Что делать если ребенок не говорит в 2 с половиной года

Что делать если ребенок не говорит в 2 с половиной года thumbnail
22.01.2019

В случаях, когда ребёнок в возрасте 2,5 года не может понятно изъясняться и обладает маленьким словарным запасом, ему могут поставить диагноз «задержка речевого развития«. Определение данной проблемы в раннем возрасте является несомненным плюсом, так как исправить его в возрасте до 3-х лет гораздо проще, чем в возрасте старше 5-ти.

Причины

Основных причин, по которым ребёнок не хочет говорить в 2,5 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии, именно поэтому их без проблем можно решить:

  1. «Тишина» в общении с ребёнком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорождённым с первых его дней. Ребёнок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней, и чтобы впоследствии его было легче научить говорить.
  2. Если речь взрослых вокруг ребёнка беглая, быстрая, нечёткая, то дети не в состоянии всё это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую можно решить, просто замедлив темп речи. Причём не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

Распространёнными физиологическими причинами являются:

  • проблемы со слухом;
  • моторная апраксия мышц лица или языка;
  • неблагоприятные условия во время внутриутробного развития, сложные роды;
  • тяжело протекающие простудные и вирусные заболевания в первые 2 года жизни;
  • черепно-мозговые травмы, в том числе лёгкие;
  • стресс от переездов, изменение состава семьи;
  • двуязычная семья или среда обитания;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовая травма;
  • отсутствие потребности в речи.

Ребенок в 2,5 года молчит

К причинам относятся и физиологические факторы (генетическая предрасположенность, недоразвитие речевого аппарата), психологические (отсутствие внимания, испуг), неврологические заболевания (моторная алалия – ребенок полностью не разговаривает либо говорит плохо, путая окончания, сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующееся нарушением понимания речи, дизартрия – сбивчивый ритм дыхания, гнусавость голоса, нечёткое произношение звуков, афазия – речь ребёнка искажена, нарушены произношение и смысл фраз).

Симптомы задержки речи

Наиболее ярким признаком задержки речи ребёнка в возрасте 2,5 года врачи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребёнку с таким заболеванием достаточно сложно заставить себя выполнить что-либо.

Симптомы задержки речи проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии или метода вызванных потенциалов обнаруживаются нарушения в левом полушарии – именно оно отвечает за речевое развитие.

Признаками задержки речевого развития ребёнка могут быть:

  • аномальное протекание доречевого периода;
  • наличие большого количества ошибок в речи;
  • отсутствие реакции на речь и звук у годовалого ребёнка;
  • неактивные попытки повторения чужих слов;
  • ребёнок не желает общаться со взрослыми;
  • невозможность в 1,5-2,5 года на слух выполнить простое задание;
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2,5 года;
  • отсутствие разговора в 3 года;
  • ребенок не может отвечать на простые вопросы и показывать предметы.

Нормы развития речи в возрасте 2,5 года

Хотя развитие речи у каждого малыша проходит по индивидуальному плану, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления тех или иных языковых единиц. К 2,5 годам малыши произносят простые фразы из двух слов, в словаре детей этого возраста содержится от 50 до 250 слов. В основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия.

К рубежу между третьим и четвёртым годом жизни активный словарь возрастёт до 1 тыс. слов.

Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок говорит простыми предложениями, он легко может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует.

Слабость мышц губ и языка, неумение выполнять тонкие движения органов артикуляции приводят к тому, что многие звуки малыш пока не может произносить точно. Овладение шипящими и сонорными согласными («л», «р») ещё впереди.

Как научить ребенка правильному произношению «р» – расскажет эта статья.

Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что, не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым. Если родители отвечают на все интересующие вопросы маленького человечка, который познаёт мир, они развивают очень ценное качество – его пытливость ума, стремление к знанию, тем самым развивая чадо в целом.

Также в этом возрасте ребёнок должен:

  • избавляться от использования искаженных слов, упрощений;
  • различать родных по именам;
  • знать несколько десятков голосов животных и птиц.

К какому специалисту обратиться?

Если ребёнок постоянно наблюдается у педиатра, то проблемы с развитием речи будут диагностированы на раннем сроке, и врач сам направит малыша к специалистам.

Ребенок у педиатра

Если же постоянного педиатра нет, или он не разделяет родительских волнений, стоит обратиться к докторам следующих специализаций:

  • невропатолог;
  • отоларинголог (ЛОР);
  • психолог;
  • логопед-дефектолог.

Лишь после консультации всех этих врачей можно с точностью определить, что является причиной задержки речевого развития у ребёнка, и как с ней бороться.

В зависимости от того, в какой сфере выявлена проблема, определяется и тип лечения. Стоит быть готовым к тому, что большинство подобных случаев нуждается в медикаментозном лечении. Препараты, прописанные неврологом или дефектологом, способствуют активизации «речевых» зон мозга и дают необходимое питание нейронам.

Как помочь ребёнку заговорить?

Разворачивать мысли малыша, помочь ему облекать их в простые чёткие фразы – этим мы помогаем формированию пассивного словарного запаса, который со временем перерастает в активную речь. Пусть малыш потрогает кору дерева, понюхает цветок, поздоровается с проходящим мимо человеком.

Читайте также:  Эффективное средство от мокрого кашля для ребенка 2 года

Представляйте новые слова в разных сочетаниях и контекстах. Очень важно стараться понять детскую речь и «переводить» её на взрослый лад. Например, одно лишь слово «мама» может означать «мама, посмотри», «мама, пожалей», «мама, поиграй», «мама, достань», «это моя мама» и так далее.

Развитие мелкой моторики рук помогает развивать речь. Связь развития движения пальчиков и речи давно доказана психологами. Поэтому надо вводить в ежедневное общение пальчиковые игры и другие занятия – игры с бумагой, откручивание крышек, рисование пальчиками по манке. Пусть ребенок под руководством взрослого достаёт и складывает ватные палочки, клеит фасоль на кусок солёного теста или пластилина. На природе ребёнок может вместе с семьёй собирать смородину или малину с куста.

Подробней о том, как развивать мелкую моторику рук, читайте здесь.

Старайтесь заниматься с ребенком в игровой форме, проговаривайте с ним слова. Чтобы ему было более комфортно, располагайтесь напротив него таким образом, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Используйте одни и те же слова, чтобы он мог их запоминать, и короткие фразы.

Речь родителя на период занятий с ребёнком должна стать максимально упрощенной и односложной. Упрощайте даже имя ребёнка – не Александр, а Саша, не Дмитрий, а Дима, Митя. Используйте слова с упрощенной артикуляцией, со звуками, которые ребёнок знает и может произносить («с», «п», «м», «б»). Вы можете сделать совместный альбом и вклеить туда фотографии родственников и знакомых, после чего подписать их по имени. Старайтесь выстраивать с ребёнком короткие, но схематичные предложения.

Если словарный запас ребёнка уже немного обогатился простыми словами, такими как названия животных, то к ним можно добавлять слова-действия, типа «киса, иди», «петушок, кукарекай». Ребенок со временем поймет алгоритм действий и начнет сам так говорить.

Больше информации про то, как развивать речь у ребенка в возрасте 2-3 лет, узнаете тут.

Работа специалистов

При работе специалистов совместно с родителями корректируются, излечиваются причины, по которым ребёнок не может говорить. Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребёнка. Различные генетические заболевания, аутизм, умственная отсталость, синдром Дауна, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

При наличии таких проблем в первую очередь ребёнок проверяется у отоларинголога – если со слухом всё в порядке, то за дело принимается невропатолог. Помимо коррекционных занятий, он может назначить применение ноотропных препаратов, чтобы повлиять на высшие интегративные функции мозга и улучшить память и процесс обучения (Кортексин, Энцефабол, Ноотропил).

Возможно и привлечение логопеда, однако большая часть специалистов не работает с детьми младше 4-х лет, что усложняет ситуацию. Но всё же есть логопеды-дефектологи, которые берутся за лечение и самых маленьких пациентов.

Обязательно обращайтесь к квалифицированному специалисту, у которого имеется диплом об образовании. Он должен приходить, имея при себе набор пособий, при помощи которых он и занимается с ребёнком. Идеально, если это яркие картинки. У самого врача должна быть правильно поставленная, грамотная речь. Ему следует найти общий язык с малышом и проводить тренировки в игровой форме.

Что делать родителям – полезные рекомендации

Некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыками может помочь телевизор. Это не так. Когда ребёнок слышит речь из динамиков, его тело никак не реагирует на звуки.

В первую очередь родители должны развивать мелкую моторику ребёнка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Развитие мелкой моторики

Заниматься с ребёнком родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. Массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи.

Также следует в игровой форме обучать ребёнка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребёнку. Несколько раз вдень можно давать их малышу рассматривать.

Ребёнку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолёт, или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.

Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Как скачет лошадка?», «Как лает собачка?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка бежит» и так далее. И совсем необязательно ждать, пока ребёнок сам начнёт отвечать на Ваши вопросы.

Главное – чтобы малыш слышал и видел, как родители говорят это. Постепенно он начнёт Вам подражать и заговорит.

При этом, есть перечень вещей, которые родителям делать нельзя:

  • сравнивать своих детей с другими детьми;
  • пускать замеченные проблемы на самотек;
  • чрезмерно зацикливаться на проблеме.

Нужно ли волноваться, если в 2,5 года ребенок не говорит, а также как родители могут развивать речевые навыки своего чада, в данном видеоролике рассказывает логопед Оксана Лавриненко:

Прогноз

Успешность лечения напрямую зависит от того, как рано оно было начато. Если своевременно устранить все причины, которые влияли на задержку развития речи и грамотно организовать работу с ребёнком, то уже к старшему дошкольному возрасту он сравняется по своим речевым навыкам с одногодками.

Усилий врачей в этом вопросе недостаточно – должны помогать и участвовать в процессе родители, следить за соблюдением всех рекомендаций.

Какими бы ни были причины расстройства речи ребёнка в 2,5 года, родители должны помочь ему преодолеть трудности. Чем больше ребёнок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Возрастная задержка развития до 3-х лет не является непременным признаком заболевания.

Читайте также:  Как избавится от вшей и гнид у ребенка 2 года

Источник

день рождения у девочки 2 года

Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: “Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? ”

Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение – это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.

Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама – волнуется и создает излишнее напряжение.

Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались,  как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Нормы речевого развития

Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

  • 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
  • 2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
  • 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
  • 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

Обратите внимание:

  1. Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
  2. Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

Стоит ли паниковать?

Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

Когда  ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

  1. Активное общение в семье;
  2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  3. Общение со сверстниками;

Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

Как побудить к разговору?

Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

  • Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

  • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
  • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
  • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
  • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
  • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.
Читайте также:  Котлеты из рыбы ребенку 2 года

Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.

Почему ребенок может не говорить?

Причин, по которым  ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

  1. «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.

Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.

  1. Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

 Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

  • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

  • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

  • Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.
– Давай с тобой расскажем месяца. Ян…
– Варь!
– Фев…
– Раль!
– Ма…
– Рт!
– А дальше сама, сможешь?
– рель, нь, ль, густ…

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

Читайте также:

  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?
  • Почему дети плохо спят?

Источник