Что обозначает группа развития ребенка
Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.
Что такое группы здоровья
Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.
На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.
Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.
Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.
Как определяется группа здоровья?
Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.
- Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
- Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
- Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
- Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
- Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.
Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.
Виды групп здоровья, характеристики каждой группы
Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.
Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.
Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.
Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.
Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.
Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.
Распределение детей по группам здоровья
Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.
Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.
Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.
Методические рекомендации для разных групп здоровья
В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.
Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.
Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.
Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях ограничивается и разрешается с согласия врача.
Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.
Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.
Вместо заключения
Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.
Источник
Детки в 5-6 месяцев и даже раньше уже смотрят на мир с большим интересом. Малыш еще не научился задавать маме вопросы: «что?», «как?» и «почему?», но он впитывает как губка новую информацию из всего, что происходит вокруг него. Многим мамам кажется, что сидеть с малышом в четырех стенах, выходя лишь на прогулки, в магазин и изредка в гости – это скучно. Хочется дать малышу как можно больше. Поэтому такую популярность сейчас набирают группы развития для детей до года. Чему там учат? Как проходят занятия? Что они дают маме и главное – зачем это ребенку? Расскажу в общих чертах. Плюс − мой опыт посещения с сыном подобных занятий.
В чем польза занятий по развитию ребенка?
В крупных и не очень городах действует много групп раннего развития для самых маленьких. Обычно они рассчитаны на деток в возрасте от 9 месяцев до 3-х лет. Но бывают группы и для еще более маленьких деток.
До 3-х летнего возраста мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Важно именно в этот период заниматься с малышом: показывать ему картинки, читать, развивать его тактильные ощущения, мелкую моторику. Мышление ребенка в этот период является наглядно-действенным. Карапуз ко всему тянет ручки, трогает, пробует, проверяет на прочность. И таким образом развивается. Он – маленький практик. Маме часто сложно придумывать все новые и новые развивашки для своего ребенка. Не у всех настолько богатая фантазия, чтобы каждый раз изобретать увлекательное, интересное и полезное занятие для карапуза. Здесь на помощь приходят развивающие группы для самых маленьких деток.
Преимущества посещения групп раннего развития
Первое преимущество мы уже назвали: маме не нужно придумывать самой, чем занять малыша, чтобы это было не просто весело, а полезно для развития ребенка. Есть и другие плюсы:
- Занятия идут по специально разработанной программе, включающей разностороннее развитие ребенка. Программа рассчитана на определенный возраст. Педагог, ведущий группу, всегда знает, какие вещи будут интересны и полезны ребенку, а для каких время еще не пришло.
- Такие занятия полезны и маме. Она весело проводит время с малышом, имеет возможность посвятить это время только ему, не отвлекаясь на домашние дела. А сколько открытий о своем ребенке. Ведь даже самые маленькие детки на людях могут вести себя совсем иначе, чем в кругу семьи. Вы увидите новые грани характера ребенка. Кроме того, приобретете опыт подобных занятий и сможете продолжить их дома самостоятельно, грамотно выбирая подходящие развивающие игры и книжки.
- Для себя я отметила еще одно преимущество. Ребенок, с самого раннего возраста привыкший находиться в компании сверстников (мы ходили на занятия полтора года: с 9 месяцев до 2-х с половиной лет), легко адаптировался в саду. «Домашние» детки, которые до сада не общались ни с кем, кроме родственников, часто плачут в саду, процесс привыкания может длиться месяцами. В нашем случае адаптация к саду прошла легко и безболезненно. К 2-м с половиной годам сын уже имел кое-какие навыки поведения в коллективе. Он тянулся ко всему новому, и привыкание к саду прошло достаточно легко.
На что обратить внимание?
Прежде, чем записаться в подобную группу, нужно познакомиться с педагогом, изучить презентационные материалы клуба. Важно, чтобы вам понравилось место занятий: уютная, теплая, просторная комната, где не было бы духоты и сквозняков. Желательно – поближе к дому.
Занятия обычно длятся до часа. Расписание включает одно, два или три занятия в неделю. Такие группы не бывают многочисленными: до десяти или около того пар мама-малыш.
Что включает программа?
В программу входят разноплановые занятия. Мы занимались гимнастикой, были занятия на фитболе, простые подвижные игры с ползанием, перекатыванием по ковру и прочими интересными упражнениями. Также программа включала занятия на мелкую моторику: малышу предлагалось изучать поверхности разных форм и текстур. Пальчиковые игры, игры-сказки, кукольный театр.
А еще – массаж, который мамы под руководством педагога делали своим деткам. Эти навыки потом очень пригодились и дома.
