Что может помочь ребенку для развития мозга
От чего зависит гармоничное развитие мозга ребенка?
Отвечая на этот вопрос, ученые называют целый комплекс факторов — от характера питания и безопасности социальной среды до перенесенных в младенчестве заболеваний и полученных травм. Огромное значение имеет, конечно, и протекание беременности.
Вообще говоря, заботу о здоровье мозга ребенка следует начинать еще на этапе планирования. Именно для того, чтобы предупредить возможные нарушения его — мозга — развития, врачи назначают будущим мамам фолиевую кислоту (принимать ее нужно еще до зачатия и продолжать после наступления беременности) и профилактические прививки: от гриппа, коклюша, краснухи. А также рекомендуют отказаться от курения и употребления алкоголя.
Как питание связано с развитием мозга?
Кажется, что постулат о важности полноценного питания ребенка усвоен всеми современными родителями. Но что за ним стоит? Как вообще питание связано с мозгом? А вот как: оказывается, развитие мозга может нарушиться, если ребенок недополучает необходимых питательных веществ. В результате мы можем столкнуться с неполноценным развитием оболочки нервных волокон (миелина) и/или недостаточным размером самого мозга.
Конечно, мы помним, что интеллектуальный потенциал зависит не только от размеров головного мозга. Но если размеры уменьшены из-за недоедания, это может привести к снижению способности ребенка усваивать знания и адекватно общаться.
При недостаточном поступлении питательных веществ рост головного мозга плода и новорожденного замедляется. А это имеет долгосрочные последствия: отрицательно сказывается на поведении ребенка, в том числе на его доброжелательности. Вот настолько еда связана с развитием мозга!
Впрочем, не пугайтесь: если кормящая мать и ее ребенок не находятся в условиях голодания — будь то по социальным причинам или же в силу какой-либо противоестественной диеты — вероятность дефицита массы головного мозга младенца минимальна.
Что происходит с мозгом ребенка во время и после беременности?
Как питательные вещества попадают в организм плода во время беременности? При попадании в желудок будущей мамы, пища под воздействием ферментов начинает распадаться до мельчайших частиц, которые всасываются ворсинками кишечника и попадают в кровь беременной женщины. Поскольку у матери и плода единый кровоток, то полезные вещества получает и организм плода. Поэтому так важно во время беременности включать в свой рацион сезонные овощи и фрукты, птицу, говядину, орехи и продукты с содержанием цельнозерновой муки. Добавьте во время беременности в свой ежедневный рацион 10-12 лишних граммов белка — например, в виде нежирного творога, сыра, молочнокислых продуктов, — и протеины станут “кирпичиками” для построения новых клеток формирующегося тела плода.
И если белки совершенно точно нужны и будущем ребенку, и матери, то такая важная составляющая здорового питания, как полиненасыщенные жирные кислоты, во время беременности необходимы главным образом женщине. Дело в том, что во время беременности они не оказывают существенного влияния на мозг плода и его будущий интеллектуальный потенциал, зато позволяют повысить эластичность родовых путей, что будет актуально во время родов.
Как питание влияет на мозг ребенка до шести месяцев?
Постарайтесь наладить грудное вскармливание — это оптимальный способ получения всех необходимых питательных веществ для младенца. К тому же у детей на грудном вскармливании более интенсивно происходят процессы формирования белого вещества головного мозга. Возможно, этому способствуют липиды грудного молока — арахидоновая (ARA) и докозагексаеновая (DHA) жирные кислоты. Они активно участвуют в раннем развитии нервной системы, образовании миелина (основного компонента белого вещества мозга) и формировании связей между нейронами.
Однако если грудное вскармливание невозможно, паниковать не нужно. Потребность ребенка (и его мозга!) в жирных кислотах можно удовлетворить с помощью заменителей грудного молока. Выбирая смесь, обратите внимание на те, что обогащены жирными кислотами. Чем больше длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ищите на упаковке надписи ARA и DHA) в рационе ребенка, тем лучше: они благотворно влияют на развитие нервной системы и функций всего организма в целом.
