Что делать когда ребенок 2 года беспокойный

Что делать когда ребенок 2 года беспокойный thumbnail

В то время как в Украине специалисты особенно выделяют кризисы первого года жизни и трех лет, на Западе довольно широко используется термин terrible twos («ужасные двухлетки»).

кризис 2 лет

Источник: Getty Images/Global Images Ukraine

В этот период ребенок часто расстраивается из-за неудачных попыток сделать что-либо самостоятельно, непонимания взрослыми его речи, а также проверяет прочность установленных границ. При этом дети крайне бурно проявляют эмоции и гораздо чаще говорят «нет», чем в другом возрасте. Потому это время еще называют периодом негативизма. Ребенок только учится жить по правилам и справляться со своими чувствами. И его родителям очень важно знать, как себя вести, чтобы помочь малышу пережить это непростое время с минимальными потерями для собственной психики и максимальной пользой для развития крохи.

Почему ребенок не слушается

Родителей годовалых детей можно условно разделить на две группы. Одни радуются растущей самостоятельности и первым шагам своего крохи. Другие же, преследуя по пятам маленького непоседу, с ностальгией вспоминают то время, когда малыш был более зависимым и менее подвижным.

Еще через год и те и другие, закатывая глаза и хватаясь за голову, рассказывают о проявлениях характера ребенка. Истерики, возмущенное «нет» в ответ на любое предложение и готовность добиться желаемого всеми способами — с такими трудностями сталкивается большинство родителей малышей в возрасте около двух лет.

Вы не задумывались, почему они все же так часто говорят «нет»? Не потому ли, что в этом возрасте они так часто слышат от нас «нет», «нельзя», «не лезь», «не трогай». Конечно, именно в этом возрасте мы знакомим детей с правилами дорожного движения, техникой безопасности. Учим не выбегать на дорогу, не поднимать окурки и не использовать книжный стеллаж в качестве лесенки. Мы все делаем правильно. Запреты необходимы, но также необходимы и самостоятельность, и свобода, и ошибки.

Не ограждайте ребенка от всего: не споткнувшись, не упав, он не научится смотреть под ноги. Дайте малышу возможность контролировать свою жизнь: спрашивайте, что он хочет надеть, предлагайте выбрать игрушку для прогулки или фрукт для перекуса. А если все же капризничает, сопротивляется? Радуйтесь! Это лучше, чем безмолвное подчинение (вы же мечтали о счастливом ребенке, а не о послушном, правда?). А еще… помогайте ему найти выход из истерики, поддержите, покажите, что он может справиться с эмоциями.

кризис 2 лет

Источник: Shutterstock

Как вести себя во время детской истерики

Малыш чем-то расстроен и уже успел впасть в истерику? Что ж, стоит набраться терпения и немного подождать. Ни в коем случае не нужно повышать голос, применять физические наказания или просить ребенка, чтобы он перестал рыдать. Вряд ли это поможет быстрее решить возникшую проблему.

Любая истерика рассчитана на зрителей, и, если их нет, она затихнет сама собой. Если вы находитесь с малышом вдвоем, достаточно просто продолжать заниматься своими делами, избегая прямого зрительного контакта. Выходить из комнаты при этом не обязательно (психологи считают, что изоляция ребенка в такие моменты вредит привязанности и негативно сказывается на отношениях в будущем).

Конечно, если кроха бьется головой о пол, сложно остаться в стороне и не кинуться ему на выручку. Однако в таком случае следует помнить, что инстинкт самосохранения не позволит малышу нанести себе серьезную травму. А вот как себя вести, чтобы вместо каши получить на завтрак печенье, он запомнит очень быстро, и через некоторое время вы вновь будете наблюдать подобную картину.

Некоторым детям помогают успокоиться крепкие объятия. «Волшебное» место поддержки — между лопаток (можно там погладить). Тихим голосом спокойно скажите, что вы его понимаете и любите. Но если физический контакт вызывает у малыша только всплеск агрессии, беседу лучше отложить до момента, когда истерика закончится.

