Что рассказать ребенку 5 лет о красной площади

Что рассказать ребенку о центре столицы?

Сейчас трудно отыскать ребенка, который бы вслед за героем стихотворения Сергея Михалкова мог бы похвастаться, что видит из окон своего дома главную площадь страны. Тем не менее, именно с Красной площади мы решили начать нашу новую рубрику, которая поможет детям и родителям поближе познакомиться с родным городом и наметить маршруты познавательных семейных прогулок.

Именно с нее начинает знакомство с Москвой большинство столичных гостей, именно она является визитной карточкой столицы. Но часто, оказавшись на главной площади страны, ни дети, ни взрослые попросту не знают, какие интересные истории хранят в себе брусчатка, кремлевские стены и прилегающие к площади здания. Попробуем восполнить этот пробел.

Первое, на что, как правило, обращают внимание дети, оказавшись на Красной площади, — это непривычное покрытие. Но не спешите рассказывать ребенку легенду о том, что давным-давно всякий входящий в город человек должен был принести булыжник, чтобы замостить главную городскую площадь. Это не совсем так. Похожее распоряжение от царя Петра было, но касалось оно улиц Северной столицы, а в Москве распоряжение «Всем домовладельцам в Кремле и Китай-городе мостить перед своим домом каменные мосты» появилось лишь в 1722 году. Домовладельцы стали закупать использовавшийся тогда для мощения «дикий» булыжник — валунный камень из морских отложений, оставленных древними ледниками. Но москвичи расторопностью не отличались. Наверное, поэтому Красная площадь была замощена только в 1804г.  Да, примерно до конца XV века на месте современной площади кипела обыкновенная жизнь: деревянные дома соседствовали с торговыми лавками, которые время от времени горели и доставляли много хлопот как самим жителям этих мест, так и обитателям Кремля. Поэтому в 1493 году царь Иван III издал указ о ликвидации деревянных построек вокруг Кремля, а на их месте была создана площадь для мелкой торговли. Поначалу она совсем не походила на площадь, скорее, на рынок: здесь располагались всевозможные палатки, лотки, шла разнообразная торговля. Поэтому долгое время площадь и называлась Торговой.

Иностранные путешественники, приезжавшие в Москву в XVI веке, писали, что видели на площади громадное каменное здание торговых рядов. Были здесь и Мыльный ряд, и Белильный, в котором продавались румяна и белила для московских модниц, и Шапочные ряды, и Голенищный, и Подошвенный. Кроме рядов были «перекрестки»: Жемчужный, Нитяный. Здание не могло вместить торговцев-специалистов, и они расставляли по площади палатки и шалаши, а то и просто раскладывали товары по земле, как было, например, в Золяном ряду, торговавшем «золою в лукошках без шалашей, не накрывся».

От рядов торговля растекалась по всей площади. У стен Кремля торговали пирожками, у Казанского собора чинили посуду, на мосту, который перекидывался через выкопанный здесь ров к Спасским воротам Кремля, торговали книжники и гребенщики. С течением времени площадь стала не просто торговым центром Москвы, а самым многолюдным местом города. Именно поэтому здесь стали оглашать царские указы. Делали это на Лобном месте.  Одной из достопримечательностей Красной площади является Лобное место. В исторических документах оно упоминается в 1547 года. Первоначально Лобное место представляло собой деревянный помост. Именно с него оглашались царские указы. Здесь же позднее (в конце 17 века) проходили и казни, хотя изначально такие возвышения относились к «святым местам».

Но детям, скорее всего, будет интереснее узнать о том, почему это место так названо. Хотя существует множество версий происхождения названия, нам кажется наиболее убедительной следующая. Крутые спуски к реке, к которым без преувеличения можно отнести и Васильевский, в средневековой России называли «лбами». Поэтому данное место и назвали лобным, т.е. относящимся к крутому спуску.  Посмотри по сторонам: Площадь играла важную роль в жизни столицы, поэтому о том, как она выглядит, заботились уже с давних времен. Так, в 1555-1560 годах в память о завоевании Иваном Грозным Казанского ханства на южной стороне Красной площади, на месте церкви Троицы, русскими зодчими был возведен собор Пресвятой Богородицы на Рву. В 1588 году над могилой юродивого Василия Блаженного, которая располагалась в северо-восточном углу собора, был построен еще один придел (дополнительный алтарь), что дало храму новое название — собор Василия Блаженного.  Храм представляет собой несколько самостоятельных приходов — попробуйте вместе с ребенком посчитать, сколько именно (девять, хотя куполов десять, «лишний» — это купол колокольни). Но еще больший интерес у детей вызовет предложение найти в облике собора элементы, похожие на русский кокошник, луковицу, восточный головной убор. Если же вы окажетесь у собора в часы сумерек, то наверняка обратите внимание, что Храм больше напоминает группу огромных деревьев: вокруг высокой старой ели сгрудились деревья поменьше. Кстати, немецкий путешественник 40-х годов XIX века Блазиус, пораженный видом собора, сравнивал его именно с «колоссальным растением».

