Что делается в семье для развития интересов ребенка
Галина Фёдорова
Родительское собрание «Растить любознательных».
Родительское собрание
«РАСТИТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ«
Подготовка
I. Провести анкетирование родителей.
Анкета
Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности игре, в общении со взрослыми, сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы.При этом обратите внимание на следующее:
1. Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания? Запишите вопросы ребенка и ваши ответы на них.
2. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
3. Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации иллюстрации, теле и радиопередачи, собственные наблюдения?
4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?
5. Участвует ли в беседе о том, что его интересует? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями?
6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и др. ?
7. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть различные трудности?
8. Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность, выразительность речи, мимики движений по проявлению интереса к предмету и явлению?
9. К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
10. Широк или узок круг интересов вашего ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
11. Что делается в семье для развития интересов ребенка?
II. Написать приглашение на собрание каждой семье. Изготовить их в виде конструкции или аппликации.
III. Пригласить учителя начальных классов. (Рассказать о необходимости развития у детей любознательности, о том, какие трудности ждут детей).
IV. Изготовить призы победителям конкурса.
V. Написать письмо вместе с детьми сказочному герою.
Провести игру “Описание предметов группы”, чтобы сказочный герой нашел эту группу. Изготовить также указатели для того, чтобы сказочный герой нашел место сбора в детском саду.
За два дня до собраниязачитать детям телеграмму от сказочного героя: “Спасибо, дети, за приглашение. Встречайте, выезжаю. Везу я угощения, чудеса и сюрпризы”.
За день — два до собрания дети должны получить посылку. На ней напечатано открыть на родительском собрании.
VI. Написать для каждой семьи письма (примерный текст):
«Уважаемые…
Предложите изготовить своему ребенку с учетом его интересов любую поделку (для занятии, для игры,объяснив задание следующим образом: «Что бы ты хотел подарить детям своей группы?» Это может быть рисунок, аппликация, поделка из природного материала (шишек, орехов, желудей и т. д., бросового материала (коробок, катушек, проволоки и т. д., поделки из бумаги, картона, дерева, ткани, меха и пр.
Помогите своему ребенку советом, окажите практическую помощь! Дети очень любят рассматривать работы друг друга, интересуются успехами своих товарищей! Заранее благодарим! Срок изготовления поделки к к родительскому собранию!»
VII. Оформить с детьми на занятиях памятки, отпечатать их.
Как отвечать на детские вопросы:
1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка,отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»
6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка,не боитесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
VIII. Отпечатать и вложить в перечницу вопросы «Острого блюда».
1. Самый интересный, на ваш взгляд, вопрос ребенка и ваш ответ на него?
2. Какое значение имеют в развитии любознательности прогулки, наблюдения, экскурсии?
3. Как через загадки развивать детскую любознательность?
4. Как вы относитесь к тому, что ребенку насильно прививается интерес к чему-либо (кружки, секции?
IX. Красочно оформить призы для победителей конкурсов (конкурс семей на лучший подарок группе, альбомы на темы «Физкультминутки», «Загадки», «Стихи».)
Х. С детьми подготовить сценку «Почему».
XI.Написать на листе ватмана обращение:
“Дорогие взрослые, старшие братья и сестры!
Мы, почемучки старшей группы, хотим с вашей помощью больше знать и уметь. Надеемся на интересную встречу с вами.Помочь вы нам можете в следующем:
Изготовить настольную игру.
Научить играть в шашки, шахматы.
Провести час загадок и отгадок.
Организовать экскурсию к реке.
Рассказать о своей профессии.
Научить делать поделки из природного материала,
бумаги и т. д.
Провести конкурс знатоков: «Что? Где? Когда?»
Показать мультфильм».
XII.Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:
1. Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
2. Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
3. Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
4. Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?
До собраниятихо звучат записи песен на школьные темы: «То ли еще будет», «Чему учат в школе» и другие.
Ход СОБРАНИЯ
Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Звучит песня «То ли еще будет».
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное.Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия — о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность?
Мы решили заглянуть в словарь Даля: что же пишет Даль? (Ответ). Любознательны ли наши дети? Послушайте, пожалуйста, в записи ответы детей (Запись ответов из пункта XII.)
Вы услышали ответы детей,а теперь хотелось бы узнать ваше мнение:
1. Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
2. Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
3. Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
4. К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Представьте такую ситуацию:
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь.Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?- и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
1. Согласны ли вы с советом матери? Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. В. А. Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
А ваше мнение?
