Что нового появляется в поведении ребенка в возрасте 3 года
Кризисы детского развития – неотъемлемая часть становления детской личности. В процессе взросления малыш неосознанно переосмысливает взаимоотношения с окружающим миром.
Возрастные кризисы у детей происходят приблизительно в одно и то же время. Кризисы развития затрагивают жизнь каждого крохи. Особенность развития ребенка младшего возраста – неравномерное, скачкообразное взросление, когда периоды спокойствия и относительного послушания сменяются бурными проявлениями своего «я». Несмотря на то, что многие родители с тревогой воспринимают детские возрастные кризисы, педагоги и психологи уверенны, что они необходимы для становления полноценной личности.
Все возрастные кризисы ребенка – это переход на новую ступень развития, самостоятельности и осознания своего места среди окружающих его людей.
Как распознать?
Главный признак приближающегося перелома в жизни крошки – изменение в поведении. Из послушного и милого чада он превращается в капризную и раздраженную плаксу. На любые замечания и просьбы сделать что-либо остро реагирует, часто впадает в истерику.
Родителям сложно распознать начало данного этапа в развитии ребенка, так как капризы часто связывают с избалованностью, недомоганием и особенностями характера. Детские кризисы завершаются тоже незаметно, ведь два поколения уже научили понимать желания друг друга.
Периоды переломных этапов
Классификация переломных моментов в жизни детей весьма условна. Одни психологи выделяют четыре кризисных периода (новорожденных, кризис 1 года жизни, трех лет, а также кризис семи лет у ребенка). Другие утверждают, что каждый год жизни является своеобразным переломным моментом, и происходит даже до одного года у ребенка.
В любом случае кризис у ребенка 3 лет характеризуется самыми яркими проявлениями взросления, ведь в этот период малыш начинает интенсивно развиваться.
Главным предвестником этого переломного этапа в жизни малыша является кризис первого года жизни.
Малыш начинает ходить и пытается рассказать о своих потребностях. Уже в этом возрасте кроха проявляет попытки к самостоятельным действиям. Кризис 1 года ребенка часто застает родителей врасплох. Милая кроха, спокойно лежащая в своей кроватке, превращается в юного капризного исследователя, которому важно попробовать, пощупать, разломать. Годовалого малыша интересует все: мамина косметика, папины инструменты и даже мусорное ведро. Кризис одного года проявляется в протесте против попыток ограничить возможности малыша в этих и других не менее важных исследованиях. Что делать родителям в этой ситуации? Необходимо максимально обезопасить окружающее ребенка пространство и позволить ему наслаждаться изучением всего нового и неизведанного.
Если родители смогут научиться взаимодействовать со своим малышом, это поможет им безболезненно пережить этап взросления в 3 года, а также другие не менее важные периоды. Например, кризис 7 лет у ребенка возрастная психология считает важным переломным моментом в жизни маленького человека. К нему родители тоже должны быть готовы.
Особенности трехлетнего возраста.
В возрасте трех лет у ребёнка появляется острая необходимость в принятии самостоятельных решений. Начинается осознание и принятие себя, своего места в семье.
Кризис трехлетнего возраста обычно продолжается несколько месяцев. Однако нередки случаи, когда этот период затягивался: родители не смогли наладить контакт со своей крохой. Тогда продолжением этапа взросления является кризис 4 лет у детей.
Третий год жизни характеризуется появлением новых навыков в социальном плане, у малыша быстро формируется психика. Эти возрастные особенности предопределили следующие признаки начала кризиса:
- Упрямство;
- Самостоятельность;
- Нежелание считаться с мнением других;
- Негативное отношение к окружающим, часто перерастающее в агрессивное поведение;
- Обесценивание вещей и событий;
- Бунт.
Характеристика признаков:
- Упрямство выражается в непременном желании сделать все наперекор воле родителей. Кроха откажется от обеда не потому, что не хочет кушать, а потому что он уже заявил о своем нежелании садиться за стол.
