Что делать на прогулке с ребенком 5 лет

Ольга Лукашенко
«Чем занять ребенка на прогулке?» Рекомендации родителям. Игры для детей 2–7 лет

Еще не так давно детей нельзя было загнать домой, чтобы накормить, сделать домашнее задание, сейчас же –наоборот: детей труднее выгнать, чтобы они подышали свежим воздухом, побегали. Дело в том, что такие незаменимые в наши дни вещи для молодежи, как компьютер и телевизор прочно вошли в жизнь современных людей. Данное явление крайне негативно влияет на такие факторы, как живое общение и физическое развитие. Ведь игры — это не просто развлечение для детей.

Дворовые игры способствуют развитию в ребенке таких качеств, как умение работать в команде, коммуникабельность, смекалка, ловкость, следование правилам. Но, к сожалению, во дворах можно все реже встретить группу ребят, играющих в какую-нибудь подвижную игру. Поэтому детей необходимо интересовать с малых лет такими видами развлечений, а то это может в будущем отразиться на их здоровье и личных качествах взрослого человека.

Во время игр в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело и самостоятельно, принимают решения, проявляя активность, настойчивость и инициативу. У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.

Конечно, решающую роль в руководстве игрой с детьми младшего возраста на себя берут взрослые, но во время организации игр с детьми старшего возраста нужно стремиться к тому, чтобы дети научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца. Старших ребят необходимо приучать к совместным играм с малышами, оказывать им помощь в выборе игры, в подборе атрибутов, участвовать в играх в качестве водящего, подсказывать порядок игровых действий, напоминать правила.

Чаще всего подвижные игры используются в целях повышения двигательной активности детей. Незначительная усталость, вызываемая участием в игре, полезна и после посильной физической нагрузки ребенок ощущает «мышечную радость», которая положительно влияет на эмоциональный фон.

Систематически повторяясь, легкая физическая усталость способствует приспособлению организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности. Но не стоит, увлекшись игрой, перевозбуждать и переутомлять организм детей, и в этом случае взрослому важно четко дозировать физическую нагрузку и во время остановить игру.

Чтобы сохранить в течении всей прогулки бодрое и жизнерадостное настроение, нужно игры с высокой двигательной активностью разумно сочетать с более спокойными видами деятельности.

*Догонялки

Подвижная игра для детей 2-7 лет.

Описание игры. Догонялки – это всем известная и одна из самых любимых детских игр. Если играть с ребенком 2-3 лет, его необходимо заинтересовать, для этого можно сделать игру ролевой. К примеру, мама ребенка может стать кошкой, а малыш мышонком. Так ему будет гораздо веселей и интересней удирать от мамы-кошки. Или же папа может стать волком, а ребенок зайчиком, или лисой и цыпленком соответственно. Вариаций может быть много, необходимо лишь включить немного фантазии. Можно также вспомнить мультяшных персонажей (фиксики, Маша и Медведь, Барбоскины, которых узнает малыш, главное — чтобы ему было весело. Если малыш играет впервые, тогда ему нужно будет объяснить правила, а то он может растеряться и не знать куда бежать и что делать. Мама может изобразить кошечку или Масю (мама фиксиков, подбежать к ребенку и слегка пощекотать его. Малыш, скорее всего, убежит от щекотливой кошечки-мамы, а игра «догонялки» получится сама по себе. Можно также придумать какие-нибудь укромные местечки, к примеру, песочницу, где у малыша будет база, и, пока он в ней — трогать его нельзя. Очень долго играть не стоит, поскольку ребенок быстро забегается и устанет. Лучше такие игры чередовать с более спокойными и между перебежками давать ребенку несколько секунд отдыха.

С ребенкомпостарше можно меняться ролями: если Вы его поймали, то он бежит за Вами.

*«Зайка»

Подвижная игра в сочетании с логоритмическим упражнением для детей 2-4 лет на координацию движений.

Описание игры. Взрослый рассказывает стишок ребенку и выполняет движения по тексту стихотворения вместе с ребенком:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

*«Веселые прыжки»

Подвижная игра для детей 4-7 лет на координацию движений, ловкость и развитие прыгучести.

