Череп ребенка 2 года

Череп ребенка 2 года thumbnail

В разные периоды жизни череп ребенка подвергается изменениям. Функционально-морфологические перестройки сопровождают ребенка на протяжении периода роста и развития. Специалисты выделяют несколько взаимосвязанных процессов, которые лежат в основе развития детского организма, в частности черепа и головного мозга – рост, дифференцировка и формообразование.

Особенности строения черепа ребенка

Череп ребенка 2 годаЧереп ребенка сразу после рождения имеет определенный вид и строение, которые сильно отличается от черепа взрослого человека. Черепная коробка ребенка имеет мягкие кости. Они обладают подвижной структурой, поскольку в процессе родов такая особенность значительно облегчает прохождение новорожденного через родовые пути.

Форма черепа во многом зависит от способа рождения. Череп маленьких детей, рожденных путем кесарева сечения, имеет ровную форму. При естественных родах детский череп немного вытянутый.

Одна из особенностей строения черепа новорожденного ребенка – несоразмерность головы и тела. Голова малыша выглядит непропорционально большой. Окружность ее на пару сантиметров больше грудной клетки. Это является возрастной особенностью и показателем здоровья ребенка.

Кости черепа сильно разобщены. Пространство между костями заполняет некая прослойка, которая состоит из соединительной ткани и неокостеневшей хрящевой ткани. При этом мозговой отдел значительно преобладает над лицевым. Если у взрослого человека соотношение объема лицевого отдела к мозговому составляет 1:2, то у новорожденного ребенка этот показатель равен 1:8.

Череп ребенка 2 годаДетский череп имеет еще одну важную отличительную особенность – наличие родничков. Родничками принято называть некие неокостеневшие участки черепа, которые расположены в местах образования будущих швов.

Специалисты отмечают полное отсутствие швов у новорожденных детей, а также слабое развитие диплоэ – губчатого вещества костей свода черепа, слабо выраженный рельеф на внешней и внутренней стороне черепа.

Недоразвиты у родившихся детей воздухоносные пазухи. Мышечные бугры, линии, гребни также остаются мало выраженными, поскольку для их развития и нормального функционирования требуется мускулатура, а она на этот момент еще не работает в полную силу.

Неразвитыми остаются и челюсти, поскольку жевательная функция не сформирована. Отсутствуют альвеолярные отростки, нижняя челюсть представляет собой две несросшиеся половины. По этой причине лицо новорожденного малыша почти не выступает вперед, как у взрослого человека.

Формирование родничков

Череп ребенка 2 годаНа начальных этапах развития эмбриона верхняя часть черепа имеет перепончатое образование, которое покрывает головной мозг. После стадии хряща, приблизительно на 2-3 месяце внутриутробного развития начинают формироваться костные ядра. Впоследствии они срастаются друг с другом, образуя костные пластины или основу костей крыши черепа.

К моменту рождения между уже сформировавшимися костями остаются участки узких полос и довольно широких пространств – родничков. С помощью этих участков перепончатого черепа, которые обладают способностью выпячиваться и западать, происходит значительное смещение костей черепа. Именно эта особенность обеспечивает прохождение головы ребенка через узкие родовые пути матери в процессе рождения.

Череп маленького ребенка имеет несколько родничков:

  • передний или большой родничок;
  • малый;
  • клиновидный;
  • сосцевидный.

Передний или большой родничок расположен в области соединения теменной и лобной костей. Имеет форму ромба. Процесс окостенения большого родничка завершает к 2 годам.

Малый или задний родничок расположен между теменной и затылочной костями. Его окостенение завершается на третий месяц после рождения.

Клиновидный родничок является парным. Он находится по бокам черепа в переднем отделе между несколькими костями: клиновидной, лобной, теменной и височной. Окостенение этого родничка происходит сразу после рождения.

Сосцевидный родничок также является парным. Процесс окостенения происходит вместе с клиновидным родничком. Место расположения – позади клиновидного, в месте соединения височной, теменной и затылочной костей.

Примечательно, что клиновидные и сосцевидные роднички чаще наблюдаются у недоношенных детей. У малышей, родившихся в срок, часто отсутствует затылочный.

Сроки закрытия зависят от следующих факторов:

  • наследственная предрасположенность к быстрому или долгому закрытию родничков;
  • особенности питания;
  • сроки рождения;
  • генетические аномалии внутриутробного развития;
  • обменные процессы в организме малыша;
  • избыток или недостаток витамина D;
  • патологии пищеварительного тракта, в результате которых материнское молоко плохо усваивается.

Скорость закрытия родничков зависит от интенсивности роста ребенка.

Передний и задний роднички нередко прощупываются акушеркой во время родов. Когда голова ребенка входит в родовой канал, по расположению этих родничков врачи определяют размещение головы в родовых путях. Нормальное положение, когда родничок впереди. Изменение нередко указывает на нежелательный поворот плода в матке.

