Что означает пятый коридор в развитии ребенка
Здравствуйте, дорогие читатели!
Как вы думаете, о чем беспокоятся «свежеиспеченные» родители? Ведь после рождения крохи жизнь молодых пап и мам меняется самым чудесным образом – на смену восторгам и умилению приходит каждодневный труд по уходу за новорожденным. Вот тут-то и начинаются первые страхи и беспокойства. На голову детского педиатра во время плановых ежемесячных посещений «обрушивается» масса вопросов.
Сколько малыш прибавил в росте и весе? Как правило, основные опасения «неопытных» родителей вызывает соответствие этих показателей общепринятой норме. Признаюсь, в свое время я тоже терзалась сомнениями по поводу вышеупомянутых показателей. Однако врач меня успокоила – существует таблица развития ребёнка до года, в которой приведены нормы роста, веса, а также прибавка показателей по каждому месяцу.
Итак, давайте совершим увлекательное путешествие от момента рождения малыша до его годовалого возраста. Ведь детки так быстро растут! А сколько умений осваивают маленькие «исследователи» за этот срок – только поспевай за ними!
1. Коридоры развития детей: что это такое
Впервые услышав об этом термине от участкового педиатра, сразу не поняла, в чем дело. Однако здесь нет ничего «страшного» — речь идет об антропометрических показателях оценки развития ребенка (рост, вес, окружность головы и груди).
«Ваш малыш по росту находится в пятом коридоре», — сообщает ваш «детский» врач. Это означает, что показатель роста ребенка, который оценивается с помощью специальной центильной таблицы, является средним.
Примечательно, что нормативные показатели для мальчиков и девочек немного отличаются.
На очередном плановом осмотре педиатр проводит все необходимые измерения, сравнивает с данными таблиц и на этом основании делает вывод о развитии ребенка. Сегодня при желании мамочки могут найти эти таблички на специальных тематических сайтах. Однако все-таки лучше проконсультироваться у педиатра, не так ли? Доктор научит правильно пользоваться центильными таблицами, а также «развеет» возможные сомнения и волнения.
Например, средними считаются показатели, соответствующие интервалам 25 – 50 – 75%. А если после измерения и оценки показали малыша относят к 3 – 10% или 90 – 97%, то это повод насторожиться и неотлагательно проконсультироваться у врача.
2. Этапы физического и психомоторного развития ребенка – по месяцам
Многие неопытные мамочки подумают: зачем нужно столько «непонятных» таблиц и цифр? Однако очень важно регулярно контролировать все показатели, чтобы вовремя заметить возникновения разных кризисов или заболеваний. Ведь даже состояние новорожденных в первые минуты жизни оценивают по шкале Апгар – количество набранных баллов дает четкую информацию о здоровье малыша.
Итак, давайте понаблюдаем, как на протяжении года изменяются основные показатели физического развития ребенка – с помощью следующей таблицы:
Возраст в месяцах | Вес, кг | Прирост за месяц, кг | Рост, см | Прирост за месяц, см |
1 | 3,7 – 4,1 | 0,6 | 54 — 55 | 3 |
2 | 4,5 – 4,9 | 0,8 | 55 — 59 | 3 |
3 | 5,2 – 5,6 | 0,8 | 60 — 62 | 2,5 |
4 | 5,9 – 6,3 | 0,75 | 62 — 65 | 2,5 |
5 | 6,5 – 6,8 | 0,7 | 64 — 68 | 2 |
6 | 7,1 – 7,4 | 0,65 | 66 — 70 | 2 |
7 | 7,6 – 8,1 | 0,6 | 68 — 72 | 2 |
8 | 8,1 – 8,5 | 0,55 | 69 — 74 | 2 |
9 | 8,6 – 9,0 | 0,55 | 70 — 75 | 1,5 |
10 | 9,1 – 9,5 | 0,45 | 71 — 76 | 1,5 |
11 | 9,5 – 10,0 | 0,4 | 72 — 78 | 1,5 |
12 | 10,0 – 10,8 | 0,35 | 74 — 80 | 1,5 |
Вместе с физическим развитием врачами тщательно оцениваются коммуникативные умения карапуза и сравниваются с нормой. Помню, как интересно было наблюдать за ежедневными «открытиями» маленького человечка – от держания головки до первых неуверенных шажков. Что должен уметь малыш в возрасте от одного месяца до года?