Чем кормить ребенка, чтобы его мозг хорошо развивался?
Специалисты рекомендуют начинать давать малышу продукты прикорма (то есть новые виды пищи, кроме грудного молока и детской смеси), когда ему исполнится шесть месяцев. Это важно не только потому, что ребенку необходимо расти и набирать здоровый вес, но и для развития мозга: протеины, ненасыщенные жиры, углеводы, макро- и микроэлементы — нервные клетки используют все эти составляющие для своей функциональной активности и в качестве строительного материала.
Как понять, что пора вводить прикорм? Как правило, начинать можно тогда, когда малыш демонстрирует комплекс следующих навыков:
- сидит практически без поддержки;
- хорошо контролирует положение головы;
- проявляет пищевой интерес, то есть открывает рот и наклоняется вперед, когда ему предлагают еду.
Существует множество схем введения прикорма, но классические рекомендации звучат так: стартовать следует с монокомпонентных каш или овощей. К семи-восьми месяцам рацион можно разнообразить: помимо овощей и злаковых каш предлагайте малышу мясо (или другие белки), фрукты, овощи, йогурты, сыр. Присмотритесь к новым видам каш — многокомпонентным: в них содержится достаточное количество ингредиентов, способствующих развитию головного мозга.
Несмотря на то, что рыба и зелень не самые любимые детьми продукты, все-таки следует постараться приучить к ним ребенка. Не только потому, что это поможет расширить меню и установить здоровые пищевые привычки. В рыбе и зелени содержатся фолиевая кислота и полиненасыщенные жирные кислоты, которые являются физическим фундаментом для формирования интеллекта.
Обратите внимание на растительное масло: если жирные кислоты из оливкового пойдут прямо к клеточкам мозга для их качественной работы, то компоненты подсолнечного масла могут быть задействованы в воспалительных процессах, которых хотелось бы избежать.
Что такое стимулирующая среда и при чем тут детский мозг?
Результаты многолетних исследований показывают: на первом году жизни на развитие головного мозга может воздействовать и социальное окружение ребенка. Под ее влиянием формируется такое свойство мозга, как нейронная пластичность — способность физически изменяться в ответ на приобретаемый опыт. Чем больше внимания и заботы получает ребенок, тем более цельной личностью он растет и тем лучше развивается его мозг. Напротив, недоедание и жестокое обращение в детстве на протяжении всей жизни снижают активность гена, защищающего головной мозг от воздействия гормонов стресса.
Что нужно сделать, чтобы создать вокруг ребенка правильную среду? Вот ее основные компоненты:
- родительское внимание — зрительный контакт и ощущение безопасности способствуют формированию новых связей между нейронами мозга, которые позже будут задействованы в процессе обучения и установления контактов с новыми людьми;
- общение с семьей — это первый опыт общения ребенка; если он положительный, то ребенок привыкает генерировать положительные эмоции, формирует позитивный эмоциональный интеллект; в свою очередь отрицательные эмоции, которые ребенок испытывает, если на него кричат, подвергают эмоциональному и физическому насилию, делают ребенка замкнутым, закрытым для новых знаний и реализации своего потенциала;
- игры и общение — у ребенка должна быть возможность рассматривать картинки и предметы, слышать разнообразные звуки и речь, прикасаться к разным вещам; это стимулирует различные анализаторы, вовлекает в активное функционирование те или иные отделы коры головного мозга.
Как видите, развитие мозга ребенка — это комплексный процесс, который мы с вами можем контролировать, выполняя самые базовые родительские действия: кормить, заботиться, следить за здоровьем и создавать питающую среду. Это несложно, зато сколько пользы! А чтобы разбираться в вопросе еще лучше, читайте рекомендации на сайте #ПищаДляУма.
