Что ребенок умеет говорить в 1 год
Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.
Как развивается речь ребенка до года
Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.
До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».
Возможные нарушения
В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:
- Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
- Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
- Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
- Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
- Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
- Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
- Задержка речевого развития.
- Общее недоразвитие речи.
Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.
Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:
- к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
- отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
- кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
- детский лепет остается до 2 лет;
- малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.
Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.
Как развивать речь ребенка в 1 годик
В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.
Игры для развития речи
В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.
- Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
- Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
- Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».
− «Как говорит коза?»
− «Бе-бе».
− «Как говорит лягушка?»
− «Ква-ква».
Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.
Советы логопеда
Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:
- Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
- Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
- Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
- Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
- Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
- Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
- Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.
Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.
Источник
Навыки ребенка в год — это физические, интеллектуальные и психологические умения, которые малыш приобрел за 12 месяцев жизни. Существуют как индивидуальные особенности развития, так и общие для всех детей границы норм, разработанные педиатрами и психологами.
Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»
Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это усредненные данные). Возможно, ваш кроха будет несколько отставать или наоборот опережать данный список норм. Навыки и умения ребенка в годовалом возрасте зависят от многих факторов, в том числе и от особенностей характера, наследственности и того, на сколько много внимания оказывают ему близкие родственники.
Занимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.
Основные навыки годовалого ребенка
Важная статья: “Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года” – ознакомиться
Начало
- Следит глазами за источником света (когда начинает видеть);
- Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами (когда начинает слышать);
- Улыбается маме (первая улыбка малыша маме);
- Держит головку (когда ребенок начинает самостоятельно держать головку);
- Переворачиваться со спины на животик и обратно;
- Тянет руки к игрушкам;
- Сидеть (самостоятельно начинает сидеть);
- Агукает (когда начинает агукать и гулить).
Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:
- Уверенно стоять без поддержки;
- Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить);
- Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать);
- Ползать по лестнице вверх и вниз;
- Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого;
- Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения;
- Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.
Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:
- Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно);
- Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно);
- Составлять «башню» из кубиков;
- Играться с игрушками: сортерами, машинками, мячиками, колясками;
- Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.);
- Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация);
- Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами;
- Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик;
- Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики;
- Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.;
- Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.
Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:
- Малыш может эмоционально проявлять свои чувства, любовь: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку;
- Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки);
- Узнавать всех близких и радоваться их приходу;
- Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа;
- Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека;
- Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку);
- Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать»;
- Эмоционально играть с близкими в «ку-ку» и «ладушки»;
- Подражать мимике взрослого;
- Выражать свое недовольство с помощью мимики и эмоций (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого;
- В ыражать недовольство в ответ на запреты и даже отказаться им следовать;
- Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы;
- Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.
Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:
- Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами;
- Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.;
- Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова;
- Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками;
- Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок;
- Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой»;
- Понимать слово «нельзя»;
- Показывать по просьбе на называемые предметы в доме;
- Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо);
- Знает и реагирует на свое имя.
К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:
- Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья;
- Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки);
- Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками);
- Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем;
- Некоторые малыши при одевании помогают себя одевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство;
- Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
А вообще, дорогие мамочки, оценивая развитие ребенка в год, помните: все дети разные, с уникальными чертами характера, индивидуальными особенностями и отличаются как по физическим данным, так и по интеллектуальным способностям. И каждый развивается по своему графику ????
Мамина Школа: что должен уметь ребенок в 1 год
Консультирует врач КМН психоневролог Краснова Марина Александровна: Что должен уметь малыш в 1 год? Ходьба ребенка. Словарный запас. Умения и навыки и т. п.
Программа развития в 1 год. Первый день рождения. Умения и навыки годовалого малыша, особенности ходьбы ребенка. Формирование речи активной, словарный запас, пассивный запас слов, понимание инструкций. Основные умения в 1 год: приучение к горшку, кружке, ложке, опрятности. Когда необходимо насторожиться родителю? Показания для обращения к неврологу. Какие нарушения чаще всего пропускают в этом возрасте? Признаки задержки речевого, психоречевого развития, нейросенсорной тугоухости. Как не пропустить аутизм? Кому показаться, если походка на “носочек”? Специалисты, осматривающие ребенка в 1 год. Заключение комиссии в 1 год.
Навыки по месяцам:
1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц | 7 месяц | 8 месяц | 9 месяц | 10 месяц | 11 месяц
Источник
04.08.2015,
Нормы развития речи, Статьи
Поезд «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.
Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»). С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».
Что же должен говорить ребенок в 1 год?
Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?
Нормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:
- понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
- понимает слово “нельзя”;
- по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)
Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).
Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.
Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.
В последние годы часто используются зарубежные диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к 15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.
Как адекватно оценить развитие речи ребенка в 1 год?
Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:
- понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
- свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
- произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).
Как развивать речь ребенка в 1 год?
В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.
- Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
- Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
- Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
- Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
- Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
- ”Озвучивайте” действия и называйте окружающие предметы.
- Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
- Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
- Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта : «Да, это собака, «ав-ав».
- Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
- Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
- Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
- Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.
Неиссякаемая энергия Вашего ребенка поможет двигаться скоростному поезду «Развитие» вперед и вперед. Теперь в его составе уникальный вагончик – речь – средство общения и мышления. Счастливого пути!
Источник