Читайте также:  Как выработать усидчивость у ребенка 5 лет

При изучении внешнего убранства собора обязательно обратите внимание на колокольню. Ну чем не российская «пизанская башня» (кстати, в Москве таких башен целых семь!).

Говоря о башнях, следует задержаться и у главной башни площади — Спасской. Известно ли вам, что она не всегда была такой высокой, как сейчас? При постройке она была в два раза ниже.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлевских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов.

Еще одним заметным сооружением на Красной площади является здание Казанского собора, расположенное напротив Исторического музея. Здание это появилось лишь в 1989 году, когда было решено восстановить собор по сохранившимся чертежам. А изначально храм был построен в XVII веке на средства царской семьи в память о победе над польскими интервентами в 1605-1615 годах. Интересный факт: в эпоху тотальной борьбы с сооружениями церковного культа храм был отреставрирован, что все же не помешало правительству в 1936 году принять решение о его уничтожении.

В конце XVII века рядом с Казанским собором, на месте нынешнего Исторического музея, были возведены здания Государева Монетного двора и Главной аптеки. Затем в этом же здании разместился в 1755 году только что учрежденный Московский университет, уступивший в свою очередь место городским учреждениям. И лишь во второй половине XIX века на площади появилось здание Государственного Исторического музея. Кстати, именно благодаря педагогам ГИМ многие дети и родители не просто узнают о родном городе много интересного, но и с удовольствием приобщаются к изучению истории родного города и государства: по выходным дням в музее проходит множество лекций и занятий для семейной аудитории, принять участие в которых может любой желающий. Достаточно выбрать интересующую вас и ребенка тему, прийти за 10 минут до начала занятия и приобрести билет. Программы абонементов выходного дня рассчитаны на детей от 5 до 12 лет.

Когда же площадь стала Красной?

В 1508-1516 годах перед кремлевской стеной в оборонительных целях было решено создать ров, через который спустя почти 150 лет были переброшены мосты, ведущие к Никольским и Спасским воротам. Именно в ту пору площадь стала по-настоящему Красной, то есть «красивой». Тогда название «Красная» было упомянуто в документах, но утвердилось официально, по мнению некоторых ученых, лишь в XIX веке. Практически все дальнейшее преображение площади: перестройка торговых рядов, появление других зданий — было направлено и на то, чтобы оправдать ее название.

Активная строительная деятельность развернулась в Москве в начале XIX века, после Отечественной войны 1812 года. Во время военных действий рухнули Торговые ряды вдоль рва, построенные в 1786 году по проекту архитектора Дж. Кваренги. Восстановить Торговые ряды было поручено Осипу Бове, который придал зданию новый архитектурный облик и создал горизонтально вытянутое здание, стоящее на сквозной аркаде. Перед центральным портиком здания был установлен памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса. На современное место памятник был перенесен лишь в 1930 году.

В 1889-1893 годах были возведены Верхние торговые ряды (сейчас это здание ГУМ) по проекту А. Померанцева. Даже если вы не планировали во время прогулки посещения магазинов, пройтись по ГУМу все же стоит. Пожалуй, не один современный гипермаркет не может похвастаться таким изяществом линий — неудивительно, что многие посетители ГУМа стараются запечатлеть друг друга на фоне ажурных мостиков и балконов. К тому же будет нелишним заглянуть в «Гастроном №1», расположенный на первом этаже, и вспомнить, как одевались продавцы в середине XX века, как продавали соки и воды: прогуливаясь между прилавками, можно попасть на несколько десятилетий назад.

Но вернемся на площадь. Следующий этап изменения ее облика связан с советским периодом истории России. Красная площадь и Кремль стали символами революции 1917 года. Неудивительно, что и само название площади было переосмыслено и связывалось с победой «красных». С 1918 года здесь стали проводиться парады и демонстрации, а после смерти В. И. Ленина в 1924 году на площади возвели мавзолей, в который поместили тело вождя революции. В 1930-е годы по сторонам мавзолея были возведены гранитные трибуны, а Красную площадь, ранее вымощенную булыжником, покрыли брусчаткой.

