Что может вызвать задержку развития речи у ребенка

Задержкой речевого развития (ЗРР) медики считают несвоевременное овладение устной речью ребенком младше трех лет. Заподозрить заболевание можно по отсутствию у малыша фразовой речи к двум годам и связной к трем годам. Словарный запас ребенка с ЗРР недоразвит по качественным и количественным признакам.
Причины ЗРР у детей
Детская речь развивается поэтапно. В большинстве случаев дети начинают стараться говорить примерно в два года. До этого возраста малыш наблюдает за окружающими предметами, людьми, пробует запоминать все, что видит и слышит.
По достижении двух лет ребенок пытается воспроизвести все то, что запомнил ранее. К этому возрасту мышцы его речевого аппарата достаточно развиты. Но бывают исключительные ситуации, дети начинают разговаривать позже, чем это происходит обычно.
Специалисты считают, что задержку речевого развития провоцируют следующие причины:
- Слаборазвитые мышцы, окружающие рот, пониженный мышечный тонус лица. Это происходит из-за кормления мягкой пищей, отсутствия грудного вскармливания.
- Нарушения слуха. Эта причина является наиболее распространенной в появлении ЗРР. Важно заметить ее вовремя и обратиться к докторам.
- Невостребованность речи. Когда с малышом мало общаются близкие или стараются предугадать его желания наперед, то ребенок теряет интерес к разговору, стремление общаться у него пропадает.
- Плохая концентрация слухового внимания. Ребенок, страдающий данной патологией, плохо понимает фразы и предложения.
- Наследственность. У малыша медленнее, чем у его сверстников, происходит созревание нервных волокон, которые отвечают за развитие речи.
- Слишком быстрая речь родителей. Если взрослые говорят слишком быстро, то малышу сложно понять смысл слов, и через некоторое время он перестает стараться узнать смысл сказанного.
- Два языка в семье.
- Травмы тканей головного мозга, которые были получены в процессе родов или в первые пару месяцев жизни.
- Психические заболевания.
- Психические травмы, полученные в раннем возрасте.
- Заболевания нервной системы.
- Слишком сильный шум в помещении. Если в доме постоянно работает телевизор, взрослые слишком громко разговаривают, то ребенок постепенно перестает уделять внимание значению сказанного.
- Кислородное голодание в период вынашивания малыша.
- Завышенные требования родителей к развитию речи ребенка. В этой ситуации малышу перестает быть интересно учиться говорить.
- Злоупотребление родителями алкогольной продукцией.
- Проблемы со зрением у ребенка.
- Патологическое состояние головного мозга.
- Некоторые заболевания, перенесенные матерью в период беременности.
Лечение ЗРР может стать затянутым, если точно не обозначена причина, ее вызвавшая, так как патологический фактор, несмотря на проводимую терапию, будет негативно воздействовать и дальше. Детям, страдающим задержкой речевого развития, назначается комплексное обследование, чтобы точно поставить диагноз.
Как проявляется задержка речи у детей различного возраста?
Насторожить родителей должны следующие проявления задержки речевого развития:
- недостаточность в повторении звуков за другими людьми в возрасте полутора лет или неверное повторение;
- неправильное протекание периода, который предшествует развитию речевой коммуникации, ребенок не гулит, не лепечет, звуки в младенческом возрасте вообще отсутствуют;
- отсутствие способности у двухлетнего ребенка выполнить простые просьбы или повторять действия за взрослыми;
- полное отсутствие речи в три года;
- неспособность произносить целые слова в двухлетнем возрасте;
- неспособность формирования в трехлетнем возрасте легких фраз, словосочетаний;
- преобладание в общении жестикулирования и мимики.
Любой из вышеперечисленных симптомов может свидетельствовать о ЗРР. А если ребенок не говорит в четырехлетнем возрасте, ситуация требует вмешательства.
Возможные последствия
Симптомы заболевания игнорировать нельзя, родителям следует обращаться за медицинской помощью своевременно, иначе задержка речевого развития приведет к следующим последствиям:
- Отставанию от сверстников в интеллектуальном и психологическом развитии, усугублению ситуации с годами.
