Что дает математическое развитие для развития речи ребенка
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие — это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.
Второе условие — это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда — это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога, звучащая на занятиях.
Третье условие — это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.
Какую речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться?
- Речь должна быть содержательной. (Содержание для бесед, для рассказов дают книги, картины, экскурсии, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребёнка жизнь.)
- Речь должна быть логичной. Правильная речь предполагает умение не только начать, но и завершить высказывание.
- Речь должна быть точной, то есть ребёнок должен уметь подбирать такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.
- Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
- Выразительность и точность речи предполагают её чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (так называемых слов – паразитов: ну, значит, это, типа, и пр.), грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.
Основная цель работы воспитателя — помочь детям более полно овладеть видами речевой деятельности. Для её достижения должны быть определены следующие задачи:
- Развивать умение слушать.
- Обогатить словарный запас детей.
- Развивать умение аргументировать свои высказывания, помогать ребёнку ясно и понятно излагать свои мысли, учить описывать свойства предметов, объяснять их сходства и различия.
- Формировать грамматически правильную речь.
Рассмотрим более подробно приёмы и формы работы, которые можно применить в нашей практике.
Использование дидактических игр
Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игровая деятельность. Большинство занятий по математике можно представить как систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревунются и делают открытия.
В ходе этих игр нужно создать такие ситуации, где ребёнку будет необходимо сделать свои умозаключения и выразить их в речи, проявить творчество, увидеть несколько вариантов решения одной проблемы. Организуя «открытия», направляя поисковые действия, перед детьми воспитатель должен создавать проблемные ситуации. Например: предложить детям прокатить через ворота 2 предмета (шар и куб). В результате собственных действий ребята должны установить, что шар катится потому, что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Рассуждая, ребёнок сделает собственные умозаключения, выводы, выразит их в речи.
Другой пример. Соревнования. Дать детям две ленточки разной длины и разного цвета, прикреплённые к палочкам. Нужно скрутить ленточки. Победителем всё время будет тот ребёнок, у которого белая лента. Вопрос: «Почему?» Дети должны сами найти ответ, сравнивая ленты по длине методом приложения, и сделать вывод: «Белая лента короче синей, поэтому её быстрее можно намотать на палочку».
Необходимо специально подготавливать игры, где от детей требуются собственные рассуждения. Например, задания «Что изменилось?» Предложить детям картинку.
(№ 1)
Отрабатывая с детьми пространственные представления, активизировать речь детей наводящими вопросами:
- Какое время года на картинке? Почему вы так думаете?
- Что находится слева от домика? Справа? Над ним? Перед ним? Позади него?
- Кто находится внутри домика? Снаружи?
- Кто из героев сказки «Репка» нарисован на картинке, кто не нарисован?
В процессе беседы требовать от детей полные ответы. Затем выставить вторую картинку.(№2) Дети должны были объяснить, чем эта картинка отличается от первой:
- временем года;
- машина была слева от домика, а стала справа;
- на первой картинке легковая машина, а на второй грузовая;
- перед домом были цветы, а стал снеговик и т.д.
Ребята с удовольствием выполнят такие задания, где можно использовать соревновательный элемент: кто найдёт больше отличий.
«Снеговики»
Вот зайчишка у реки встал на задних лапках…
Перед ним снеговики с мётлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих, лишь морковку гложет,
Но что общего у них, он понять не может.
Научить ребёнка строить сложные предложения помогает игра «Концовки». Здесь отрабатываются понятия, противоположные по значению. Дать детям задание закончить предложение.
1. Если подоконник выше стола, значит стол… (ниже подоконника).
2. Если Владик выше Вадима, значит, Вадим…
я3. Если Катя сидит правее Инессы, значит Инесса сидит…
4. Если Никита живёт дальше от школы, чем Стасик, значит, Стасик живёт… и т.д.
Для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи, тоже можно использовалось аналогичное задание закончить предложение.
1. Маша надела шубу, шапку, шарф, потому что… Почему? (Потому что пришла зима, потому что стало холодно и т.д.)
2. Мама стирает одежду, потому что…Почему?
