Что такое функциональное развитие ребенка

Что такое функциональное развитие ребенка thumbnail
Что такое функциональное развитие ребенка

ТОП 10:

Детство человека имеет наибольшую длительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии, поистине грандиозен. От беспомощного существа со скудным набором реакций, до всемогущего, наделенного разумом человека — такова возрастная эволюция мозга. Наиболее ответственными этапами этого пути являются первые 2—3 года жизни.

Первый год жизни ребенка — период наиболее интенсивного формирования двигательных навыков. Тогда же закладываются основы психической деятельности, поэтому знание главных этапов становления психофизического развития позволит своевременно диагностировать различные отклонения.

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У новорожденного преобладают импульсивные движения, которые тормозятся к концу 1-го месяца жизни в результате развития зрительного и слухового сосредоточения, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1—3 мес жизни идет дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в деятельность мышцы-антагонисты. С 3 до 6 мес появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы в известной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важным является усложнение акта хватания. В период с 6 до 12 мес возникают более сложные, координированные движения. Постепенно удлиняются периоды спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражений, их монотонность заметно сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение, т. е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в известном смысле критическим, так как если ребенок не получает в это время достаточного количества информации, дальнейшее приобретение навыков заметно затрудняется.

Вероятно, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых нуждаются в уточнении. Во всяком случае, широко известен факт, что дети, достигшие 8—10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут овладеть речью и многими другими человеческими навыками. Следовательно, можно предполагать существование периодов наибольшей готовности к усвоению тех или иных навыков. Вне этих периодов обучение затруднено или невозможно.

Весьма своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является способность к обучению при помощи «запечатлевания» (импринтинга). Импринтинг обнаруживается в первые дни жизни, причем наиболее ярко у птиц. Например, только что вылупившиеся из яиц гусята имеют тенденцию следовать за любым движущимся предметом, издающим негромкие звуки. На месте такого предмета обычно оказывается их мать, но если это человек, то гусята следуют за ним. Впоследствии образ этого человека фиксируется и стоит ему пройти мимо гусиного выводка, как гусята покидают мать и устремляются за ним. Если же опыт по запечатлеванию провести на 2-й неделе жизни, то подобная установка уже не вырабатывается. По-видимому, импринтинг существует и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого еще не найдено.

К концу 1-го года или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством трехмерности пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые восприятия, вырабатывает важные навыки активного познания мира. На этом этапе нередко моторное развитие связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации указанных функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. Впоследствии это чувство может в известной степени гипертрофироваться, приводя к появлению своеобразного, наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-21/2 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пубертатным периодом, поскольку наблюдается значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно сформированное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя и небольшой, но свой собственный жизненный опыт, отмечается очень сильная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. Это упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этом возрастном периоде могут наблюдаться различные невротические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6—8 лет ребенок вступает в новый ответственный период, называемый вторым пубертатным. У ребенка уже хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет еще достаточной самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникать отклонения, связанные с недостаточной психологической подготовленностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для дифференцировки подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Истинный пубертатный период (12—16 лет) также сопровождается значительными изменениями в поведении подростка. Движения становятся неловкими, резкими, порывистыми; порывистость обнаруживается и в психологических процессах. Стремление быть взрослым может проявляться в подражании привычкам взрослых, в ниспровержении всех авторитетов, активном сопротивлении любым мерам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этом периоде вегетативная регуляция несовершенна: отмечаются избыточная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Явления акселерации, наблюдавшиеся в последние десятилетия, вероятно, оказывают влияние и на формирование нервно-психических функций. Однако соматическое развитие в пубертатном периоде несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.

Окончательное формирование нервной системы в основном завершается к 18—20 годам. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга приближается к таковой у взрослого примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе имеет большое клиническое значение.

Говоря о патологии нервной системы у детей, следует иметь в виду не болезнь вообще, а конкретный возрастной период, в котором находится ребенок. Частота многих заболеваний нервной системы в различных возрастных периодах неодинакова. Кроме того, одни и те же заболевания могут иметь заметные клинические различия в зависимости от возраста больного. Методы неврологического обследования также должны быть адаптированы к возрастным особенностям.



