Что такое цилиндр ребенку 5 лет
Екатерина Искаева
Знакомство с геометрическим телом — Цилиндром.
Задачи: 1. Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.
2. Закреплять счет в пределах 5, геометрические представления детей, умение находить общие свойства предметов.
Материал: картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты, карточки с «паспортом» цилиндра, модели цилиндров и кубик, цифры 1 – 5, набор геометрических фигур на каждого ребенка.
Ход:
1. Знакомство с цилиндром и его свойствами.
Воспитатель показывает картинки предметов цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш.
— Что общего у всех этих предметов вы заметили? (У всех предметов похожа форма.)
Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно задать наводящие вопросы: одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы, их цвет, размер, назначение.
Затем воспитатель сообщает детям, что предметы такой формы называются цилиндрами, и просит их найти цилиндры на своем столе. Вместе с цилиндрами на столе должны быть предметы и других форм (например, шара, параллелепипеда, конуса). Целесообразно показать также картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево и т. д.
Далее дети знакомятся со свойствами цилиндра.
— Знаете ли вы, почему цилиндр так называется? Очень давно, когда никаких машин еще не было, люди передвигали тяжелые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?
Воспитатель дает детям несколько цилиндров одинакового диаметра (например, карандаши) и кубик и предлагает представить, что кубик – это очень тяжелый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры. После выполнения задачи воспитатель рассказывает, что слово «цилиндр» в переводе с греческого – «каток», «валик». Одним из его свойств является то, что его можно катить.
Детям предлагается разойтись по группе и найти предметы цилиндрической формы.
Затем дети возвращаются к столу, на котором стоят разные цилиндры. Им предлагается найти фигуры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур найти признаки отличия. Например, это могут быть цилиндры, равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которого они сделаны (цилиндры можно сделать из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические цилиндры, деревянные карандаши и т. д.)
2. Физкультминутка: «Кто самый внимательный?»
По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо (можно усложнить, говоря «Правое ухо», по команде «Нос» — за нос. Воспитатель выполняет задание вместе с детьми. Через некоторое время начинает намеренно ошибаться и сбивать детей.
3. Игра: «Паспортный стол».
У детей на столах карточки от 1 до 5. Воспитатель предлагает им рассмотреть фигуры, сделанные из пластилина различных цветов.
Дети отвечают на вопросы воспитателя:
— Сколько всего фигур? (Показывают цифру.)
— Посчитайте от 1 до 5 и от 5 до 1.
— Сколько цилиндров? (Хлопают в ладоши.)
— Почему хлопнули 4 раза? (Вторая фигура – не цилиндр.)
— Чем вторая фигура отличается от остальных?
После всех рассуждений дети приходят к выводу, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги, а у второй фигуры – нет.
Воспитатель ставит цилиндр на стол и просит детей присесть так, чтобы фигура была на уровне глаз. Спрашивает детей о том. что они видят, как это можно зарисовать. Затем поворачивает цилиндр несколько раз и спрашивает детей о том же. В результате обсуждения приходят к выводу:
— Значит, если хотят рассказать о цилиндре, это делают так:
Это «паспорт» фигуры. О чем по нему можно узнать? (О высоте цилиндра, его толщине).
Воспитатель прикладывает цилиндр к прямоугольнику, а основания цилиндра – к кругам и показывает, как «паспорт» сопоставляется с его обладателем.
На столе у детей разные цилиндры. Каждому ребенку дается «паспорт», по которому он должен найти соответствующий этому «паспорту» цилиндр.
4. Игра: «Числовое лото».
Дети раскладывают на столе карточки с цифрами от 1 до 5 (лицом вниз). Карточки перемешиваются. Затем каждый ребенок должен вытащить наугад какую-нибудь карточку и выложить столько фигур «Геометрического лото», имеющих общий признак, сколько указывает цифра на карточке (например, 3 большие фигуры, или 4 красные фигуры, или 2 круга и т. д.).
После выполнения задания дети с воспитателем ходят по группе и проверяют правильность решения.
5. Итог.