Изучая тему «Один — много»,необходимо заниматься с детьми грамматическим тренингом. А именно учить детей правильно употреблять существительные во множественном числе в Р.п. Например: один зайчонок — много зайчат, один волчонок — много волчат, один ребёнок — много ребят и т.д.
Грамматический тренинг можно совмещать с физминуткой. Так, например, читая стихотворение, дети заканчивают строчку, используя различные формы слова:
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая — и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретится с котом,
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
Использование отрывков из художественных произведений
Занятиям по математике может предшествовать предварительная работа по чтению художественной литературы и обсуждение прочитанного. А само занятие являться разыгрыванием истории, сказкой с продолжением. Так, например, изучая тему «Объём и вместимость», предварительной работой послужит чтение сказки С.Маршака «Кошкин дом». Чтобы приступить к теме занятия, дети долшжны вспомнить содержание эпизода, где случился пожар. Помощью в пересказе отрывка служат иллюстрации к сказке. Малышам необходимо задать вопрос: «Поможем кошке потушить пожар?» Тем самым плавно перейти к теме занятия
Изучая порядковый счёт, можно вспомнить сказку «Репка». Разыграть сказку по ролям, одновременно считая, какими по счёту были бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Использование пересказа отрывков произведений на занятиях по математике является хорошим способом овладения связной речью.
Использование сюжетно-ролевой игры
Предварительной работой к занятиям по математике может служить сюжетно-ролевая игра. В игре просходит умение обобщать предметы по общему признаку Например, «Продажа овощей и фруктов в магазине». Во время таких игр можно сообщать не только новые слова, но и подвести к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это помогает ребёнку усваивать понятие категории обобщения. Например, в родовое понятие «овощи» входит множество видовых: «картофель», «капуста», «морковь» и т.д. Непосредственно на занятии по математике дети «отправляются по магазинам». На столах были разложить карточки с изображением видовых понятий, одна карточка лишняя. Детям дать задание определить, в какой магазин мы зашли (назвать родовое, обобщающее понятие), определить, что лишнее в магазине, «купить» заданное количество товара, а лишний предмет отнести в соответствующий магазин.
Для отработки обобщающих понятий можно использовать такие задания:
1. Продолжи ряд:
- Груша, яблоко…
- Репка, картошка…
- Стул, диван…
- Воробей, синица…
2. Назови одним словом:
- Рубашка, майка, свитер, брюки — это…
- Сандалии, ботинки, сапоги — это…
3. Найди лишнюю картинку:
- Карась, сом, утка.
- Яблоко, лимон, репа.
- Стол, часы, диван и т.д.
Огромный интерес у детей вызывают «путешествия». Во время таких «путешествий» на поезде, построенном из стульев, наряду с формированием навыков количественного и порядкового счёта, ребята представляют, что они могут увидеть в окно поезда слева и справа.
Таким образом, каждый ребёнок имеет возможность пофантазировать и выразить свои мысли вслух.
Использование раздаточного материала
В дополнение к практическому курсу «Игралочка» подготовить карточки. Исследуя различные математические объекты, изображённые на карточках, дети будут учиться находить логические закономерности, продолжать их, выполнять задания, допускающие различные варианты решения, выражать свои умозаключения в речи. Учитывая, что в группе разный уровень подготовленности и развития детей, материал подбирается разной сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Возможные рассуждения детей
- «Все фигуры – круги, а один квадрат. Он лишний, так как отличается по форме».
- «Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером. Все круги синие, а один красный. Он отличается цветом».
- «Все квадраты маленькие, а один большой. Большой квадрат лишний. Он отличается размером».
- «Все круги жёлтые, а один красный. Красный круг лишний. Он отличается цветом».
- «Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером».
- «Здесь нет лишней фигуры, т.к. все фигуры – маленькие красные квадраты».
Для более подготовленных детей надо подбирать более сложные задания. Ребятам даётся образец рассуждений, помогающий правильно выполнить задания.
- Как фигуры чередуются в столбцах?
- Как фигуры чередуются в строках?
- Что меняется (форма, размер, цвет)?
- Какой фигуры не хватает?
