее усилие, за то, что они хорошо кушают, сами ходят на горшок, рисуют и собирают свои игрушки. Но уже совсем скоро Вы не станете отмечать все это похвалой.
Своими словами мы приучаем детей к оцениванию. Но в школе никто не будет ставить «пятерки» лишь за старание, там важен результат. Получается, что ребенка вообще нельзя хвалить?
На самом деле всегда важно отмечать те качества характера, которые привели кроху к успеху: усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие. Вполне возможно, что вам это покажется глупым. Но присмотритесь, как реагирует малыш. Он узнает о себе много нового, у него формируется правильная самооценка, он учится критически оценивать свои действия. Не будет стремления получить похвалу любой ценой, а главное, формируется понимание того, почему же он молодец.
3. Показываем, как все устроено!
Дети всегда повторяют действия старших – вначале наблюдают, затем копируют. Иногда для этого необходимо несколько попыток. Простой пример – нанизывание на пирамидку разноцветных колечек. Вы показываете, а малыш, не всегда удачно, пытается повторить. И вдруг у него все получается, быстро и легко!
Поэтому так важно учить ребенка играть новыми игрушками, демонстрировать, что с ними можно делать.
4. Переживаем неудачи!
Очень важно научить малыша проигрывать достойно, примирить с этим. Поначалу всем детям такое дается непросто. Любой проигрыш в игре, допущенная ошибка, неудачная попытка что-либо сделать приводят к слезам, истерикам, капризам. При этом следите за тем, чтобы это не отбивало у ребенка желания продолжать добиваться своей цели.
Для этого попробуйте озвучить за него те чувства, которые он испытывает, но еще не умеет выражать словами: «Я знаю, что тебе сейчас больно и обидно. Но ты старался, сумел проявить лучшие качества. Я верю, что в другой раз ты обязательно выиграешь». А в случае повторной неудачи не забудьте отметить не только старание малыша, но и его смелость, риск, полученные новые навыки в игре.
5. Учимся взаимодействовать!
Насколько часто Вы вместе что-либо делаете? Игрушки-самоделки, различные поделки, настольные игры, конструирование, складывание пазлов… Важно, чтобы мама умела сдерживать себя, не делала все за ребенка, а лишь помогала ему в случае необходимости.
Любая подобная деятельность очень полезна. Каждый из участников учится работать в команде, прилагать усилия ради общего результата, уважать мнение партнера, наслаждаться как процессом, так и результатом.
6. Принимаем нестандартные решения!
В детской реальности все возможно – и красные слоны, и фиолетовые волки, и оранжевые верблюды. Не нужно исправлять рисунки, доказывая малышу, что так не бывает. Наоборот, важно сохранить и развить это качество. Не доверяйте утверждениям, что арбуз всегда круглый и зеленый в полоску. Сейчас можно найти в продаже продолговатые арбузы самых разных оттенков. Просто потому, что однажды кто-то подошел к селекции этих ягод нестандартно…
Хотите почаще выбираться с ребенком «в свет» и путешествовать, а не сидеть всё время дома и в песочнице во дворе?
Закажите готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят на сайте>>> (10+, 20+, 30+ или 50+ предметов) и перспектива оказаться с ребёнком в кафе или на выставке не покажется уже такой пуающей: у Вас под рукой будет целый арсенал интересных и новых «развлекашек» для ребёнка!
Вы бесплатно получите еще ряд полезных «плюшек» и блокнот с советами/полезностями внутри, сможете указать имя ребёнка на сумке с набором, которая, к тому же, пригодится Вам в будущем еще не раз.
Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).
Подобрать набор по возрасту и полу ребёнка можно в нашем каталоге на сайте www.busybag.ru
Вам также может быть интересно:
Источник
Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.
Что такое гармоничное развитие личности ребенка?
Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.
Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:
- Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
- Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
- Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.
Когда начинать воспитывать ребенка?
Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.
Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.
Общие принципы гармоничного развития
При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:
- Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
- Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
- Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
- Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
- Процесс получения знаний важнее результата.
Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
Методы воспитания
В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:
- Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
- Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
- Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
- Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.
При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.
Физическое развитие детей
Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.
Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).
Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?
У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:
- Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
- Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
- Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
К таким условиям относятся:
- Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
- Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
- Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
- Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
- Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
- Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Особенности гармоничного развития подростка
Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.
В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:
- научить его управлять своими эмоциями;
- избегать категоричности и максимализма;
- мыслить позитивно;
- обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
- контролировать учебу;
- следить за соблюдением распорядка дня.
Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.
Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности
Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:
- Принимать ребенка таким, какие он есть.
- Не считать, что ребенок является его собственностью.
- Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
- Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
- Уважать своего ребенка.
- Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.
Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.
Источник
От автора: Данная статья представляет совместный опыт работы: мой и моей коллеги, педагога-психолога Антоненко Юлии Викторовны
Мы не создаем законов для наших детей,
все, что мы можем сделать для них,
— это дать им ценный пример.
Т. Маколей
Семья была и остается одним из важнейших общественных институтов, роль и значение которого бесспорно велико в формировании личности ребенка. При этом семья, как персональная микросреда развития ребенка и институт социализации, имеет свои особенности, в ней тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Влияние семьи на ребенка затрагивает все сферы его личности: аффективную, когнитивную, поведенческую, коммуникативную.
В XXI веке семейный институт социализации претерпел значительные изменения, что возможно связано с ускоряющимся темпом жизни и изменением ценностных ориентиров в обществе. Баланс духовных и материальных ценностей сдвинулся к полюсу материальной обеспеченности. Порой, родители, стремясь обеспечить ребенка материальными благами не уделяют или не успевают уделить должного внимания выстраиванию отношений внутри семьи, что в последствии приводит не только к нарушениям детско-родительских отношений, но и к социальной дезадаптации ребенка. Дети остро реагируют на все изменения в семье, особенно в подростковом возрасте. Они сензитивны к оценке взрослого, к его позиции по отношению к себе, к изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
При изучении детско-родительских отношений мы, как педагоги-психологи, обращаем внимание на следующие особенности семейного воспитания:
· отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
· родительские установки и реакции;
· нарушения воспитательного процесса в семье;
· причины отклонений в семейном воспитании;
· типы воспитания;
· уровень родительской компетенции и т.п.
Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры, всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на психологическое благополучие ребенка в семье, его дальнейшее развитие и возникновение его личных проблем. Л.Б. Шнейдер, рассматривая семью, как важнейшее условие психологического благополучия ребенка, полагает следующее: «Быть родителем – вероятно наиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имея какой-либо предварительной подготовки или образования. Неудивительно, что совершаются ошибки, предъявляются необоснованные ожидания, включаются сильные чувства. Так или иначе, от родителей ожидается, что они хорошо справляются со своей ролью, просто потому, что сами воспитывались родителями»[1].
Вся жизнедеятельность ребенка обусловлена взаимодействием его со взрослыми, и в первую очередь, с родителями. Но при этом, родительское отношение к ребенку всегда является двойственным и противоречивым: с одной стороны родители проявляют к своим детям безусловную любовь, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на воспитание ценных качеств и способов поведения. Сохранение баланса между безусловным принятием ребенка и воспитанием нравственной социализированной личности — безусловно, трудная задача для любого родителя.
Также, для благополучного развития ребенка, родителям необходимо осознавать супружеские проблемы, так как любая семья — это система, в которой все элементы взаимосвязаны между собой, то есть все члены семьи влияют друг на друга. В результате взаимного влияния членов семьи, она выступает как персональная микросреда развития личности ребенка. Основными звеньями семьи в этом аспекте являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Семья характеризуется определенной структурой. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия в ходе совместной деятельности, отдыха и обмена информации, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Благоприятными факторами гармоничного развития личности ребенка, обуславливающими его взаимоотношениями с родителями, являются: искренний интерес к его делам, проявление эмпатии по отношению к его эмоциям и чувствам, разделение интересов, а также понимание актуальных проблем, потребностей, мечтаний и желаний своего ребенка. Нарушение родительской позиции, ее внутренней логики развития, не соответствующей потребностям ребенка, ограничивают процесс гармоничного развития, изначально задавая неверный вектор социального развития ребенка, что приводит в итоге к прямо противоположному результату родительства – воспитанию дезадаптированного ребенка, неготового к полноценной жизни в обществе. В таких случаях, даже если ребенок обладает от природы богатым потенциалом развития, и с ним работают квалифицированные и талантливые специалисты, все это в итоге нивелируется неадекватной родительской позицией – одного или обоих родителей. В таких случаях дети, обладая в силу возраста высокими компенсаторными способностями, какое-то время интуитивно сопротивляются неадекватному родительскому воздействию, но как только запас внутренней «прочности» этих детей подходит к концу, происходит слом внутренней защиты и ребенок начинает очень сильно отставать в своем психическом и личностном развитии от сверстников. У родителей возникает потребность в помощи извне, одним из выходов из этой ситуации является обращение к специалистам.