Источник

Детство человека имеет наибольшую продолжительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии действительно грандиозный. От беспомощного малыша с минимальным набором реакций к всемогущей, наделенного разумом человека — такая возрастная эволюция мозга. Самый ответственный этап этого пути есть первые 2-3 года жизни.

Первый год жизни ребенка — период интенсивного формирования двигательных навыков. В это же время закладываются и основы психологической деятельности.

Читайте также:  Педагогические отклонения в развитии ребенка это

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У ребенка преобладают импульсивные движения, которые тормозятся до конца 1-го месяца жизни вследствие развития зрительных и слуховых сосредоточений, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1-3 месяцев жизни происходит дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в действие мышцы-антагонисты. С 3 до 6 месяцев появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы при определенной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важно также осложнения акта хватания. В период с 6 до 12 месяцев возникают сложные, более координированные движения. Постепенно увеличивается период спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельного хождения, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятия различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражителей, их однообразие сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в настоящее время происходит так называемое первичное обучение, то есть формируются «нейронные ансамбли», которые в будущем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в какой-то мере критическим, ведь если ребенок не получит в это время достаточного количества информации, то дальнейшее усвоение навыков заметно затрудняется.

Наверное, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых требуют уточнения. Во всяком случае хорошо известный факт, что дети, достигшие 8-10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут освоить язык и другие человеческие навыки. Соответственно, можно предположить существование периодов наивысшей готовности к усвоению тех или иных навыков. За этими периодами обучения затруднено или невозможно.

Довольно своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является обучаемость с помощью «фиксирование» (имбринтингу). Имбринтинг проявляется в первые дни жизни, к тому же ярко у птиц. Например, гусята что только что вылупившихся из яйца, имеют тенденцию следовать любым предметом что движется и издает негромкие звуки. На месте такого предмета чаще оказывается их иметь, но если это человек, то гусята двигаются по ней. В дальнейшем образ этого человека фиксируется и стоит ей пройти мимо гусят, как они покидают мать и следуют за человеком. Если же опыт по фиксации провести на 2-й неделе жизни, то такая установка уже не производится. Очевидно, имбридинг есть и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого пока не найдено.

К концу первого года, или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощущая их на ощупь и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые ощущения, производит важные навыки активного восприятия мира. На этом этапе нередко двигательный развитие связано с языковым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он владеет языком, хотя возможны и отклонения в форме диссоциации указанных функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира. В дальнейшем это ощущение может гипертрофироваться в определенной мере и вызвать появление своеобразного наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-2, 5 лет ребенок, как правило, коммуникабельная, дружелюбная, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пуберантним периодом, потому что происходит значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым несогласованием нейроэндокринной и сердечно-сосудистой регуляции. В психологическом плане наблюдается достаточно сформировано чувство «Я». У ребенка, уже овладел фразовым языком и имеет пусть небольшой но собственный жизненный опыт, отмечается очень сильное влечение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятна родителям. Эта упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этот возрастной период могут наблюдаться различные неврологические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6-8 лет ребенок вступает в новый ответственный период называется вторым пуберантним. У ребенка уже хорошо развита моторика и речь, она точно умеет анализировать ситуацию, у нее уже развитое чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время нет у нее чувство самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности наблюдаются игровые элементы. При поступлении в школу могут наблюдаться отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать умственную отсталость, слабую сообразительность, пониженную память. Для дифференциации подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Истинный пубертатный период (12-16 лет) тоже сопровождается значительными изменениями в поведении подростков. Движения становятся угловатыми, резкими, порывистыми; порывистость прослеживается и в психологических процессах. Желание быть взрослыми может проявляться и в подражании привычек взрослых, в отвержении всех авторитетов, активном противодействии любым методам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этот период вегетативная регуляция несовершенна: отмечается повышенная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Окончательное завершение формирования нервной системы заканчивается в 18-20 лет. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга становится подобна таковой у взрослых примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многостепенность становления нервной системы имеет важное клиническое значение.

Источник

Параметры развития функциональных систем ребенка

Развитие ребенка происходит по определенным законам, по мере того как созревают отдельные функциональные системы организма.

.