Рассуждения детей: «У первой фигуры три полоски смотрят вправо, у второй – две полоски смотрят вправо, у третьей – одна. Значит, у недостающей фигуры ни одной полоски, смотрящей вправо».
Найти лишний цветок и объяснить, почему он лишний.
Рассуждения детей: «У всех цветов три лепестка, а у одного четыре. Цветок с четырьмя лепестками лишний».
Все перечисленные методы и приёмы, если их использовать в течение учебного года, дадут положительный результат:
- у детей обогатится словарный запас;
- благодаря созданию речевых ситуаций, у ребят активизируется словарный запас;
- игровые ситуации, способствуют развитию внимания, умению слушать;
- дети учаться грамотно выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, правильно использовать грамматические формы слов.
Поэтому, я считаю, что выбранные приёмы могут быть использованы педагогами в работе с дошкольниками.
Используемая литература
1. Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва «Баласс», 2001.
2. В.П. Новикова. «Математика в детском саду». Москва: «Мозаика-Синтез», 2000.
3. М.Р. Львов «Методика развития речи» Москва: «Просвещение», 1985.
4. М.А. Беженова. «Весёлая математика» Донецк: «Сталкер», 2000.
5. Л.Я. Береславский «Азбука логики» Москва: «Астрель», 2001.
6. Л.Н. Бабич «365 увлекательных занятий для дошкольников» Москва: «Рольф», 2000.
Источник
Александра Львова
Как связано развитие речи и математика?
Как связано развитие речи и математика?
Коммуникативные навыки — это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.
Развитие речи это один из главных аспектов развития ребенка, его успешности среди сверстников. Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, по мнению З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами, и словосочетаний. А специфическая особенность математики заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.
Поэтому мы предлагаем, в процессе развития математических представлений и речи использовать словесные игры и упражнения.
Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математическихпредставлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.
Дети правильно отвечают на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения, числительные и математические понятия, умеют правильно объяснить.
Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Это игры которые вы проводите на непосредственно образовательной деятельности по математике на систематизацию, уточнение представлений, знаний и умений, расширение области их применения. Когда даете новую информацию, или на закрепление полученной ранее информации. Так же в совместной, индивидуальной деятельности, или даже на прогулках, в повседневных видах детской деятельности, и в познавательно-игровой деятельности. Словесные игры с математическимсодержанием помогают детям:
– в знании терминов и понимании и символов изучаемых математических объектов и отношений между ними;
– в умении использовать термины и символы математических понятий в математической речи;
– в осознании законов построения и структуры выражений математического языка, конструирования математических предложений;
– в понимании логической структуры определения понятий, алгоритма решения задач;
–в умении сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные признаки для их сравнения;
–в умении проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному признаку;
– в умении формулировать, противоположное значение;
– в умении логически правильно обосновывать свой ответ;
Это такие игры как: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находиться?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается», «Узнай по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Разложи по полочкам», «Посчитай», «Четвёртый лишний».
Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов,которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимания на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу. В играх с правилами продумываются различные варианты.
«Посчитай».
Цель: Закреплять умение правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударения в существительных и числительных. Развивать активный словарь, память, внимание, восприятие.
Игра «Концовка» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы,например: «Если сосна выше, чем березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы. (тоньше ствола дуба)». Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок. (круглый, Буратино. (тонкий, дядя Степа. (высокий, гном (низкий).
«Составь загадку».
Дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.
«Четвёртый лишний».
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные, логические связи. Воспитывать умение точно следовать инструкции, целеустремленность.
Словесные дидактические игры, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.
Еще нам бы хотелось сказать про речь педагога которая должна соответствовать некоторым требованиям:
— полная ясность, соответствие речевой динамики возрастным особенностям;
-научность, логическая обоснованность рассуждений;
-соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, союзов,);
— литературность (живость, образность изложения);
— четкость, лаконичность.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сенситивными периодом речевого развития ребенка, и одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи«.
Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. И напоследок повторю, что математика предоставляет настоящему педагогу большие возможности для обогащения лексики, не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения речью, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом.
Источник