Что может уметь делать ребенок в 2 года
Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг |
Мальчик | 84-89 | 12-13,5 |
Девочка | 83-87,5 | 11,5-13 |
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- “Нет” занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Воспитание ребёнка — ответственное дело. Многие родители занимаются всесторонним развитием и обучением своего чада с раннего возраста. И это правильно. Следует учить малыша не всему подряд, а только тому, что посильно ему в его возрастной период. Чтобы двухлетний малыш полноценно развивался и в дальнейшем, родителям важно знать, что должен уметь ребёнок в 2 года.
Содержание статьи
Физические показатели
В два года ребёнок становится более самостоятельным. Он уже может ориентироваться в пространстве, у него улучшается координация движений. Малыш стремится узнавать новое и делать из этих знаний выводы. Вместе с педиатром родители следят за тем, как растёт он и набирает вес. Девочки в этом возрасте должны весить 9—14 кг и быть ростом 80—93 см, а мальчики — 83—94 см при весе 10—15 кг.
Если малыш не дотягивает до этих параметров или, наоборот, слишком высокий либо имеет большой вес, то следует обратиться к педиатру, эндокринологу, а в некоторых случаях и к неврологу. Только специалисты смогут определить, являются эти показатели отклонением от нормы или индивидуальной особенностью. С анатомической точки зрения считается нормальным, если:
- голова больше туловища;
- ноги короткие, но руки и туловище длинные;
- кости скелета мягкие;
- наблюдается выпячивание живота вперёд и прогибание спины назад.
Интенсивное развитие ребёнка в два года позволяет ему научиться определённым навыкам и приобрести нужные двигательные умения. Будет хорошо, если он:
приобретает осознанные и уверенные навыки ходьбы;
- двигается целенаправленно;
- подпрыгивает невысоко;
- перешагивает через препятствия, невысокие барьеры;
- пробегает небольшие дистанции;
- ходит по низкому бревну;
- поднимается по лестнице;
- ходит вперёд и назад;
- то шагает, то бежит;
- пинает мяч ногой;
- стоит на цыпочках;
- может рисовать, лепить (именно в два года можно познакомить его с ножницами, научить управляться с ними, вырезать фигурки по линиям);
- правильно держит карандаш, ложку, если научить;
- танцует под музыку.
Но координация движений ещё не настолько сильно развита, поэтому иногда малыш неповоротлив, падает или пытается удерживать равновесие с помощью расставленных рук.
«Возраст травмоопасный, поскольку малыш стремится познавать новое, но чувство опасности и страха у него ещё не развито.»
Речь в раннем детстве
Словарный запас двухлетнего малыша составляет примерно 50 слов. С возрастом он возрастает. Развитие речи в этот период индивидуально. Но доказано, что в многодетных семьях речь младших детей развивается интенсивно и она чище в звуковом оформлении. Это говорит о том, как важно разговаривать с ребёнком и заниматься с ним. Нельзя пытаться подражать речи малыша, сюсюкаясь с ним.
Малыш стремится повторять за взрослыми слова, поэтому при сюсюканье он будет искажать слова. Кто-то способен говорить стихи из двух-четырёх строчек, а кто-то лишь двухсложные слова. Дети в этом возрасте часто задают вопрос: «Что это?». Они выражают свои желания в словесной форме и выполняют любые поручения взрослых.
Ребёнок может глотать слоги в словах, переставлять их местами, добавлять новые, не выговаривать много звуков. До пяти лет это является нормой. С возрастом речь будет чище. Ребёнок понимает, что ему говорят, воспринимает короткие рассказы и сказки, различает антонимы, знает своё имя и имена близких людей, показывает на картинках знакомые предметы, общается простыми предложениями. Замечено, что мальчики начинают разговаривать позже девочек, а дети, которые ходят в детский садик, раньше своих сверстников, не посещающих дошкольное учреждение.