- Попытки к самостоятельным действиям начинаются потому, что в этом возрасте дети активно интересуются всем, что их окружает. Маленькие исследователи очень хотят выполнять те же дела, что и взрослые, но получают отказ. Встретив на своем пути такое пренебрежительное отношение к попыткам вести взрослую жизнь, крохи разражаются бурной истерикой.
- Нежелание учитывать мнение других людей – еще один признак взросления ребенка. Так как малыш все хочет сделать сам, без участия взрослых, его совершенно не интересует их мнение на этот счет.
- Часто возникающая агрессия и негативное отношение к окружающим связаны с тем, что, взрослея, кроха пытается не только вести самостоятельный образ жизни, но и навязать свою волю родителям. Интересным является тот факт, что негативное отношение ребенок может проявлять чаще к одному человеку, которого собирается «воспитывать». С остальными взрослыми людьми малыш может быть послушен.
- Детский кризис 3 лет ярко проявляется в обесценивании для малыша всего того, что было значимо для него раньше. Он ломает игрушки, начинает кривляться, обзываться, показывая, что не нуждается в том, что было так нужно ему в младшем возрасте.
- Ребёнок всячески пытается доказать родителям, что его желания важны в такой же степени, как и желания взрослых. А так как родители чаще всего не согласны с ним в этом вопросе, всячески выражают свой протест через крики, истерику и неповиновение.
Реакция родителей
Советы родителям, как вести себя с ребенком, дают все: бабушки, соседи и друзья. Однако их рекомендации часто противоречивы. Кто-то считает, что ребенку лучше уступить, чтобы избежать скандалов в общественном месте или сохранить спокойствие дома. А кто-то утверждает, что нельзя потакать прихотям малыша, и нужно категорически запрещать все его порывы к самостоятельности. И то, и другое мнение ошибочно.
Важно помнить, что негативное поведения крохи – попытка манипуляции взрослыми. И в этом вопросе важно соблюдать правило золотой середины.
Максимально безболезненно преодолеть кризис 3 лет помогут рекомендации родителям
- Взрослые должны понимать, что их ребенок – личность. Пусть он еще многого не умеет и не знает, но, чтобы всему научиться, ему нужно для начала попробовать что-то сделать.
- Родители должны давать ребенку право выбора: в одежде, игре, еде. Необходимо позволять крохе участвовать в жизни семьи, помогать по хозяйству.
- Важно уважать самостоятельность малыша. Мудрые родители с помощью нехитрых уловок могут убедить ребенка в том, что он все может делать сам.
- Не заострять внимание на плохом поведении. Важно твердо дать понять крохе, что истерика не позволит добиться желаемого. Можно отвлечь ребенка, переключив его внимание на другое действие или предмет.
- Если истерика перешла в стадию наивысшего напряжения, ее нужно просто переждать. Дома достаточно спокойно объяснить малышу, что разговор с ним будет продолжен только тогда, когда он успокоится, а пока он должен побыть один.
- Если истерика произошла в общественном месте, нужно по возможности лишить маленького манипулятора публики. Как правило, при отсутствии зрителей ребенок быстро успокаивается.
Взрослые должны четко понимать, что от их действий зависит не только поведение ребёнка в этот конкретный момент, но и закладывается основа его личности, модель поведения во взрослой жизни.
Памятка для родителей трёхлетних детей
- Вы всегда должны быть спокойны. Крики, угрозы и наказания после каждой истерики приведут к тому, что вы с малышом перестанете слышать и понимать друг друга без агрессивных проявлений.
- Часто причиной истерики является желание крохи привлечь к себе внимание. Поиграйте с ним, посмотрите мультфильм – и у малыша пропадёт всякое желание что-то вам доказывать.
