Что делать если ребенок очень активный 5 лет
Дочке 5 лет, очень активная, диагноз «гиперактивность» невролог не ставил. Так вот, вчера ходили в секцию акробатика на батутах. Когда надо прыгать на батутах — нормально, прыгает, старается. Когда делают упражнения после прыжков — тоже все делает, НО остается еще время и тут начинается — постоянно что-то придумывает, куда-то лезет, постоянно получает замечания тренера. Так вот, после тренировки тренер ей что-то сказал. Я ее потом спрашиваю — что тренер-то сказал. Сказал — что в следующий раз выгонит с тренировки. Вот что делать — ума не приложу. Девочка спортивная, секцию подбирала, чтобы ей было интересно. Ей и интересно, но вот такой характер — везде лезет. В 4 года пошли на танцы. Тоже сказали, что физические данные хороший, слух есть, но заниматься не хочет. Постоянные замечания ей. Отходили полгода, смотрю -толку нет совсем — балуется на занятиях. Перевела на каратэ — там детки постарше, думала, может утихомирится немножко. Нет, капризы, непослушание, и главное — везде находит как побаловаться. Опять отходили полгода. В начале этого учебного года повела на акробатику — тренер жаловался, что балуется на занятиях. Она говорила — каждый раз одно и то же — неинтересно. Вот пошли на батуты — я думала — идеальный вариант — и прыгать так интересно, и побегать можно — если в меру. Но вот опять… Даже не знаю, что делать…. Смотрю на своего ребенка — ну спорт ей нужен -сильная, энергичная, хорошая координация движений. Если и выбирать сильные стороны для ее развития — то это именно спорт. Посоветуйте, что делать? К психологу записалась на середину апреля.
привет. один в один про моего сына, нам тоже 5. сами голову сломали уже что делать, решили просто дождаться, когда созреет
А еще куда то ходите? На развития интеллекта или садик, ну где нужно сидеть или подчиняться дисциплине.
Детский сад с 2 лет, английский язык второй год. Замечания везде. Ну там в принципе сидеть надо, но на секции сидеть не надо ведь. Да она и не сидит на секции — выдумывает что-то постоянно, что-то новое как побаловаться — то скакалку возьмется с девочкой перетягивать, то поролон щиплет на кусочки, то где-то мелок найдет. Деятельность не останавливается.
Romashka
балуется на занятиях.
автор, у вас скорее всего не гиперактивность, а просто дурачество. учите дочь, объясняйте, приучайте к дисциплине. у одной подружки так сына со всех секций выгоняли, сейчас в школу пошел и там одни двойки начались из за бесячества и невнимания к учителю.
ищите своего тренера,мы перепробовали много разных секций с сыном, везде одно и тоже говорили, не слушает, не повторяет, много отвлекается, и только 3 месяца назад приведя на танцы, тренер обнадежил, что будет заниматься и появиться дисциплина, и в это воскресенье был первый открытый урок, не узнала своего ребенка, без единого замечания не сводя глаз с тренера прошла вся тренировка.
Энергия – это то, что имеется в избытке у каждого ребенка – до тех пор, пока его не попросишь что-нибудь сделать.
+ много-много!
автор, ни в коем случае нельзя такого ребенка как ваш посадить и удерживать строгостью и страхом наказания!
пусть ребенок бегает, тем более, что неврологически он здоров. У всех ведь разный темперамент. а интеллект ребенка напрямую зависит от физической активности
Девочки, спасибо, читаю, думаю…
У нас мальчишка такой же, вчера ходили на гимнастику. Спрашиваю тренера, как? Отвечает: все хорошо, упражнения делает, получается. Но как только пауза и минута лишняя, везде лезет, все интересно. Ладно, говорит, в малом зале, а в большом опасно. Приходится замечания делать. Тоже неврологии нет, гипер активности тоже не ставят. Темперамент такой и повышенная любознательность. Мимо любой интересной двери — крутящаяся в Алатыре, железная литая решетка в подъезде, стеклянные раздвигающиеся в икее — пройти спокойно не может, надо пощупать, посмотреть, узнать, как она крутится-открывается. Почему скрепит. С малолетства тяга закрывать открытые двери в магазинах, подъездах и т.п. Приходится объяснять снова и снова, что об этом его никто не просил))))Сообщение было изменено пользователем 02-04-2013 в 12:30
Romashka
диагноз «гиперактивность» невролог не ставил.
