Что спрашивает логопед если ребенку 3 года

Чек-лист по умениям ребенка. Легко повторить дома самостоятельно.
Когда ко мне приходят родители с запросом запустить речь у ребенка, я работаю не только над речью, но и над общим развитием. Почему это важно? До этого писала, что речь — одна из высших функций. И если ребенок отстает в каких-то аспектах (мышление, память, внимание), то речь не будет развиваться нормально.
Что я проверяю у неговорящего ребенка трех лет
- Понимание инструкций.Можно попросить все что угодно: встать, прыгнуть и выйти из комнаты, взять игрушку и положить маме на колени, например.
- Знание цветов. Ребенок 3 лет знает основные цвета: зеленый, красный, синий, желтый.
- Знание форм. Отлично подходит сортёр. В этом возрасте малыш уже умеет подбирать фигуру под правильный разъем, а не тыкает круг куда попало, пока случайно не попадет в нужный разъем. То есть ребенок уже учится и умеет думать.
- Различение понятий «один — много». Ребенок должен показывать, где один предмет, а где несколько.
- Различение понятий «большой — маленький». Просим показать, где большой орех, а где маленький, где большая шишка, а где маленькая. Подойдут любые предметы.
- Умение различать неречевые звуки. Проверяется в игре. Возьмите звучащие игрушки, например, погремушку, колокольчик, дудочку (что угодно), покажите сначала, как звучит каждая игрушка, потом попросите ребенка отвернуться. Подудели в дудочку, ребенка просите повернуться и показать, что у нас звучало. И так со всеми муз. игрушками.
- Понимать, что съедобное, а что нет. В игре кормим игрушку тем, что есть в холодильнике. Предлагаем ей хлеб, сыр — ребенок определяет это, как съедобное, кладет на тарелку. Предлагайте кукле кубики, лего и т.д. Ребенок должен понимать, что это есть нельзя, складываем под стол, например.
- Знание звукоподражаний. Ребеночек может показывать пальчиком, если не говорит. Я спрашиваю, покажи, кто говорит «му-му», а кто говорит «гав-гав».
- Понимание простых слов. Также по картинкам или игрушкам спрашиваем, где мышка, где мишка, где хрюшка. И т.д.
- Понимание глаголов. Тоже можно проверить по картинкам или по инструкциям ребенку: встань, иди, ляг. По картинкам — просим показать, где девочка спит, где девочка рисует. Если ребенок знает мало глаголов, я использую специальные игры и книгу Т. Н. Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе».
- Важно! Обязательно проверяем речевой аппарат, может ли ребенок следующее:
- открыть и закрыть рот
- высунуть язык и убрать обратно
- улыбнуться, а потом сделать губами трубочку
- поднять язык вверх к губам, а затем опустить вниз
- сделать серию движений: открыть рот — улыбнуться — сделать губами трубочку (взрослый показывает серию сразу, ребенок должен повторить по памяти)
Если ребенок не может выполнить или ему удается сделать это с трудом, возможно, ребенок не говорит именно из-за этого. Не чувствуя положение губ, языка, щек, ребенок не сможет говорить. Такое состояние называется диспраксией (у одних авторов) или апраксией (у других). Поможет артикуляционная гимнастика (особенно нравится методика Лынской М. И., описано в книге «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика») и общее моторное развитие (танцы, ЛФК).
Это тот минимум, на который я обращаю внимание на диагностике. А, самое главное, любая мама и любой папа может сам прорабатывать дома каждый пункт из моего чек-апа, обязательно, в игре и с хорошим настроем.
P.S. Про нормы речевого развития я писала здесь.
Источник
вот почему дети, рожденные с интервалом в 1 минуту — такие разные???
Девушка моя и болтает и стихи и песни.. ну проблема с Р, Л и шипящими, но для трех лет вполне нормально.
А у молодого человека моего полная каша во рту.. задумалась я, может к логопеду его надо? не рано?
