Что такое естественное развитие ребенка
В погоне за нормами развития мы зачастую требуем от ребёнка того, чего он ещё не в силах сделать. И вместо того, чтобы предложить занятие по интересам малыша — окружаем его слишком сложными игрушками или водим на развивашки. В результате малыш скучает, капризничает, бросает новую игрушку и уже через минуту снова требует внимания мамы.
Почему ребёнку важно развиваться в собственном темпе
Представьте себе очень голодного человека: ему так сильно хочется есть, что все другие потребности отходят на второй план. Предположим, у него на кухне много полезной еды. Съев эту еду, организм человека получит наибольшую пользу — он восстановит силы, активность и жизнедеятельность.
Фото Ольги Горевой
Возможно, у человека на кухне другая ситуация — она заполнена какой-то нездоровой пищей, полуфабрикатами. При этом он, конечно, голоден, и съест всё, что имеется. Но его тело не получит необходимые питательные вещества и вряд ли он будет чувствовать себя хорошо — может возникнуть тяжесть в желудке, отрыжка или изжога.
А если еды нет вообще? Тогда человек будет испытывать и физические, и эмоциональные страдания. У разных людей это проявится по-разному: кто-то сможет достаточно долго терпеть голод, у кого-то появится агрессия, у кого-то отчаянье и т. п.
Теперь представьте другую картину. Человек очень хочет есть, перед ним есть еда, но он не может её получить. Он протягивает руку, но его шлёпают по руке и говорят: «Отойди, это брать нельзя!» И вместо того, чтобы дать поесть, предлагают посмотреть фильм или почитать книгу.
Подобная аналогия позволяет нам понять состояние ребёнка, когда у него есть какое-то внутреннее стремление, жажда деятельности, и при этом взрослый либо предоставляет ему возможность удовлетворить эту потребность, утолить голод, либо препятствует и направляет ребёнка на что-то другое.
В результате ребёнок теряет благоприятную возможность для освоения необходимого навыка, испытывает страх, агрессию и другие негативные эмоции.Например, когда трёхлетних детей пытаются научить читать и писать. Самый благоприятный период для этого начинается около 4 лет, когда ребёнок сможет выделять отдельные звуки в словах.
А вот в 3 года происходит пик интереса к сенсорике, развития органов чувств — слуха, вкуса, осязания, восприятия формы, цвета и размера. И пока ребёнка пытаются обучить чтению, он теряет возможность уточнять восприятие и развивать органы чувств — то, что в дальнейшем он уже не сможет сделать так просто и с таким удовольствием.
Этот мультфильм можно рассматривать как метафору описанной ситуации. Гусеницы, которые следовали естественному процессу развития перевоплотились в бабочек. А вот гусенице, которая слишком торопилась, можно только посочувствовать.
Что говорят учёные
Нейробиологи обнаружили, что в работе головного мозга ребёнка существует ряд особенностей. В частности, на определённом временном отрезке у детей одни нейроны становятся более активными, нежели другие.
В моменты активности эти нейроны объединяются в нейронные ассамблеи, и эти ассамблеи отвечают за интерес и стремление ребёнка к определённым видам деятельности.
Через какое-то время происходит перегруппировка этих ассамблей, и часть нейронов как бы выключается. Остальные начинают образовывать новые нейронные связи, тем самым создавая новые ассамблеи. И у ребёнка возникает интерес к уже новым вещам. То, что его интересовало до этого, резко перестаёт ребёнка интересовать, и он переключается на какие-то новые виды деятельности.
В эти окна возможностей, в период особой активности данных групп нейронов, ребёнок способен освоить новые навыки очень легко и быстро. Конечно, если взрослый создаёт для этого условия. Если среда ограничивает ребёнка, то новые навыки формируются либо с искажениями, либо не формируются вовсе.
Мозг ребёнка подобен прожектору, который выхватывает из окружающей среды то, что ему необходимо для эффективного развития в данный момент. И если взрослый научится видеть эти благоприятные возможности, то сможет предложить именно те занятия, которые будут полезны для малыша.