Источник
Виктория Проскурякова
Конспект занятия (ФЭМП) «Цилиндр»
Дата: 17.01.2017г.
Образовательная область: «Познание»
Раздел: ФЭМП
Тема: «Цилиндр»
Цель: Познакомить детей с геометрическим телом – цилиндр на основе обследования зрительно – осязательным путем.
Задачи:
О. З.: Учить детей называть свойства цилиндра, классифицировать по различным признакам
и соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
Р. З.: Развивать познавательный интерес у детей;
В. З.: Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность.
Словарная работа: цилиндр.
Билингвальный компонент: тело – денесі.
Оборудование: картинки-подсказки, на которых изображены стакан, колбаса, шляпа-цилиндр, банка цилиндрической формы, клей-карандаш, 5 карандашей на каждого ребёнка, листы белой бумаги, цилиндры, цветные карандаши.
Воспитатель: Проскурякова В. Г.
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-
побудительный — Ребята, посмотрите, кто-то потерял цилиндр!
-Но это не простой цилиндр, а волшебный. Цилиндр можно обнять пальцами руки или ладонью?
-Ребята, а раз мы можем обнять предмет, значит, у него есть объём.
Цилиндр – это объёмная фигура.
-Откуда же он взялся?
-Давайте рассмотрим его.
Внутри ничего нет.
-Может, попробуем произнести волшебное заклинание?
Пальчиковая игра «Магические слова»
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
-Ребята, после произнесения волшебного «заклинания» в цилиндре, появилось интересное задание, но очень трудное задание – которое, мы с вами должны выполнить, составить паспорт геометрическому телу «цилиндр».
Паспорт – это документ, в котором мы должны рассказать и перечислить все о цилиндре. Значит, чтобы составить «паспорт» мы должны узнать все тайны и секреты геометрического тела – цилиндр. Дети внимательно слушают воспитателя.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Произносят волшебное заклинание.
сжимают — разжимают пальцы
«вертушка» руками,
бьют кулачок о кулачок, развести руки
«бабочка» пальцами.
Организационно-
поисковый -Ребята, посмотрите в нашем «волшебном цилиндре» появились картинки-подсказки.
На картинках изображены стакан, колбаса, шляпа-цилиндр, банка цилиндрической формы, клей-карандаш.
— Что общего вы заметили на этих картинках?
— Действительно, у всех предметов похожая форма.
— Одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы?
Их размер? Цвет? Назначение?
-Ребята, предметы такой формы называются цилиндрами.
ЦИЛИНДР:
Цилиндром меня называют, друзья.
Похож на стаканчик с мороженым я.
Похож на колонну в старинном соборе,
Похож на бревно и на столбик в заборе.
-Молодцы, ребята!
-Как называется эта фигура?
— Цилиндр можно прокатить?
— Цилиндр можно поставить?
-Найдите цилиндры на своих столах.
-Теперь обратите внимание на картинки, на которых предметы цилиндрическойформы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево, круглые столбы.
— Знаете ли вы, почему цилиндр так называется?
Очень давно, когда никаких машин ещё не было, люди передвигали тяжёлые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?
-Ребята, вы берёте пять цилиндров одинакового диаметра (карандаши).
Представьте, что кубик- это очень тяжёлый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры. Вы убедились, что цилиндр, оказывается, может катиться.
Слово «цилиндр» в переводе с греческого – «каток», «валик».
Одним из его свойств является то, что его можно катить.
— Ребята, предлагаю найти предметы цилиндрической формы в группе.
-Посмотрите на столе, стоят разные цилиндры.
-Ребята, я предлагаю найти цилиндры, одинаковые по какому-либо признаку, и назвать и показать признаки отличия.
Например, цилиндры, равные по высоте,
но они могут быть разные по толщине, цвету, материалу, из которых,они сделаны: из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические, деревянные.
Физкультминутка «Заинька».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд –
Он подпрыгнул 10 раз!
Игра: «Паспортный стол».