15.11.2013 13:29:45, Дара
21 комментарий
Только если к дефектологу, у логопеда обычного нужна усидчивость на занятии и, чтобы ребенок мог четко выполнять инструкции, дочь в 4 пошла, сейчас думаю, что не стоило
16.11.2013 22:03:03, Pion
Не рано. Т.е. звуки ставить при нормальной речи может, и «рано» — время терпит. А при проблемах с речью самое время логопеда подключать.
16.11.2013 09:28:33, УникаЛьнаЯ
Не рано , а в самый раз. Только брать логопеда надо того, который работает в поликлинике или в больнице.Ни в коем случае ни из школы, ни из сада. Самое реальное ходить в поликлинику на 15-20 минутное занятие. Больше трехлетка не выдержит. И оплачивать его как половинное. Если логопед на дом, то платить придется как за целое занятие , но заниматься более чем 20 минут они вряд ли смогут.
15.11.2013 15:47:41, ОТ МЕНЯ
смотря какой логопед. к хорошему- в самый раз. мы ходим.
15.11.2013 15:07:52, Танжер
где дают хороших логопедов?:)
15.11.2013 15:12:26, Дара
Логопед.орг, мне девочка рекомендовала с 7.и, там очень хорошие спецы по всей Москве, мы своего логопеда искали 2года, только там нашли. Звоните смело! Не рано! Мы вот так запустили, свекровь всё время давила: рано!рано! А вот и не рано, а вовремя!
15.11.2013 17:24:17, Nenny
нужно искать близко к дому или на дом. спрашивать рекомендации на тематических ресурсах. наши на профсоюзной
15.11.2013 17:01:39, Танжер
Мы в логоп. саду с 4 лет, но занятие по звукам начали с 5 лет. Пока не очень ( тяжело ему ). А в 3 рано, нам и ПНБ №18 говорили не раньше 4,5 лет. А вообще мы в три еще не говорили ( только 7 слов были, понятные маме ). Еще есть время.
15.11.2013 14:36:21, Настюхааа
он говорит, почти понятно… если непонятно — сестра переводит с их внутреннего на общедоступный… но вот именно четкость произношения меня пугает, и иногда происходят некоторые конфузы. например он глотает букву М в середине слова… и когда ребенок вопит ГДЕ СУМКА??? то слышится весьма неприличная фраза…
виноград у нас как гагагат.
15.11.2013 15:23:26, Дара
Моего (на тот момент вообще не говорящего ребенка) логопед взяла в неполные 3 года. И нормально приучила заниматься -да, поначалу скучно и неинтересно, но привык.
Мне еще очень понравился эффект логосада , так что я теперь буду всех за него агитировать:) -у вас берут таких маленьких?
15.11.2013 14:28:46, white-dove
не знаю.. про лого садик еще не уточняла… у меня не очень хорошие воспоминания о лого садике, старшего хотели туда определить, я пришла в группу посмотреть — ни одного русского ребенка… меня это не устроило…
А определить хотели после собеседования с логопедом… вызвали ребенка, одного, к незнакомой тетке… она показывает ему картинки, а он насупился и смотрит на нее исподлобья.. ни на один вопрос ей не ответил.
Спрашиваю вечером, как прошло, что спрашивали…
и ребенок заявляет мне «мама, она (логопед)- дура!»
я офигеваю, и так аккуратненько спрашиваю, Милый, а почему ты так решил…
он отвечает: Мам, ну она показывает мне красный квадрат, и спрашивает «что это», ну это же даже двухлетки знают, а она не знает!!! Она не знает ни буквы ни цифры…
В общем после этого собеседования нам поставили общее недоразвитие:)
15.11.2013 15:16:37, Дара
:))))) ну моему ребенку вообще в аналогичных ситуациях ставили аутизм , так что общим недоразвитием вы еще легко отделались:) а ребенок -молодец:)
Мне логосад по результативности понравился больше, чем индивидуальные занятия с логопедом (хотя мы совмещаем), потому что там вся программа заточена именно для решения речевых проблем: начиная от дыхательной гимнастики на утренней зарядке и заканчивая играми на прогулке (а индивидуальные и групповые занятия с логопедом, плюс ежедневные занятия по развитию речи с воспитателями -само собой). Или это нам так повезло:)
15.11.2013 15:53:48, white-dove
Логопед не возьмет. Да и ребенок 3-х лет вряд ли готов к занятиям у логопеда. У меня 5-летка без фанатизма занимается, там же ничего интересного, нудно и не всегда просто.
