Что смотрит логопед у ребенка в 2 года
«Наш папа тоже молчал до трех лет, а потом сразу предложениями заговорил…», «Мы в семье его понимали, нам казалось, что все в порядке…», «Мальчики позже начинают говорить, вот мы и не беспокоились…» С такими объяснениями от родителей часто сталкиваются специалисты по речевому развитию. Учитель-дефектолог с 20-летним стажем Антонина Судиловская обращает внимание на проблему, о которой нельзя молчать.
Удивительно, что в современном обществе до сих пор бытует миф о том, что к логопеду нужно обращаться только после трех лет. В итоге за помощью к нам приходят слишком поздно, когда отставание в речевом развитии может достигать нескольких лет. Восполнение этого пробела — сложная коррекционная задача, требующая зачастую организации специальных условий обучения и воспитания. А ведь проблему можно было предотвратить или, по крайней мере, сократить в раннем возрасте.
Речь — сложный психический процесс, отражающий работу многих систем нашего организма: слуховой функции, внимания, памяти, мышления. Характер зарождения и развития речи говорит об особенностях формирования смежных процессов. Так, отсутствие словарного запаса в определенном возрасте может сигнализировать о снижении слуха, расстройствах аутистического спектра и ряде неврологических проблем.
Выявление причины задержки помогает вовремя определить комплекс мероприятий для запуска речи. В некоторых случаях для этого может понадобиться не только занятие у зеркала по постановке звуков, но и работа по общему моторному развитию, активизация познавательного потенциала или подбор слухового аппарата.
Маркеры, на которые нужно обратить внимание
Безусловно, не нужно паниковать, если ребенок говорит меньше слов, чем соседский. Все дети разные и их развитие идет неравномерно. Но есть определенные маркеры, на которые следует обратить внимание:
— в 1 год полностью отсутствуют лепетные слова и звукоподражания типа «ляля», «мама», «ав-ав» и т.п.;
— в 1,5 года малыш стабильно не реагирует на собственное имя;
— в 2 года нет простых предложений типа «ляля бах», «папа, дай», «дай биби» и попыток назвать полные слова типа «упа» вместо «упало», ребенок не понимает фразы «принеси мне ложку» или «дай маме мяч»;
— в 2-2,5 года ребенок не отвечает на простые вопросы «Кто это?», «Что это?», а просто повторяет их за взрослым;
— с 2 до 3 лет нет резкого прироста словаря хотя бы до 300 слов.
Такие особенности речи должны стать поводом для обращения к неврологу, лору и логопеду в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Как минимум, родители получат рекомендации о том, как взаимодействовать с малышом для активизации его речевого потенциала, как максимум — более детальную диагностику и раннюю коррекционную помощь от профессионалов.
В случае подозрения на речевое нарушение до 3 лет распространенное заключение специалистов — ЗРР (задержка речевого развития). Этот диагноз предполагает стойкое отставание в развитии всех компонентов устной речи. Страдает понимание обращенной речи, полнота, точность и количество произносимых слов, интонационная окраска речи.
Причины ЗРР разнообразны. Они могут быть связаны как с незначительными функциональными задержками, вызванными, например, частыми болезнями или бедной коммуникационной средой малыша, так и более серьезными поражениями речевых центров головного мозга, полученными в результате инфекций, интоксикаций, травм, асфиксий, применения ряда препаратов в период беременности, родов и новорожденности.
В любом случае, если оставить проблему без внимания есть высокая вероятность, что в старшем возрасте разрыв между речевым недоразвитием и нормой достигнет нескольких лет и ребенку придется заниматься в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Как помогут специалисты?
Что могут предложить специалисты для преодоления речевых проблем в столь нежном возрасте?
Невролог по показаниям может выписать препараты, улучшающие мозговое кровообращение и тем самым активизирующие речевые центры.