Источник
Учителя бьют тревогу: школьники не могут сконцентрироваться, плохо запоминают информацию, не воспринимают длинные тексты, не вникают в суть. Всему виной так называемое клиповое мышление, которое диагностируют у 80% учеников.
Наш мозг очень пластичен, и его нужно развивать. Начинать лучше с маленького возраста и совсем несложных упражнений с игровой механикой. Этого можно достичь, приобщая малыша к выполнению повседневных действий. Когда ребенок получает разный жизненный опыт и выполняет разные действия, его мозг развивается. А подключая осязание, обоняние, зрение, слух, память и вкус мы еще больше способствуем этому.
Раскрывай способности ребенка. Разблокируй мозг. Используй скрытые резервы!
Если ты хочешь развить аналитическое мышление, внимательность и способность к концентрации, внедряй эти советы. Они будут полезны не только детям, но и взрослым.
1 Вводи новые правила
Чтобы развивать и тренировать мозг, желательно делать каждый день что-то новое, не так, как привыкли. Попробуй предложить малышу чистить зубы, есть, рисовать, писать, печатать или ловить мяч другой рукой. Это упражнение поможет мозгу вырабатывать новые нейронные связи. Он начнет задействовать больше ресурсов и использовать максимум потенциала.
С рождения у большинства людей одна часть мозга является ведущей. Просто обычная замена руки поможет развить вторую часть мозга. Все прогрессивные страны уже отметили пользу писать левой рукой: развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за обработку невербальной информации, пространственную ориентацию, воображение, эмоциональный интеллект. Ученые выяснили, что человек, который умеет писать обеими руками, — творческий и находчивый.
Своему ребенку это испытание преподнеси как игру. За усердие малыша можно наградить небольшим подарком.
2 Больше играй
Играй с ребенком за завтраком, обедом, или ужином, параллельно тренируя обонятельную и вкусовую память. Пусть малыш закроет глаза, а ты дашь ему кусочек яблока, моркови, ложечку пюре или каши. Сначала пусть он попробует распознать запах, а потом вкус. Обычно такое упражнение детки воспринимают на «ура».
3 Тренируй память
В любую свободную минуту помогай малышу тренировать память и внимательность. Возьми какой-нибудь предмет и положи его перед ребенком. Попроси запомнить детали и закрыть глаза. Пусть он опишет предмет.
Начинай с простого, например, ручки. Постепенно усложняй задачу. Покажи маленькому исследователю куклу, затем убери ее. Задавай уточняющие вопросы. Спроси, например, какого цвета глаза, что надето на куклу, есть ли у нее бантик.
4 Используй игру «На что похоже?»
Развивай ассоциативное мышление у ребенка при помощи игры «На что похоже?». Возьми любой предмет и предложи малышу подобрать как можно больше ассоциаций к нему.
Например, ручка может быть похожа на волшебную палочку, ракету, градусник.
5 Используй игру «Что изменилось?»
Как помочь развить внимание? В этом поможет игра «Что изменилось?». Разложи пять-десять игрушек и предложи ребенку запомнить их расположение. Затем пусть малыш закроет глаза, а ты должна поменять предметы местами. Что-то убирать или заменить. Ребенку нужно найти все изменения.
В эту игру можно играть дома или на прогулке. Каждый день искать, что изменилось в комнате, во дворе, по дороге. Это поможет развить не только внимание, но и память, а также пространственную ориентацию.
6 Развивай мелкую моторику
Это хорошо известно, но мы повторим. Потому что это действительно важно! Каждый день лепите с ребенком, собирайте конструктор, делайте пальчиковые игры.
Это помогает не только подготовить руку к письму, но и способствует развитию речевых центров.
7 Используй игру «В прошлой жизни»
Помогает развить воображение и мышление. Задача ребенка — определить, чем предмет был в прошлой жизни. Например, стул был деревом, дождь был тучей, бабочка — гусеницей.