- Сложностям в процессе посещения детского сада, обучения в школе и других учебных заведениях.
- Ощущению ребенком дискомфорта в эмоциональном плане. Он думает, что не такой, как все, может закрыться от общения с окружающими.
К какому специалисту обращаться?
При подозрении на задержку речевого развития у ребенка родителям следует отвести его на консультацию сначала к логопеду. Затем может понадобиться помощь таких специалистов, как дефектолог, невролог, психолог, психиатр, отоларинголог, сурдолог, офтальмолог. Врачи на основании обследования помогут установить причину, спровоцировавшую появление ЗРР, чтобы стало ясно, как ее устранить.
Диагностика
Для постановки верного диагноза ребенок нуждается в осмотре несколькими специалистами. Невролог оценивает состояние головного мозга, назначает ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий. С помощью этих исследований устанавливается наличие патологий.
Отоларинголог исключает такие заболевания, как глухота и хронический отит, наличие аденоидов, ведь подобные недуги могут стать причиной ЗРР. Обращение к офтальмологу поможет исключить проблемы со зрением.
Также обследования проводятся логопедом. Он пишет историю болезни, знакомиться с выводами в карте уже пройденных докторов. Определяет настоящее состояние речевого аппарата ребенка, особенности его коммуникации, насколько развиты слуховые и зрительные реакции.
До года поведение ребенка рассматривается при нахождении его в естественной среде и искусственно созданной. Анализу подвергаются доречевые реакции и голосовые проявления.
После года врач проверяет, насколько обширен активный и пассивный словарный запас малыша, его общее речевое поведение, присутствуют ли при разговоре с ним фразы, предложения. Чаще логопеды прибегают к использованию в практике Денверского теста (он показывает психомоторное развитие), шкалам Гриффитса и Бейли. Эти методы помогают провести диагностику психологического и речевого развития малыша.
Врачи отделяют ЗРР от отклонений (олигофрении или аутизма), общего недоразвития речевой коммуникации любого из уровней.
Лечение или что делать при задержке речевого развития у ребенка?
При задержке речевого развития необходим комплексный подход в лечении. Желательно начинать терапию на ранних сроках обнаружения патологии. Если отставание незначительное, то результаты от занятий станут заметны почти сразу, в противном случае ребенку понадобится посещать специализированное образовательное учреждение, так как обучаться со сверстниками будет сложно.
Не стоит надеяться, что проблема исчезнет сама, и ребенок нормально заговорит, начав ходить в детский сад. Следует понимать, что занятия дома, направленные на развитие мелкой моторики не позволят вылечить малыша без вмешательства специалистов.
Упражнения
На сегодняшний день разработано большое количество разнообразных упражнений, с помощью которых можно устранить патологию. Самыми известными и популярными являются следующие:
- «Игры-недопонималки». Ребенок старается жестами и мимикой попросить выполнить его просьбу, родители изо всех сил делают вид, что не понимают малыша, и просят объяснить его желание словами.
- Артикуляционная гимнастика. Упражнения требуют каждодневного повторения. Сначала занятия длятся не более 10 минут, затем их продолжительность постепенно увеличивается. Наиболее распространенными простыми упражнениями являются «забор», при котором ребенок смыкает зубы и широко улыбается, и «блинчик» – малыш кладет плоский язычок на нижнюю губу.
- Дыхательные упражнения. Детям будет интересно, если им предложат надувать мыльные пузыри, задувать свечку или с помощью дуновения стараться сдвинуть со стола кусочек бумаги.
Медикаментозные средства
Медикаменты для лечения ЗРР выписывает невропатолог. Прежде чем назначить лекарство, врач выясняет, какая именно патология со стороны ЦНС спровоцировала возникновение заболевания. Диагноз ставится на основании исследований с помощью компьютерной томографии и ЭЭГ. После этого доктор выписывает ноотропные препараты:
- Актовегин;
- Энцефабол;
- Кортексин;
- Нейромультивит.