Отклонения от нормы

Череп ребенка 2 годаСамая распространенная причина отклонений от нормы – аномалии развития, врожденные патологии и родовые травмы. Зачастую травмы происходят, если голова плода не соответствует размерам родовых путей матери. Однако практически все последствия можно исправить к первому году жизни.

Читайте также:  Почистить кишечник ребенку 2 года

В этот период необходимо выполнять ряд рекомендаций, связанных с уходом за малышом. Нередко неправильная форма головы (затылочной части) – это следствие долгого лежания на спине. Плоский затылок иногда указывает на недостаток витамина D, из- за чего у маленьких детей развивается рахит. Когда родничок еще открыт, не рекомендуется направлять на голову малыша струю воды.

Врожденные заболевания вылечить гораздо сложнее. Особенно опасным является водянка головного мозга или гидроцефалия. Выявить его можно еще в период беременности и сразу приступить к лечению.

Иногда встречается патологическая деформация головы у ребенка:

  • скошенный затылок (плагиоцефалия);
  • искривление затылочного и лобного участка (скафоцефалия);
  • вытянутая форма (акроцефалия).

Асимметрия и искривление черепа часто приводят к неврологическим патологиям, а также отставанию в физическом и умственном развитии.

Периоды развития черепа

Череп ребенка 2 года

Процесс формирования черепа

Выделяют несколько периодов развития. Первый продолжается до 7 лет от момента рождения. В это время череп интенсивно растет и активно увеличивается в объеме. Швы сужаются, а роднички постепенно уменьшаются. Происходит оформление полостей глазниц и носа, изменяется форма нижней челюсти.

С 7 до 14 лет продолжается второй период, во время которого форма черепа и его частей меняется не настолько интенсивно, однако полости глазниц и носа, сосцевидный отросток значительно увеличиваются.

С 14 до 25 лет длится третий период, захватывая половое созревание. За эти годы немного удлиняется лицевой череп и формируются лобные отделы. Область дуговых скул значительно увеличивается, а лобные бугры заметнее.

Для четвертого периода (25-45 лет) характерно окостенение швов. Специалистами было замечено, что раннее окостенение стекловидного шва приводит к образованию коротких, а венечного шва – длинных по форме черепов.

Пятый период начинает приблизительно с 45 лет. Происходит постепенная атрофия лицевого и мозгового отдела. Поскольку у многих в это время уменьшается количество зубов, меняется форма челюстей. Альвеолярные отростки и другие части сглаживаются, угол нижней челюсти несколько увеличивается, а лицевой отдел уменьшается в объеме.

Внешний вид черепа ребенка до выпадения молочных зубов

Череп ребенка 2 года

Череп до выпадения молочных зубов

Дети рождаются без зубов. В первые годы жизни они малышам не нужны, поскольку в их рационе нет твердой пищи. По мере введения более твердых продуктов питания у детей появляются молочные зубы.

Приблизительно с 5 лет молочные зубы начинают выпадать, уступая место коренным. До выпадения молочных зубов череп имеет несколько иную форму. Череп человека постепенно увеличивается в размерах, тогда как молочные зубы остаются мелкими. Коренные зубы появляются сразу большого размера и остаются такими на всю жизнь.

На рентгеновском снимке взрослого человека видно, что за коренными зубами в верхней и нижней челюсти нет дополнительного ряда зубов. Череп с молочными зубами, снятый на рентгене, нередко пугает неподготовленных людей.

Молочные зубы уже сформированы на момент рождения, но прорезываются постепенно, каждый в определенном месте, начиная с 5-7 месяцев. При этом зачатки постоянных (коренных зубов) расположены в верхней и нижней челюсти малыша. Когда они заканчивают формирование, они выталкивают временные зубы. Так начинается замена молочных зубов на коренные.

Периоды смены зубов

Череп ребенка 2 годаРост молочных зубов, их дальнейшая замена на коренные – обязательный физиологический процесс, через который проходит каждый ребенок. Начиная с пятимесячного возраста у ребенка появляются временные зубы. Это продолжается до тех пор, пока не сформируется полностью весь зубной ряд.

Приблизительно с 5 лет начинается этап смены временных зубов на постоянные. Он продолжается до 13-15 лет, поскольку зубы меняются постепенно, один за другим.

Периоды формирования молочных зубов:

  • 6-12 месяцев – центральные резцы;
  • 7-8 месяцев – боковые резцы;
  • 12-16 месяцев – первый моляр;
  • 16-20 месяцев – клык;
  • 20-30 месяцев – второй моляр.

В 5-6 лет начинается процесс резорбции, и корни молочных зубов постепенно рассасываются.

Периоды формирования коренных зубов:

  • 6-7 лет – центральный резец;
  • 7-8 лет – боковые резцы;
  • 9-12 лет – клык;
  • 9-11 лет – первый премоляр;
  • 10-12 лет – второй премоляр.

Формирование молочных зубов имеет несколько важных функций. Прежде всего, временные зубы способствуют нормальному развитию черепа и системы полости рта. Кроме этого, они защищают коренные образования от различных аутоиммунных заболеваний.