8 Проси ребенка делать что-то двумя руками
Для развития межполушарного взаимодействия — основы интеллекта — очень полезно выполнять различные действия двумя руками одновременно.
Например, пусть ребенок попробует нарисовать одной рукой круг, а другой треугольник. Одной рукой — домик, другой — солнышко. Одной рукой мнет тесто, второй раскатывает. Это достаточно сложное, но веселое упражнение.
9 Используй игру «Проверка слуха»
Для развития слуховой памяти полезно слушать звуки с закрытыми глазами. Попробуй предложить малышу услышать и определить звуки в комнате или на улице. Можно, к примеру, использовать записи звуков природы.
10 Задействуй фотографическую память
Разложи на столе мелкие предметы: игрушки, пуговицы, спички. Начинай с пяти-семи предметов. Покажи их ребенку на одну секунду, затем закрой листом бумаги или платком. Ребенок должен вспомнить, сколько предметов было.
Если малыш называет без ошибок, количество предметов можно постепенно увеличить. В эту игру интересно играть и на прогулке: смотрим на витрину магазина, закрываем глаза и называем предметы.
11 Выбирай правильные книги
Если ты будешь внедрять эти простые упражнения в ежедневную жизнь, то уже скоро заметишь результаты. Ребенок станет более внимательным и усидчивым, будет лучше запоминать и быстрее соображать.
Еще больше развить ребенка в игровой форме помогут полезные книги, которые стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.
Рано или поздно все родители задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Некоторые ставят задачу более категорично: как заставить ребенка читать. Это зачастую принимает формы монотонной автоматизации навыка или даже наказания. Но это ошибочная тактика, которая мало что дает! Секрет успеха в развитии скоромышления и положительной мотивации. В этой книге ты найдешь авторскую систему игровых заданий, которые улучшат технику чтения и заложат прочные основы для навыка скорочтения. Опытный педагог и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения. Для младшего школьного возраста.
Развивающая методика Gakken пользуется популярностью в Японии и во всем мире. На ее основе строится обучение в японских государственных детских садах. Тетради развивают у детей логическое мышление, творческий подход в решении задач, способность к критическому мышлению. Стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.
Эксперт
Нейропсихолог, педагог, тренер, автор 9 книг по развитию памяти и скорочтению издательства АСТ. Имеет опыт преподавания более 26 лет, руководит центром интеллектуальных технологий «Эйдос»
Источник
Нет такой матери, которая бы не хотела, чтобы ее чадо приносило из школы только положительные отметки. Но для успешной учебы ребенку необходимо обладать хорошим вниманием и памятью, и если с этими показателями имеются проблемы, о хорошей успеваемости говорить не приходится. Помочь решить эти проблемы могут специальные лекарственные средства.
Препараты для концентрации внимания у детей называются ноотропами. Они позволяют в несколько раз улучшить интеллектуальную деятельность ребенка, активизировать его познавательные функции, улучшить кровоснабжение головного мозга. Лекарства для улучшения внимания и памяти могут значительно уменьшить имеющиеся расстройства этих показателей умственной деятельности, но они неспособны сделать так, чтобы их уровень превысил норму, данную ребенку от природы.
Причины снижения внимания у детей и подростков
Главная причина расстройств мозговой деятельности у детей и подростков — недостаточное снабжение головного мозга кровью, несущей кислород и питательные вещества. Это может быть связано с постоянным стрессом, внутренним конфликтом или страхом. Если в основе нарушений лежат психологические проблемы, то в комплексе с медикаментозным лечением показано посещение детского психолога или психиатра.
Также к снижению концентрации внимания и памяти приводит неправильное питание — употребление напитков, обладающих тонизирующим эффектом (Кола, Пепси, кофе) и переедание. Чтобы переварить избыточное количество пищи, желудку и кишечнику требуется большой прилив крови. Тогда от недостатка крови начинают страдать остальные органы и системы, и особенно губительно это сказывается на нервной системе ребенка.