Физиотерапия
Физиотерапевтические методы лечения занимают не последнее место в лечении ЗРР. Детям чаще назначают магнитотерапию, транскраниальную микрополяризацию и электрорефлексотерапию.
Суть последней из вышеуказанных методик заключается в том, что при лечении воздействуют сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные и нейрорефлекторные области мозга. После таких процедур деятельность центральной нервной системы, где ранее были нарушения, приходит в норму. Аппарат воздействует на отделы мозга, которые отвечают за понимание, восприятие, речь, воспроизведение запаса слов и фраз.
Работа специалистов
Для устранения ЗРР разработаны комплексы специальных упражнений. Они направлены на развитие памяти, мышления и мелкой моторики у ребенка. Логопеды начинают работать с детьми в возрасте 4-5 лет. Дефектологи занимаются с малышами двухлетнего возраста.
Врачи проводят с детьми, страдающими патологией, различные упражнения в игровой форме. С их помощью можно укрепить мышцы лица, улучшить подвижность языка и развить возможности слухового аппарата. Во время таких занятий логопед иди дефектолог проговаривает с ребенком скороговорки, выполняет с ним гимнастику артикуляционного аппарата.
Чем могут помочь родители?
Занятий, проводимых логопедом или дефектологом, для лечения ЗРР недостаточно, поэтому родителям также придется заниматься с ребенком дома. Для этого можно повторять выполнение тех же упражнений, которые были заданы специалистами. В качестве терапии подойдут и занятия, направленные на развитие мелкой моторики, например, сборка пазлов, конструктора, игры с кубиками, можно рисовать и лепить.
Родителям важно простимулировать у ребенка желание разговаривать. Для этого ему можно предложить воспроизвести звуки окружающей природы, например, помяукать, пожужжать, как шмель, погавкать, погудеть и т. п. Также можно читать книги, обыгрывать с помощью игрушек ситуации и сюжеты из любимых сказок, устроить подобие домашнего театра.
Дети с ЗРР нуждаются в поощрении. Родители должны поддерживать любые попытки разговора. Стимулировать речь нужно постоянно – и дома, и на прогулках.
Прогноз
Вовремя начатое лечение помогает избавиться от патологии, и дети к 5-7 годам развиваются, не отставая от своих сверстников. Если не лечить ЗРР, то у ребенка могут возникнуть осложнения.
Меры профилактики
Задержка речевого развития, как и многие другие заболевания, легче предотвращается, чем лечится. В качестве профилактических мер специалисты советуют:
- С раннего возраста учить малыша показывать свои желания и эмоции. Ребенок постоянно нуждается в контакте с родителями, им следует запастись терпением и отвечать на все вопросы, объяснять то, что непонятно.
- Нескорые врачи рекомендуют общаться с младенцем еще в период его эмбрионального развития, так как это благотворно повлияет на его речь и иммунитет в будущем, установит связь с матерью.
- Ребенку можно включать классическую музыку. Она оказывает положительное влияние на работу мозга.
- Также с малышом можно читать книги, рассматривать картинки, разучивать стихи, рисовать, заниматься лепкой из пластилина, играть с кинетическим песком.
- Будущей маме важно следить за течением беременности, посещать специалистов и сдавать анализы.
- В семье должны царить нормальные отношения, взаимопонимание и взаимоуважение. Всем домочадцам необходимо общаться с малышом.
- Проходить профилактические медосмотры, чтобы вовремя заметить проблемы со стороны слуха или зрения. На ранних этапах их можно устранить и не спровоцировать ЗРР.
- В двухлетнем возрасте малыша стоит показать логопеду.
Видео о задержке речевого развития
С информацией о ЗРР от известного кандидата психологических наук и научного руководителя Центра коррекционной и семейной психологии Сологуб Дарьи Сергеевны можно ознакомиться при просмотре следующего видеоролика:
Задержка речевого развития считается серьезным поводом для беспокойства. В данной ситуации не следует ориентироваться на чей-либо положительный опыт, заключающийся в том, что ребенок начал хорошо говорить только в четыре года и позднее. Родителям следует обратиться за консультацией к специалистам.