Из опыта работы с семьями, считаем необходимым отметить, что приводя ребенка на прием к специалисту родители часто пытаются переложить ответственность за дальнейшее поведение ребенка на психолога, сами же выбирают позицию самоустранения. Профессионализм и квалифицированность психолога в данном случае будет заключаться в способности замотивировать, заинтересовать родителя на работу, вернуть ему ответственность за своего ребенка, а психолог будет выполнять роль консультанта, человека, способного объективно взглянуть на отношения со стороны и в процессе сопровождения указать на особенности взаимоотношений, которые могут быть помехой в жизнедеятельности семьи, а также ее членов. К сожалению, зачастую, на работу с родителями специалистами не отводится должного профессионального внимания, а та работа, которая ведется, во многом формальна. И эта работа подразумевает активную родительскую позицию, определенный уровень образования, культуры родителей, но при этом эти изначальные родительские характеристики часто не сформированы, или же деформированы. Эта деформация родительской позиции нейтрализует, а также дезорганизует действия специалистов по развитию ребенка, и в итоге нивелирует весь процесс работы с ребенком.
Для решения этой проблемы мы предлагаем перейти от формальных действий к активной работе с родителями по формированию адекватной родительской позиции, адекватных родительских установок, действий, представлений о ребенке, его жизни, его потенциале, с совместным включением родителей и специалистов в работу с ребенком, где родители не будут занимать пассивную позицию, а будут активно взаимодействовать с широким кругом специалистов. Для этого необходимо первоначально у родителей вызвать интерес к совместной работе, и только потом уже полноценно начинать сотрудничать.
Одной из форм подобной работы является разработанный нами детско-родительский клуб «Пойми меня». Мы основываемся на принципе активного привлечения ближайшего окружения к участию в коррекционной работе, то есть родители совместно с детьми посещают занятия и участвуют в них. И этот принцип выделяется как основной: ребенок не развивается изолированно от его межличностных отношений. Особенно делается акцент на общении ребенка с матерью и на коррекцию этих отношений, а так же на коррекцию личностных особенностей матери, негативно влияющих на эти отношения.
Идея написания программы детско-родительского клуба зародилась у нас после анализа результатов проведенных нами индивидуальных коррекционных занятий. Мы увидели по итогам коррекционной работы, что в части случаев наша деятельность мало эффективна. После проведения корреляционного анализа мы установили взаимосвязь между готовностью родителей принимать участие в коррекционной работе и степенью эффективности работы для данного ребенка. И на основании данного анализа сделали вывод о необходимости целенаправленной работы не только с детьми, а также и с их родителями.
Весь процесс организации детско-родительского клуба был выстроен в несколько этапов:
— подготовительный, который включал написание программы и ее утверждение на методическом совете Центра, подбор диагностического инструментария, комплектование группы;
— реализации, который заключался в непосредственной работе детско-родительского клуба исходя из поставленных нами целей и задач;
— заключительный — анализ результатов и планирование дальнейшей работы по повышению эффективности работы клуба.
Программа детско-родительского клуба «Пойми меня» была утверждена на методическом совете «Центра психолого-медико-социального сопровождения №2». Апробация программы проходила в течение года, на базе Центра. Цель нашей программы заключалась в повышении эффективности общения внутри семьи через формирование у детей и родителей коммуникативной компетентности. Занятия были простроены с применением элементов арт-терапии и телесно-ориентированной терапии. Во время занятий совместно с родителями и детьми мы прорабатывали следующее: формировали навыки самопознания, учились выражать свои эмоции и распознавать эмоциональные состояния другого человека, развивали навыки рефлексии и эмпатии, учились конструктивным выходам из конфликтных ситуаций, а также осваивали техники эффективного общения. Работа с родителями также проводилась индивидуально, в форме консультаций, по тем вопросам, которые возникали после участия в родительском клубе. Результативность нашей работы мы отслеживали через анкеты обратной связи, а также через повторную диагностику. Необходимо отметить, что поставленная перед нами цель была достигнута на момент завершения работы клуба. Отмечается готовность и желание родителей в дальнейшем продолжать подобную работу над собой и над своими семейными отношениями.
Библиографический список
1. Винникот Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: «Литур», 2004.
2. Винникот Д.В. Маленькие матери и их дети. Пер. с анг. Н.М.Падалко, — М.; Независимая фирма «Класс», 1998.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: «ЧеРо», 2003.
4. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. — М: «Эксмо», 2006.
5. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб: «Речь», 2001.
6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология, учебное пособие для ВУЗов. — М.: Академический проект, 2008.
7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб: «Питер», 2000.
[1]Шнейдер Л.Б. Семейная психология, учебное пособие для ВУЗов, М, Академический проект, 2008, стр.462-478
Источник