Дефектолога поищите, сходите на консультацию чтобы понять насколько критичная каша во рту для этого возраста. Если надо заниматься то с малышами дефектологи и работают.
15.11.2013 13:33:27, Иришка-Мартышка
+100 Мою «с кашей» взяла логопед с 5-ти лет. Даже в 4 не брала. До школы мы всё успели.
15.11.2013 14:16:39, Поющая кошка
Ну проконсультироваться в любом случае лишним не будет. К сожалению, не все проблемы можно успеть решить за 1,5-2 года. Но если окажется что проблема только в звуках то 99% что скажут ждать 5 лет, 3-летка просто не будет заниматься.
Мой с 3-х занимался с дефектологом, сейчас еще и с логопедом. И то логопед пыталась отказаться т.к. в сентябре не было полных 5 лет. Потом посмотрела и взяла, но мой просто уже привык заниматься. Хотя периодически взбрыкивает 🙂
15.11.2013 14:31:04, Иришка-Мартышка
Ир, а можешь рассказать, в чем принципиальное отличие дефектолога от логопеда? Мне правда интересно, а то про дефектологов я только в интернете читала:) моего ребенка как раз логопед вытащила из «тишины».
15.11.2013 14:36:30, white-dove
Логопеды занимаются звуками и всем что им сопутствует (слух, массаж). Возможно еще чем то, но как жаловалась наша дефектолог — многие логопеды пытаются от остального отбрыкаться и заявляют «ставим только звуки!». Лично я других и не встречала, все знакомые мне логопеды могут определить проблемы, но при слове «занятия» все сводят именно к звукам, «не раньше 5 лет» и т.д.
Дефектолог научила моего младшего говорить. Упражнения чтобы вызвать речь, занятия групповые, учила контактировать детей между собой с помощью речи. Плюс исправление различных дефектов типа неправильных склонений и т.п. Развитие фонематического слуха. Это и логопеды делают (те кого знаю), но слышала что не всем так везет (что удивило).
Вот сейчас Кирилл занимается с логопедом, реально кроме звуков ничем не занимаются. Эффект есть, но именно в произношении. Больше ничего не делают и дз только на автоматизацию звуков.
У меня пока ощущение что логопед это = звуки, чистая речь в плане произношения. Дефектолог это развитие речи во всем остальном. Тут у нас и тетради с разными упражнениями и т.д. Сейчас еще посоветовали логопеда-дефектолога, она еще и массаж делает. Возможно окажется специалистом который сможет помочь во всех проблемах 🙂
15.11.2013 14:59:13, Иришка-Мартышка
Наша логопед делает все то же, что ваша дефектолог:) только индивидуально, а не в группе. Очень много упражнений дает на развитие связной речи, расширение словарного запаса, правильную грамматику и т.д. И звуки ставит, и массаж делает. Может, она и есть логопед-дефектолог на самом деле:) но мне ее представили просто как логопеда.
15.11.2013 15:44:24, white-dove
Наша, кстати, именно логопед-дефектолог 🙂 Но работает дефектологом. И говорит что в их саду (коррекционный) с каждой группой работают дефектолог и логопед. Т.е. разница у них все-таки есть, судя по всему :)))
15.11.2013 16:06:22, Иришка-Мартышка
как интересно:) у нас логосад, там только логопед, но очень много работы над связной речью (на дом дают тетрадки с объемными домашними заданиями типа составить предложения, подобрать прилагательные и т.д) , в общем, одними звуками точно не ограничиваются.