Прежде всего, это нервная система: головной мозг, спинной мозг и нервы, а также мускулатура и другие органы тела. В определенные возрастные периоды, связанные в основном с созреванием центральной нервной системы, у здорового ребенка развиваются различные способности. Здесь важны не только природные задатки, но и стимуляция извне, исходящая от матери и семьи в целом.
Детский возраст, как уже было сказано, делится на следующие периоды:

  • ранняя новорожденность, от 0 до 7 дней, — период, характеризующийся адаптацией к внеутробной среде;
  • поздняя новорожденность, от 8 до 28 дней, — период продолжающейся адаптации к внеутробной среде;
  • грудной возраст, от 0 до 1 года, — активнейшее по качественным и количественным характеристикам развитие двигательных и психических функций;
  • раннее детство, от 1 до 3 лет, — оттачивание полученных навыков, развитие речи, развитие социальных и гигиенических навыков;
  • дошкольный возраст, от 3 до 6 лет, — качественное развитие психических функций, улучшение моторики;
  • школьный возраст, от 6 до 15 лет, — способность к систематической эмоциональной работе в рамках посещения школы, завязывание новых социальных контактов.

Обсуждение различных способностей детей часто становится темой разговора матерей, сравнивающих своих чад. Однако различные навыки приобретаются разными детьми не в одно и то же время, и это не должно беспокоить родителей. Чтобы мы могли ориентироваться, когда именно ребенок должен уметь делать то или другое, надо непременно соотносить эти умения с возрастом ребенка (мы говорим о здоровых доношенных детях).
Приблизительная схема «Возраст ребенка и его навыки и умения» лишь поможет нам сориентироваться в наших представления^ о том, что именно ребенок того или иного возраста должен был бы уметь. Каждый ребенок индивидуален — что-то он умеет чуть раньше, что-то чуть позже. Каждый малыш живет в особой, своей среде, каждого по-разному стимулируют. У каждого есть собственные таланты, и в чем-то один всегда отстает от другого. Наша схема вовсе не должна расстроить тех матерей, чьи дети не обладают всеми перечисленными здесь навыками и умениями. К примеру, даже банальная вроде бы болезнь (грипп, ОРВИ, понос) может неблагоприятно отразиться на развитии малыша и даже на какое-то время приостановить его. В случае возникновения вопросов советуем обращаться к педиатру, который хорошо знает ребенка, следит за его развитием и поэтому сумеет дать полезную рекомендацию и успокоить родителей. Педиатр обязательно следит за слухом и зрением ребенка. В случае сомнений он непременно пошлет ребенка на исследование в клинику. Очень полезно вести «дневник новых умений» ребенка. Потом можно будет проследить (и это очень важно), насколько равномерным было развитие малыша, сравнить его с развитием, к примеру, старшего братика или ровесника.

Читайте также:  Развитие ребенка через метод проектов

Родители серьезно относятся к школьному образованию ребенка в целом и к его успеваемости в частности. Общая оценка ребенка учителем и родителями напрямую зависит от оценок в школе. Любое ослабление состояния здоровья, отклонение в физическом шги эмоциональном развитии могут стать тормозом и в будущем помешают ребенку успешно учиться. Трудности в школе или даже полный провал прямо на старте школьных лет снижает мотивацию ребенка и может привести к конфронтации с другими детьми. Ослабляют ребенка и эмоциональные страдания, которые переживают сегодня многие ребята, вынужденные жить в эпицентре семейных конфликтов либо в разрушающейся семье.
Принято считать, что понятие школьной зрелости обозначает достижение такого уровня физического и душевного развития, который позволяет ребенку освоить школьную программу и требуемые от школьника навыки.
Физическое развитие ребенка регулярно отслеживается педиатром в рамках профилактических осмотров. Кроме физического состояния врачи учитывают также социальные и психологические факторы.
Существует целый ряд критериев школьной зрелости. Самый простой из них — возрастной критерий, то есть достижение ребенком возраста 6,5 лет до 1 сентября текущего года. Одного этого, разумеется, недостаточно. Для 10—20 процентов детей из-за их незрелости, неготовности к началу учебы в школе это риск. Учиться им будет трудно или даже невозможно.