судя по вашему описанию, с ребенком все же нужно заниматься как с гиперактивным, вырабатывать усидчивость, внимательность
Такая же фигня, всё ждала что вырастит, перебесится. Ходим в школу на подготовку, вэти выходные учитель вызвала к себе. Поведение говорит ужасное, хуже всех в классе. Всё соображает, читает хорошо, считает, пишет старается, но поведение… Только из-за этого будут проблемы в первом классе. Поехал сын в санаторий, воспитатель скзала слово в слово…. В конце апреля идём к неврологу, записалась. Сил нет моих уже, плачу сижу. У мужа уже ремень висит на готове. Пару раз сыну прилетело, жалко его ужасно. И сил больше нет никаких.
А мы сходили к психологу. Она протестировала дочку, сказала, что гиперактивность если и есть, то минимальная. Она все задания сделала, с психологом поговорила нормально, по картинкам составила рассказ. В общем, психолог сказала, что надо вырабатывать у ребенка границы дозволенного. У некоторых детей есть врожденные границы (у меня в детстве например — у мамы проблем не было). А у моей дочи границ врожденных нет. В какой-то степени это хорошо (опять же по себе сужу — трудно перешагнуть границы, которые в тебе))), а в какой-то мере конечно это атас))). В общем, посоветовала две книжки. Одну я уже прочитала — интересненько. Вторая в процессе. Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы», Генри Клауд «Дети: границы,границы». Посоветовала еще курсы нейрокоррекции — об этом я пока думаю.
Из практики — были разговоры с дочкой по поводу ее поведения. В общем, я решила ее замотивировать. В выходные вылазка по ее желанию. Одна неделя прошла никак. В итоге желание не выполнили.
Вчера сказала, что ее ни разу не наказали. Заработала солнышко на графике и шоколадку какую хотела. Если за неделю солнышек будет больше чем тучек, поедем за город в конный клуб, где есть и козочки, и верблюд, а главное совершенно инфантильные кошки и собаки, который можно погладить.
Да, книжки скачала в интернете, если кому-то надо, могу кинуть (пишите в личку).
Девочки, спасибо что откликнулись, у кого такие же детки. А то мне кажется иногда, что только у меня такой электровеник. а через в год в школу. Может общим разумом как-то поможем своим деткам. И себе)))
Киньте мне в личку ссылки на эти книги, плиииз.
У нас в пять лет в спортивной секции были те же самые проблемы! Вот вроде, и лишнюю энергию надо куда-то сбрасывать — сам бог велел заниматься спортом! И нифига. Пока идем в спортивную школу — несемся, бежим сломя голову. Как только зашли на тренировку, начинается… Выстроились в линейку — мой тут же всех толкнул, все упали. Все по команде тренера делают упражнение — мой валяется на батутах, и ноль внимания на замечания. Гиперактивность, к сожалению, простым выбросом энергии не лечится, тут все надо в комплексе. В первую очередь надо «прокачивать» спокойствие и внимательность, как ни странно. Нам невролог назначала тенотен — пропили месяц, и совершенно другая картина. Ребенок стал менее бесячим, научился слушать тренера, и направлять свою избыточную энергию в нужное русло. До сих пор благодарна, что нас из спортивной школы не вышибли 🙂 Это та, которая на Челюскинцев во дворах за Дворцом железнодорожников.
Лулуна, подскажите плиз куда на английский ходите?
На Челюскинцев планирую повести дочь в след. году на спортивную гимнастику. Хочу тоже в след. году попробовать загрузить секциями — может увлечется чем-то.
Вчера вечером опять- сказали вечером не бегай так громко, иначе спать уложим. Она хоть бы прислушалась. Слышит, но смеется и делает по-своему. Пришлось уложить, ладно хоть времени было около 9. Орала на весь дом. Говорит — я думала, что вы шутите. И вот так же слова всех не воспринимает всерьез — ни воспитателя, ни тренера, пока не накажут. Опять вчера ей говорили, говорили, что надо слышать других людей, что они хотят, а не только что ты хочешь.