— Значит, с помощью таких цилиндров можно перемещать груз, так как у цилиндра с двух сторон одинаковые круги. Оказывается, цилиндр прячет с двух сторон геометрическую фигуру — круг. Круг – это плоская геометрическая фигура. Вы, конечно, помните, что цилиндр можно обнять пальцами руки или ладонью, а раз мы можем обнять предмет, значит, у него есть объём.
Цилиндр – это объёмная фигура.
— Я поставлю цилиндр на стол, а вы присядьте так, чтобы фигура была на уровне глаз.
-Ребята, что вы видите и как это можно зарисовать?
-А теперь поворачиваю цилиндр несколько раз, что вы видите?
— Значит, если хотят рассказать о цилиндре,это делают так:
Это «паспорт» фигуры.
-О чём по нему можно узнать?
О высоте цилиндра, его толщине.
-Ребята, если приложить цилиндр к прямоугольнику в центре цилиндра спряталась геометрическая фигура – прямоугольник, а основания цилиндра – к кругам и таким образом, мы составили «паспорт» его обладателя.
У вас на столах разные цилиндры.
-Ребята, каждый из вас должен составить с «паспорт», своего цилиндра. Прикладываете цилиндр к центру листка, обводите цилиндр карандашом — получается прямоугольник, затем поворачиваете цилиндр и обводите карандашом круги и раскрашиваете таким же цветом, как и ваш цилиндр.
-Вот и готовы «паспорта». Дети рассматривают картинки и называют их.
Ответы детей.
Дети слушают воспитателя.
Цилиндр.
Цилиндр можно прокатить.
Цилиндр можно поставить.
Дети знакомятся со свойствами цилиндра.
Дети внимательно слушают воспитателя.
Дети называют предметы похожие на цилиндр.
Дети находят цилиндры равные по высоте, но отличающиеся другими признаками и называют их.
Дети выполняют движения согласно стихотворному тексту.
После всех рассуждений дети приходят к выводу о том, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети составляют «паспорт», обводят цилиндр и раскрашивают геометрические фигуры, из которых состоит цилиндр.
Рефлексивно-
корригирующий — Что нового мы узнали сегодня?
-С чем познакомились?
-Как вы думаете, смогли мы составить «паспорт» цилиндра и все узнать о геометрическом теле – цилиндр?
— Если да – то покажите зеленую ладошку, если нет – то красную. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу.
Ожидаемый результат:
Знать: геометрическое тело – цилиндр.
Иметь: представления о классификации цилиндра по признакам соотнесения к формам геометрических фигур.
Уметь: называть предметы похожие на цилиндр, находить признаки и качества цилиндра зрительно – осязательным способом.
Источник
Елена Богаткина
«Цилиндр». Конспект НОД по ФЭМП в средней группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для средней группы.
Cоставила: Воспитатель
Богаткина Е. А.
Дата: Май
Тема: Цилиндр.
Программа: Вераксы Н. Е. «От рождения до школы».
Возраст: Средняя группа
Основная образовательная деятельность: Познание.
Интегрированные образовательные области: Познавательно-речевое, Физкультурно- оздоровительное, Художественно- эстетическое.
Форма проведения: Образовательная ситуация
Цель: Развитие умения использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (т. е. свойства цилиндра) и соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами, развитие у детей познавательных интересов и интеллектуальной активности,
Программные задачи:
1.Воспитательные: Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность.
2.Развивающие: Развитие умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели, обогащать речь детей словами, обозначающими признаки предметов.
3.Образовательные: Формирование умений считать до 5, находить новые способы использования знакомых предметов, формирование умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
Планируемый результат: Умение обследовать предметы, находить новые способы использования знакомых предметов, классифицировать по различным признакам.
Методы и приёмы: Вербальное обращение, одобряющие жесты, беседа, вопросы, образное сравнение.
Наглядные средства обучения: 1. демонстрационный – картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты.
2. раздаточный – карточки с «паспортом» цилиндра. Модели цилиндров и кубик, цифры 1- 5.
Ход занятия: Знакомство с цилиндром и его свойствами.
Дети сидят за столами буквой П, на столах перед ними стоят коробочки, в которых находятся модели геометрических тел разного размера. 1) Воспитатель показывает детям картинки. На которых изображены стакан, колбаса, шляпа-цилиндр, банка цилиндрической формы, клей-карандаш.