Про 7 признаков, по которым мы можем определить благоприятные возможности для освоения того или иного навыка расскажем в следующей статье. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить.Статья подготовлена про материалам курса «Сензитивные периоды развития ребёнка до 3 лет» Веры Николаевны Могилёвой — кандидата психологических наук, Монтессори-педагога, автора учебников для ВУЗов и школ
Источник
КАК УМЕРЕННО И СВОЕВРЕМЕННО СПОСОБСТВОВАТЬ УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ малыша 0-3лет?
В этой статье первый аспект и самый сложный для нашего понимания:
1. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Так много книг для малышей о рыбах морского океана, которые сама мама впервые видит… А ведь на самом деле ребенку нужно-то всего понимание того, что он видит и что его интересует в данный момент, что может потрогать, понаблюдать!
ОБЫЧНО РЕКОМЕНДУЮТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 0-1года: игрушки и книги про формы и цвет, овощи и фрукты и прочее. Хотя на самом деле, это тот самый возраст, когда все интересно изучать «ВЖИВУЮ»! Большое – пытаться обнять, маленькое – сжать в ладошке (говоря о сравнениях), овощи и фрукты – можно настоящие купить и дать ребенку, на крайний случай, если все тянет в рот – найти резиновые объемные фрукты и овощи! Формы можно вообще более менее понять только после 1 года и то не на рисунке, а при попытке протолкнуть в отверстие и просто ощупать… А насколько вообще это важная информация для первого года жизни, что про формы мы рассказываем чуть ли не в первую очередь!?
НА САМОМ ДЕЛЕ, МАЛЫШУ 0-1года ИНТЕРЕСНА та информация, которая идет одновременно с разных каналов сенсорного восприятия, а особенно от тактильных ощущений (руки и язык). Например, слова Колючий, Пушистый, Холодный, Теплый – вот то самое, что малыш поймет в первую очередь. Он хорошо запомнит и прочувствует слова Песок, Фасоль, Краски, если дать вдоволь наиграться с ними.
ДЛЯ МАЛЫША 1-2лет: Главный секрет умственного развития – подстраивать под интересы ребенка игровые предметы и обучающие темы. Например, увидел ребенок, как мусор вывозит большая машина, заинтересовался. А вы ему, раз, – книжку про технику или набор строительных машинок! Еще в этом возрасте всегда будут интересны малышу разные звери. А вот и еще один секрет – лучше знать трех зверей + как каждый говорит, как идет и что ест, чем знать всех зверей континента без понимания даже их соразмерности. Потом можно добавлять — где живет и как называется детеныш.
А про такие слова как Много и Мало, Короткий и Длинный вообще не нужно объяснять, он сам все это поймет благодаря своему опыту и великому чутью языка! Просто после 2х лет можно будет играючи проверить, как быстро ребенок ориентируется в этих понятиях и как быстро может сообразить что к чему.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛОГИКЕ хотелось бы тоже сказать (подробно обо всем с примерами игрушек, книг и другого будет изложено в отдельных статьях-на разработке) . Тут пазлы, разные вкладыши и прочее – все это полезно, но тоже в меру. Не переусердствуйте. Если показали, а ребенок не понял и не повторил даже частично, уберите на месяц-другой. Не опережайте.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! В этом направлении развития, как ни в каком другом, лучше дать меньше, чем больше. По многочисленным исследованиям доказано, что до 2х лет в большей степени развивается правое полушарие, отвечающиее за творчество, воображение, абстрактное мышление («Пластичность мозга», Норман Дойдж). Дайте малышу любой предмет, и он с ходу продемонстрирует Вам 10 способов игры с ним: схватить, разглядеть, полизать, погрызть, понюхать, потрясти, попытаться смять-сжать, постучать слабо-потом посильнее, кинуть слабо — с силой… Представляете какой фантазией уже в этом возрасте надо обладать!
Источник
Взаимопонимание в семье, здоровые и счастливые дети, довольные родители: считается, что все это — следствие «естественного» подхода к воспитанию. В чем его особенности?