2.1. 0 – 3 месяца: я улыбаюсь!
В первый месяц жизни младенец многому учится.
Это способности:
- различать белый, черный, красный и желтый цвета
- менять эмоциональную окраску звуков – от резко-«требовательного» крика до ласкового «урчания»
- на короткое время сосредотачиваться на мамином (или папином) лице, расположенном достаточно близко
- недолго провожать взглядом плавно движущийся «объект»
- попытаться «говорить» – с этого момента начинаются разные «гу» и «агу»
- проявления радостных эмоций при общении
- переворачиваться с боку на спинку
- искать глазами источник шума или света
- держать и поворачивать в стороны головку
- опираться ножками на поверхность
- хватать ручками яркие игрушки
- все, что удалось захватить, немедленно отправлять в ротик.
2.2. 4 — 6 месяцев: «входим» в режим и пытаемся разговаривать
Детки растут быстро. Особенно незаметно мчится время до годовалого возраста карапуза – один месяц сменяет другой, а малыш каждую минуту учится чему-то новому.
Малыш уже:
- хорошо узнает маму и радуется ей
- реагирует на обращение к нему – изменениями интонаций голоса и новыми звуками
- приподнимает и держит головку, лежа на спине
- самостоятельно перекатывается со спины на животик и обратно
- может немного постоять при поддержке за туловище
- с интересом изучает игрушки и перекладывает из одной ручки в другую
- может спать несколько часов подряд.
2.3. 7 – 9 месяцев: подружились с ложкой!
Малыш растет с каждым днем, а за эти три месяца осваивает такие умения:
- сидение, вставание на четвереньки и ползание
- развитие мелкой моторики пальцев – отлично хватает и переносит игрушки
- еда с ложки, а питье – из чашки
- эмоциональный контакт с окружающими взрослыми
- игры для самых маленьких – например, «ладушки»
- реакция на произношение своего имени
- выражение согласия или отрицания киванием головой
2.4. 10 – 12 месяцев: мы уже взрослые!
Скоро у малыша праздник – первая годовщина! Остались позади бессонные ночи, детские колики и пеленки, а малыш стал совсем большим.
Арсенал умений годовалого ребенка пополнился такими навыками:
- первые шаги – сам иду!
- двигательная активность и быстрое перемещение по всем интересующим поверхностям
- игра в кубики, с пирамидкой, складывание игрушек на место
- контакт с родителями, а также с другими детьми
- произношение простых слов
- держание разных предметов – ложки, чашки, игрушки
- понимание слов «можно» и нельзя».
На протяжении первых двенадцати месяцев кроха усваивает и «обрабатывает» огромный объем информации. Однако обучение только началось! Малыш растет и каждый момент узнает что-то новое и интересное, а его показатели роста и веса постоянно меняются (при желании можно составить подробный график). Давайте познавать мир вместе с нашими детками!
Посмотреть видео о жизни ребенка от рождения до года можно здесь:
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья, предлагаем вам подписаться на обновления. До новых встреч!
Источник
Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.
Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии
Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.
Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка
Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.
Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:
- длина тела — 60 см, средний показатель (коридор 5);
- вес — 5600 г, средний показатель (коридор 4);
- окружность груди — 39 см, средний показатель (коридор 5);
- окружность головы — 40 см, средний показатель (коридор 4).
Значение центилей и соответствие нормам — таблица
показатель коридоров | центили | область величин | встречается у здоровых детей | рекомендации | оценка развития |
1 и ниже | до 3 | очень низкая | в 3% случаев | Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. | низкое |
1–2 | 3–10 | низкая | в 7% случаев | Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов. | гармоничное, ниже среднего |
2–3 | 10–25 | ниже среднего | в 15% случаев | Не нуждается в дополнительных обследованиях | гармоничное, соответствующее возрасту |
3–6 | 25–75 | средняя | в 50% случаев | ||
6–7 | 75–90 | выше среднего | в 15% случаев | ||
7–8 | 90–97 | высокая | в 7% случаев | Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья. | гармоничное, опережающее возраст |
8 и за пределами коридора | выше 97 | очень высокая | в 3% случаев | Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. | опережающее возраст |
Среднеквадратическое отклонение
Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» производится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста данной возрастной группы.