— Что общего вы заметили на этих картинках? (У всех предметов похожая форма).
(При затруднении ответов на вопрос,можно задать наводящие вопросы:
— Одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы? Их размер? Цвет? Назначение)
Ребята, предметы такой формы называются цилиндрами. Найдите цилиндры на своих столах (среди цилиндров предметы других форм- шар, параллелепипед, конус). Теперь обратите внимание на картинки, на которых предметы цилиндрическойформы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево, круглые столбы ЛЭП.
2) Дети знакомятся со свойствами цилиндра.
— Знаете ли вы, почему цилиндр так называется? Очень давно, когда никаких машин ещё не было, люди передвигали тяжёлые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?
Ребята, вы берёте пять цилиндров одинакового диаметра (карандаши, кубик.
Представьте, что кубик- это очень тяжёлый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры. Вы убедились, что цилиндр оказывается может катиться. Слово «цилиндр» в переводе с греческого – «каток», «валик». Одним из его свойств является то, что его можно катить.
3) Ребята, предлагаю разойтись по группе и найти предметы цилиндрической формы. Возвращаетесь к столу, на котором стоят разные цилиндры. Предлагаю найти фигуры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур признаки отличия. (например: цилиндры, равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которых они сделаны (из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические, деревянные).
Физкультминутка «Заинька».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд –
Он подпрыгнул 10 раз!
Игра: «Паспортный стол».
1) Ребята, у вас на столах карточки от 1 до 5. Предлагаю рассмотреть фигуры,сделанные из пластилина различных цветов:
Вопросы воспитателя:
— Сколько всего фигур? (Показывают цифру).
— Какая по счёту, начиная слева, красная фигура, синяя, зелёная? (Показывают цифры).
— Какого цвета вторая фигура, пятая фигура? (Жёлтая, коричневая).
— Посчитайте от 1 до 5 и от 5 до 1.
— Сколько цилиндров? (Хлопают в ладоши).
— Почему хлопнули 4 раза? (Вторая фигура не цилиндр).
— Можно ли с помощью таких фигур перемещать груз? Попробуйте.
После всех рассуждений дети приходят к выводу о том, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги.
2) Я поставлю цилиндр на стол, а вы присядьте так, чтобы фигура была на уровне глаз. Ребята, что вы видите и как это можно зарисовать? А теперь поворачиваю цилиндр несколько раз, что вы видите?В результате обсуждения приходят к выводу:
— Значит, если хотят рассказать о цилиндре,это делают так:
Это «паспорт» фигуры. О чём по нему можно узнать? (О высоте цилиндра, его толщине).
Воспитатель прикладывает цилиндр к прямоугольнику, а основания цилиндра – к кругам и показывает таким образом, как «паспорт» сопоставляется с его обладателем.
3) У вас на столах разные цилиндры. Каждому даю «паспорт», по которому он должен найти соответствующий этому «паспорту» цилиндр.
Итог занятия.
С какой новой фигурой познакомились?
Литература: 1. Воспитание детей в средней группе детского сада.
2. Практический курс математики для дошкольников. Игралочка. (Петерсон Л. Г, Кочемасова Е. Е)
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Н. Е. Веракса).
Источник
Ольга Нехорошева
Конспект занятия для детей 4–5 лет по ФЭМП на тему «Геометрические тела. Цилиндр»
Конспект занятия для детей 4- 5 лет
по формированию элементарных математических представлений
на тему «Геометрические тела. Цилиндр»
Цель: закреплять представления детей о геометрических телах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других геометрических тел.
Задачи:
1) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
2) закрепить счет до восьми, умение выделять и называть общее свойство предметов, представления об изученных геометрических телах, умение соотносить плоскостные геометрические фигуры с пространственными телами;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать мышление, внимание, память, речь, воображение, творческие способности.
Материалы и оборудование:
Предметы цилиндрической формы, предметы других геометрических форм, карточки с цифрами от 1 до 8, коробка, 3 палки цилиндрической формы.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
— Часто ли вы бываете с родителями в магазинах?