Домашние роды
Без лишних медицинских вмешательств, без лекарственного обезболивания и, желательно, дома — вот идеальные условия для естественного рождения малыша. Ведь в природе не предусмотрены ни искусственная стимуляция родовой деятельности, ни раздельное пребывание в роддоме.
Эмилия Гаврилова, педиатр: Абсолютно понятно желание женщины рожать в комфортных условиях, родной обстановке, с близкими людьми. Но акушерство не случайно является самым древним направлением медицины. Домашние роды — немалый риск, который берут на себя как родители, так и акушерки. Чаще роды проходят спокойно и женщины остаются довольны своим выбором.Но даже в ситуации вполне благополучной беременности роды могут оказаться тяжелыми и иметь экстренные осложнения, с которыми невозможно будет справиться в домашних условиях, а времени на госпитализацию может и не хватить.Пример «бабушки рожали в поле» не очень удачный — рожали все же с помощью повитух, до появления оснащенных мест смертность женщин и новорожденных оставалась очень высокой.
Грудное вскармливание
Без режима, по требованию, исключительно грудное вскармливание до шести месяцев — и потом как минимум до двух лет (или, скажем, до самоотлучения). Кормление грудью — это не просто еда, это близкий контакт мамы и ребенка, укрепление их связи.
Эмилия Гаврилова: Грудное молоко необходимо младенцу. В более старшем возрасте от него нет ни какой-то особой пользы, ни отрицательных последствий. Наука дает такие приблизительные сроки: до 6 месяцев надо кормить грудным молоком, до 1 года — желательно, после 1 года — как хотят мама и ребенок. Правда, с одной оговоркой: после года основным питанием должны стать обычные продукты.Сосание груди остается больше для успокоения и контакта.ВОЗ указывает предпочтительный возраст грудного вскармливания до 2 лет, эти рекомендации ориентированы в первую очередь на бедные страны, где ограничены пищевые ресурсы, и в особенности продукты, содержащие животный белок. Средняя российская семья может позволить себе такие продукты.
Совместный сон
Если ребенок с рождения спит в своей кровати, значит, для кормления мама вынуждена несколько раз за ночь просыпаться — усталость накапливается. Сон с родителями позволяет высыпаться всей семье.
Эмилия Гаврилова: Совместный сон — это удобно, потому что позволяет женщине сразу чувствовать, когда ребенок только начинает просыпаться, прикладывать его к груди по первому требованию, не вставая и, возможно, даже полностью не просыпаясь. Это не балует ребенка. В то же время есть женщины, которые не высыпаются рядом с ребенком, потому что не могут перейти в фазу глубокого сна. Иногда ребенок в кровати мешает родителям быть так близко друг с другом, как им хочется.Раздельный сон тоже можно организовать так, что ребенку будет комфортно, а тактильный контакт с мамой он «доберет» в другие часы.Важно знать, что совместный сон немного повышает риск синдрома внезапной младенческой смертности, так что соблюдайте правила безопасности — жесткий ровный матрас, отдельные одеяла.
Слинг
Ребенку нужен физический контакт, а слинг помогает его обеспечивать (при этом еще и оставляя руки мамы свободными). Кстати, «естественный» подход подразумевает, что в пеленании малыш тоже не нуждается: свобода прежде всего!
Эмилия Гаврилова: Туго пеленать новорожденного и правда совсем нежелательно: сведенные вместе бедра могут способствовать вывиху в еще незрелых тазобедренных суставах. Некоторые мамы замечают, что запеленутые дети быстрее засыпают — тогда стоит пеленать ребенка перед сном, но только руки. Вне сна ребенку нужны свободные ручки и ножки — чтобы познавать мир. Форму ног тугим пеленанием никак не скорректировать.К слингам у медицины нейтральное отношение, какой-то необыкновенной пользы в них нет, как и вреда при правильном использовании.
Слинги — хорошие помощники, особенно в ситуациях, когда ребенок часто просит грудь или когда надо куда-то пойти без коляски. Но многие легко обходятся без них, не обделяя при этом ребенка: близость необязательна все 24 часа в сутки. Хочется создать ребенку условия, похожие на внутриутробные? Но зачем, если ребенок родился вовремя, он готов к тому, что его жизнь изменится.