Описание игры. На земле чертится круг диаметром 3-4 метра. Водящий стоит в центре круга, остальные стоят вне круга. По сигналу все начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него. Водящий, в это время, должен ловить касанием руки тех, кто не успел выпрыгнуть из круга. Те, кого коснулись, считаются пойманными. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает всех. Водящему можно дать роль «кота», а остальные игроки- «птицы». Последний не пойманный игрок становится «котом».

*«Гуси, гуси…»

Подвижная игра для детей 4-7 лет на ориентировку в пространстве, ловкость и быстроту движений.

Описание игры. Перед началом игры мелом на асфальте или палочкой на земле чертятся две линии на противоположных сторонах площадки. Это «домики» гусей. Здесь они в безопасности, волк не может их ловить. Пространство между домиками — «лужок». Считалкой выбирается «волк». Взрослый в этой игре — «хозяин», который следит за ходом игры, ведет диалог с «гусями» и по необходимости помогает «волку» ловить «гусей». Все «гуси» отправляются в один «домик», а «волк» остается караулить в поле.

«Хозяин» ведет с «гусями» диалог, хорошо известный всем взрослым,а дети его моментально разучивают:

«Хозяин»: Гуси, гуси!

«Гуси»: Га-га-га!

«Хозяин»: Есть хотите?

«Гуси»: Да-да-да!

«Хозяин»: Так летите! —

«Гуси»: Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!

Сразу после этих слов «гуси» бегут через «лужок», и стараются укрыться от «волка» в «домике». Тот, кого «волк» смог поймать, садится в логово «волка» (это может быть скамеечка на детской площадке) и отдыхает, пока волк не поймает хотя бы двух- трех «гусей». Затем роль «волка» переходит самому быстрому и ловкому ребенку, которого «волк» не смог поймать.

*«Домик у дерева»

Подвижная игра — перебежки для детей 3-5лет на ориентировку в пространстве.

Описание игры. Считалкой выбирается ловишка, который находится в игровом поле. Дети разбегаются врассыпную и спастись от ловишки они могут только около дерева, занимать можно любое дерево, которое находится в игровом поле, за границы этого поля выбегать нельзя. Затем роль ловишки переходит самому быстрому и ловкому ребенку, которого не смогли поймать.

Читайте также:  Фурадонин для ребенка 5 лет

* «Совушка»

Подвижная игра для детей 3-5лет на внимательность, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

Описание игры. Перед началом игры выбирается «совушка», которая должна сидеть в гнезде. Эту роль может выполнять взрослый, надев на руку игрушку- рукавичку «сова». Гнездом может быть песочница или начерченный на земле круг. Все остальные участники игры врассыпную располагаются по игровой площадке.По звуковому сигналу ведущего: «День наступает – все оживает!», дети спокойно бегют, прыгают, изображая всевозможных зверей, птиц или насекомых. А «совушка» в это время спокойно спит в своем гнезде. Далее звучит команда ведущего «Ночь наступает – все замирает!» и в этот момент вылетает «совушка», и высматривает тех, кто не успел замереть или просто остановиться на месте. Тех, кто двигался, можно не выводить из игры,а просто присесть с ними рядом и издавая звук совы: «Угу, угу», приобнять, как будто их сова накрыла

крылом.

*«Солнышко и дождик»

Подвижная игра для детей 3-5лет на внимательность, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

Описание игры. Дети располагаются свободно на площадке или занимают любые постройки (домики, кораблики, скамейки тому подобное) на игровом поле.После слов взрослого: «Солнышко выглянуло! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке.После слов: «Дождик! Скорей домой!» они бегут под зонтик, который раскрывает ведущий или разбегаются по площадке в свои «домики».Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.

*«Выше ноги от земли»

Подвижная игра для детей 5-7лет на внимательность, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, ловкость, смекалку.

Описание игры. Для начала определяется территория, за пределы которой выбегать и выпрыгивать запрещено. Водящего выбираем считалкой. Водящий бегает за всеми игроками, чтобы хоть кого-нибудь поймать, все остальные весело убегают от водящего и, как только он приближается к кому-нибудь, задача каждого запрыгнуть или залезть на любую возвышенность. Подойдёт всё,что угодно: скамейка, бревно, пенёк, старое корыто, бордюр. Чем выше запрыгнет игрок, тем лучше для него же, но дольше 20 секунд там задерживаться нельзя. Водящему же запрещается караулить игроков около их безопасных местечек. Если водящий задел того, кто не успел никуда запрыгнуть, то они меняются местами, и игра продолжается.