Мелкая моторика рук
Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Учёные установили, что центры в коре головного мозга, отвечающие за речь, находятся рядом с центрами, отвечающими за моторику. Хорошо развитая мелкая моторика стимулирует не только развитие речи, но и познавательных процессов. Вот что должен уметь ребёнок в два года:
нанизывать бусинки на нитку;
- рисовать вертикальные линии карандашом;
- переливать воду из кружки в кружку;
- расстёгивать и застёгивать молнию;
- перебирать мелкие предметы, раскладывать их по группам;
- строить из мокрого песка фигурки;
- сооружать башни из 6 предметов;
- вставлять фигурки определённых форм в подходящие для них отверстия.
«В раннем возрасте у малыша развивается леворукость или праворукость, поэтому уже можно определить его ведущую руку. Родителям нужно давать ребёнку свободу действий и движений, создавая условия для развития мелкой моторики.»
Познавательные навыки и умения
В двухлетнем возрасте интенсивно развиваются мышление, память, внимание и воображение, малыш стремится узнавать новое, подражать взрослому. Ему интересны все предметы и действия с ними. Итак, что должен знать ребёнок в 2 года:
- узнавать предметы по описанию и характеристикам, различать их по размеру, форме и т. д. ;
- показывать и называть знакомые предметы на картинке;
- знать и различать основные и некоторые оттеночные цвета, а также формы предметов;
- собирать пирамидку из 6 колец, матрёшку;
- группировать предметы по их основным признакам;
запоминать и повторять движения и слова в нужной последовательности, запоминать короткие стихотворения, песни, танцы;
- собирать разрезные картинки из 2—4 частей;
- знать, что такое «мало» и «много»;
- находить одинаковые предметы, узоры и рисунки;
- знать, что такое «вверху», «внизу», «слева», «справа»;
- отыскивать целый предмет по его части, подбирать тень к предмету;
- легко играть в прятки, в игры «Что пропало» и «Что нового появилось»;
- выстраивать сюжетную линию в игре, подбирать замещающие предметы, нужных персонажей;
- выполнять действия с предметами в логической последовательности.
«Ребёнок стремится повторять за взрослым, научиться чему-то новому. Он с энтузиазмом берётся за дело.»
Важно поддерживать эту инициативу, а не подавлять её, не ругать за ошибки, а показывать, как сделать правильно. Это отличный период, чтобы приучить кроху к труду. Малыш подражает взрослому, копирует его, поэтому родителям нужно быть внимательнее к себе.
Социально-эмоциональное развитие
В возрасте двух лет дети очень чутко чувствуют эмоции окружающих. Если рядом с ребёнком кто-то плачет или радуется, то и он засмеётся или устроит истерику, поэтому важно растить его в психологически комфортной обстановке. В этом случае малыш вырастет уравновешенным. Когда на глазах у ребёнка всё время ругаются, из него получится капризный и неуравновешенный невротик.
В два года важно начинать учить ребёнка правильно общаться с окружающими людьми, потому что он начинает тянуться к сверстникам. Важно расширять круг общения малыша. Он очень эмоционален, может окрашивать речь мимикой и жестами. Наступает время первых конфликтов со сверстниками.
В эмоциональном развитии у ребёнка появляется своё мнение, он начинает показывать характер, выражать эмоции, высказывать радость и недовольство. Имея привязанность к родителям, тянется к общению и с посторонними людьми. Двухлетние дети неусидчивы, они энергичны и непоседливы, поэтому не следует брать их на долгие мероприятия и в дальние поездки. Ребёнку сложно сидеть на одном месте более часа. Кроме того, для него важен режим дня.
В два года дети осознают свою гендерную принадлежность. Но девочки и мальчики по-разному чувствуют этот мир и по-своему проявляют эмоции. Так, девочка более спокойна и менее активна, она позитивно воспринимают похвалу и комплименты. Малышки стремятся носить платье. Они более усидчивы, имеют развитую речь и воображение.