Педагогический прикорм
Знакомство со взрослой едой малыш начинает не с баночного пюре и каш из коробочек, а с того, чем обычно питается вся семья, пробуя пищу из маминой тарелки.
Эмилия Гаврилова: Педиатрический и педагогический прикорм — это просто два варианта введения прикорма из множества возможных. Первый удобен тем, кому нравится структурировать жизнь: сегодня ребенок съест 100 г каши, 150 г овощей и 50 г фруктов — все понятно (пока он соглашается). Не существует обязательной нормы в граммов разных продуктов, которую надо съедать в день.Природой не задумано, что ребенок будет начинать пробовать пищу в каком-то определенном порядке.Таблицы введения прикорма были составлены для удобства персонала в больницах, яслях и домах ребенка. Второй подход — продукт особой идеологии, ей можно следовать, но не стоит доводить до абсурда. Вводите новые продукты так, как хотите: согласовав с педиатром, но к году у ребенка должен быть разнообразный рацион, ему необходимы многие компоненты пищи, которых нет в молоке.
Эмоциональный контакт: мы вместе
Конечно, естественное родительство не ограничивается способами ухода за малышом и образом жизни семьи. В его основе лежит теория привязанности, описанная многими психологами, в частности, доктором Гордоном Ньюфелдом. Он считает, что взросление — это природный процесс, который происходит спонтанно и успешно, если для этого созданы благоприятные условия, и в первую очередь — глубокая, надежная привязанность между ребенком и взрослыми, ответственными за него (родителями или теми, кто их заменяет).Здоровая привязанность — это не только забота о комфорте малыша, но и стремление к близости и контакту, физическому и эмоциональному. Почему это может быть непросто?
Дарья Дмитриева, психолог: Часто получается, что читать о преимуществах эмоциальной близости и естественном детстве родители начинают, когда сталкиваются с результатом своего воспитания, который не очень радует. Но почему одним взрослым легко дается забота, они рады своей родительской роли, а другим — наоборот? И откуда берется плохое поведение, если ребенок настроен на нас «от природы»?
Что мешает быть естественным?
- Усталость, эмоциональное выгорание. Поэтому забота о себе — это не привилегия, а обязанность взрослого. Конечно, в состоянии истощения тоже можно заботиться, но лучше удается забота о бытовых потребностях (здоров, сыт), а не об эмоциональных, не менее важных.
- Послеродовая депрессия. Сама она не пройдет, надо лечить!
- Тяжелая болезнь, трагические события в семье — все ситуации, когда нет физических или моральных сил. Не стесняйтесь просить о помощи!
- Воспитательная неуверенность: взрослому кажется, что он будет или уже является ужасным родителем, что ничего не понимает в детях. Такие родители часто готовы прислушиваться к любым воспитательным идеям и непоследовательно их перебирать.
- Нетипичные сигналы ребенка. Такая ситуация может быть характерна для детей с особенностями развития или усыновленных. Представьте себе, вы взяли кричащего младенца на ручки, а он еще больше кричит, выдирается или, наоборот, каменеет у вас на руках. В ситуациях с особыми детьми будет полезна дополнительная поддержка — общение в тематических сообществах, наблюдение у невролога и психолога.
- Детские травмы самих родителей. Родительство — это властная забота. Если какой-то из двух параметров проседает, то и взрослому с ребенком и ребенку со взрослым становится очень трудно. Там, где власти много, а заботы мало, дети страдают от жестокого обращения. Там, где забота сильно превалирует над способностью взрослого соблюдать границы, быть авторитетным, удерживать иерархию, у ребенка возникает много тревоги. А поведение ребенка и там, и там оставляет желать лучшего. Отношениям заботы мы учимся у своих родителей, и чем более благополучное в эмоциональном отношении детство у нас было, тем легче и увереннее мы себя чувствуем со своими детьми.
К сожалению, колесо истории так проехалась по нашим прабабушкам, бабушкам и мамам, что говорить о счастливом детстве рядом со счастливыми взрослыми может не такой уж большой процент людей в нашей стране.