Не забывайте, что игра называется «выше ноги от земли», поэтому если вы играете в саду или парке, то можно даже залезть на дерево, залечь в траву подняв ноги или принять ещё какое-нибудь забавное положение тела, при котором ноги земли касаться не будут. Роль ведущего переходит самому находчивому ловкому игроку.

Считалки

Две заботливых старушки

Напекли внучатам плюшки.

Все вокруг стола уселись,

Чаю пили и наелись.

Захотели поиграть

Ты лови!

Нам убегать!

Скачет зайка — серый бок

По лесочку скок – поскок

Под кусточком присел-

Схорониться захотел…

Кто его найдет-

Тот водить пойдет!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Затеваю пирожки…

Быстро нужно их испечь,

Ты пойдешь- затопишь печь!

Литература:

1. ОсокинаТ. М. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. — 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1983.-224с.

2. Тимофеева Е. А. Подвижные игрыс детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е. А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986.– 67с

3. https://veselajashkola.ru/igry-onlajn/podvizhnaya-igra-sovushka/

Источник

Когда писался этот пост, число подписчиков застряло на 99. Если вы видите статью, значит их уже 100 или больше! По этому поводу — не 100, конечно, но 70 идей, чем заняться с ребёнком на улице. Каждому, кто предложит ещё 10, отправим вкусняшку (количество вкусняшек ограничено 3 штуками).

Налетай 😉

1. Искать следы и угадывать, кто их оставил

2. Рисовать, можно перед этим сходить «в поход» в поисках красивого пейзажа и рисовать с натуры

3. Соревнования на самокатах с друзьями

4. Катание на самокате на скорость, если нет друзей на самокатах, но есть секундомер

5. Строить замок в песочнице

6. Рыть туннель /метро в песочнице для машинок

7. Играть в ресторан, готовим спагетти из длинных травинок и украшаем торт-кулич рябинками

8. Автобус на карусели («осторожно, двери закрываются, следующая остановка…» чем смешнее остановки, тем громче хохот)

9. Самолёт на качелях. Вы пилот, ребёнок пассажир, кроме инструкции «Пристегните ремни», проявите фантазию «мы набираем высоту», «пилот спрашивает, как вам полет? «,» мы пролётаем над самой высокой горой в мире Эверестом»

10. Прятки

11. Рисовать мелками

12. Классики

13. Один рисует мелком другой угадывает, что это

14. Спасать деревья от гусениц, раскрашиваем мелками ствол

15. Рисовать мелом дорожные развязки, перекрёстки, тупики, остановки и играем с машинками, автобусами и т.д. Не забудьте нарисовать светофоры 😉

16. Кормить птиц

17. Наряжать ёлку. Нравится и летом, как ни странно

18. Сходить в поход в парк / лес

19. Устроить пикник

20. Салочки

21. Кататься с горки правозиком с друзьями. Можно продавать билеты-листики для других ребят и по очереди быть локомотивом

22. Играть в магазин

23. Дочки-матери

24. Сюжеты из любимых сказок и мультиков (Супер крылья или три поросёнка?)

25. Полоса препятствий, включающая спортивные снаряды, которые есть в вашем распоряжении

26. Запускать самолёт (у вас он точно есть: лёгкий, из пенопласта)

27. Запускать самолётики из бумаги

28. Запускать бумажные кораблики, если есть водоем /река / ручей

29. Собирать букет (весной из мать — и — мачехи, осенью — из листьев, весной из одуванчиков, зимой — из опавших берёзовый веток, чтобы их покрыть солью-снегом или раскрасить дома)

30. Венки из одуванчиков / бусы

31. Устроить фотосессию, успех — в правильно подобранном инвентаре, которым ребёнку интересно фотографироваться

32. Квест. Рисуете карту в силу своих художественных способностей и предлагаете ребёнку с друзьями найти маленький клад (подсказка: инструкцию можно давать устно, а клад может быть прямо импровизированный, в виде найденной в сумке конфетки)

33. Соревнования для машинок на пульте управления

34. Тренировочная трасса для машинки на пульте управления (расставляем бумажные конкурсы, строим эстакаду)

35. Битва на водных пистолетах

36. Тир: стрельба по мишеням / нарисованный на стене цели / баночкам из водного пистолета или автомата с мягкими шариками

Читайте также:  Чем угостить детей в детском саду на день рождения ребенка 5 лет

37. Собирать природный материал для поделки / подарка : шишки, камушки, веточки

38. Собирать цветы / листья для гербария (засушить и сделать картину)

39. Футбол ( неожиданно, да?)