- Всегда предлагайте ребенку несколько вариантов решения проблемы. Пусть выберет, какую кашу съесть на завтрак, или в какой куртке выйти на улицу.
- Никогда не показывайте ребенку степень раздражения от его плохих поступков. Малыш всегда должен быть уверен в вашей любви.
- Обязательно выясните, что послужило причиной капризов.
Любовь – лучшее лекарство.
Переломный этап – сложный момент в жизни ребенка. И не важно, проходит он в четыре года или это кризис 6 лет. Как бы ни было тяжело в эти моменты родителям, детям приходиться ещё сложнее. Малыши не понимают, что с ними происходит. Они еще не умеют контролировать свое поведение. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы максимально помочь им пережить эти непростые этапы жизни.
Правильная тактика поведения в это время вырабатывается путем проб и ошибок, ведь каждый ребенок индивидуален. Однако для всех детей на любом жизненном этапе важны любовь, терпение и понимание родителей.
Источник
Первые шаги малыша к взрослению неизменно радуют родителей. Сам ест, сам одевается, может уже и поиграть без взрослых… Но ближе к третьему дню рождения картина резко меняется. Появляются странные симптомы — упрямство, злость, истерики. Пугаться не стоит! Кризисный этап проходят все трёхлетние дети. Главное, чтобы папа и мама знали, какие воспитательные стратегии применять в это время.
Особенности психологии трёхлетнего малыша
Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.
Кризис у ребенка 3 лет часто проявляется в виде капризов и истерик
Малыш уже умеет подниматься и спускаться по ступенькам, открывать ящики шкафов, быстро бегать и пинать мяч ногами. Активно развивается речь — отдельные слова складываются в предложения. Вчерашний несмышлёныш научился выражать свои желания словами и стремится общаться со всеми окружающими. Пытаясь понять устройство окружающего мира, он пристаёт к родителям с бесчисленными: «Почему?».
Изменения затрагивают и социально-эмоциональную сферу ребёнка — он отчасти понимает чувства других людей, иногда умеет сдерживать свои эмоции.
Шире становится круг общения. Кроха охотно играет с ровесниками. Своё стремление влиться в социум он выражает, имитируя поведение взрослых.
При всём прогрессе мышление малыша остаётся недостаточно развитым. Большинство действий происходит импульсивно, нет контроля над желаниями, реальный мир не отделяется от фантазий. Стремление быть самостоятельной личностью вступает в противоречие с особенностями нейропсихологии, что приводит к внутреннему конфликту.
Симптомы кризисных изменений в поведении
На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.
Чтобы уменьшить негативные симптомы кризиса, нужно больше общаться с ребенком
Вот ещё 5 характерных симптомов:
- Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
- Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
- Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
- Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
- Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
- Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.
Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.
Причины поведенческих нарушений
С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.
К расстройствам поведения приводит ещё ряд факторов:
- Неумение сформулировать свои желания. Дети часто злятся на родителей за то, что те не могут угадать их мысли.
- Непонимание устройства мира. Кроха ещё не видит разницы между живыми и неживыми объектами. Явления природы и предметы обихода могут вызвать у него ярость.
- Отсутствие социального опыта. Поступки людей в детском представлении разделяются на «плохие» и «хорошие». Все действия окружающих расцениваются с собственной точки зрения — мама не дала конфет, потому что она жадная, папа ругается, потому что он злой.
- Неспособность отличать реальное от воображаемого. Все непонятные для него вещи ребёнок объясняет собственными выдумками.
- Стремление подражать плохому. Копируя действия взрослых или ровесников, малыш отдаёт предпочтение дурным поступкам, потому что они вызывают больше эмоций.
Причинами негативизма нередко становятся неправильное поведение родителей. Авторитарная семья, в которой ограничивается детская инициатива, скорее столкнётся с истериками и конфликтами.
Кризисная фаза протекает острее, если родители злоупотребляют запретами и наказаниями, превышают границы контроля и опеки. Несогласованность требований старших членов семьи также вызывает непонимание и протест у детей.