— Какие магазины есть около вашего дома?
— Как бы назывался магазин, если в нем продавались только игрушки? (игрушечный)
— Какое общее свойство у игрушек? (в них играют дети)
— Как бы назывался магазин, если в нем продавались только продукты?
(продуктовый)
— Какое общее свойство у всех продуктов? (их кушают)
Значит, в магазинах собирают предметы, которые чем-то похожи.
2. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Магазин»
Воспитатель рассказывает, что открылся новый магазин и предлагает детям сходить туда. Дети собираются вокруг стола, на котором находятся предметы цилиндрической формы, например, банки из — под кофе, стаканы, бокалы, кусочек колбасы, деревянный цилиндр из конструктора.
— Как вы думаете, как называется этот магазин?
(Дети затрудняются в ответе, так как все предметы разные)
— Смогли ли вы назвать магазин? (нет)
— Почему не смогли? (Мы не знаем, что общего у всех этих товаров)
3. Открытие нового знания.
Сначала дети рассматривают предметы на столе. А затем каждый ребенок берет по одному предмету и ставит перед собой. Воспитатель предлагает высказать свои версии, создает атмосферу доброжелательности, поиска идей, вовлекает в обсуждение всех детей, задавая им при необходимости наводящие вопросы:
— Может быть, они похожи цветом, размером?
Таким образом, дети выясняют, что у всех предметов одинаковая форма.
— Как же назвать новый магазин? (магазин цилиндрических товаров)
— Посмотрите внимательно на товар в этом магазине и попробуйте назвать группу предметов внутри него, и назовите одним словом.
Если дети затрудняются, то воспитатель отбирает два вида колбас и янтарный сыр и просит назвать одним словом (продукты)
Далее дети находят группы: конструктор- строитель, парфюмерия (тушь, флакон лака для волос).
4. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель показывает на ящик, стоящий около шкафа, и рассказывает, что в магазин цилиндрических товаров привезли ящик с товаром. Нужно этот ящик переместить в другой конец комнаты – к нашему магазину. Ящик достаточно тяжел.
— Как переместить ящик? (Дети предлагают перенести или передвинуть. Несколько ребят пробуют по одному и вместе двигать. Трудно, тяжело, не получается).
Воспитатель говорит, что грузчикам приходится переносить много тяжелого груза, ведь в магазин привозят много товаров.
— Смогли вы помочь грузчикам? (нет)
— Почему не смогли? (потому что ящик тяжелый и мы его не смогли переместить).
5. Открытие нового знания.
— Ну раз старый способ не подходит, давайте придумаем новый способ.
Воспитатель обращает внимание детей на деревянные цилиндры, лежащие на столе (в магазине). Задача воспитателя – подвести детей к выводу о том, что под ящик нужно подложить цилиндры и прокатить их.
— А цилиндр может катиться? (да) Покажите!
— Как же использовать цилиндр вместо колес? (подложить цилиндры под ящик и катить).
-Молодцы! (перекатывают)
Воспитатель подводит итог: цилиндр может катиться, поэтому он помог переместить тяжелый предмет с одного места на другое.
6. Включение знания о цилиндре в систему знаний.
Воспитатель с детьми открывает ящик с товаром, и выкладывают товар на ковер.
-Весь ли товар подходит в наш магазин цилиндрических товаров? (нет)
-Почему? (тут товар разной формы)
— Давайте найдем и поставим в магазин нужные предметы. (Дети находят предметы цилиндрической формы и несут в магазин)
— Предметы какой формы остались на ковре? (дети назовут пирамиду, призму, конус)
Дети по одному выходят, называют форму, собирают все предметы этой формы и кладут рядом карточку с нужной цифрой по числу предметов.
Когда все предметы поделены на группы, можно спросить детей, что объединяет предметы в группе (форма, размер) и что разделяет (цвет).
7. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
— Где вы сегодня были?
— Что вам больше всего понравилось?
— Чем вы сегодня помогли магазину?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не знали свойства цилиндра, они не смогли бы узнать название магазина и передвинуть тяжелые вещи.
Источник