15.11.2013 16:25:53, white-dove
Наша не в лого саду, а в коррекционном. Т.е. где дети помимо речи имеют другие проблемы. Я видела деток кто туда место получили, в 4 года не могут правильно сказать как их зовут, об остальной речи и говорить нечего 🙁 Наша говорит сокращения у них, где дефектологами работают логопеды-дефектологи просто логопедов убирают 🙁 Нагрузка увеличивается, как это скажется на детям волнует меньше всего 🙁
Если бы еще и в саду только звуками ограничивались то это вообще аут был бы, имхо 🙂 Зачем бы тогда нужны были отдельные лого сады 🙂
15.11.2013 16:30:32, Иришка-Мартышка
Источник
Когда малыш мило картавит и не выговаривает половину звуков, взрослые только умиляются. Они не задумываются о том, что «трогательные» дефекты речи могут перерасти в серьезные проблемы. Мы поговорили с врачом-логопедом.
Если у ребенка к полутора годам не появляются первые слова, стоит показать его специалисту. Бывает также, что дети начинают говорить вовремя, но потом неожиданно замолкают. Такое явление нельзя игнорировать. Возможно, ребенок замолчал в результате психотравмы (это может быть сильный испуг, переезд, авария или даже поход к врачу) или органического поражения ЦНС.
Отсутствие речи (алалия) явление сейчас довольно распространенное. Алалия – органическое поражение речевых зон коры головного мозга, которое произошло внутриутробно, во время родов или в первые 2-3 года жизни малыша. Поэтому игнорировать отсутствие речи у ребенка не стоит. Родители теряют драгоценное время, ведь чем раньше начнется логопедическая работа, тем более эффективной она будет.
Если у малыша страдает звукопроизношение, то к 4 годам также стоит обратиться к специалисту. Идти в этом случае к логопеду раньше нет смысла: возможно, ребенок самостоятельно освоит все звуки.
Я не приветствую самодеятельность. Родители не могут определить все проблемы и самостоятельно составить программу коррекционной работы. Ведь кроме звукопроизношения, могут быть нарушены и другие компоненты речи.
Все, что должны делать родители, так это качественно выполнять домашние задания вместе с ребенком.
ЗРР означает «задержка речевого развития». Такой диагноз могут поставить, если к году ребенок не произносит 10-12 слов, а к трем не овладевает фразовой речью.
ЗРР определяют у детей в возрасте до 3 лет. Но если в дальнейшем задержка в развитии остается, то диагноз уточняют. Это может быть сенсорная или моторная формы алалии. Задержка развития речи может быть спровоцирована нарушением слуха. Часто под задержкой речевого развития «маскируется» аутизм.
ОНР расшифровывается как «общее недоразвитие речи». Это значит, что у ребенка есть проблемы не только со звукопроизношением, но и маленький словарный запас, его речь неправильна, может быть нарушено фонематическое восприятие и слоговая структура слова.
Если малышу поставили ОНР, с ним должен заниматься специалист. Речь и мышление взаимосвязаны. Отставание в развитии речи может «затормозить» развитие мышления.
Чтобы снять диагноз ОНР, потребуется комплексная работа с логопедом, психологом, иногда с неврологом, нейропсихологом и дефектологом. Бывает, что ребенок расстается с диагнозом за год, а бывает, что трудиться приходится до 10-11 лет.
Вашему ребенку там будет только лучше. Логопедических садов сейчас становится все меньше и направление туда – счастливый билет. Такие учреждения в Москве массово сокращаются, а в обычном саду может не оказаться логопеда.
К тому же получить направление в специализированный детсад сейчас достаточно сложно. Необходимо собрать пакет документов, а после пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), которых в Москве осталось только шесть.
ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это значит, что у ребенка страдает как звукопроизношение, так и звукоразличение, например, он может путать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
Исправлять ФФНР стоит обязательно. В дальнейшем оно может создать трудности в обучении чтению и письму, привести к дисграфии.
На мой взгляд, сейчас очень много проявлений алалии, дизартрии и дисграфии. Также наблюдается вспышка заикания. И если раньше чаще всего с заиканием сталкивались дети 5-7 лет, то в последнее время ко мне приходят и 10-12-летние подростки. Хотя в этом возрасте нервная система должна быть уже устойчивой.