Опытный логопед скорее всего начнет работу с такой базовой задачи, как подготовка ребенка к развитию речевых навыков. Для этого понадобятся внимание ребенка, умение подражать крупным и мелким движениям, понимание ряда инструкций, осознание структуры занятия. Все это формируется в процессе игры и общеразвивающих упражнений.
По мере появления способности к подражанию будут вводиться задания на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического слуха при постоянном наращивании словаря и совершенствовании грамматического строя речи.
Нужно сказать, что логопед, работающий с детьми раннего возраста, достаточно редкое явление. Попробовать отыскать таких специалистов можно в центрах раннего вмешательства при поликлиниках или в коррекционных центрах.
В некоторых садах могут открываться группы для детей с задержкой речевого развития. Уточнять эту информацию следует в районных отделах образования или центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства. При этом не следует забывать, что более 50% успеха в процессе формирования речи ребенка будет зависеть от участия родителей.
Что могут сделать родители?
Что же могут предпринять мамы и папы, не дожидаясь вмешательства специалистов или дополняя их работу?
Вот несколько рекомендаций:
- Предлагайте ребенку твердую пищу. Жевание — это своеобразный тренажер для органов артикуляции, в результате чего улучшается кровообращение и чувствительность, нормализуется мышечный тонус.
- Поощряйте любые произвольные действия языком. Пусть малыш показывает язык, крутит им в разные стороны, облизывает тарелки и всяческие предназначенные для этого игрушки.
- Дуйте на все, что может сместиться: на вату, мелкие бумажки, пламя свечи и так далее. Для внятной разборчивой речи понадобится сила выдоха.
- Кривляйтесь, гримасничайте с малышом. С одной стороны, это ценный эмоциональный опыт для ребенка, с другой — артикуляционная гимнастика.
- Учите подражать крупным движениям: «ладушки», «мишка косолапый», «как прыгает зайка», «как летит птичка». Развитие моторики идет от более крупных движений к мелким, дифференцированным. Научившись повторять движения рук, ног, ребенок сможет перейти и к упражнениям для языка, губ, щек.
- Внимательно слушайте все, что говорит ребенок и старайтесь отвечать ему, даже если не совсем понимаете, о чем речь. Игнорирование любого обращения демотивирует общение и после очередного «тише, не мешай» ребенок просто перестанет оперировать речью и перейдет к другим приемам передачи информации.
- Хотите, чтобы вас слушали и пытались подражать? Говорите с ребенком эмоционально, с динамичной интонацией. Не произнесенный набор звуков речи, а именно мелодика — это первое, на что обращает внимание детский мозг.
- Не выполняйте все инструкции ребенка по его указательному жесту. Ситуация потребности — самая мотивирующая к коммуникации. Используйте это!
- Помните, что речь развивается в процессе деятельности, а ведущий ее вид для ребенка — игра. Нельзя просто взять и заставить ребенка говорить. Надо постоянно сопровождать речью все его действия и создавать условия, в которых малыш захочет сам что-то сказать: башня разрушена — «Ура! Бах!», мяч прыгает — «оп-оп-оп!», собачка прибежала — «ав-ав», малыш шалит — «но-но-но», мишку спать укладываем — «баю-бай» и так с утра до вечера.
- Развитие речи неразрывно связано с мыслительными процессами. Подбирая правильную речевую конструкцию, ребенок пользуется мыслительными операциями анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Как ни странно, подготовить мозг к таким действиям можно через игровые упражнения: соотнесение по цвету (желтый кубик в желтому кубику, а синий к синему), по величине (большой мишка в большую машинку, а маленький в маленькую), по форме (различные пазлы, прорези, разрезные картинки), соотношение картинок с реальными предметами.
- И самый важный совет! Никогда не отчаивайтесь и верьте в собственные силы и силы вашего малыша. Наберитесь терпения и не опускайте руки. Ранний возраст — слишком ценный период в развитии детской речи и его нельзя упускать.