40. Вышибалы

41. Воздушный змей

42. В лес за ягодами / грибами / шишками (по сезону)

43. «Что я загадал?»: один описывает предметы из поля зрения несколькими прилагательными, другой угадывает

44. Ставим палатку и собираем «хворост». Костёр лучше не разводить, а там смотрите по ситуации 😉

45. Ловить кузнечиков / бабочек/ майских жуков. Лучше скачком и отпустить на волю

46. Наблюдение за звездами

47. Найти муравьиную тропу и заценить, какие это сильные труженики

48. Раскопки в песочнице: закопали динозавров и вооружили ребёнка кисточками

49. Сходить на концерт к лягушкам (болотистый водоём рядом есть?)

50. Колодец. Вырыть ямку, обложить камнями, налить воду, построить «журавль», приладить ведёрко из пробки

51. Устроить клумбу под окном

52. Съедобные — несъедобное

53. Идти туда, где вы ещё не были: дальняя детская площадка, незнакомая улица

54. Читать на природе

55. На что похоже…. Облако/ дерево / лужа

56. Боулинг. Сшибать можно не только кегли, но и бутылочки / куличи

57. Рыбалка

58. Сходить на овощной рынок, если он, конечно, на улице. Позволить ребёнку самому выбрать и набрать яблочки, спросить рекомендацию продавца.

59. Бадминтон / теннис

60. Выгулять / подрессировать собаку

61. Приводим в порядок улицу: убираем лопатой снег / листву

62. Играем в фотографа. Дайте ребёнку старый цифровой фотоаппарат, который потерял свою актуальность с появлением хорошей камеры на телефоне. Пусть это будет его фоторепортаж о прогулке 😉

63. Создать карту вашего района / улицы/ городка для этого надо везде пройтись, запомнить названия улиц, где находятся аптеки / почты / магазины. Дома зарисовать 😉

64. Сходить на почту, отправить открытку в другой город

65. «Подписываем». Для ребёнка, который учится читать, распечатайте названия предметов, которые вы встретите на улице, предложите «подписать», т.е. Наклеить карточку «дом» на дом, скамейка на «скамейку»

66. Изучаем птиц. Гуляем и высматриваем птичек, запоминаем как называются, дома включаем их голоса и угадываем, кто поёт

67. Называй-ка. Придумаем клички всем котам / собакам

68. Запоминаем логотипы машин

69. Дневник натуралиста. Берём блокнотик и отправляемся на поиски…. Деревьев. Новое дерево зарисовываем, берём листочек на память

70. Гулять и рифмовать все, что видите, чем смешнее, тем лучше. Лавка — на ней лежит булавка.

Если вы дошли до конца и забыли, что было в начале, то напоминаю: первые 3 человека, которые напишут ещё 10 идей, чем заняться на улице с ребёнком, получат вкусняшку.

Источник

Наконец -то зима закончилась!!! Весна – самое полезное время для прогулок.
В этот период солнце особенно щедро одаривает нас необходимым для организма ультрафиолетом.
Кроме того, прогулки на свежем воздухе – занятие полезное и требующее внимания, ответственности и энтузиазма.
Чем заняться с малышом во время весенней прогулки?
На что стоит обратить внимание ребенка, и какими играми разнообразить время, проводимое на улице?

Пока малыш лежит в коляске и мирно спит, это время принадлежит маме. Можно сесть на лавочку в сквере и почитать книжку, послушать музыку, просто пройтись или пообщаться с подругой. Но когда ребенок начинает двигаться и познавать мир, прогулка с ним перестает быть вашим личным временем.
Пора включаться в воспитательный процесс, помогая малышу открывать для себя этот мир. Так что, прежде чем выйти на прогулку, составьте план, определите ваш маршрут и ознакомьте с ним ребенка. Лучше всего не просто так выходить на улицу, «потому что надо», а наметить какую-то определенную цель: покормить птиц, запустить воздушного змея или собрать листья для букета, гербария, поиграть в мяч, покататься на велосипеде в парке, сходить в лес и пр.