Длительность кризисного периода
Современная нейропсихология не даёт чётких границ сложного этапа в жизни малыша. Начало зависит от уровня физического, умственного и эмоционального развития. Большинство здоровых ребятишек вступают в «полосу упрямства» во второй половине третьего года жизни. Уже в возрасте 3,5 года поведение становится стабильным, истерики и приступы негативизма прекращаются.
Проявление кризиса у ребенка 3 лет — естественное явление в развитии детской психики. Оно необходимо для формирования таких свойств характера, как независимость, целеустремлённость и гордость. У малышей со спокойным темпераментом переход от младенчества к детству может пройти гладко, без заметных конфликтов.
Как пережить трудный период
Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.
Узнав, в чём причины детского кризиса, вам будет легче ему помочь пережить этот период
Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».
Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.
Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:
- Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
- Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
- При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
- Избегать криков и наказаний.
- Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
- Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
- Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
- Игнорировать истерики — в любое время, в любой ситуации.
Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу — и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.
Как реагировать на детскую истерику
Наиболее неприятное проявление «периода упрямства» — истерический припадок. Он может произойти где угодно — от семейной кухни до автобусной остановки. Громкие рыдания и крики выражают возмущение, гнев, разочарование.
Родителям не стоит нервничать или ругаться. Помните, истерика устраивается для зрителя — чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Отойдите или отвернитесь от ребенка, не обращайте внимания на его выходки, и он успокоится. Когда это случится, продолжите разговаривать с малышом или уведите его оттуда, где началась истерика. Перемена места часто оказывает успокаивающее действие.
Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.
Важно сохранять спокойный, доброжелательный тон, как бы трудно это не было. Раздражённый тон и крики родителей взвинчивают детей ещё сильнее, превращая приступ упрямства в буйную истерику.
Когда требуется помощь психолога
Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:
- Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
- Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
- Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
- Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.
В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.
Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.
Также рекомендуем почитать: герпес 6 типа у детей
Источник
Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.
Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.
Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.
Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.
Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».
Перечень главных признаков кризиса представлен:
- негативом;
- упрямством, строптивостью;
- своеволием;
- деспотичным поведением;
- обесцениваем взрослых;
- истерическими припадками.
Значение родительского запрета
Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.
Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.
К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.
Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.
Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.
На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.
Осознанный запрет
Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.
Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.
Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.
Неосознанный запрет
Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:
- Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
- Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
- Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.
Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:
- использовать осуждающий тон;
- запрещать любимое занятие;
- злоупотреблять запретами.
Темперамент малыша
Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.
Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.
Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.
В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.
Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.
Сангвиник
Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:
- отсутствие перепадов настроения;
- подвижность, стремление к общению;
- хорошая нервная система, высокая самооценка;
- хороший сон, быстрое пробуждение.
Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.
Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».
Меланхолик
Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:
- чувствительностью;
- быстрой утомляемостью;
- сложной адаптацией к новым условиям.
Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.
Флегматик
Такой ребенок отличается:
- безэмоциональностью;
- медлительностью;
- способностью спать больше 9 часов.
На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.
Холерик
Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.
На фоне других холерик выделяется:
- эмоциональностью;
- подвижностью и шумностью;
- тревожным сном.
Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.
В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.
Трудности воспитания
Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.
Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.
Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.
Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.
Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:
- Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
- Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.
Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.
Как правильно выйти из кризиса
Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:
- развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
- наблюдается подражание старшим;
- развивается социализация;
- формируется базовое понятие ощущения безопасности.
В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.
Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.
Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.
Использование положительного примера для воспитания
Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.
Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.
Психолог поможет
Если родители не преуспевают в воспитании ребенка, им лучше посетить детского или семейного психолога. Под руководством специалиста семья сможет найти источники проблем, искоренить их. Возможно, эффект появиться не сразу, но работа над собой и желание добиться успеха поможет исправить даже сложную ситуацию.
Источник