Источник
Ирина Удрис
Мыслитель
(5572)
5 лет назад
Это дурацкие современные стереотипы, возможно стандарты сейчас такие у логопедов, меньше спорьте все равно ничего не докажете, воспитывайте ребенка с любовью и все. нормальный пацан.
Крон
Мыслитель
(5600)
5 лет назад
1 место по размеру текста за последние месяцы) ) ) Есть способ научить его ругаться матом, у меня братишка не вырос материшником сеичас ударник во 2 классе а так он так забавно это делал, это эффективно! ! Эинштеин тоже поздно разговаривать начал но и эта причина его гениального разум. А я тоже ударник в АГПК на 4 курсе, так же ругался матом ()опа никуясебе)))
ok ok
Мыслитель
(7476)
5 лет назад
Простой способ убедиться в верности педиатра — сходить к другому врачу. Скорей всего платно.
Каждое дитя индивидуально. Возможно прививки, возможно глисты, возможно ваше мировоззрение (компьютерный мир и все такое, возможно блокирует как-то инстинкт воспитания детей).
маруся кинжалова
Просветленный
(23685)
5 лет назад
Радуйтесь что врач сейчас обратила внимание на вашу речь, а не вы спохватились перед школой. Позанимайтесь, массаж речевой поделайте, физпроцедуры. И всё будет норм. Сейчас у каждого второго ребёнка ЗРР.
Жанна Санкт-Петербург
Мыслитель
(5019)
5 лет назад
Этот доктор, хотя и логопед по специализации, но он во многом прав .
Но ходить Вам надо не к логопеду. У логопеда в 2 года делать абсолютно нечего. Сводите ребенка к детскому психологу, пусть специалист посмотрит и скажет свое мнение о развитии ребенка. Действительно, один из настороживших штрихов-это то, что ребенок совершенно не заинтересовался игрушками. Дома-это дома, те могли уже надоесть. А эти-НОВЫЕ, ДРУГИЕ и странно, что ребенок вообще не обратил на них внимания.
Еще раз повторяю-к логопеду ходить еще незачем. Логопед исправляет фефекты фикции. А у Вас нет дефектов речи, так как речи еще как таковой нет.
Chocolate
Мудрец
(12563)
5 лет назад
у меня была похожая ситуация с неврологом, Каждый прием начинался с претензий ко мне, то мало слов говорит, то не ходит как все дети в 8 месяцев, постоянно назначала какие-то уколы и таблетки, которые мы не принимали и не кололи, но она на следующем приеме явно видела результаты своих назначений. Нервы мотала мне капитально, спасал сайт доктора Комаровского (посмотрите, кстати) . Ко мне были даже претензии со стороны врача, что я не так ребенка назвала…. : «Это что за имя? Вы знаете, что люди с редкими именами не могут сделать карьеру в жизни? «…ЭТО БЫЛ ПИПЕЦ!!! !
Оказалось, мадам обижена судьбой, не имеет детей. Знаете, мне стало ее отчасти жаль, но ходить я к ней все равно перестала.
esmeralda
Искусственный Интеллект
(251642)
5 лет назад
У вас нормальный ребенок, почти все такие в его возрасте. Единственно, с чем я согласна — при ребенке не включайте телевизор — будет крепче нервная система, будет крепче здоровье детеныша. А когда читаете ему, он может рисовать, лепить играть в машинки -это нормально.
Источник
Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.
Почему ребенок в 2-3 года не говорит?
Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:
- Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
- Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
- Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
- Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.
Внешние факторы:
- Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
- Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
- Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.
Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.
Почему «раньше» — это значит «лучше»?
Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.
В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.
Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.
Когда ждать нельзя
Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:
- Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
- К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
- В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
- В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
- К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
- К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
- В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.
Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.
Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет
Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.
Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.
Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.
Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!
Источник
Я работаю логопедом в своём частном логопедическом кабинете более 10 лет.
Как обычно проходит первая встреча с ребёнком.