Оценка показателя:
- в пределах ± 1 σ — рост средний;
- от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
- от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
- выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).
Непопадание показателей ребёнка в норму
Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.
Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.
Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.
Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.
Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек — фотогалерея
Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития мальчиков — фотогалерея
Для любых родителей их ребёнок самый лучший, и его гармоничное физическое развитие очень важно. Центильные таблицы — это справочный материал, показывающий условно-нормативные значения. По ним нельзя определить, здоров кроха или нет, но можно получить подсказку, на что обратить внимание.
- Автор: Элина Рожко
- Распечатать
Оцените статью:
Источник
Добрый день, посетитель моего блога!
В данной статье я хочу поделиться с Вами показателями роста и веса, охвата груди и головы моего ребенка по месяцам. Безусловно, прибавки веса и роста у детишек абсолютно разные, так как каждый организм человека индивидуален. Но, как бы то ни было, существуют определенные нормы прибавок. Забегая вперед, скажу, что данные нормы не панацея и отклонения от них, причем существенные, даже у здоровых детей имеют место быть. Некоторые врачи-педиатры высчитывают соответствие веса росту по определенным формулам, другие ориентируются на рекомендации ВОЗ, третьи – на нормы центильных таблиц, о которых и пойдет речь ниже, четвертые берут во внимание еще какие-либо таблицы роста и веса детей.
В целом рост и развитие моего ребенка меня ни разу не заставляли задуматься о наличии каких-либо проблем со здоровьем, чему я несказанно рада. Данный вопрос меня заинтересовал, спустя 21 месяц после рождения Максима, когда я случайно наткнулась на центильные таблицы в просторах интернета. Анализ графика роста моего ребенка меня немного удивил и одновременно успокоил.
Центильные таблицы физического развития. Что это такое?
Центиль – это показатель конкретного параметра, который имеет конкретное число обследуемых детей одного возраста. Использование данных таблиц на практике абсолютно просто и удобно, а также сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Маркировка центильных таблиц различна: они могут иметь вид нескольких таблиц или графиков, но суть их от этого не меняется.
Понять, что такое центильная шкала, например, роста, можно на следующем примере: для измерения взяли 100 здоровых детей одного возраста и пола, выстроили их в одну шеренгу по росту: от самого низкого до самого высокого. Рост с 1-го по 3-го ребенка оценивается как очень низкий, с 3-го по 10-го ребенка — низкий, с 10-го по 25-го — ниже среднего, с 25-го по 75-го — средний, с 75-го по 90-го — выше среднего, с 90-го по 97-го — высокий и последних трех детей — очень высокий. За средние или нормальные принимают показатели, принадлежащие половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-75 %. В таблицах этот интервал отмечен розовым цветом.
Центильные таблицы физического развития для девочек:
масса и длина тела для определенного возраста
окружность груди – окружность головы
масса тела для определенного роста
Центильные таблицы физического развития для мальчиков:
масса и длина тела для определенного возраста
окружность груди – окружность головы
масса тела для определенного роста
Цифры от 1 до 8, находящиеся между колонками таблицы, называют коридорами. Интервалы, находящиеся рядом со средними (нормальными) показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (а именно, интервал 10-25 % (коридор 3) и интервал 75-90 % (коридор 6)). Данные показатели родителям можно также оценивать, как нормальные. Если же показатель попадает в интервал 3-10 % (коридор 2) или 90-97 % (коридор 7), то следует обратить на это внимание, сохраняя при этом спокойствие. Интервалы 3-10% (коридор 2) и 90-97% (коридор 7) — так называемые зоны внимания, которые требуют дополнительных обследований и консультаций со специалистами. Если же какой-либо показатель физического развития ребенка выходит за пределы значений 3% (коридор 1) или 97% (коридор 8) в меньшую или большую сторону соответственно, то есть вероятность, что у ребенка патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
Как по центильным таблицам оценить пропорциональность физического развития?