Постарайтесь не омрачать прогулку с ребенком походами по магазинам, рынкам и аптекам, все это можно сделать и без него. Если же такой возможности нет, то сперва сходите в магазин, чтобы потом не тащить туда еще не нагулявшегося малыша.
Сумки можно вполне загрузить в коляску или оставить на лавочке, в крайнем случае – занести домой и потом сполна насладиться прогулкой.

Весна, весна на улице…

В средней полосе ранняя весна порой мало чем отличается от зимы, так что санки, коньки и снеговики – вполне нормальное развлечение для детей в первые дни марта. Но как только весна вступит в свои права, коньки, лыжи и санки будут уже неактуальны.
Чем же заняться с малышом на прогулке, когда на улицах полно луж и изрядно подтаявшего снега?

Скажите, кто из вас не запускал кораблики по весенним ручьям? Наверное, таких найдется немного. А те, кому знакомо это удовольствие, наверняка помнят, что вместо корабликов порой в ход шло все – сухие веточки, бумажки, кусочки пенопласта и даже самодельные лодочки из фольги! В общем-то, соорудить крохотное плавсредство можно из чего угодно, что есть под рукой. Даже фантика от конфеты или жвачки вполне достаточно.

Кроме того, почти все дети обожают шлепать по лужам. Еще бы, это ж сколько удовольствия – прыгнуть в самую середину, обдав брызгами окружающих! Конечно, с точки зрения родителя это сущий кошмар: мокрые ребенок и одежда, грязь и следующие за всем этим сопли, простуда и кашель. С другой стороны, представьте себя на месте ребенка, сосредоточенно скачущего по лужам и, если в вас еще жива частичка детства, то вы ощутите абсолютный восторг! Запрещать ли ребенку скакать по лужам или нет – решать, конечно, его родителям, но помните, что резиновые сапоги и непромокаемые костюмы (или штаны) способны защитить кроху от простуды и он получит массу удовольствия, вдоволь напрыгавшись по воде.

Поздней весной, когда на улице уже совсем тепло, можно поиграть с малышом в мяч, в бадминтон, запустить воздушного змея, сходить в зоопарк или покататься на открывшихся аттракционах.

Развиваем скорость движения

Для этой игры потребуется мяч любого размера и мел. На асфальте мелом рисуется окружность диаметром приблизительно 2 метра и обозначается направление движения. Ребенок становится в центр круга и бьет мячом об землю. После этого малыш должен выбежать из круга по заданному направлению. Пока мяч сделает три удара, нужно успеть убежать как можно дальше. Конечно, эта игра групповая и тот, кто убежит дальше всех – тот и победил.

Читайте также:  Супрастин для ребенка 5 лет при ветрянке

Развиваем прыгучесть

Для этой игры нужно собрать нескольких малышей и поделить их на команды. На асфальте рисуется линия, от которой будут измеряться прыжки. Место приземления игроков отмечается по пяткам. С отмеченного места в противоположном направлении должен прыгать игрок другой команды, его задача – перепрыгнуть первоначальную линию и заработать балл своей команде. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

Развиваем равновесие

Двоих малышей ставим друг напротив друга на расстоянии 2-3 шагов (детских!). По сигналу ведущего, стоя на одной ноге и выставив вперед ладошки, игроки стараются ударить по ладоням соперника. Цель – вывести противника из равновесия. Тот, кто первый коснется земли второй ногой – проигрывает.

Развиваем координацию

Участники игры становятся напротив ведущего (взрослого). Игра состоит из простых упражнений. Все игроки должны воспроизводить движения, обратные тем, которые демонстрирует ведущий. К примеру, взрослый поднимает руки вверх, дети – опускают, ведущий поднимается на мыски, дети приседают, ведущий делает шаг назад, дети – шаг вперед и т.д. За три ошибочных движения игрок выбывает, побеждает тот, кто выдержит дольше всех.

Развиваем скорость и координацию

Эта всем известная игра называется «вышибалы». Правила просты: дети стоят в середине, между двумя ведущими, цель ведущих – выбить игроков из центра с помощью мяча. Только мяч лучше всего брать легкий, пляжный. За счет его размеров задача малышей усложнится, а риск нанести травму ребенку существенно снизится.