Ребёнок со взрослым заходит в кабинет, мы здороваемся. Ребёнка приглашаю сесть рядом со мной, а родитель на кресло садится в стороне от нас. Родитель (или бабушка, дедушка) на первой встрече всегда присутствуют. По мере обследования ребёнка могу уточнить какие- то моменты, объясняю родителям наши действия, на что обратить внимание в дальнейшем.
Знакомимся, представляюсь: «Меня зовут Валентина Владимировна (для детей 3 лет могу сказать «тётя Валя»). Я логопед, учу детей правильно говрить А как тебя зовут? Сколько тебе лет? Чем ты нравится заниматься дома, какая любимая игрушка?»
На что обращаю внимание:
понимание речи,
адекватность ответа,
чёткость речи,
состояние звукопроизношения,
сохранение верной слоговой структуры слов,
состояние активного словарного запаса (Как расширить словарный запас ребенка писала в этой статье),
гиперсалливация (повышенное слюноотделение, скапливание слюней во рту, в уголках губ во время разговора).
Предлагаю поиграть
Предметные картинки
На стол кладу несколько картинок или маленьких игрушек. Обычно 5 — 6. Прошу назвать. Могу спросить: «Кто из них самых большой?» или «Что здесь съедобное?» или «Назови только насекомых / транспорт / всех живых»
Далее оставляю столько картинок/ игрушек, сколько лет ребёнку. Это возрастная норма. Если 3 года — 3 картинки, 5 лет — 5 картинок. И прошу посчитать их. Сказать, сколько их всего. Некоторые дети не умеют обобщать. То есть считают верно «один, два, три, четыре, пять», а сколько всего не говорят. Начинают считать заново, или смотрят вопросительно, типа, что вы хотите от меня?, или называют любое другое число, но не 5.
Потом предлагаю запомнить все предметы. Когда ребёнок закроет глаза, убираю 1 предмет. Ребёнок вспоминает, какой картинки или игрушки не хватает. Прошу по образцу ответить: «Вы взяли… Или не хватает …»
На что обращаю внимание:
- объём зрительной памяти
- устойчивое или неустойчивое внимание
- бегут ли ноги под столом (наличие или отсутствие гиперактивности). Обычно к этому моменту у гиперактивных детей начинают мотаться ноги, ребёнок смотрит по сторонам, отвлекается.
- состояние звукопроизношения
- полная или деформированная слоговая структура слова
- правильное употребление окончаний (Вы взяли куклУ.)
Далее предлагаю составить небольшой рассказ по серии картинок. Несколько картинок, из которых получится одна сказка. Предварительно надо их расставить в правильной последовательности.
Помогаю, рассказываю, о чём должна получится история и с чего всё начиналось.
Здесь слушаю, насколько ребёнку удается составить небольшой рассказ, какие он использует предложения, слова, насколько верно согласует все слова в предложении.
К этому моменту мне уже видны и слышны основные проблемы в речи, при их наличии. Ведь к логопеду в кабинет обращаются именно с проблемами в развитии речи. Просто для оценки уровня развития речи ребёнка обращаются единицы. За 10 лет может 3 — 4 таких запроса было.
В этой статье можно прочитать «Какие клиенты приходят в логопедический кабинет»
И «Почему на занятия к логопеду ходят по 2 года»
Конечно, изучаю артикуляционную моторику, насколько подвижен язык, есть ли нарушенный тонус мышц губ, языка. Тонус может быть нормальным, пониженным, повышенным, неравномерным. Закрыты ли губы при выполнении действий руками или всегда полуоткрыты.
На занятии
Уточняю про наличие или отсутствие аденоидов у детей, состояли ли у невролога на учёте. Эти моменты помогают верно выстроить план коррекционной работы с ребёнком.
Просьба, поставить ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписаться на канал «Супер Детки»!
Это поможет продвижению нашего канала.
Пишите в комментариях, какие вопросы остались, ваш опыт первой встречи с логопедом!
Источник