Возраст ребенка и его навыки и умения

Возраст ранней новорожденности (до 7 дней)

  • в положении на спинке верхние и нижние конечности согнуты (флексионная поза);
  • ручки сжаты в кулачки;
  • если потянуть малыша за ручки, чтобы усадить, головка откидывается назад;
  • на животике с напряжением поворачивает головку набок, попка поднята кверху — таз не касается пеленки;
  • если вложить в ручку какой-нибудь предмет (например, ваш палец), то наблюдается сильный хватательный рефлекс;
  • если «поставить» новорожденного (крепко держа его под мышки), он способен сделать примитивные шажки (автоматическая походка новорожденного); если приложить руку к ступням новорожденного, он отталкивается и совершает ползающие движения v них тот же механизм, что и у автоматической походки новорожденного.

1 месяц

  • в вертикальном положении ребенок может хотя бы на один момент удержать головку поднятой;
  • в положении на животике ненадолго может приподнять головку над пеленкой, таз не касается пеленки (ребенок вроде бы «стоит на коленках»); если потянуть малыша за ручки, чтобы усадить, головка откидывается назад;
  • когда к ребенку обращается мать (слова произносятся медленно, тихо), он способен недолго фиксировать на ней взгляд;
  • в положении на спинке может недолго следить взглядом за ярким (например, красным или оранжевым) предметом, но под углом обзора меньше 90 градусов; реагирует движением всего тела на сильный слуховой или световой раздражитель;
  • в спокойном состоянии, в хорошем настроении, сытый и довольный может коротко улыбаться матери.

1,5 месяца

  • в положении на животике может ненадолго оторвать подбородок от пеленки;
  • если потянуть малыша за ручки, чтобы усадить, головка откидывается назад не так заметно, как раньше; улыбается матери, длительность и частота улыбок увеличиваются;
  • лежа на спинке, способен следить за качающейся игрушкой, повешенной прямо перед ним; начинает следить глазами за движущимся человеком.


2 месяца

  • если удерживать ребенка в вертикальном положении, он какое-то время может держать головку прямо, но затем она у него падает вперед;
  • в положении на животике упорно поднимает головку над пеленкой, но только под углом в 45 градусов;
  • время от времени разглядывает свои ручки;
  • начинает разглядывать медленно движущиеся предметы.

3 месяца

  • в положении на животике поднимает головку и опирается на предплечья, головку и плечи поднимает под углом 45—90 градусов по отношению к пеленке, на которой лежит;
  • если потянуть малыша за ручки, чтобы усадить, головка откидывается назад лишь слегка, либо он даже способен какое-то время удержать ее;
  • исчез врожденный хватательный рефлекс, время от времени удерживает игрушку в ручке, но лишь недолго;
  • ручки, в отличие от предыдущих возрастных периодов, больше не сжаты в кулачки;
  • следит глазами за качающейся игрушкой под углом в 180 градусов, очень быстро замечает новые предметы вокруг себя;
  • издает звуки — «гулит» и радуется этому; лежа на спинке, следит за движениями своих ручек;
  • пытается схватить предмет, но ошибается с расстоянием.

4 месяца

  • если придерживать ребенка в сидячем положении, головку он всегда держит прямо и активно оглядывается по сторонам;
  • в положении на животике держит головку и грудную клетку под углом 90 градусов к пеленке, опираясь на предплечья;
  • при потягивании за ручки в сидячее положение головка уже почти не откидывается назад;
  • играет со своими ручками, приближает их к предмету — игрушке, но движения неточные, малыш «промахивается» и не может взять предмет;
  • долго играет с погремушкой, которую вкладывают ему в ручку;
  • радуется, когда видит игрушку; проявляет интерес к груди или бутылочке; громко смеется, оборачивается на звук.

5 месяцев

  • уверенно держит головку;
  • при потягивании за ручки головка не падает назад;
  • умеет взять предмет, играет с игрушками, брызгается в ванночке, мнет бумагу;
  • смеется своему отражению в зеркале;
  • смотрит на упавшую игрушку;
  • лежа на спине, перекатывается на бочок.

6 месяцев

  • в положении на животике удерживает головку и грудную клетку на разогнутых ручках, грудная клетка и верхняя часть животика не прикасаются к пеленке; при потягивании за ручки в положение сидя сначала приподнимает головку над пеленкой, на которой лежит;
  • сидит с опорой несколько минут;
  • поворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • держит бутылочку с питьем;
  • если ребенка придерживать, он может стоять, удерживая максимум своего веса;
  • смеется и радостно визжит при виде своего отражения в зеркале;
  • если в одной руке у малыша, к примеру, кубик, то он роняет его, если ему предложить второй;
  • когда игрушка падает, он ее ищет;
    подражает некоторым гримасам взрослых (высовывает язык и т. д.);
  • боится чужих людей; смеется при игре в прятки;
  • начинает различать любимые и нелюбимые блюда.