Музыкальная пауза.
У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки с любовью оформили ваши дети и очень хотели, чтобы вы познакомились с ними. Как, по-вашему, заслуживают ли внимания эти советы или вы не согласны с ними? Многие из советов, конечно же проверены вами на практике и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка? Почему?
Музыкальная пауза.
Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок.
Вы загадали загадку:
Пушистая вата
Плывет куда то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ребенок ответил: «туча».
Будете ли вы удовлетворены ответом? Какие вопросы ему зададите? («Почему ты догадался, что это туча?», «Почему вату назвали тучей?»)
Товарищи родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
Итак, если предложение принимается, то итог на самый лучший альбом будет подведен на следующем собрании «Помочь учиться». Победителя ждет приз. (Показать.)
Музыкальная пауза.
Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведении и не по возрасту глубоких знании?
Так одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетии сын сам читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам. А ваше мнение?
А сейчас традиционная рубрика нашего собрания
«Ваши дети — наше мнение»
по теме собрания
(Характеристики могут быть в письменном виде)
Вручение благодарностей родителям за хорошее воспитание детей.
«Острое блюдо»
В. Шапов
«Почему» (сценка)
Сын пришел к отцу с вопросом:
— Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше
Почему бывает дым?
— Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
— Папа! — Сын вернулся вскоре,
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Папа, что такое грань?
— После, некогда, отстань!
Снова сын пришел к папаше:
— Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем!
А в ответ сверкнула вспышка:
— У меня свои дела!
И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один
Постепенно стал все реже
Беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
— Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму?
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму!
Отчего же, почему же?
…В самом деле, почему?
Все мы хотим даже об этом не думать, потому что не хотим, чтобы это случилось в наших семьях, с нашими детьми. Что же сегодня можем сделать мы для своих детей не только в семьях, но и для детей группы. Мы надеемся, что вы с пониманием отнесетесь к предложению организовать в группе клуб «Почемучек».
Пожалуйста, подумайте, кто из членов ваших семей может принять участие в организации встречи с детьми.
Что можно сделать для ваших детей?
1. Научить играть детей в шахматы и шашки.
2. Изготовить настольную игру.
3. Провести час загадок и отгадок.
4. Организовать экскурсию к себе на производство.
5. Рассказать о своей профессии.
6. Научить детей делать подарки из природного материала, бумаги.
7. Показать мультфильм.
8. Организовать час сказки.
В группу входят дети.
Воспитатель: «Дети, а вы хотите, чтобы родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры бывали у вас в группе с интересными сюрпризами? Тогда сядьте рядышком и подумайте все вместе, в чем могут помочь нам родители?
А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, что вы выбрали (на плакате, напишите время встречи и фамилию.
Дети, а сейчас вы подумайте и скажите такие слова своим родителям, чтобы им скорее захотелось к нам придти. Еще раз заранее благодарим вас за встречу с детьми в клубе «Почемучек».
А сейчас, ребята, вас ждут интересные конкурсы».
Стук. Входит старуха Шапокляк.
— Здравствуйте, вы узнали меня? А чем вы тут занимаетесь? Вы знаете, почему к вам Незнайка не пришел? Я рассердилась, что вы меня не пригласили и переставила указатели. Вы, я слышала, какие то конкурсы хотите проводить?
Воспитатель: «Да, я хочу просить детей оживить круги».
Старуха Шапокляк: «Ничего не выйдет. Сейчас я как дуну три раза в трубу, так дети все предметы круглой формы забудут и никогда не вспомнят. Я не хочу, чтобы другие были умнее меня. (Дует в трубу и уходит). Вот посмотрим теперь, как вы справитесь».
Воспитатель: «Дети, вспомните и превратите кружки, которые нарисованы на листочках,в предметы круглой формы: яблоки, часы и т. д. Чья семья первой заполнит круги?» (Вручается приз.)
Входит старуха Шапокляк.
— «Ну что, подействовало мое волшебство».
Воспитатель: «Нет, дети прекрасно справились с заданием».
Старуха Шапокляк: «Так…зато я сейчас такие слова скажу, после которых больше ни одно задание не выполнят, все забудут. (Говорит.) А теперь назовите хоть один предмет, находящийся в группе прямоугольной формы. (Называет другие предметы: кегля, шляпа и др.)
Дети называют предметы прямоугольной формы.