Развитие мальчика в 2 года подчиняется другим законам. Малыши более активные и шустрые. Взрослый им интересен, если может поиграть с ними, научить чему-то новому. У мальчиков плохо развито воображение, но самостоятельность проявляется во многом. Они осознают, что должны быть похожими на папу и им не следует носить платье. Сколько бы лет ни было ребёнку, в любом возрасте он должен владеть определёнными навыками самообслуживания, например:
- правильно держать ложку, пить из чашки, есть и не пачкаться;
- умывать лицо, мыть руки;
- надевать носки, шапку, варежки;
- использовать носовой платок по назначению;
- проситься на горшок.
«Всё это малыш должен делать сам. Двухлетний ребёнок должен спать 2 часа днём и примерно 11 часов ночью.»
В его режиме дня должно быть время для прогулки, самостоятельных игр и совместных занятий со взрослым. Эти занятия могут проводиться как дома с родителями, так и в виде посещения кружков.
Игры для ребёнка
Для физического развития полезны игры и упражнения, которые помогут укрепить мышцы и кости ребёнка. Выполнять их можно как дома, так и на прогулке, например, сделать из бумаги речку или мостик. Ребёнок должен пройти по нему, не выходя за края отрезка. Подвижная игра «Собери урожай» развивает не только двигательную сферу, но и внимание, усидчивость, мыслительные процессы. Можно собрать в корзинку только кубики, а можно предложить малышу в одну корзинку положить фрукты, а в другую — овощи. Полезны упражнения «Изобрази животных», игры с мячом, приседания, прыжки, повороты.
Что нужно делать, чтобы мелкая моторика соответствовала возрасту? Подвижные и ловкие пальцы — это несложно. Подойдёт любой подручный материал:
Перебирание пуговиц, бусин, камешков, грецких орехов, фасоли и крупы.
- Рисование, лепка, аппликация. Используются как обычные краски и карандаши, так и пальчиковые.
- Специальная гимнастика для пальчиков. Все движения пальцев сопровождаются речью или стихотворным текстом.
- Упражнения с су-джок шариками.
- Развивающие игрушки: мозаики, кубики, вкладыши, шнуровки, бусы, объёмный конструктор.
Все родители хотят, чтобы их ребёнок правильно и красиво говорил. Для этого им нужно следить за своими словами, ведь малыш всё слышит и повторяет. Речь родителей должна быть правильной в звуковом и грамматическом оформлении. Следует чаще общаться с ребёнком, читать ему книжки, задавать вопросы по поводу прочитанного и увиденного по телевизору, учить короткие стихи и чистоговорки. По дороге домой можно понаблюдать за происходящим на улице, спросить, как ребёнок провёл день.
Полезна артикуляционная гимнастика. Она подготовит речевой аппарат к правильному и точному воспроизведению звуков, разовьёт точные координированные движения языка, губ и щёк. В качестве примера можно привести упражнение «Хомяк». Для его выполнения нужно предложить ребёнку надувать щеки, как хомяк. Упражнение «Вкусное варенье» — малыш облизывает по кругу верхнюю и нижнюю губу.
Занятия с ребёнком не должны превышать 15 минут, так как ему сложно долго концентрировать внимание. После этого нужно дать малышу отдохнуть, а потом можно поиграть снова. Игрушки должны быть яркими. Не стоит заставлять ребёнка, если он не хочет заниматься. Нужно его почаще хвалить, поскольку это создаёт ситуацию успеха. Ребёнок должен выполнять задания самостоятельно, только так он научится чему-то новому. Взрослым разрешается немного помочь ему в случае необходимости.
Как видно, своим закономерностям подчиняется развитие ребёнка в 2 года. Что должен уметь двухлетний малыш, подробно описано в любых книгах по детской психологии. Поводом для беспокойства должно стать, если малыш не тянется к общению с окружающими, не пытается подражать речи взрослых, не разговаривает или не реагирует на просьбы. В этих случаях ему требуется консультация педиатра, невролога, психолога и логопеда.
Источник наш сайт: https://vseposlerodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/rebyonok-v-2-goda
Источник