Читайте также:  Вирусное заболевание ребенка 5 лет

Если ваш маленький путешественник не устанет после прогулки по Красной площади, то советуем непременно заглянуть в Археологический музей, расположенный по соседству с Красной площадью. В музее вы увидите не только предметы, которыми некогда торговали на Красной площади, но и мост, по которому путники, спешившие на главную площадь Москвы, переходили речку Неглинку.

Источник

Ирина Казак
«Экскурсия по Красной площади». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Цель

ОО «Познание»

Продолжать расширять представления детей о столице нашей Родины – Москве. Знакомить с достопримечательностями Москвы. Учить рассказывать о том, что уже знают о Москве. Воспитывать Любовь к родному краю и стране.

ОО «Коммуникация»

Совершенствовать речь как средство общения, умение более точно характеризовать ситуацию, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Формировать умение отстаивать свою точку зрения. Закреплять в речи слова «Спасская», «Кремль», «Метро», «Мавзолей», «Эскалатор». Продолжать учить детей составлять слова из букв.

ОО «Безопасность»

Формировать у детей понимание необходимости соблюдать меры предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуации «Потерялся», а также умение обращаться за помощью к взрослым. Закреплять умение называть свой домашний адрес и адрес ситуации, где ты находишься.

ОО «Чтение художественной литературы»

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений. Развивать навыки контекстной речи. Развивать умения выразительно читать наизусть стихотворения.

ОО «Физическая культура», «Здоровье»

Следить за осанкой.

ОО «Социализация»

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций о Москве, ее достопримечательностях, прослушивание аудиозаписей маршевых песен, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы.

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, поощрение, вопросы к детям, указания, рассказ воспитателя.

Ход НООД

«Экскурсия по Красной площади» (подготовительная к школе группа)

Ребята, я вам загадаю загадку, а вы её внимательно послушайте.

Город самый главный,

Самый дорогой,

Город нашей славы,

Вечно молодой,

С городом этим трудно сравниться

Главный в стране он, это …. (столица)

— В какой стране мы с вами живем? Дети, какой город является нашей столицей.

(Москва)

-Почему Москву знает и любит каждый человек? (Потому, что это самый главный город нашей Родины, это самый большой город в стране, потому что в Москве находится правительство, главное телевидение и радио, главные банки, главные музеи и памятники всей страны, самый большой цирк, много театров)

-Да, вы знаете, что самая главная достопримечательность Москвы — красная площадь. Каждый гость столицы стремится побывать там.

— А кто-нибудь был на красной площади? А я была, там такая красота, такое величие, что хочется побывать там снова и снова. Да, хорошо бы, нам попасть на красную площадь, вот бы здорово побывать там вместе. (предложение детей, оценить их, «да, это не плохо, хорошо бы, но…»)

-Послушайте, мы же с вами делали цветик-семицветик, а он не простой, волшебный.

-Катя, отрывай лепесток, говори волшебные слова. (дети отрывают лепесток, говорят слова)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы оказались в Москве.

-А вот и Москва. (На экране панорама Москвы)

-Москву мы узнаем по высотным зданиям, по золотым куполами башням кремля.

-Но мы хотим на красную площадь, как нам добраться. Какой самый распространенный вид транспорта в Москве? (Метро – достопримечательность Москвы, самый быстрый вид транспорта, московское метро самое большое в мире)

-Ребята, а вы знаете, чем отличается метро от обычного поезда? (тем, что поезд ездит под землей)

-А вот и метро? Чтобы нам туда пройти нужно иметь билет, возьмите, пожалуйста. Делайте, как я, проходите за мной.

-А в метро вас везет волшебная лестница, вспомните, как она называется – эскала-тор, посмотрите на экран, пассажиры спускаются под землю и поднимаются наверх. В метро нужно быть предельно внимательным. Расскажите правила поведения в метро. (внимательным быть, при движении на эскалаторе, вовремя стать на ступеньку эскалатора, в поезде не прислоняться к двери, не толкаться, вести себя спокойно и внимательно)

-Молодцы, все знаете.

(видео на протяжении всей экскурсии от 10 до 20 сек.)

-Представьте, что и мы с вами спустились на эскалаторе.

-А вот и поезд, метро.

Читайте также:  Параметры физического развития ребенка до 5 лет

-Посмотрите на экран. (видео метро)

-Мы с вами тоже поедем в метро. Проходите в вагон, занимайте места. (дети садятся на стульчики) (аудио запись – «Осторожно – двери закрываются, следующая станция «Красная площадь»)

-Ребята, в метро строго соблюдаются меры безопасности. В метро много полиции, они следят, чтобы пассажирам всегда было комфортно и безопасно.