Старуха Шапокляк: «Ничего не пойму. Почему дети моему колдовству не поддаются? Или труба испортилась, или это дети такие. Хорошо! Сейчас я вам такое задание сама задам, что вы никогда не справитесь! Придумайте-ка, что надо сделать, чтобы карандаши не рас сыпались на пол».
Дети и родители складывают из бумаги гармошки.
Старуха Шапокляк: «Вы и с этим заданием справились, ужас! Что за дети такие. Пошли, Лариска, нам здесь делать нечего!».
Воспитатель: «Дети, а сейчас вас ждет сюрприз-угощение от Незнайки. Как вы думаете, что это может быть? (Показывает посылку.) Это необычные яблоки, волшебные. Да, а вы хотите, чтобы ваши родители всегда отвечали на ваши вопросы, тогда все яблоко сами не ешьте, а дайте откусить взрослым. Если вы их угостите этим волшебством, то они всегда будут отвечать на все ваши вопросы, а для того чтобы родители пришли к вам и провели часы «Почемучек», мы приготовили им угощение».
Все пьют чай и непринужденно беседуют.
Источник
Роль семьи в развитии познавательных интересов ребёнка
Познавательный интерес — самое значительное свойство человека, оно выражается в стремлении познавать окружающий мир с целью проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречивость. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, в том числе и развитие у детей познавательных интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; соблюдать нормы поведения; постоянное обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Большое значение принадлежит коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ, литературой и искусством; читая книги, знакомясь с новыми произведениями искусства, новостями, родители должны обязательно обсудить это с ребенком так, чтобы у него появился интерес и развивался далее; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер воспитания; организация внутрисемейного общения. В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению.
Семейный досуг включает в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.
В нашей семье развитие познавательных интересов формируется через сюжетно-ролевую игру.
Например, семейной традицией, является празднование дня рождения. Мы продумываем игровую программу. Взрослые и дети инсценируют сказки. В них дети учатся подражать животным мимикой, жестами. Принимая участие в театральных играх, у детей развиваются психические процессы, речь, любовь к художественной литературе.
Продолжаем семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне (Чем тебя порадовал сегодняшний день?, Чем огорчил?, Чем удивил? и т.д.).
Сын рассказывает, что очень понравился кружок «Занимательная физика», который ведёт Бадьина Галина Александровна. Предлагаю поиграть в «Школу». В роли учителя — сын, а в роли ученика – мама. В результате формируется интерес к предмету, ребёнок учится анализировать, проводить опыты. Хорошо запомнился опыт раскрывающегося цветка.
Знакомим ребёнка с профессиональной деятельностью близких ему людей. Обращаем внимание на людей разных профессий, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни.
Например, сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель игры: расширять и закреплять знания детей о работе продавца, кассира; совместно обдумывать содержание игры; закреплять навыки культуры общения (быть вежливым и тактичным), так же сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», Больница» и другие.
Обращаем внимание на круг домашних дел каждого члена семьи. Привлекаем ребёнка к участию домашнего труда.
Например, убирая дрова можно посчитать, сравнить по величине, ширине. Какой-то материал выбрать для строительных игр. Отсюда формируется интерес к профессии строителя. В процессе игр дети учатся различать, называть геометрические детали (куб, брусок, пластина). Конструирование способствует совершенствованию речи детей, т.к. дети рассказывают о своих замыслах.
Посещая музей, можно встретиться с представителями живой природы, знакомить с миром неживой природы: Солнце и Солнечная система; мир камней; природные материалы.
Дома можно завести собственную коллекцию камней, природных материалов.
Ещё одной семейной традицией являются совместные экскурсии в лес, где можно рассказать о животных и растениях, о природе Белой Холуницы, её богатствах. Собранный природный материал идёт на изготовление поделок. Из бересты можно сделать полезные и забавные игрушки – это и ведёрко, машинку, собачку. Из еловых шишек и орехов – вертолёт, петушка филина и т.д. Из листьев можно сделать целое подводное царство, а из обычной коряги домового Мафаню.
Дружное общение родителей с детьми во время изготовления игрушек из природного материала создаёт духовную близость взрослых и детей, поднимет авторитет родителей.
Совместно с детьми создаём домашнюю библиотеку, по интересам детей. Имеются энциклопедии о технике, космосе, динозаврах, животных, а также энциклопедии для самых маленьких и другие. Вместе посещаем районную библиотеку, где можно узнать много интересного.
Т.о., у детей формируется познавательный интерес, но важным условием является то, что вся работа должна проводится в системе.
Источник