Что же делать с мыслью, что история моего рода может обернуться против меня? Для начала провести инвентаризацию своих родительских ресурсов: что у нас там есть хорошего, полезного, работоспособного.
Потребность ребенка в установлении отношений привязанности
У ребенка могут быть специфические сигналы, которые нам будет непросто расшифровать. Ему может быть трудно переносить ту интенсивность контакта, которую мы предлагаем, так, например, бывает с детьми с аутизмом. Даже если это ребенок с нарушениями в развитии, эта потребность у него есть.
Наше желание быть родителями
А если ребенок был незапланированным или нежеланным? Вы почему-то решили подарить ему жизнь, значит, хоть какая-то частичка вас его хотела, а если вы еще и задаетесь вопросами, как его воспитывать, значит, планируете быть вместе и по возможности счастливо. Возможность сознательно меняться. Иногда это трудно, порой даже больно — душевная работа всегда требует больших сил, но мы на нее способны. Вспомните те периоды из детства, где вам было в основном хорошо в отношениях со своими родителями? Отдельные истории, где вы чувствовали поддержку и заботу, — это то, что вы скорее всего умеете делать.
Сегодня есть и статьи, и книги, и специалисты-психологи, и родительские сообщества — все это поможет в разрешении трудностей. И это тоже ваш ресурс — возможность обратиться за поддержкой и получить ее.
Давайте договоримся, что в норме ребенок хочет иметь своего взрослого, надежные отношения с ним и готов делать всё, чтобы эти отношения поддерживать.Ребенку нужно, чтобы взрослый был с ним и чтобы общение было достаточно насыщенным, открытым и искренним. Ребенку надо научиться эмпатиии — понимать ваши чувства и мотивы — и благодаря этому научиться понимать свои чувства и переживания, распознавать свои желания. Научиться этому можно только в коммуникации со взрослыми и при отсутствии стресса, иначе мозг перенаправляет все усилия с обучения на самосохранение.
Людмила Петрановская в своей книге «Если с ребенком трудно» предлагает понаблюдать за тем, что мы говорим ребенку и на какие проблемы в отношениях это может указывать. Речь идет не о том, что вы единожды сказали в пылу ссоры, а о фразах, которые привычно звучат в вашем доме. И сделать выводы
Вопрос для анализа отношений Не чувствует ли ребенок угрозы привязанности, уверен ли он, что защищен и любим?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- Глаза б мои тебя не видели!
- Уйди отсюда, не желаю с тобой разговаривать.
- Больше никогда тебя с собой не возьму!
- Я ухожу, а ты как хочешь (маленькому ребенку).
- Иди в свою комнату и не смей выходить.
Вопрос для анализа отношений Не даете ли вы ему понять, что он разочаровывает вас, что вам он — такой — не нужен?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- У других дети как дети, у меня же…
- Почему с тобой вечно все не слава богу?
- Ты опять хуже всех!
- Я столько сил потратила, чтобы ты (поступил в хорошую школу, выиграл конкурс, начал учить язык), а ты!
- Да что ты о себе воображаешь?
Вопрос для анализа отношений Не демонстрируете ли вы беспомощность?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- Горе мое, не знаю, что с тобой делать!
- Сил моих на тебя нет!
- Я с ним не справляюсь.
- Я больше не могу.
Вопрос для анализа отношений Не злоупотребляете ли, перевешивая на ребенка ответственность за отношения?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- Ты любишь мамочку?
- Почему ты такой неласковый?
- Я на тебя обиделась.
- Ты неблагодарный, не ценишь ничего!
- Пока не извинишься, не подходи ко мне.
Вопрос для анализа отношений Не сдаете ли вы ребенка «третьему»?
Привычные фразы, которые могут служить признаком того, что проблема есть
- С тобой со стыда провалиться можно!
- Опять мне краснеть из-за тебя?
- Люди смотрят, думают: какой невоспитанный мальчик.
- Вот тебя сейчас заберет чужая тетя.
- Нас сейчас отсюда выгонят (нас будут ругать).
Источник