Наблюдаем за природой

Организуя наблюдение малыша за природой, вы решаете одновременно ряд важнейших задач, а именно, формируете у ребенка знания о природе, учите наблюдать и созерцать, развиваете эстетическое начало и даже меру ответственности.

В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать формы, цвета, величины, пространственное расположение частей и характер поверхности (этот процесс отлично развивает тактильность). При ознакомлении с живыми существами (птицы, звери, насекомые) познается характер движения, издаваемые звуки и поведенческие характеристики. Для накопления знаний о росте и развитии растений, животных и о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – долговременное. Но оно под силу только подросшим малышам, не младше 3 лет, а лучше после 4-5 лет. При длительном наблюдении дети сравнивают нынешнее состояние объекта с предыдущим. Например, белый зимний снег весной сменяется на талые воды, вместо снежинок с неба падают капли дождя, вместо серого небо становится ярко-голубым, холодное зимнее солнце сменяется теплыми весенними лучами, бутоны распускаются и превращаются в цветы, а почки на деревьях – в листья и пр. В ходе этих наблюдений развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, совершенствуются аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы.

В любом случае наблюдение должно происходить при высокой умственной активности ребенка, оно должно заставлять малыша думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивать любознательность, воспитывать интерес и бережное отношение к природе и живым существам.

Весной наблюдать за природой куда интереснее, чем зимой. Гуляя с малышом по улице, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и небо – голубое, а не серое. Попробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц. Можно попробовать с малышом сымитировать пение птиц, это упражнение неплохо развивает слух.

Расскажите рбенеку, какие запахи приносит весна: талого снега, березовых почек, первых подснежников и пр. Расскажите ребенку, что происходит весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются из теплых стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая травка, распускаются подснежники. Когда распустится верба, покажите ее малышу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки. Сорвите несколько веток и отнесите домой, предложите малышу поставить букет в вазочку с водой и понаблюдать, как изменяются ветки, как появляются на них первые листочки.

Можно попробовать найти в парке или сквере цветы мать-и-мачехи и одуванчиков, когда они распустятся.
Расскажите малышу про эти цветы, дайте потрогать лист мать-и-мачехи, расскажите, почему именно так его и называют (одна сторона листа мягкая и теплая, как мамины руки, а другая холодная и гладкая, как злая мачеха).
Понюхайте с малышом первые цветы (только соблюдайте осторожность, особенно в первый раз, чтобы не спровоцировать аллергическую реакцию!), дайте ребенку возможность попробовать по запаху угадать цветок, закрыв глаза.
Когда прилетают первые перелетные птицы, можно рассказать малышу о них: где проводят зиму, когда и почему возвращаются. Можно соорудить скворечник (эта задача вполне по силам папам) и повесить его возле дома или балкона, или же сделать кормушку для птиц прямо за окном. Тогда малыш сможет не только самостоятельно кормить птиц, но и наблюдать за ними из дома.

Домашние игры

Домашние занятия тоже можно привязать к природе. Одна из таких игр называется «найди отличия». Для этого упражнения потребуются картинки или фотографии о зиме и весне.
Начните рассказывать малышу, что вы видите на «зимней» карточке, а ребенок должен будет закончить фразу, например: «на зимней картинке идет снег, небо серое и хмурое, а на весенней – светит солнце, распускаются подснежники, текут ручьи». Или же предложите ребенку, посмотреть на картинки и закончить фразу: весной нет… (снега, сугробов, снеговика и пр.), а зимой нет… (яркого солнца, цветов, почек, ручьев и пр.).

Обсудите с ребенком одежду, которую вы с ним надеваете весной, вспомните, что надевали зимой (шапки, варежки, теплые сапоги и пр.). Расскажите малышу про солнце, которое нагревает землю, поэтому тает снег, оживают растения и возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и ласточки.

Не забудьте рассказать про то, что вслед за весной придет лето со всеми сопутствующими явлениями (расцветут цветы, вызреют ягоды, появятся грибы и пр.), а за ним – осень и снова зима…

Наблюдения за весенними изменениями в природе побуждают детей не только к активной мыслительной деятельности, ребенок учится сравнивать новый чувственный опыт с предыдущим, делать первые обобщения, а заодно пополняет свой словарный запас. Кроме того, новые знания при стабильном повторении закрепляются и обязательно отражаются в повседневной речи малыша.

По материалам статьи М.Лукиной

Источник