Лекарственные средства для улучшения внимания у детей и подростков
Детям и подросткам в процессе обучения требуется усиленная концентрация внимания, а потому они больше подвержены умственным перегрузкам. Ноотропные препараты улучшают кровообращение и обмен веществ в клетках головного мозга, активизируют мыслительные процессы и способствуют хорошей учебе.
Современная медицина предлагает большое количество средств, позволяющих стимулировать работу нервной системы школьников. Лекарства для улучшения мозговой деятельности отпускаются без рецепта, но приниматься они должны строго по назначению врача-невролога или психиатра. Их бесконтрольный прием, тем более у детей, может быть опасен.
Основные препараты для улучшения памяти и внимания:
- Глицин — ноотропный препарат, повышает работоспособность, нормализует сон, обладает седативным эффектом, улучшает умственные способности, активизирует процессы защитного торможения в ЦНС. Форма выпуска — таблетки, рассасывающиеся под языком до полного растворения.
- Пирацетам — оказывает положительное воздействие на обменные процессы в мозге, способствует лучшему усвоению учебного материала. Но при наличии в анамнезе индивидуальной непереносимости или почечной недостаточности препарат противопоказан. Форма выпуска — таблетки и капсулы.
- Биотредин. Препарат содержит витамин В6 и треонин — вещества, оказывающие положительное влияние на нервную систему. Средство активизирует когнитивные функции мозга, обладает успокаивающим эффектом, способствует улучшению памяти и внимания подростков. Форма выпуска — таблетки.
- Фенибут — ноотропное средство, стимулирующее приток крови к мозгу, снижающее тонус его сосудов. При применении этого лекарства по назначению врача значительно улучшается умственная работоспособность, активизируется память и способность к запоминанию больших объемов информации. Средство выпускается в форме таблеток.
- Аминалон — препарат гамма-аминомасляной кислоты. Восстанавливает обмен веществ в головном мозге, улучшает переработку глюкозы, выводит токсины. Показан при нарушениях работы нервной системы, для активации мыслительной деятельности. Фора выпуска — таблетки.
- Пантогам — ноотропный препарат, содержащий в качестве действующего вещества гамма-аминомасляную кислоту. Показан при психоэмоциональных перегрузках, расстройствах внимания и памяти, для активации интеллектуальной деятельности, снятия нервного напряжения. Форма выпуска — сироп, таблетки и капсулы.
- Тенотен — гомеопатический препарат, улучшает питание клеток детского мозга, ускоряет созревание нервной системы ребенка, способствует активации мозговых процессов. Выпускается в форме таблеток.
- Нобен — средство на основе коэнзима Q10. В результате приема возрастает концентрация этого вещества в клетках головного мозга, активизируется память и процессы запоминания информации. Форма выпуска — капсулы.
- Билобил (аналоги — Танакан, Билоба и другие) — лекарство на основе экстракта растения гинкго билоба. Нормализует тонус мелких сосудов головного мозга, стимулирует работу нервной системы, обладает незначительным успокаивающим эффектом. Средство выпускается в форме таблеток.
- Интеллан — снимает нервное напряжение, эффективен при умственных перегрузках. Форма выпуска — сироп и таблетки.
- Фезам — показан при нарушениях мыслительной функции, снижении памяти и концентрации внимания, а также при отставании в интеллектуальном развитии. Средство устраняет раздражительность, способствует лучшей обучаемости. Форма выпуска — капсулы.
Нужно помнить, что одного медикаментозного лечения расстройств работы мозга будет недостаточно. Развивать интеллектуальные функции можно любыми доступными средствами — заучиванием наизусть, чтением, различными развивающими играми. Кроме того, ребенку необходимы забота и поддержка родителей. Только в случае соблюдения всех этих условий можно за достаточно короткий срок добиться прекрасных результатов.
Автор статьи: Лаухина Екатерина
Загрузка…
Источник