Самый простой вариант – это посмотреть в пределах скольких колонок (коридоров) находятся показатели Вашего ребенка. На плановом приеме в поликлинике у ребенка измеряют показатели роста, веса, окружности головы и грудной клетки и смотрят, к каким колонкам или промежуткам между ними (коридорам) они относятся. Если все показатели находятся в пределах одной колонки или одного коридора, или разница между ними составляет не больше одной колонки, можно говорить о пропорциональности физического развития. Если разница между параметрами составляет две колонки, врачи говорят о диспропорциональном или дисгармоничном развитии, три и более колонок – резко дисгармоничное развитие. Если Вы посмотрите ниже таблицу физического развития моего ребенка, то увидите, что у нас единожды была разница между показателями в 4 (!!!) колонки, а неоднократно встречается разница в 3, а тем более в 2 колонки.
Что делать, если имеет место быть дисгармоничное развитие?
Во-первых, отставьте панику! Если дисгармоничное развитие в Вашем случае – это заболевание, то его выявят при дальнейшем полном обследовании. Но это зачастую может быть нормой для Вашего ребенка. Измерения, проведенные в разных странах и на разных группах детей — отличаются. И это легкообъяснимо, ведь среднестатистический западноевропеец явно выше среднестатистического китайца. Поэтому, полюбопытствуйте, какими таблицами (чьего производства) при оценке параметров пользуетесь Вы и педиатры на участке.
Во-вторых, это может быть наследственность, от которой никуда не денешься. Если у папы и мамы ребенка высокий рост и худощавое телосложение, то не нужно удивляться, если педиатр заметит и у их ребенка диспропорциональное развитие, с высоким ростом и худобой. И в нашем случае наследственность не прошла мимо: папа Максима очень высокий и плотного телосложения, мама же, наоборот, низкая и худая. Ребенку есть в кого быть высоким и худым, но я бы и не сказала, что Максим худой, он скорее просто не пухляш). Поэтому запомните:
Отклонение от нормы относительно стандартных графиков, это не диагноз, это лишь очередной повод обратить внимание и обследоваться на момент наличия заболеваний
Мы не обследовались, и я скажу больше – нас не направляли, так как ребенок растет и развивается скачками. На протяжении месяца у него периодически меняется аппетит и настроение. В разные периоды жизни ребенок по-разному усваивает часто новую для него пищу и адаптируется к условиям окружающей среды. Учитывая все это, ждать конкретного показателя к определенному моменту измерения – совершенно неправильно. Главные критерии оценки состояния здоровья грудничка – это поведение, сон, здоровый вид, соответствующий рост, нормальный регулярный стул и сравнение антропометрических показателей физического развития с предыдущими.
Показатели нормального роста и развития детей по рекомендациям ВОЗ
ВОЗ – всемирная организация здравоохранения. Долгое время специалисты ВОЗ разрабатывали общие усредненные нормы роста и развития детей всего мира. Но это же неправильно! Дети, да что там дети, люди разных стран очень сильно отличаются по росту, весу и еще многочисленным параметрам. И вот в 2006 году ВОЗ разработали новые нормы роста детей с учетом регионов.
Актуальные нормы роста и веса детей России скачать бесплатно
По рекомендациям ВОЗ вес ребенка до 2 лет необходимо измерять следующим образом: мама встает на весы, показатель ее веса обнуляют при нахождении женщины на весах, затем голого ребенка дают матери в руки и весы выдадут показатель веса малыша!
В детских поликлиниках нашего города вес малышей измеряется на специальных весах, на которые помещают пеленку с ребенком. Мне не нравится в данном способе взвешивания то, что ребенок порой плачет, а когда становится старше, и вовсе пытается слезть с весов или встать. Бывали случаи, что дети просто-напросто сносили весы с тумбы. На руках у мамы малыш не чувствует дискомфорта при взвешивании и окружающим не приходится слушать истошные крики детей – это очень гуманно по отношению ко всем.