Много было музыкальных занятий. Меня поражало, откуда у педагога столько различных музыкальных инструментов: погремушки разных типов, пищалки, шуршалки. Малышам было весело и интересно слушать разные звуки и самим извлекать звук из новой погремушки или трещотки.
Были и первые попытки творчества: рисование пальчиками, простейшая аппликация, лепка и много чего еще интересного. Каждое занятие состояло из 3-4 частей. Подвижные и творческие игры грамотно сочетались в каждом занятии. Таким образом, педагог не давала заскучать ни детям, ни мамочкам. Даже самые маленькие «ученики» (9 месяцев) постоянно глазели на нее изумленными глазенками. Было не до капризов. Каждое занятие пролетало на одном дыхании.
На память о годе занятий осталась масса позитивных фотографий и коробка с поделками и рисунками. И, конечно, багаж знаний о раннем развитии. Многое часто находило применение на практике дома. Например, один маленький фокус, которому я научилась на тех занятиях, нередко выручал меня. У нас появился друг – перчаточная кукла Котик Мяу. Если сынок начинал капризничать, достаточно было «пригласить» котика и сказать от его лица пару фраз. Капризы как рукой снимались. Подобный «фокус» до сих пор работает, теперь уже с младшим сыном. С ним, к сожалению, не было возможности ходить на подобные занятия. Клуб рядом с домом закрыли, а больше подобных кружков поблизости не оказалось.
***
Кто-то скажет, что развивашки для таких крошек (до года или даже трех лет) – занятие бесполезное. Казалось бы, что он понимает в этом возрасте? Но, по-моему, здесь все зависит от настроя родителей. Важно, чтобы заниматься с малышом было интересно маме и она видела бы в этом смысл. Тогда посещение клуба принесут море радости обоим: и мамочке, и карапузу.
Источник
Практически для всех родителей здоровье ребенка на первом месте. Периодически детей должен осматривать педиатр и другие специалисты для определения отклонений. Поэтому многие родители задаются вопросом, что значит группа здоровья у детей, и как она определяется.
Зачем нужны группы здоровья у детей.
Данная категория присваивается на основе оценки состояния здоровья несовершеннолетнего, медицинских исследований и осмотров.
При присвоении группы не учитываются острые заболевания (например, ОРВИ), которым ребенок более на момент посещения врача.
Для отнесения ребенка к той или иной категории берется общее состояние, хронические болезни, соответствие возрастным параметрам.
Порядок оценки состояния здоровья регулируется Приказом Минздрава РФ № 1346н от 21.12.2012.
Медицинские работники также учитывают нормативно-правовой акт Министерства от 30.12.2003 № 621.
Состояние здоровья ребенка оценивается при поступлении им в детский сад, школу, ВУЗ.
В возрасте 3, 7, 17 лет несовершеннолетние в обязательном порядке проходят профилактические осмотры.
Это необходимо для того, чтобы врач смог определить, может ли ребенок обучаться на общих основаниях в образовательной организации, требуются ли ему создание специальных условий.
Однако, профилактические осмотры проводятся и в другом возрасте для того, чтобы оценить развитие ребенка и своевременно принять профилактические меры.
В первый год жизни ребенок должен ежемесячно осматриваться педиатром. В 3, 6 и 12 месяцев родители с малышом посещают и других специалистов.
Дошкольники и школьники осматриваются ежегодно. В указанные сроки они должны сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов и др.
Что влияет на группу здоровья.
При определении группы здоровья медицинский работник опирается на следующие критерии:
- наследственность;
- соответствие возрастным психическим и физическим нормам;
- иммунитет;
- состояние внутренних органов и др.
После осмотра и изучения результатов анализов врач присвоит ребенку одну из пяти групп здоровья.
Это необходимо для того, чтобы своевременно предоставить ребенку помощь, в том числе в образовательных организациях.
Описание групп здоровья у детей.
Первая группа здоровья обозначает, что у несовершеннолетнего все показатели соответствуют возрастным нормам. Таким детям рекомендуются занятия физической культурой и спортом без ограничений.
Вторая группа здоровья.
Если группа здоровья 2 у ребенка, то он имеет незначительные нарушения. Это может быть недостаток или избыток веса, проблемы со зрением и другое.
Условно в этой категории выделяют две подгруппы:
- А – дети, имеющие наследственные риски по здоровью. В эту группу относят детей, которые могут иметь наследственные или хронические болезни, развивающиеся при неблагоприятных факторах.