И с какой бы вы проблемой не столкнулись, идите к врачу. Не бросайте своего ребенка, боритесь за него до конца. Нужно верить и работать – только так можно добиться результатов.
- логопед
Развлечения
В этом году столице исполняется 873 года. Основной темой нынешнего праздника станет Москва музейная: парки и городские площадки, выбранные…
Развитие
Отрывок из новой книги Екатерины Бурмистровой
Источник
занятие с логопедом в центре «Логослов», г. Казань
Сегодня отвечу на самые распространённые вопросы, которые задают мне родители.
1. Вопрос: До какого возраста ребёнку «можно не говорить»? Когда забивать тревогу?
Ответ: Если ребёнку 2,6 года и ребёнок не разговаривает, нужно обязательно обратиться к специалистам- к неврологу и к логопеду-дефектологу. Ни в коем случае не нужно ждать 3х лет.
Вообще, занятия по запуску речи можно начинать и раньше- с 2х лет. Но 2,6 года- это тот самый «срок», после которого тянуть уже нельзя.
2. Вопрос: Ребёнку 3 года, не говорит звук [р]. Меня это очень беспокоит. Нужно ли переживать?
Ответ: Звук [р]- самый поздний и сложный, и срок его появления- до 6 лет. Поэтому отсутствие звука в трёхлетнем возрасте ещё не повод для беспокойства.
Однако если у ребёнка начал формироваться горловой, «французский» звук [р], я рекомендую сразу же (даже если ребёнку 3 года) начинать заниматься с логопедом по постановке правильного звука, так как горловой звук убирается довольно сложно.
3. Вопрос: Ребёнок заикается, можно вылечить это в домашних условиях?
Ответ: всё зависит от того, как давно начал ребёнок заикаться и насколько сильно выражено это нарушение.
Если заикание началось еще недавно и не так грубо выражено, можно «заглушить» его соблюдением правильного речевого режима и временного отказа от образовательных и развлекательных заведений.
В том случае, если заикание уже длится определённое время и имеет довольно выраженный характер, нужно обязательно корректировать его с помощью специалистов.
4. Вопрос: Ребёнка понимаем только мы, до такой степени говорит невнятно. Как помочь ему?
Ответ: невнятная речь не исправляется сама по себе, она корректируется долгой, кропотливой работой логопеда, ребёнка и родителей. Если ребёнку уже более 4х лет, начинайте заниматься со специалистом.
На вопрос «как?» точный ответ можно дать, осмотрев ребёнка. Невнятная речь может быть связана с нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической организации речи и т.д.. Правильный курс Вашему ребёнку может назначить специалист, обследовав его речь.
Самостоятельно родителями «каша во рту» (невнятная речь) не исправляется! Не тяните- занимайтесь с логопедом.
5. Вопрос: Сколько нам нужно будет ходить к логопеду?
Ответ: Самый любимый вопрос родителей. И всем я с пониманием отвечаю: «Это всё индивидуально»
Бывает такое, что у ребёнка долго ставится звук, но быстро автоматизируется. А бывает наоборот- звук ставится быстро, но автоматизируется долго.
Одному ребёнку даётся, к примеру, звук [с], но звук [р] получается только через несколько месяцев занятий. И, о чудо, другой ребёнок, того же возраста, практически «на лету» учится ррр-ычать, зато шшш-ипеть у него получается с большим трудом.
То же самое могу сказать и про неговорящих детей- некоторые малыши уже за 5 занятий начинают говорить двусложные слова, а с другими мы долго-долго сидим над звукоподражанием, потом только переходим на слова и предложения. Ведь всё зависит от степени нарушения.
Уважаемые родители, если Вы не нашли в списке ответы на Ваши вопросы, смело пишите их В КОММЕНТАРИЯХ ниже. Я обязательно отвечу Вам либо напишу отдельный пост, разобрав Вашу проблему. Спасибо!
Желаю здоровья Вам и Вашим детям!
Источник