Что как почему для развития ребенка
«Почему?», «Почему?», «ПОЧЕМУ ???». Бесчисленным количеством «почему» дети испытывают терпение взрослых.
Но спрашивать «почему» — это для них одна из самых важных стратегий, которую они используют для общения со своими родителями и таким образом, знакомятся с окружающим миром.
Хотя на первый взгляд вопрос кажется простым, но это не совсем так. «Почему» имеет разные значения для детей разных возрастов, мотивация которых, может быть очень различной.
Во многих случаях слово «почему» для них означает: «Это интересно! Давай разберемся в этом вместе, помоги разобраться, мне не понятно и т.д.»
Наиболее эффективный ответ взрослого для детей разного возраста и ситуаций довольно прост: «Это хороший вопрос. А почему ты так думаешь?»
Для маленьких детей, которые еще плохо говорят, «почему» может быть первым и единственным вопросом, который они способны сформировать.
Вопросы «почему?» дают нам понимание того, о чем думают наши дети.
Конечно, двух- и трехлетние дети хотят получить ответы. «Почему небо голубое?» «Почему птицы поют?» «Почему я должен идти спать?»
Однако, «только факты» могут удовлетворить любопытство ребенка.
Не бывает наверное таких родителей, которые не испытывали мучительного опыта подробного объяснения своему ребенку, только лишь для того, чтобы ребенок опять ответил «Ну почему?».
Но отчаиваться не нужно, потому что выход из таких «почемучек» есть:
1. Надо быть внимательным к ребенку, когда он спрашивает «почему», в зависимости от той темы, которой он интересуется, необходимо задать встречный вопрос, то есть проявить внимательность к той проблеме, о которой ребенок спрашивает.
- Когнитивные навыки быстро развиваются в детстве.
- «Почему» — это то, как дети узнают, как устроен мир. С точки зрения ребенка, новые открытия — это чистое наслаждение и основа, на которой происходит все обучение.
- Отвечая на вопросы детей родители дают основную информацию, принимают активное участие в процессе открытия детьми чего-то нового — это шанс войти в их мир. Это способствует развитию навыков критического мышления, общению и связям с родителями. Для ребенка очень важно, что мама или папа искренне интересуются тем, что он или она говорит. «Как ты думаешь, почему зимой так холодно?» «Почему ты думаешь, что динозавры вымерли? – А ты как думаешь почему это можно, а это нельзя?».
2. В следующий раз, когда ребенок спросит «ПОЧЕМУ ???», направьте вопрос обратно на него. Внимательно выслушайте его, а затем применяйте следующую стратегию:
- — Мозговой штурм. Призывайте детей свободно высказывать свои объяснения, не опасаясь вашей негативной реакции. При мозговом штурме все объяснения приемлемы.
- Ребенок:
«Почему люди спят?» - Взрослый:
«Давай рассмотрим несколько вариантов». - Взаимодействие ребенка и взрослого:
«Потому что они чувствуют усталость.
«Чтобы их телам необходим отдых».
«Чтобы мозг мог отдохнуть». «
Потому что держать глаза все-время открытыми неудобно».
«Они не будут капризничать!» - — Оцените идеи. Помогите детям научиться разбираться в своих вопросах и находить способы и решения на них.
- Взрослый:
«Что мы уже знаем о сне?»
«Есть ли в доме какие-нибудь книги, которые могут говорить о сне?»
«Где еще мы можем найти информацию? спать? - — Помогите детям найти ответы на свои вопросы. Показывайте детям, как использовать учебные ресурсы, где содержаться познавательная информация, — это навык, который будет полезен ребенку до конца жизни. Ребенок вырастет любознательным и сможет найти выход из ситуации. Но сначала помогайте ему.
- Взрослый: «Давайте посмотрим« сон »в энциклопедии». «Может нам сходить в библиотеку и поискать что-нибудь о сне.» «Может, посмотрим в Интернете».
- — Поощряйте ребенка не будьте безразличны к его интересам. Иногда дети используют вопросы, чтобы понять ту проблему, которая его беспокоит. Например, если над ребенком издеваются в школе, вопрос может заключаться в том, как ему попросить у вас помощи, как ему все вам рассказать. может
- Ребенок :
«Почему дети должны ходить в школу?» - Взрослый :
«Давай поговорим об этом». «
Вы задаете вопросы, почему все должны ходить в школу».
«Как ты относишься к своей школе?»
«Есть ли что-то, что беспокоит тебя в школе?» - Значимый диалог и открытое изучение детских «почему» (а также «что такое» и «как!» Тоже) помогут развить навыки мышления вашего малыша, интеллекта и он научиться решать проблемы творческим путем.
Не менее важно, что такое общение способствует развитию теплых отношений с родителями и детьми!