7 месяцев

  • на животике удерживается, опираясь на одну ручку; может сидеть, держа ручки перед собой и опираясь на них;
  • может недолго стоять с поддержкой, причем коленные и тазобедренные суставы выпрямлены; сам поднимает головку, когда лежит на спине; перекладывает предметы из одной ручки в другую; все предметы тянет в рот;
  • может самостоятельно съесть, к примеру, печенье, кусочек рогалика и т. п.;
  • очень любит играть с бумагой;
  • реагирует на свое имя; умеет подражать некоторым движениям;
  • произносит отдельные слоги (да, ба, па); хорошо пьет из чашки, ест твердую пишу.
Читайте также:  Развитие ребенка 5 месяцев прикорм при

8 месяцев

  • легко удерживает, стоя на ногах (с опорой), свой вес;
  • сидит несколько секунд без поддержки;
  • удваивает слоги (ба-ба, па-па); ползает.

9 месяцев

  • стоит возле мебели, придерживаясь руками;
  • легко удерживая равновесие, сидит 10 и более минут;
  • наклоняется вперед, сохраняя равновесие, но не может пока наклоняться в стороны;
  • может поднять небольшой предмет (например, мячик, шарик) «пинцетным захватом» — то есть удержать указательным и большим пальцами;
  • если в ручках малыша будут два одинаковых или похожих предмета (например, кубики), то он сблизит их, как бы пытаясь сравнить;
  • умеет прикрывать лицо, если не хочет умываться;
  • с этого возраста наблюдается волнение при виде знакомого и любимого блюда;
  • лучше и дольше концентрирует внимание во время игры.

10 месяцев

  • сам встает;
  • сам садится, сидит без риска упасть; уверенно ползает;
  • показывает на предметы указательным пальцем;
  • начинает зажимать игрушки между большим и остальными пальцами руки («шепотный захват»);
  • умеет показывать «пока-пока», играть в «Ладушки» и т. п.;
  • начинает помогать, когда его одевать и обувают;
  • с девяти месяцев реагирует на простые вопросы типа: «Где папа, мама?» — и подобные.

11 месяцев

  • стоя при поддержке, делает шажок одной ногой;
  • сидя, наклоняется в стороны и держит равновесие;
  • если попросить, подаст предмет, но не отпустит его;
  • укладывает предметы в ящик или коробку и вынимает их оттуда;
  • у него уже есть собственное осмысленное слово.

Около 1 года

  • умеет бочком двигаться вдоль мебели;
  • если держать за обе ручки, то ходит;
  • в сидячем положении поворачивается кругом в поисках игрушки;
  • катает мяч, подает игрушку, выпуская ее из руки; интересуется картинками в книжках.

1 год

  • ходит, если держать за одну ручку;
  • делает первые самостоятельные шажки;
  • ходит на четвереньках, как медвежонок;
  • ползает на попе;
  • понимает простые вопросы типа: «Где твоя машинка?», «Где твой мячик?» и т. п.;
  • целует;
  • говорит 2—3 осмысленных слова; стесняется.

1 год 1—3 месяца

  • самостоятельно стоит довольно долго без опоры;
  • умеет хорошо ходить по ровной поверхности;
  • ставит друг на дружку два кубика;
  • знает 5 слов;
    умеет подражать некоторым животным.

1 год 4—6 месяцев

  • поднимает предмет с пола и не падает;
  • залезает на низкий стульчик;
  • грузно удирает прочь;
  • ставит друг на дружку 3 кубика.

1 год 7—10 месяцев

  • если придерживать, ходит по лестнице не чередуя ноги;
  • говорит предложения из 2—3 слов;
  • подражает простым действиям взрослых или старших детей.

1 год 10 месяцев — 2 года

  • по лестнице ходит самостоятельно;
  • начинает склонять существительные и спрягать глаголы;
  • играет среди детей — но не с ними.

2 года 1—6 месяцев

  • самостоятельно идет по лестнице, чередует ножки;
  • расстегивает и застегивает пуговицы;
  • называет людей и предметы на картинке;
  • самостоятельно ест ложкой и чаще всего не обливается.