- Б – часто болеющие, в том числе респираторными и вирусными заболеваниями. Детям этой группы могут быть рекомендованы умеренные физические нагрузки.
Несовершеннолетний может быть отнесен к данной группе на основании следующих факторов:
- сложная беременность (в том числе, при рождении двойняшек, тройняшек и т. д.);
- инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни;
- оперативные вмешательства;
- низкий уровень гемоглобина и др.
У детей данной категории особых признаков в отставании от нормы не наблюдается. У них нет хронических заболеваний, но они часто болеют ОРВИ.
Проблемы со здоровьем могут быть связаны с лишним весом или, наоборот, его недобором.
Третья группа здоровья.
Нередко перед родителями встает вопрос, 3 группа здоровья у ребенка, что это и при каких заболеваниях устанавливается данная категория.
Обычно это несовершеннолетние с хроническими вялотекущими заболеваниями. В эту группу относят детей с небольшими психическими отклонениями от возрастной нормы.
Обычно дети из 3 группы легко адаптируются в социуме и не имеют значительных отклонений.
У них может наблюдаться дефицит массы тела, слабый мышечный тонус. 3 группа здоровья говорит о том, что ребенок находится в группе риска.
И его родителям необходимо проявить максимум заботы о здоровье малыша, чтобы не допустить развитие болезней.
Четвёртая группа здоровья у ребенка.
В 4 категорию включены несовершеннолетние, имеющие хронические заболевания, которые в любой момент могут обостриться.
Обычно это дети с врожденными отклонениями в развитии. Обострение хронического заболевания у них нередко проходит с осложнениями, из-за которых приходится долго восстанавливаться.
Для адаптации этих детей в социуме требуются усилия педагогов, психологов, родителей. Это связано с тем, что длительные болезни накладывают отпечаток на характер и физические возможности несовершеннолетних.
У них отмечается дефицит массы тела или, наоборот, избыток. Для детей этой группы характерен слабый мышечный тонус.
Несовершеннолетним, которых отнесли к данной категории, обычно требуются специальные условия обучения.
В общеобразовательной школе они могут перейти на домашний вид обучения. Если ребенок учится со сверстниками, то к нему может быть прикреплен тьютор.
Но родителям могут посоветовать и специализированную школу. Таким детям требуется ограничение в умственных и физических нагрузках. Для них должны проводиться занятия ЛФК, работать психолог.
Если родители своевременно прислушаются к рекомендациям специалистов, будут бережно относиться к здоровью малыша, проводить лечебные и профилактические мероприятия, то со временем он вполне может сравняться со сверстниками и соответствовать возрастным нормам.
Я не знаю какая группа здоровья
21.74%
Проголосовало: 23
Пятая группа здоровья у детей.
Если 5 группа здоровья у ребенка, то это обозначает, что он имеет серьезные отклонения в психическом или физическом развитии.
Дети в этой категории часто страдают обострениями хронических заболеваний. Нередко они имеют инвалидность или могут ее получить. К этой категории относят детей с очень слабым здоровьем.
Плохое физическое состояние обычно негативно отражается на психическом развитии, но не всегда.
Родители с несовершеннолетними данной категории могут обращаться в медицинские организации от 10 раз за год.
Для детей характерна плохая социализация. Обычно они не могут обучаться в общеобразовательной школе на обычных условиях.
Специалисты нередко рекомендуют домашнее обучение. Дети из этой группы требуют постоянного контроля и помощи.
Отклонения в развитии могут быть как врожденные, так и приобретенные. Это как аномалии во внутриутробном развитии, касающиеся жизненно важных органов, так и травмы, операции и др.
Заключение.
Группу здоровья у ребенка устанавливает врач при профилактическом осмотре. Данная характеристика влияет на то, какие условия обучения необходимы несовершеннолетнему. На нее влияет состояние здоровья малыша, наличие или отсутствие хронических заболеваний.
Абсолютно здоровых детей относят к 1 группе. Если у ребенка сильные отклонения в развитии, в том числе и психические, то ему может быть присвоена 5 группа.
В таком случае он сможет проходить обучение только дома или в специализированном учебном заведении.
2, 3, 4 группы говорят о том, что ребенку требуются ограничения в физических и психических нагрузках. При этом важно соблюдать рекомендации медицинских работников и других специалистов.
Наталья Шереметева
Эксперты сайта
Задать вопрос
Наталья Сергеевна Шереметева — главный редактор портала Права семей.
Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году — специализация «Менеджмент».
Магистратура ГУУ в 2002г. — специализация «Юриспруденция».
Источник