Понравилась статья? Спасибо. Будем рады вашим комментариям
Источник
Чем раньше ребёнок учится делать обдуманный взвешенный выбор, тем устойчивей его самооценка, он реже попадает в трудные ситуации, но даже в них сохраняет уверенность и спокойствие.
Ребёнок реально мало что может что-то для себя решить всерьёз, даже чисто физически. В силу неразвитости нервной системы у него очень мало ресурсов, чтобы принимать решения. Но всё равно, именно ребёнок осваивает основы умения принимать решения — взрослый не может сделать это за него. Поэтому важно, чтобы маленькие дети были успешными в принятии решений.
В этой статье расскажем, как взрослые могут помочь ребёнку научиться принимать решения с раннего детства.
Фото с www.quo.es
Дайте ребёнку возможность делать посильный выбор
Конечно, не нужно предлагать трёхлетке решать, хочет ли он пойти в садик или не хочет. Ему и психологически сложно принять это решение, и вы не можете принять вариант «Не хочу!». Но в рамках более простых выборов, более предметных — выбор малышу по силам.
Чем ребёнок младше, тем ему должно быть виднее, из чего он выбирает. Взрослые могут выбирать из каких-то умозрительных вещей, ребёнок же мало что может себе представить. Поэтому первоначально его выборы должны находится внутри ситуации и быть наглядными.
— Ты наденешь эту шапку или эту?
— Что покупаем: машинку или конструктор?
— Что будешь есть: кашу или творог?
Начинать следует всегда с двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок может ещё не разговаривать, но сумеет показать — к чему потянулся, то и выбирает.
Эти простые выборы в раннем детстве — основа для принятия гораздо более серьёзных решений в последующей жизни. Именно они запускают и развивают психологические механизмы. И если такое начало положено, то в более взрослом возрасте мы получаем человека, который умеет принимать классные решения.
Предоставьте опыт конструктивного неодобрения и одобрения
Если мы будем часто ребёнка ругать, то он будет бояться брать на себя ответственность. Когда малыш не знает, поругают его или не поругают, если он сталкивается с необоснованной критикой, то есть большая вероятность появления страха совершить ошибки и принять неправильное решение.
Если же ребёнка часто неконструктивно хвалят и говорят, что он молодец, то он будет сильно ориентироваться на внешнюю оценку и стараться угадать правильный ответ вместо того, чтобы принимать решение.
На тенденцию угадывать правильный ответ влияет и псевдовыбор. Это когда родитель задаёт вопросы ребёнку, но на самом деле показывает, что есть желательный и нежелательный выбор. И в этом случае мы учим ребёнка не выбирать, а угадывать правильные ответы. И это очень плохая услуга. Потому что он начинает искренне считать, что процесс принятия решений и выбора состоит из того, чтобы найти вышестоящего (учителя, руководителя), угадать то, что ему понравится и сделать так, как возможно (!) хочет другой человек. Научить ребёнка такому угадыванию — не очень хорошая услуга.
Любое общение с ребёнком должно быть конструктивным и уважительным. То же касается критики и похвалы: описывайте действия ребёнка, не трогая его личность; показывайте своё отношение к поступку.
— Я вижу, что ты помыл посуду и посуда чистая.
— Я вижу, что ты мыл посуду и та, которая не разбилась — чистая. Ещё вижу, что несколько тарелок разбилось и на полу острые осколки. Давай уберём их вместе (или — я уберу). Давай подумаем, как в следующий раз разбить меньше тарелок.
— О! Ты поставил тарелки, разложил ложки и вилки. Здорово! Всё готово для ужина. Можно звать папу.
Выражение одобрения с выделением сильных сторон учит ребёнка хорошо относиться к себе, не бояться действовать, а понимать: «Я могу действовать и мои решения могут оказаться хорошими».
А если не окажутся хорошими, то у него есть поддерживающий взрослый, с которым ребёнок может это обсудить, который поможет найти варианты, как можно поступить в будущем. Так любые ошибки превращаются в повод становиться лучше.
Когда ошибки — повод напасть на личность: «Откуда у тебя только руки растут!», «Ну что ты за бестолочь такая!», то ребёнок будет бояться настолько, что предпочтёт позицию: кто ничего не делает, тот не ошибается.
Позвольте ребёнку учиться на ошибках
В подготовленной среде мы окружаем ребёнка тем, что соответствует его возрасту и потребностям. Поэтому ребёнок находится в ситуации успеха большую часть времени: он окружён возможностями для каких-то посильных действий и выборов, и у него всё получается.
Если же не получается, то среда помогает заметить и исправить ошибку. И это тоже ситуация успеха — я понял, что что-то не так, начал искать, как поменять действия, чтобы получилось. Если я сам контролирую ошибки, то учусь их понимать, менять решения и пробовать сделать иначе.