Но у нас еще дома проблема для воспитания — моя мама- ребенок орет, а ей видите ли от соседей стыдно. Но мы ж ее не бьем, у нее просто голос как сирена на весь дом, а бабушка прям в истерике вся — что соседи подумают. Мне как-то пофиг, что думают соседи)))) Мне главное до ребенка донести.
Ну надеюсь, раз сто повторим одно и то же, может на 101-й раз поймет….
Спасибо, что своим опытом и рекомендациями психолога поделились!
Аноним
У нас мальчишка такой же, вчера ходили на гимнастику.
— напишите мне , пожалуйста, куда вы ходили на гимнастику.
А по теме : мне кажется нормальная у вас девченка, не такая как все , ну и что, ИМХО — перерастет, ну и конечно разговаривать- объяснять надо о поведении, но тут нужна «военная хитрость» ,т.е. не ругань,а так сказать и такое (например, ты балуешься — люди думают обо мне плохо, что я не могу тебя воспитать , я очень расстраиваюсь. Это если она любит вас очень) Ну или сами придумайте что-нибудь, вы же дочку лучше знаете
Черная полоса в жизни может стать взлетной!
Мы с подобными проблемами перешли на индивидуальные занятия плаванием и нашли группу спортивной гимнастики с почти индивидуальными тренировками (4 ребенка на одного тренера). К сожалению, групповые занятия нам не подошли, а вот индивидуальные и в очень маленькой группе в самый раз. Мы не из Екатеринбурга, но уверенна, что как минимум плаванием индивидуальные занятия у вас тоже можно найти, лично договориться с тренером
Источник
Вы зашли в магазин и видите маму с ребёнком, который бегает между стеллажами и опрокидывает пакеты с продуктами. Что вы думаете в этот момент – это гиперактивный ребёнок или родители его плохо воспитывают?
- Как разобраться, ребёнок плохо себя ведёт, потому что «отбился рук» или его все-таки нужно показать специалистам.
- Врач написал «СДВГ» вашему ребёнку в карточке. Страшный ли это диагноз, нужно ли лечить или поискать хорошего репетитора?
- Ребёнок неуправляемый, свекровь рассказывает, что отец ребёнка в детстве был тоже очень подвижный, но потом «перерос». Нужно ли ждать, когда «перерастёт», или лучше отвести его на занятия к психологу, как советует подруга.
- Ребёнок плохо себя ведёт, все теряет и забывает, наказания не действуют. Что делать?
На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в этой статье.
Содержание
СДВГ: что это такое
СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности». Он характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью ( по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им.Сербского).
СДВГ – это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий – всё это СДВГ.
Дети с такими нарушениями плохо адаптируются в социуме:
- «плохое» поведение в садике;
- конфликты со сверстниками на детских площадках;
- проблемы с успеваемостью в школе;
- сложности с поведением на уроках (попробуй усиди на месте, сложа руки, целых 40 минут, когда за окном столько интересного, а в голове – туча мыслей, и все – не об учёбе);
- нежелание и неумение самостоятельно выполнять домашнюю работу и т.п.
Виды гиперактивности
СДВГ не проявляется у всех одинаково. При диагностике выделяют несколько типов синдрома. У детей может наблюдаться одновременно излишняя подвижность и расстройство внимания, а может быть дефицит внимания без гиперактивного компонента. Или наоборот – ребёнок очень импульсивный, с трудным поведением, которое сам не может контролировать, но задачи на внимание ему удаётся выполнять хорошо. Также существуют и смешанные типы. В любом случае, для того чтобы точно диагностировать расстройство, необходимы исследования (МРТ, ЭЭГ и др.) и наблюдение врача.
Масштабы проблемы
Сколько таких детей в мире?
По данным эпидемиологических исследований в разных странах, разброс частоты встречаемости данного расстройства от 1-3% до 24-28 %.
По возрасту это примерно 5% среди детей до 18 лет, 6% – среди детей школьного возраста, 3% среди подростков.
Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ – США (4 – 20%) и Россия (7 – 16 %). Затем идут Китай (1 – 13%) и Италия (3 – 10%).