Случается так, что люди теряются, что нужно сделать? (Подойти к полицейскому, сообщить о случившемся, назвать фамилию, имя свое, имя мамы и адрес)

Ребенок видит пакет.

-Ирина Николаевна, здесь в вагоне лежит сверток без хозяина. (говорит ребенок)

-Мы с вами беседовали на эту тему, вспомните, как нам поступить в этой ситуации? (его нельзя трогать руками, немедленно сообщить дежурную часть)

— Помните телефон полиции? Вот мой телефон, бери Артем и звони.

Говорит ребенок. Набирает 02, здравствуйте, меня зовут Артем Литвиненко, на станции метро Красная площадь, лежит пакет без хозяина, приезжайте и проверьте пакет. Досвидение.

-Молодец, Артем, ты сделал правильно.

-(Запись «Осторожно, двери открываются, станция «Красная площадь»)

-Эскалатор поднимает пассажиров вверх, и вот мы уже на Красной площади.

-Вашему вниманию предлагается экскурсия, а проведу её я. (прикрепляю бейджик и косынку экскурсовода, беру в руки микрофон)

-И вот, я уже экскурсовод, Ирина, а вы, гости столицы.

-И так, уважаемые гости, мы находимся на Красной площади. Это главная площадь Москвы и всей страны. На ней расположены самые важные государственные здания, музеи, храмы.

-Расскажи Даша стихотворение о Москве.

Москва – это Красная площадь

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

-Перед вами Кремль. Кремль – это целая серия соборов, храмов, музеев, государственных зданий, площадей, огражденных кремлевской стеной и башнями. Все башни Кремля и Кремлевская стена сделаны из кирпича красного цвета. Самая известная башня – Спасская, (повторите, Спасская) на ней находятся главные часы страны, по которым сверяет время вся страна. (на стене прикреплены картины Красной площади, Кремля, Собор Василия Блаженного, Мавзолея) (нарисованная кремлевская стена на бумаге)

-Расскажи Илья стихотворение о Спасской башне.

На Красной площади столицы

Вливаюсь я в поток людской,

И чувствую я крылья птиц

Когда курантов

-Внимание на экран. (видео Спасской башни)

-Также в Кремле работает президент страны. Как зовут президента? (Ответы детей)

-Наша экскурсия продолжается. Перед вами один из красивейших музеев страны. Памятник Архитектуры – Мавзолей. (дети смотрят изображение Мавзолея, прикрепленное на стене). У входа в Мавзолей выставлен почетный караул, на смену которого приезжают полюбоваться все гости столицы. Посмотрите и вы, как красиво и слаженно меняется караул. (видео Мавзолея)

-Рядом с Кремлем расположен храм Василия Блаженного. (повторите, храм Василия Блаженного). Это достопримечательность Москвы, архитектурный памятник, действующий храм, в котором проходят главные богослужения с участием митрополита Кирилла, президента и всех руководителей страны.

-Посмотрите на экран. (видео богослужения)

-И наконец, о Красной площади. Почему она называется красной? В старину все красивое и дорогое называлось, словом красное. Карсна-девица, красна-изба. А в Москве Красная – площадь, самая красивая, самая любимая. На Красной площади проходят торжественные концерты, собрания, военные парады. Обратите внимание на экран. (видео парада)

-Физкультминутка (под музыку О. Газманова «Златые купола») (Дети шагают за направляющим по кругу, маршируют)

-Уважаемые гости, мне как экскурсоводу было интересно провести с вами время, надеюсь, вы многое узнали и запомнили о нашей столице.

-Вот и пришло время расставаться, я подарю вам шкатулку с сюрпризом. Но шкатулка не простая, откроется она тогда, когда вы вернетесь в детский сад, и выполните мое задание. (поворот вокруг себя, снимаю бейджик и косынку, обращаюсь к детям.

-Как же нам попасть в детский сад? (вспоминаем о цветике – семицветике, говорим волшебные слова)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы оказались в детском саду.

-Мы в детском саду. Чтобы открыть шкатулку, давайте побыстреее выполним задание экскурсовода. Нужно составить слова из предложенных букв. Первую букву положу я, а вы последующие. Прочтите слово. Молодцы. (дети работают за столами по 2 человека) (открываю шкатулку, раздаю сюрпризы, магнитики о Москве)

(Дети собирают слова из букв «Москва, Храм, Кремль, Метро»)

-Сегодня мы побывали на Красной площадью. Что вы там видели? Вам экскурсия понравилась? Если да, прикрепите звезду к Кремлевской стене, если не понравилась, положите звезду мне на стол.

Итог.

Источник