Например, ребёнок пошёл на горшок, но не дошёл и намочил штаны. Казалось бы, ситуация неуспеха. Но он идёт переодеваться, надевает сухую одежду, убирает грязную в корзину и всё равно оказывается в ситуации успеха — успешно переоделся, укрепил навык самостоятельного одевания.
Наливал воду, разлил — взял губку и вытер.
Рассыпал песок мимо стола — взял совок с щёткой и подмёл.
Подготовленная среда помогает детям не бояться ошибок: ошибка — это просто информация, что можно принять другое решение и попробовать сделать иначе.
Дайте возможность заниматься тем, что нравится
Даже несмотря на благоприятность условий, есть дети, которые по природе очень чувствительны к неудачам. И они могут раздражаться на то, что с первого раза не получается.
Но и в этом случае помогает подготовленное пространство: ребёнок может оставить занятие и найти другое, которое ему по силам. Он будет этим заниматься столько, чтобы прийти в доброжелательное расположение, и тогда снова попробует сделать то, что не получается. Этот круг ребёнок может пройти несколько раз, но рано или поздно он преуспеет.
Это большое преимущество, которого нет в традиционной системе. Там если делают, то все вместе: лепят, клеят, читают. А один конкретный ребёнок не может вовлечься: у него что-то не получилось, он расстроен и вынужден оставаться в этой ситуации. Либо скучать, либо терпеть. От этого много недовольства, приходится ждать, когда это всё закончится. Ребёнок застревает в том, что не получилось, вместо того, чтобы заняться тем, что получается.
Устанавливайте чёткие правила
Правила помогают самостоятельно принимать решения. Когда ребёнок чётко знает, что нельзя и понимает, почему нельзя, он получает свободу принимать решения в рамках этих границ.
Когда правила нечёткие, малышу легко запутаться: сегодня можно подольше поиграть и пойти спать не в 9, а в 10; сегодня можно посмотреть мультфильм за едой, хотя вчера было нельзя; бабушка даёт мне дали конфету до обеда, а мама не даёт. Ребёнок всё время должен угадывать: в каком настроении родители, что получится сделать, а что нет.
Когда правила чёткие, ребёнок всегда знает, из чего он может выбирать: решить, чем заняться перед сном: поиграть в машинки или порисовать; съесть суп или котлету; потратить время на интересную игру, а не пытаться выпросить конфету у мамы. В рамках ребёнок всегда может выбрать то, что находится внутри этих правил.
Если малыш понял правила, то реже сталкивается с негативом в свой адрес: хотел как лучше, а получилось как всегда.
Например, ребёнок видел, как мама пересаживала растения и решил в её отсутствие сделать то же самое. В результате повредил корни, раскидал землю, а один цветок так и вообще сломал. Если же ребёнку заранее объяснили, как ухаживать за растениями, то такой ситуации не произойдёт. Он знает, что может полить цветок, побрызгать на него из пульверизатора, протереть листья.
Дети очень хотят помогать родителям. И если им показали, как можно действовать, то они не попадают впросак и могут дальше проявлять инициативу и предлагать свои решения. А если оказывается, что мир вокруг непредсказуем, то они быстро теряют инициативу и не будут уметь и любить принимать решения, так как инициатива была наказуема в их детстве.
Чёткие правила доступны для понимания. Одно дело, когда ребёнку непонятно, почему что-то запретили или разрешили. Другое — когда ребёнок понимает для чего накладывает на себя ограничения.
Например, когда у него есть свои вещи и требования не трогать чужие, то он понимает концепцию частной собственности (это доступно уже на втором году жизни) и когда это работает в обе стороны одинаково честно, то ребёнок понимает, что нужно самому уважительно относиться к чужому. Естественно, малыш, не формулирует так. Но ему хорошо от того, что он не трогает чужое, и никто трогает его вещи.
Это касается любых правил. Если они обеспечивают конструктивное сотрудничество со сверстниками или взрослыми, то малыш понимает, зачем эти правила нужны и соблюдает не когда заставили, а всегда. И в этом случае ребёнок снова свободнее в принятии решений, так как есть понимание того, зачем вообще правила нужны.
Анна Федосова — психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам воспитания и развития детей
Статьи по теме:
Как хвалить детей
5 причин перестать говорить «Молодец!»
Как устанавливать правила ребёнку, чтобы не испортить с ним отношения
Выстраивание границ с ребёнком в Монтессори-стиле
Источник
В некоторых своих постах я писала о том, что очень важно стимулировать у ребёнка интерес к рисованию и раскрашиванию. В комментариях к этим постам я столкнулась с тем, что некоторые родители не понимают зачем ребёнку давать карандаш и фломастер, аргументируя это тем, что если ребёнок не любит, то зачем ему это навязывать — пусть занимается чем-нибудь другим.