Источник
С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит стремительными темпами.
Развитие речи у ребенка – это процесс индивидуальный, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР).
Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.
Причины задержки речевого развития у детей
Нарушение речевого развития у детей часто связана с патологиями, возникшими во время беременности или родов.
Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:
- травмы матери во время беременности;
- вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
- внутриутробная гипоксия;
- состояние стресса у матери;
- наличие у матери инфекционных заболеваний;
- прием матерью некоторых видов лекарств.
Но наиболее опасным осложнением во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к клеткам головного мозга.
Также большое значение в формировании задержки речевого развития имеют:
- Наследственность — если у одного или обеих родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.
- Обстановка в семье — для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью, часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении или гиперопека.
- Заболевания с поражением зон речи в головном мозге или среднем и внутреннем ухе — менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.
Поэтому родителям нужно знать симптомы, которые свидетельствуют о нарушении слуха:
- 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
- 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
- 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
- 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
- 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
- 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
- 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
- 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
- 9 месяцев – не откликается на свое имя:
- 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
- 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.
Этапы речевого развития
В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:
- Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
- Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
- Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.
Признаки задержки речевого развития
Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:
- Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
- Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
- Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
- Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
- Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
- Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.
Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.
Диагностика и коррекция
При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят сначала проверку остроты слуха.
Далее определяют:
- Обследование понимания речи.
- Обследование мелкой и крупной моторики.
- Обследование органов артикуляции — осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий.
- Исследование словарного запаса.
- Обследование грамматического строя речи.
- Обследование фразовой речи.
- Обследование слоговой структуры слова.
Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.
Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.
Кроме того, необходимо:
- работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом);
- арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия;
- взаимодействие с домашними животными.
Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.
Источник
Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.
Что такое задержка развития и виды
Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:
- ЗРР – задержка речевого развития;
- ЗПРР – психоречевого;
- ЗПР – психического;
- ЗМР – моторного;
- ЗПМР – психомоторного.
В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.
Задержка речевого развития (ЗРР)
Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.
Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).
В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.
ЗРР может возникать в результате:
- поражения центральной нервной системы:
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
функция говорения, но и понимания речи другого человека);
- алалии – полное отсутствие или грубое
недоразвитие речи;
- дизартрии – неправильное произношение или
сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
- Развития функциональных нарушений в ее работе:
- заикание – частое повторение звуков, их
удлинение, постоянные остановки в речи;
- мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
сохраняется;
- судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
утрата речи.
- заикание – частое повторение звуков, их
- Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
- ринолалия – искажение многих звуков, что
обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
- механические дисплазии – изменения строения
органов, принимающих участие в произношении звуков.
- ринолалия – искажение многих звуков, что
Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:
- родовыми травмами разного рода;
- патологиями беременности;
- заболеваниями головного мозга, включая аномалии
развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли; - нарушениями слуха;
- травмами головы;
- нарушениями развития мышц лица и ротовой
полости.
Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.
Когда нужно обратиться к врачу
В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:
- отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
- не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
- возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
- ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
- активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
- в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.
При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.
Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.
Диагностика ЗРР
Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:
- оценку уровня речевого развития и степень
отклонения от нормы; - осмотр отоларинголога и проверку слуха у
сурдолога; - тесты, направленные на оценку степени понимания
речи; - психологические тесты и анализ характера
взаимодействия взрослых с ребенком; - КТ;
- МРТ;
- ЭЭГ;
- электромиографию;
- УЗИ с допплером головного мозга и пр.
Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.
Лечение ЗРР
Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.
Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:
- Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
- Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
- Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.
Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.
Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.
Задержка психомоторного развития (ЗПМР)
Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.
Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.
При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.
ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:
- ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
условии проведения грамотного лечения. - ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
ребенка. - ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.
Признаки
Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:
- апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
чувства голода или насыщения, усталость и т. д.; - слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
быстро угасать при многократном раздражающем воздействии; - отсутствие попыток поднимать голову при
переворачивании на живот.
При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу до