Что делать если ребенок 5 лет кусается
Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов — очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?
Почему он это делает?
Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.
- Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
- Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
- Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
- Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.
Кто кусается?
Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.
Итак, кто же склонен кусаться?
- Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
- Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
- Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
- Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
- Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
- Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
- Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
- Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
- Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
- Дети, которым просто нравится кусаться.
Как бороться?
Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.
Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца — прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.
Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» — кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.
Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.
Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».
Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.
С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.
Когда обращаться за помощью к специалистам?
На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.
Советы психолога
Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?
Задача родителей — как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.
Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.
Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.
Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.
Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.
Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.
Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».
Что делать, если ребенок обижает других детей или кусается, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Посмотрите семинар А. Румянцевой, в котором объясняется порядок действий родителей, если их кусает ребенок.
Источник
Несколько конкретных советов И. Соловей:
*Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.
*Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в вход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
*Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.
*Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что »кусаться нельзя!». На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.
*Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам,
по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что »ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей».
Нужно добавить, что »если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку» и дать ему в руку один из указанных предметов.
*Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что »игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.»
Спросите,почему укусил: »Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помог.»
Таким образом, Вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.
*Разумеется, что не следует наказывать ребёнка. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения.
Как правило, одновременно с усвоением и развитием речи улучшаются способности ребёнка к самовыражению и вредная привычка кусаться проходит.
У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью(чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.
Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребёнка.
Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко), т.е. пищу, которую необходимо прожёвывать.
Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.
Это советы психолога для детей 1-2 лет. Как поступить с «кусучими» детьми 5-6 лет?
Источник
На чтение 9 мин. Просмотров 6.4k. Опубликовано 02.10.2019
Вам приходилось испытывать на себе остроту маленьких зубиков любимого чада? Если да, то поверьте – вы не одиноки, с этой проблемой сталкиваются многие родители. И решать ее следует безотлагательно.
Кусающийся младенец выглядит забавно и умилительно, но если его вовремя не отучить его от этой привычки, разборок на детской площадке и в садике не миновать. Поговорим о том, как отучить ребенка кусаться – что советуют специалисты.
Почему ребенок кусается
Дети могут причинять боль окружающим, в том числе, и кусаясь. Важно понять, осознанно это происходит или нет, и определить, почему дети кусаются. Психологи выделяют два типа причин – психологические и физиологические. Большое значение имеет возраст ребенка.
До года
В этом возрасте речь идет только о физиологии. Младенцы начинают кусаться при прорезывании зубов. Набухшие десны зудят и болят, и малыш пытается избавиться от боли, прикусывая все подряд.
В этот период очень эффективны специальные «пупырчатые» игрушки из силикона, наполненные гелем. Их можно давать малышу слегка охлажденными. Упругая прохладная игрушка смягчает неприятные ощущения. Если это не помогает, педиатр может посоветовать специальные препараты, снимающие зуд и боль.
Очень важно отучать ребенка кусаться во время кормления. Педиатры советуют прекратить кормление сразу после укуса, строго сказав малышу, что так делать нельзя. Подросший ребенок прекрасно уловит интонацию.
Снова дать грудь можно через 2-3 минуты, а если укус повторится, то увеличить перерыв. Ребенок должен усвоить, что он лишает себя молока, кусая маму.
Иногда на форумах встречается совет немного ущипнуть ребенка в ответ на укус. Но психологи не рекомендуют этот способ.
1-2 года
Физиологической причиной непроизвольных укусов может стать слабость жевательных мышц.
Их нужно тренировать – пусть малыш надувает воздушные шарики, грызет морковку, пускает мыльные пузыри. В этом возрасте проявляются и психологические причины.
Укусы «на эмоциях»
Укус может быть способом выражения эмоций. Малыш просто еще не умеет адекватно выражать их, его словарный запас ограничен.
Ребенок бьет маму или кусается, пытаясь привлечь к себе внимание, снять напряжение, выплеснуть накопившиеся чувства – как плохие, так и хорошие. При этом он может не понимать, что причиняет боль.
Малыша нужно учить выражать эмоции – попрыгать и похлопать в ладошки, обнять, поцеловать.
В этом возрасте, играя с ребенком, не нужно шутливо его кусать. Малыш повторяет действия взрослых, но вот силенки может не рассчитать, и его укус будет болезненным.
Причем он не поймет, за что его ругают – ведь он сделал то же, что и взрослые.
Агрессивные укусы
Важно уделять малышу достаточно внимания. Если мама слишком занята, укус может стать средством напомнить о себе. Пусть мама и ругается, но она сразу отвлеклась от своих дел, то есть способ сработал.
Агрессию могут спровоцировать семейные неурядицы. Если ребенок становится свидетелем разборок на повышенных тонах, он может укусить того, кого считает виновником конфликта.
Негативные эмоции очень вредны для формирующейся психики малыша, поэтому все конфликты следует решать в его отсутствие.
Что делать, если ребенок кусается
В этом возрасте ребенок лучше понимает действия, а не слова. Если он укусил вас, строго скажите, что так нельзя делать, и отодвиньте его от себя. Игнорируйте его 2-3 минуты. Если рядом есть кто-то из взрослых, то пусть пожалеет вас, показывая малышу, что вам больно.
Если ребенок кусается в детской компании, нужно его увести оттуда, показав, что с ним никто не будет играть, пока он так себя ведет.
Категорически нельзя позволять ребенку таким способом добиваться своего.
Если он, кусаясь, пытается получить игрушку или добиться чего-либо еще, ему нужно четко дать понять, что этот способ никогда не сработает.
2-3 года
С возрастом осознанность действий у ребенка возрастает. Ребенок понимает, что причиняет боль своим укусом. Как правило, есть какая-то психологическая причина – ссоры в семье, конфликт с детьми в садике или другой стресс.
Словарного запаса малыша еще не хватает, чтобы он мог подробно описать свое состояние. Поэтому следует понаблюдать за ним, проанализировать окружающую его обстановку.
Агрессию, проявляющуюся, в том числе, и через укусы, может вызвать рождение младшего братика или сестрички. Для маленького ребенка может стать тяжелым испытанием переключение внимания родителей на младенца.
Что делать
Ребенок, растущий в атмосфере психологического комфорта, гораздо меньше склонен к агрессии. Поэтому очень важна спокойная, доброжелательная атмосфера в семье.
Для выплеска негативных эмоций психологи рекомендуют вводить действия-замещения. Если вы видите, что чадо расстроено, предложите ему от души попинать мячик, побегать (можно наперегонки), покататься на качелях. Хорошо помогает регулярная утренняя зарядка.
Если в семье ожидается рождение младенца, старшего ребенка нужно готовить заранее. Можно объяснить ему, что его любят не меньше, но новорожденный требует больше заботы, так как он совсем маленький.
Нужно привлекать старшего ребенка к уходу, он вполне может принести пеленку или поднять соску. И необходимо сделать все, чтобы он не чувствовал себя забытым.
3-4 года
Начинает проявляться кризис трехлетнего возраста. Для ребенка важно отстаивать свое мнение, чувствовать себя лидером, и если это не удается, в ход могут пойти агрессивные методы – швыряние игрушек, удары, укусы.
В этом возрасте многие дети идут в детский сад, а это серьезная нагрузка для неустойчивой детской психики. Укусы могут служить средством защиты, ответом на обиду или средством снять стресс.
Что делать
В этом возрасте нужно учить ребенка высказывать свои эмоции, объяснять их – «меня обидели», «мне больно», «я испугался». Проговаривая и осознавая эмоции, он сможет избавляться от напряжения, а родители смогут понять, что малыш чувствует.
Можно обыграть ситуацию с игрушками, или сочинить сказку о том, как зверята научились ладить, не кусаясь.
Помогут снять напряжение занятия спортом – долгие активные прогулки, зарядка, плавание, катание на роликах, футбол.
Детские психологи советуют учить ребенка этого возраста просить прощения за причиненную боль.
Другие причины агрессии
Если ребенок старше трех лет не может избавиться от агрессивной привычки кусаться, причина такого поведения может быть гораздо серьезней, чем временный стресс. Возможно, ребенок растет в неблагоприятной обстановке, отсюда педагогическая запущенность, отставание развития, неумение контролировать эмоции, низкие коммуникативные и речевые навыки.
Причина может быть физиологической, если есть проблемы с неврологией: последствия мозговых травм, головные боли, страхи, неуравновешенность.
В таких случаях необходима помощь педиатра и детского психолога.
4-5 лет
Если привычка кусаться сохраняется в этом возрасте, причина, скорее всего, в психических отклонениях. Ребенок прекрасно понимает, что он причиняет боль другим.
Надеяться на то, что он перерастет эту привычку, не стоит, лучше сразу обратиться к специалистам. Возможно, у ребенка есть и другие патологии развития, позже его поведение может стать неконтролируемым.
Одной из причин подобного поведения может быть гиперактивность или синдром дефицита внимания, но точно определить это сможет только специалист. Поэтому родителям нужно как можно раньше обратиться за консультацией к педиатру, детскому психологу, неврологу.
Подготовка к садику
Прежде всего, нужно сделать все, чтобы необходимость посещать детский сад не стала для ребенка стрессом. Готовьте его к садику заранее, рассказывайте, как он будет весело играть с другими детками, сколько там будет новых игрушек.
Учите малыша играть с другими детьми, приводя его на детские площадки. При этом необходимо внимательно следить за своим чадом и пресекать любую попытку укуса.
Психологи советуют поставить физическую преграду перед открытым для укуса ртом, например, открытую ладонь, и строго запретить кусаться.
Если это не помогает, ребенка нужно увести с площадки, объяснив, что это наказание. Таким образом, ребенок поймет, что попытки укусить лишают его возможности играть с другими детьми.
Нужно объяснять, что он может сделать другому больно. Напомните, например, как ему самому было больно, когда он упал, как он после этого плакал.
Что делать, если ребенок кусается в садике
Если воспитатель сообщил о том, что ваш малыш кусается, выясните ситуацию как можно подробнее: кусает ли он всех подряд, или кого-то одного, что предшествовало укусу и так далее. Если ребенок раньше не проявлял агрессию, то, возможно, это его реакция на новую обстановку, или так он ответил на попытку его обидеть.
Дома подробно обсудите ситуацию с малышом, объясните, что нужно было поступить иначе. Можно обыграть это – например, мишка играется с мячиком, а зайка тоже хочет играть. Но он не будет отбирать мяч и кусаться, а просто подождет, пока мишка наиграется.
В этих случаях необходима помощь воспитателей. Возможно, крохе нужно уделять больше внимания во время адаптации. Иногда воспитатели отсаживают задир отдельно, но это не всегда помогает, у некоторых детей это может вызвать истерику и только ухудшить ситуацию.
Заранее договоритесь с воспитателями о том, как реагировать, если ребенок кусается в детском саду. Возможно, понадобятся советы психолога, который работает в садике и наверняка сталкивался с подобными ситуациями.
Чего нельзя делать
Психологи категорически не одобряют шлепки по губам, ответные укусы и щипки, и вообще любые телесные наказания со стороны родителей. Это не поможет решить проблему, но может закрепить агрессивный тип поведения.
Строгий осуждающий тон сам по себе суровое наказание для ребенка. Но и ругать ребенка нужно дома, при посторонних людях лучше этого не делать.
Маленький бунтарь может воспринять это как унижение, и протестовать доступными способами.
Итог
Через этап «кусаки» проходят почти все дети, не стоит этого пугаться. Но и игнорировать проблему тоже нельзя. Если не откорректировать поведение ребенка вовремя, то неизбежно возникнут серьезные проблемы в садике и любом детском коллективе.
Уважаемые читатели, а что думаете вы по этому поводу? Возможно, у вас есть полезные советы, которые помогут менее опытным родителям.
Источник