На самом деле я очень понимаю этих комментаторов. Дети с неврологией, особенно те, у кого речевые проблемы, часто имеют слабые руки. Они берут карандаш и даже нажать на него толком не могут. Когда дело доходит до раскрашивания, ребёнок машет карандашом туда-сюда, плохо контролируя его направление и систематически вылезая за границы и дальше. Энтузиазма хватает тоже ненадолго — через 3-5 минут начинается нудение «устал/не хочу».
Конечно, насмотришься на это «великолепие» и думаешь: «Да зачем оно надо? Полно других мелкомоторных занятий — вот пусть ими и занимается!«.
В случае слабых, неслушающихся рук как раз отступать нельзя, ведь очевидно, что у ребёнка именно здесь «пробел» в плане развития и контроля со стороны нервной системы. Наладим это умение — получим ускорение развития, ведь чтобы его сформировать, мозгу понадобится построить новые нейронные связи.
Отступить можно только в одном случае: вы видите, что ребёнок нормально раскрашивает, более-менее нормально справляется с прописями, но действительно не особо любит это занятие.
Несмотря на то, что для ребенка это всё тяжело и сложно, развить все эти умения вполне реально. Вот, например, наши раскраски (слева — уровень умения сейчас, справа — 2 года назад).
из личного архива
Какое влияние на развитие ребёнка оказывают раскраски, рисование и прописи?
Все эти занятия относятся к группе графомоторных навыков. На самом деле их влияние сложно переоценить — настолько они полезны.
Во время работы с карандашом работают такие зоны мозга:
Двигательная область — та самая область, отвечающая за мелкую моторику и находящаяся в непосредственной близости от речевой области. Отвечает за тонкую координацию и точность движений, регулировку силы нажима;
Речевая область — активируется из-за активности двигательной. В дошкольном возрасте особенно сильно задействуется, когда ребёнок начинает писать печатными буквами и делать графические диктанты. Думаю, всем и так понятно, за что она отвечает ????;
Зрительное внимание — без внимания рисунки и прописи не получатся красивыми и точными, поэтому ребёнку приходится его от души напрягать;
Развитие эмоциональной сферы и мышления — в рисунках ребёнок может графически «высказаться» на волнующие его темы, даже если имеет проблемы с речью. Это помогает ему переварить новые эмоции и вопросы. Также, для создания рисунка требуется вызывать образ из памяти и удерживать его в голове в процессе рисования — это способствует развитию образного мышления.
Пространственное восприятие и представление — зрительный анализ предмета (размер, положение, цвет, форма), способность точно воспроизвести его на бумаге. Ориентация на листе и в пространстве (право-лево, вверх-вниз).
Самое важное здесь то, что при рисовании, раскрашивании и особенно при письме все эти области задействуются и работают одновременно! Это стимулирует развитие и разрастание нейронов во всех отделах мозга. Чем точнее движения показывает ребёнок, тем слаженнее и гармоничнее работает его мозг.
Ещё немного о важности графомоторных навыков из личного опыта:
Мой ребёнок ходит в логопедический сад. Так вот, к 5 годам (старшая группа) наш сад покинули только 2 ребёнка — им поставили недостающие звуки и развили развёрнутую речь. Интересно, что именно эти дети хорошо раскрашивали и рисовали. У остальных ребят в нашей группе, включая моего сына, судя по еженедельной выставке «Умелые ручки», графомоторные навыки оставляют желать лучшего.
С началом карантина мы с сыном, как и многие, сели дома. Я накупила раскрасок и разных занятий по рисованию и мы сели этим всем заниматься. Честно скажу, поначалу дело шло туго — Лёва постоянно отвлекался и норовил «устать» через 5 минут после начала. Тем не менее, со временем (3 месяца практически ежедневной возни по бумаге) сила рук у него развилась, усталость отошла и ему стало интересно заниматься этим. Начали получатся прописи, которые до этого были мучением.
Сейчас сын всё реже отвлекается и лучше сосредотачивается, что для нашего СДВГ критически важно. Мы продолжим практиковаться, так как работы ещё много, но эффект я определённо вижу уже сейчас. Однако результат есть потому, что есть длительная, систематическая работа, а не 1-2 раза попробовали и забросили.
Конечно, умение рисовать и писать не даст никакой гарантии, что у ребёнка не будет речевых проблем или только благодаря им он полностью излечится. Графомоторные навыки — это только часть коррекции как «речевых» детей, так и детей с любыми нарушениями развития, особенно, когда видно, что у ребёнка страдает мелкая моторика. Тем не менее, часть очень важная. Не зря один из величайших советских педагогов-новаторов В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев«.
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Псевдобульбарная дизартрия как причина ЗРР — как выглядит, куда бежать и что делать
Сюжетно-ролевая игра — немного о том, что может быть намного полезнее раннего развития
Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития
Источник