2 года 7—9 месяцев

  • может очень недолго постоять на одной ножке;
  • зашнуровывает ботинки;
  • повторяет коротенький рассказ;
  • во время игры подражает людям из своего окружения.

3—4 года

  • недолгое время стоит на одной ножке; прыгает в длину;
  • фигурку человека рисует 6т туловища («голово-ножка»);
  • повторяет стишок, называет деятельность на картинке;
  • рассказывает более длинную историю;
  • хочет, чтобы его похвалили;
  • мешает правду с вымыслом;
  • одевается и раздевается почти самостоятельно.

4—5 лет

  • скачет на одной ножке;
  • сам умывается и причесывается;
  • знает, как его зовут, сколько ему лет и где живет;
  • не путает понятия «завтра» и «вчера»;
  • рисунки реалистичны;
  • расстается с детской артикуляцией;
  • речь по форме и содержанию начинает напоминать речь взрослого человека;
  • различает левую и правую руки;
  • понимает, что такое состязание.

5—6 лет

  • умеет завязывать шнурки;
  • помнит наизусть довольно длинный стишок;
  • знает, когда утро, а когда вечер;
  • знает, где и что покупается;
  • доводит до конца задание, требующее терпения и упорства.

Также существуют отличительные особенности в развитии мальчиков и девочек — зачастую у мальчиков социальное развитие в дошкольном возрасте более медленное и неровное. Это запаздывание по сравнению с девочками составляет в среднем три месяца.
Очень важную роль играет воспитательная среда — стимулирующее родительское окружение весьма значительно снижает риск незрелости в сравнении с невнимательным и равнодушным окружением (проблемные семьи, детские дома и т. д.).
Ребенок, готовый к школе, способен рассказывать о своих впечатлениях отдельными предложениями и несложными фразами, не делая грамматических ошибок и с правильным произношением. Что касается двигательного развития, то должно исчезнуть множество лишних и бесцельных движений, ребенок становится более дисциплинированным, он способен в течение определенного времени следить за своим поведением и сидеть спокойно. Он умеет отличать игру от обязанностей, способен выполнять задания. Успеваемость в школе напрямую связана с эмоциональной уравновешенностью и умением справиться в том числе и с неудачей. Социальная зрелость позволяет ребенку на несколько часов оторваться от матери и подчиниться авторитету учителя. Необходимо также, чтобы ребенок умел сойтись со своими сверстниками.
Чем отличаются «незрелые» дети? Они слишком беспокойные (либо, наоборот, явно подавленные): суматошные, импульсивные, неуклюжие, нерасторопные, не умеющие сосредоточиться, инфантильные, зависимые, несамостоятельные, слишком чувствительные, боязливые, порывистые, неуправляемые, упрямые, плохо идущие на контакт, склонные к негативизму и т. д.
Обычно таких детей можно подразделить на несколько групп:

  • дети с недостатками физического развития и отклонениями в состоянии здоровья;
  • дети с запоздалым эмоциональным развитием;
  • дети с неравномерным развитием, с нарушениями отдельных функций и способностей;
  • дети с невротическими чертами характера;
  • дети, воспитывающиеся в неблагоприятной среде.

Существует вполне реальна необходимость отдать такого ребенка в школу на год позже: за этот год ребенок «дозреет» и сумеет успешно включиться в процесс учебы без угрозы того, что ему будет трудно или даже невозможно ходить на занятия и делать уроки.
«Доброе начало всему голова!» — этот принцип пропагандировал Ян Амос Коменский. Вступление в школьную жизнь может оказаться сложным и для детей, и для родителей. Но у хорошо подготовленного и всесторонне созревшего для школы ребенка не будет неразрешимых проблем. Наоборот, кроме образования, школа сулит ему познание радости от успехов и крепкие социальные связи.

  • Оцените материал
  • Прочитано 5521 раз

  • Грудное вскармливание

    Грудное вскармливание

    Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко…

  • Здоровье ребенка

    Здоровье ребенка

    Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…

  • Питание детей до года

    Питание детей до года

    Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…

  • Уход за новорожденным

    Уход за новорожденным

    Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…

  • Проблемы со сном у ребенка

    Проблемы со сном у ребенка

    Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…

Источник