*Данные из «Гиперкинетические расстройства» (СДВГ) Корень Е.В, Куприятнова Т. А – Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им.В.П. Сербского Минздрава Росиии, Москва, 2015.
Разброс в статистике связан с тем, что в разных странах – разные критерии и методы диагностики.
Причины появления СДВГ
Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.
3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:
1. Биологические факторы
Это церебрально-органические факторы, т.е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:
- гипоксия плода во время беременности и родов;
- нарушения течения беременности и родов;
- недоношенность и переношенность;
- внутриутробная гипотрофия;
- беременность до 20 лет и после 40;
- употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.
2. Генетические факторы
Наследственность СДВГ подтверждается у 50 % людей с этим синдромом.
3. Психосоциальные факторы
- Низкое социальное положение семьи
- Алкоголизм родителей
- Тяжелые разногласия между родителями
4. Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими)
Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.
В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:
- недостаток белков в рационе ;
- избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
- дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70 % гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).
Диагностика СДВГ
Кто может поставить диагноз СДВГ ребёнку?
Только врач – психиатр или невролог.
Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.
Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом.
Симптоматика
1. Гиперактивность
Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.
Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.
2. Дефицит внимания
Дефицит внимания – основной симптом при СДВГ. Обычно большинство проблем дома, в саду и в школе связано с ним.
Само внимание имеет множество аспектов: фокусировку, поддержание внимания, переключение внимания и т.п. Для каждого возраста существуют определённые нормы удерживания внимания по времени. При СДВГ эти значения не соответствуют возрасту и обозначаются термином «Отвлекаемость».
Отвлекаемость – расстройство внимания, при котором происходит быстрое переключение на новые объекты во внешней среде или на внутренние процессы: случайные ассоциации, мысли, воспоминания и т.п.
3. Импульсивность
Импульсивность – это недостаток контроля за своим поведением при определенных требованиях окружающей среды. Как выражается у детей с СДВГ:
- при выполнении заданий им сложно дождаться окончания инструкций и они начинают всё делать раньше времени, неправильно оценивают сложность, не вникают в требования к заданию;
- не могут предусмотреть последствия своих поступков, как результат – часто попадают в неприятные или опасные ситуации;
- часто подвергают себя ненужному риску, чтобы поразить или привлечь внимание сверстников, например. Отсюда – повышенная травматичность (часто падают, ушибаются, ломают руки, ноги), нередки несчастные случаи.
Часто импульсивных детей называют небрежными, беспечными, легкомысленными.
Как отличить гиперактивность от активности: признаки
Признаки, по которым родитель может предположить данное расстройство у своего ребёнка:
- Ребёнок более подвижен, чем сверстники – не сидит на месте, «бегает по потолку».
- Общая расторможенность (излишние движения, все время раскачивается на стуле, вертится, болтает ногами) или речевая (болтает без умолку).
- Ребёнок часто рассеян, забывает и теряет вещи, забывает инструкции, отвлекается при выполнении заданий.
- Не слушает обращённую к нему речь.
- При выполнении заданий, требующих усидчивости, ребёнок быстро устаёт. Чтобы выполнить задание хорошо (для школьников) требуется внешний контроль: часто необходимо в буквальном смысле сидеть рядом и контролировать выполнение.
- Не может доводить дела до конца, чаще всего бросает всё на полпути, быстро передумывает и теряет интерес к деятельности.
- Повышенная эмоциональность – ребёнок не может удерживать эмоции внутри, выплёскивает их на окружающих.
- Часто отвечает, не подумав, перебивает других людей.
- Ему сложно дожидаться своей очереди.
- Не сдержан в поведении, может подраться, часто ссорится со сверстниками.
- Может наблюдаться нарушение координации, часто получает травмы.
- Существуют проблемы в поведении: не слушается, не выполняет правила, с ним сложно договориться (для детей старше 4 лет).
СДВГ или нет?
Инструкция для родителей, которые предполагают, что у ребёнка СДВГ.
Тревожиться стоит, если:
- перечисленные выше симптомы наблюдаются у ребёнка больше 6 месяцев и мешают адаптации ребёнка в социуме (в норме у здоровых детей тоже могут быть реактивные состояния, похожие на гиперактивность. Они могут быть вызваны болезнью или психологическими потрясениями. Но если это кратковременные проявления, это не СДВГ);
- симптомы проявляются везде: дома, в саду, на кружке – ребёнок везде так себя ведет;
- трудности в поведении проявляются не менее, чем в двух сферах деятельности ребёнка. Напимер, ему сложно выполнять графические задания в детском саду, и на занятии гимнастикой вы замечаете, что у него не получается выполнять инструкции и нарушена координация.ё
- трудности действительно нарушают обучение и общение ребёнка, несмотря на нормальный уровень его интеллекта.;
- трудности в поведении появились и развились в возрасте до 7 лет;
- исключены другие заболевания нервной системы и нарушения развития. Очень часто с СДВГ путают эмоциональные трудности, следствие перенесённых психологических травм, расстройства аутистического спектра (РАС) (хотя РАС могут сочетаться с СДВГ), тревожными расстройствами, эндокринными заболеваниями, некоторыми формами эпилепсии и шизофрении. Поэтому совершенно необходимо при подозрениях на СДВГ проводить тщательную диагностику специалистом.
Существует мнение (особенно у старшего поколения), что ребёнок свою расторможенность «перерастет». На самом деле по мере взросления ребёнка уходит только гиперактивный компонент. Например, у подростков гиперактивность и двигательная расторможенность становятся меньше, но они заменяются суетливостью и состоянием внутреннего беспокойства. Для них так же характерны безответственность, трудности в самоорганизации и планировании деятельности, конфликтность во взаимоотношениях и рискованное поведение.
Гиперактивный ребёнок: что делать?
1. Не паниковать
При правильно организованной реабилитации и коррекции трудностей состояние ребёнка значительно улучшается.
2. Лечиться
Поскольку нет единой причины, вызывающей СДВГ, то и подход к преодолению трудностей должен быть многофакторным. Единственного эффективного метода лечения для преодоления СДВГ до сих пор нет (по крайней мере, в нашей стране), но при комплексном подходе к проблеме с ней вполне можно справиться.
Задача медикаментозной терапии – облегчить симптомы СДВГ в том случае, когда не получается справиться с поведенческими или когнитивными нарушениями при помощи поведенческой терапии, коррекционных занятий психолога или психотерапии.
В большинстве случаев целесообразно начинать с психологической консультации семьи ребёнка и психологической коррекции и желательно это всё сразу сочетать с лечением. Нужно понимать, что таблетки иногда бывают необходимы, но уповать только на них не стоит. Обязательно нужно посещать специалистов, занятых работой с такими детьми.
3. Заниматься с психологом, дефектологом
В зависимости от возраста и сложностей ребёнка психолог и дефектолог выстраивают программу профилактики или коррекции нарушений. Вся эта работа направлена на то, чтобы уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребёнка.
4. Пройти курс нейропсихологической коррекции
Это специальный комплекс психологических методик, которые способствуют переструктурированию функций мозга и созданию компенсаций у ребёнка, чтобы он мог лучше регулировать своё поведение и эффективнее обучаться.
Комплекс нейрокоррекции включает в себя растяжки, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные движения, упражнения для развития моторики, релаксации и др.
Минимальное количество занятий на курс – 16. Плюс обязательно необходимо между визитами к нейропсихологу выполнять упражнения дома.
5. Включение родителей и ближайшего окружения ребёнка в реабилитацию, разъяснение им особенностей воспитания гиперактивного ребёнка и общения с ним
Родителям детей с СДВГ важно научиться не взаимодействовать с ребёнком по типу гиперопеки и вседозволенности и при этом избегать завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить.
Советы родителям гиперактивного ребёнка
1. Забота о себе
Позаботьтесь о собственных ресурсах и способах восстановления сил. Гиперактивный ребёнок требует много внимания и терпения. У родителей гиперактивных детей часто наблюдается повышенная тревожность, раздражительность и склонность к самообвинению.
В истощенном состоянии проявления СДВГ сложно выдерживать, поэтому важно выработать ряд действий и мероприятий, которые помогут вам восстанавливаться. Встречайтесь с друзьями, пройдите курс психотерапии, заботьтесь о полноценном сне и отдыхе.