Таблица физического развития моего ребенка:
возраст | Рост/длина, см | коридор | Масса, г | коридор | Окружность головы, см | коридор | Окружность груди, см | коридор |
При рождении | 50 | 4 | 3000 | 3 | 33 | 2 | 32 | 2 |
1 месяц | 56 | 6 | 4410 | 5 | 37 | 4 | 38 | 6 |
2 месяца | 61 | 8 | 5300 | 5 | 39 | 4-5 | 38 | 4 |
3 месяца | 62 | 6 | 6170 | 5 | 40 | 4 | 39 | 5 |
4 месяца | 66 | 7 | 6950 | 5 | 41 | 4 | 40 | 4 |
5 месяцев | 66 | 6 | 7200 | 5 | 42 | 4 | 41 | 3 |
6 месяцев | 69 | 6 | 7600 | 4-5 | 43 | 4 | 43 | 4 |
7 месяцев | 69 | 5 | 7880 | 4 | 44 | 4 | 44 | 4 |
8 месяцев | 70 | 4-5 | 8000 | 3-4 | 45 | 4 | 45 | 4 |
9 месяцев | 72,5 | 5 | 8470 | 4 | 45 | 4 | 45 | 3 |
10 месяцев | 73 | 4-5 | 8800 | 3-4 | 45 | 4 | 45 | 2 |
11 месяцев | 75 | 5 | 9120 | 4 | 46 | 3 | 46 | 3 |
1 год | 76 | 5 | 9200 | 3 | 46 | 3 | 46,5 | 3 |
1 год 3 месяца | 80 | 5 | 10200 | 4 | 46 | 2 | 48 | 4 |
1 год 6 месяцев | 83 | 5 | 10500 | 3 | 47 | 3 | 49 | 4 |
1 год 9 месяцев | 84 | 4 | 11000 | 3 | 49 | 5 | 51 | 5 |
2 года | 88 | 5 | 12000 | 4 | 49 | 4 | 51 | 4 |
Проанализировав показатели таблицы в целом, нетрудно заметить:
- В пределах одного возраста встречаются различия показаний вплоть до 4 коридоров, и зачастую они составляют 3-2 коридора.
- Идеальное гармоничное физическое развитие, согласно теории, у Максима приходится только на период 7 месяцев.
- Огромные скачки роста после рождения, которые привели меня в шок при анализе таблицы, к 6 месяцам устаканились и в год Максим имел абсолютно средний рост.
- После 4 месяцев прибавки веса стабилизируются и показатели их не такие высокие, как в первые месяцы. Это совершенно нормально.
На самом деле не нужно раскармливать ребенка, его организм сам знает количество необходимой ему пищи для нормальной жизнедеятельности. Избыточная масса тела будет тормозить физическое развитие ребенка: малышу будут сложнее переворачиваться с боку на бок, ползать и так далее. А ведь здоровый ребенок – это худой малыш с шилом в попе. Также, заставляя ребенка есть больше, чем он хочет, вы растягиваете детский желудок, впоследствии ребенок привыкнет есть больше положенного и возникнет новая проблема: как уменьшить аппетит ребенка. Ведь толстый ребенок, а тем более подросток, ни у кого не вызовет умиления, скорее, наоборот. Посмотрите примерное меню ребенка в 1 год.
В заключение хочу отметить, что Максим здоров и развивается в соответствии со своим возрастом. Поэтому призываю мамочек не паниковать, а наблюдать за показателями роста и развитием своего ребенка в динамике! И наша практика в очередной раз это подтверждает. Гораздо важнее, нужнее, полезнее заниматься развитием ребенка, уходом за ним, нежели самостоятельно выискивать и придумывать болезни, которые Вашего ребенка в принципе и не касаются. А еще мне очень интересно были ли у Вашего малыша аналогичные скачки физического развития? Какие интересные моменты, закономерности Вы отмечали/отмечаете во время роста? Многие мамочки отмечают, что с введением прикорма вес деток резко увеличивается. В нашем случае такого не наблюдалось, наверное, потому, что прикорм начался с овощных пюре, а не с каш.
Будьте здоровы! Растите и развивайтесь на радость всем!
Источник