Дело обстоит сложнее, если истерика происходит в общественном месте, где много зрителей и сердобольных прохожих, которые не прочь посоветовать, как именно надо воспитывать ребенка. В таком случае лучше всего взять ребенка на руки и отнести в более уединенное и спокойное место. Или… убежать туда наперегонки, если это не рядом с проезжей частью.

  • В момент затишья, когда ребенок в состоянии выслушать хотя бы пару фраз, постарайтесь его отвлечь. Родителям лучше знать, что именно способно заинтересовать малыша в любом состоянии: у одних это кошки или собаки, у других — грузовики или самолеты, у третьих — еда. Единственное, что не стоит в такие моменты предлагать ребенку, — это сладкое. Иначе такое поведение может стать верным способом вымогать конфету или печенье, когда бы ему ни захотелось.
  • Старайтесь сдерживать себя и говорите с ребенком спокойно. Повышение тона может привести к новому витку эмоционального всплеска у крохи. Иногда родителям двухлеток и самим не помешает принять легенькое успокоительное, ведь спокойная мама — спокойный малыш.
  • Не идите на поводу у ребенка и не давайте ему то, что он хочет, лишь потому, что он кричит об этом. Этот период очень важен для установления границ и развития социальных навыков. Малыш уже может объяснять свои желания и запоминает, как можно получить то, что ему нужно. Показать, попросить.

Правила для родителей

Те из вас, кто поймет, что цель ребенка — не довести вас до белого каления, а просто повзрослеть, получат удовольствие, наблюдая за тем, как это происходит. Вы заметите, что ребенок обожает «помогать» (что бы это ни значило), ему нравится учиться (особенно проводить опыты — ведь чтобы что-то освоить и понять, ему нужно 40 повторений). Кстати, если хотите учить английскому — начинайте. Сейчас ему легко.

Не тормозите креатив своим бережным отношением к обоям и новой одежде. Если нет реальной опасности, пусть идет по ступенькам сам, и собрать башню из конструктора без вас тоже можно. Каждый вечер смотрите вместе на луну и радуйтесь. У крохи получается! А у вас? Учитесь!

Как свести к минимуму эмоциональные всплески ребенка

  1. Соблюдайте режим Уставший, невыспавшийся или голодный ребенок с большей вероятностью расстроится и покажет свое раздражение. Поэтому четкий режим — залог спокойствия для всех. Истерики можно избежать, если вовремя дать малышу перекусить или сменить активную игру на спокойную.
  2. Не перегружайте кроху эмоционально Иногда родителям кажется, что истерики — следствие недостаточной активности и, если «загрузить ребенка посильнее», сил на рев уже не останется. Но это не так. Нервная система малышей только развивается, и кроха не в состоянии реагировать на усталость так, как взрослый. Новые занятия в группах развития, посещение детских площадок с большим количеством детей, вопреки ожиданиям родителей, скорее приведут к перегрузке и истерикам у ребенка.
  3. Увеличьте физическую активность на свежем воздухе Большое количество кислорода улучшает аппетит и сон, а выспавшийся и сытый ребенок, как правило, доволен жизнью.
  4. Ограничьте просмотр телевизора и электронные игры Эффекта от такого ограничения не стоит ждать сразу же. Как говорят неврологи, у эмоционально возбудимых детей улучшения поведения можно ожидать недели через две-три после просмотра последнего рекламного ролика или мультфильма.
  5. Поощряйте самостоятельность Предложите малышу выбрать одежду или еду, покажите, как важно вам знать его мнение. Предоставление права выбора поможет малышу сменить гнев на милость и быть более вменяемым.
  6. Улыбайтесь Ребенок перенимает вашу манеру смотреть на мир. Вы всегда недовольны? Он тоже!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник

анонимно, Женщина, 31 год

Добрый день! Обращаюсь к вам с ситуацией, с которой мы уже не можем справляться. Мне 31 год, мужу 39. У обоих второй брак. От первого брака у меня 9 летняя дочь, у мужа 7 летний сын. У нас общая 2-летняя дочь. Вот с ней мы уже не можем справляться. Дочь родилась на 4-ой недели ПКС (тазовое предлежание, маловодие), 8/9 по Апгар. До 4 месяцев не было никаких проблем, 1-2 ночных кормлений, спокойный ребенок. Потом началось нечто. Сначала это было 20-30 просыпаний за ночь. Врачи ссылались на ранние и тяжелые зубы. Но сон такой был постоянно, а не только в период прорезывания зубов. невролог называл это становлением сна и говорил, что нужно перетерпеть. В 6 мес дочь села, поползла, в 10 пошла. Первые слова (папа, мама — но не акцентируя при этом взгляд на нас) были около года. После года у дочки начались постоянные капризы. Сначала это просто плач без причины, ребенок был всё время в движении. Ночью просыпания по 30-40 раз за ночь. Просыпалась, давали соску (только во сне в другое время соски не использовались) и спала дальше, но так по 30-40 раз за ночь. Врач-невролог назвал это просто «нормальный гиперактивный ребенок».В общем никаких назначений кроме солевых ванн и глицина (который не помогает никак) не было. В последнее же время стало вообще невыносимо. Мы с мужем практически не спим больше 2-3 часов в сутки уже на протяжении полутора лет. Сил нет вообще. 2 месяца назад дочь пошла в сад, мы выдохнули. Более того, в саду это идеальный ребенок! Она сама ест сидя! (дома она не сидит вообще), играет в игрушки, рисует, не плачет!!! Спит днем без соски. Как только ребенка забираем из сада, начинается ад. Без преувеличений. С нами дочь всё время кричит! Приходим домой и прям от дверей она бросается на пол и рыдает. Если что-то не дали, также падает на пол и рыдает. Во время криков она ни на что не реагирует. Подходить к ней не получается — она начинает драться, убегать, кричать сильнее. Иногда доводит себя до рвоты. Это может длится 20-30 минут, потом прекращает. При малейшем поводе всё повторяется. И так весь вечер. В 2 года мы так и не смогли отучить от соски и бутылки (только ночью). если их не давать, она может рыдать (опять же доводя себя до рвоты) всю ночь. Врач предложил перетерпеть пару ночей. Но больше 1-2 часов этого не выдержать. Ночью просыпается с криком, если не дать соску или бутылку, может проснуться окончательно и опять истерика, которая прекращается только соской, и то — в лучшем случае. В выходные истерики постоянные. Пытались отвлекать — ни на что не реагирует. В 2 года дочь не говорит!!! Много своих звуков, всё время что-то на своем лепечет. Из понятных слов: «пась» — спасибо, «Бася» — имя кошки, «папа» и «мама» — просто без повода, не как обращение, ну и «отдай». Это вся её речь. Читать книжки, рисовать, что-то собирать с ней не получается. Сразу нужно отобрать, порвать, раскидать. Но такое только дома. В саду абсолютно нормальный ребенок. Но мы с мужем уже не выдерживаем. У самих руки опускаются. Старшие дети (с нами живет только моя дочь от первого брака) спокойные. Опыт общения с детьми у нас есть, более того, у мужа был частный детский сад. Но такого еще не встречали. СО стороны это смотрится жутко. Наш врач отправляет на консультацию к неврологу, невролог проблемы не видит, говорит, что это просто возрастная гиперактивность, пройдет. Но мы не знаем уже, что с этим делать. У самих нервы на пределе. Подскажите, что нам делать? Куда податься? Чем помочь ребенку? Извините, за такой крик души, но это уже действительно отчаяние

Читайте также:  Лейкоциты норма в моче для ребенка 2 года

Источник

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит, что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенкасосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет.Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный «ребенок-баловник» или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенокнаверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с тестом на гиперактивность. Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок:

Большую часть дня не «сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок:

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Рекомендации родителям:

Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года вес

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» — неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше, чем другим детям,необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещёодно правило: если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми. Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание. Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу же успокаивается.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель: развитие мышечного контроля.

Содержание. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно,чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

Источник