2. Поддержка специалистов
Получите консультации специалистов, работающих с проблемой СДВГ: врача, психолога, дефектолога, логопеда (если он необходим). Договоритесь о коррекционных занятиях для ребёнка.
Без помощи специалистов справиться с СДВГ практически невозможно.
3. Принимающая среда
Объясните близким родственникам и педагогам, которые работают с вашим ребёнком, его особенности. Попросите их помогать в коррекции и объясните, как лучше общаться с ребёнком и как ему можно помочь.
4. Микроклимат в семье
Конфликты между взрослыми и неблагополучие в семье обычно усиливают симптоматику и усугубляют состояние ребёнка с СДВГ.
Количество разводов в семьях с ребёнком СДВГ выше в 2 раза, чем статистическое. Поэтому родителям важно поддерживать друг друга в усилиях по преодолению сложностей ребёнка, а не ссориться из-за методов воспитания.
5. Экологичность в воспитании
Избегайте криков и физических наказаний в воспитании гиперактивного ребёнка (впрочем, это относится ко всем детям).
Важно понять, что ребёнок не слушается и отвлекается не потому, что он не хочет поступать правильно, а потому что не может.
Предъявляя ребёнку завышенные требования, вы рискуете довести его до нервного срыва, спровоцировать эмоциональные трудности и другие заболевания. Крик, наказания и агрессия ситуацию точно не улучшат, а вот ухудшить состояние вполне могут.
Чаще хвалите ребёнка за его усилия, особенно, когда деятельность требует концентрации внимания.
6. «Обнимашки»
Физический контакт таким детям очень важен. Обнимайте ребёнка, прижимайте к себе в трудных ситуациях, когда он не может справиться с эмоциями или возбуждением.
7. Соблюдение режима дня
Чем чётче распорядок дня, тем легче справиться с симптомами СДВГ.
8. Полноценное питание
Ограничьте сладкое в рационе ребёнка, позаботьтесь о достаточном количестве в пище белка (мясо, рыба) и микроэлементов.
9. Организация пространства
Помогите ребёнку структурировать и удобно организовать пространство, в котором он живет.
Гиперактивным детям сложно всё убирать по местам и самостоятельно наводить порядок. Имеет смысл купить много разноцветных контейнеров, промаркировать их (для дошкольников можно наклеить соответствующие картинки), научить классифицировать и раскладывать вещи по местам (иначе в комнатах таких детей, как правило, царит бардак).
10. Маркировки и стикеры
Поскольку гиперактивные дети часто бывают рассеяны и забывают вещи, составляйте вместе списки (постоянные и временные), маркируйте, если это возможно, вещи, оставляйте стикеры-напоминалки.
11. Забота о здоровье
Заботьтесь о сохранении общего здоровья ребёнка, проводите профилактические оздоровительные мероприятия.
Дело в том, что заболевший ребёнок будет более расторможен и невнимателен. В некоторых случаях даже смена сезона может вызывать обострение симптоматики СДВГ.
Если наблюдаете обострение симптомов СДВГ, имеет смысл проконсультироваться с доктором и в сложных состояниях согласиться на лечение амбулаторно, в условиях дневного стационара или в стационаре, чтобы подобрать медикаментозную терапию.
12. Спорт
Подберите для ребёнка спортивную секцию. Детям с СДВГ обычно противопоказаны соревновательные виды спорта, также сложны для них те виды, где нужно играть в команде (из-за импульсивности и нарушений общения).
Отлично подойдут плавание, лыжи, теннис, ушу, конный спорт, ритмика.
13. Тренируйте внимание
Играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию и тренировке внимания. Такие игры и упражнения можно найти в интернете или купить книгу.
14. Развитие навыков общения
Старайтесь развивать у ребёнка навыки общения. Обсуждайте неудачи в общении, разъясняйте правила в коммуникациях. С дошкольниками можно читать коррекционные сказки и истории.
15. Бережное отношение к психике
Оберегайте ребёнка с СДВГ от переутомления, большого скопления людей, массовых мероприятий. Все это приводит к нарастанию гиперактивности.
16. Релакс
Учите ребёнка расслабляться и сбрасывать напряжение. Это могут быть специально подобранные игры и упражнения или методы арт-терапии.
Детям с СДВГ показано рабо