Источник

На протяжении 10 лет я успешно веду приём деток с перинатальным поражением центральной нервной системы, и в том числе часто обращаются с просьбой выправить кривую голову у ребёнка. Ходят не только ко мне с данной проблемой, но и по другим врачам — остеопатам, краниосакральным терапевтам… ездят к различным бабушкам… дедушкам… и правят, и правят ребёночку голову, а она ну никак не выправляется… и ищут они того, кто всё-таки излечит и исцелит этот недуг…

Читайте также:  Ребенок 2 года чем кормить рецепты

Рвение родителей помочь своему ребёнку вполне понятно и объяснимо, но речь пойдёт не об этом. Так как данная тема давно уже обросла мифами и спекуляциями, хочу прояснить некоторые моменты по этой теме, и поэтому речь пойдёт о причинах таких деформаций, и можно ли действительно помочь в данной ситуации. Думаю, что это будет полезно как родителям малышей с такой проблемой, так и для специалистов, сталкивающихся по работе с данной патологией.

Прежде чем подойдём к причинам деформаций, я развею один миф!

В народе, да и у докторов, есть такое понятие — «ребёнок отлежал себе голову». Он так лежал в кроватке, что всё время смотрел в одну сторону, или у ребёнка кривошея, и голова повёрнута в одну сторону, и поэтому затылок плоский, но у здорового малыша от этого затылок плоским не станет — это миф!

Чтобы это произошло, нужно неподвижно лежать с повёрнутой на бок головой в течение длительного промежутка времени, не меняя при этом положение тела и головы, а ребёнок ведь не лежит в одном положении, его берут на руки, пеленают, на живот переворачивают, купают, кормят и т.д., и, фактически, при регулярной смене положения, голова не может деформироваться, она просто не успеет это сделать, но, всё же, есть нюанс — если у ребёнка парез шейных мышц, сниженный тонус в руках (в результате гипоксии и ишемии шейного утолщения и продолговатого мозга), дефицит витамина D (Рахит — нарушение костеобразования и размягчение костей), и ребёнок каждый день, на протяжении всего дня лежит на спине, то череп может деформироваться, и затылок станет плоским, что будет свидетельствовать о перинатальном поражении нервной системы и дефицита витамина D.

У ребёнка без перинатального поражения, без гипоксии и без дефицита витамина D деформации черепа не будет, если он даже будет часто лежать в одном положении.

Конечно, при желании, можно придать определённую форму черепу, для этого нужно жёстко зафиксировать голову ребёнка на продолжительный срок (искусственная деформация черепа) при помощи тугих повязок-шапочек или специальных конструкционных деревянных приспособлений, так раньше делали различные племена Южной Америки — Паракас, Наски, Инки; Северной Америки; Конго; Судана, которые специально деформировали себе головы, что бы уподобиться богам. В наше время есть подобный способ коррекции формы головы у ребёнка при помощи специальных ортопедических шлемов, но они не оправдали свою эффективность.

Теперь о причинах деформаций, их две:

  1. Врождённые аномалии развития (краниостеноз).
  2. Натяжение (стрейн) твёрдой спинно-мозговой оболочки.

Краниостенозы (врождённые аномалии развития) — это преждевременное, внутриутробное окостенение, заращение швов черепа.

В зависимости от того, какой шов преждевременно срастается, возникает определённая деформация и форма черепа.

В норме у новорождённого, до 2-х лет, свод черепа подвижный, швы образуются к 5–7 годам.

Ребёнок уже рождается с определённой деформацией головы, и по мере роста ребёнка, в течение первых месяцев, деформация ещё ярче проявляется.

Наличие врождённых аномалий развития у ребёнка говорит о гипоксическом, инфекционным или токсическим повреждающем воздействии в первые пять месяцев внутриутробного развития.

Виды краниостенозов:

  • Скафоцефалия — заращение сагиттального шва (рис. 1). Череп суженный и удлинённый, большой продольный и малый поперечный диаметр мозгового черепа.
  • Тригоноцефалия — заращение метопического шва (рис. 2). Треугольная или килевидная форма головы.
  • Плагиоцефалия — заращение лямдовидного шва (затылочный вариант) или коронарного шва (лобный вариант), с одной из сторон.

При лобном варианте уплощённая лобная кость справа или слева и косая форма черепа (рис. 3).

При затылочном одностороннем варианте будет скошенный, плоский затылок справа или слева и косая форма черепа (рис. 4).

  • Брахицефалия — заращение одновременно двух венечных или двух лямбдовидных швов (рис. 5).

Короткая голова, большой поперечный и малый продольный диаметр мозгового отдела черепа.

  • Оксицефалия — окостенение швов между лобными, теменными, затылочными и височными костями (рис. 6), при компенсаторном росте костей свода черепа в области переднего родничка. Остроконечная, коническая форма черепа.

Есть ещё одна форма черепа — Долихоцефалия (рис. 7), но это не аномалия развития, нет окостенения швов (вариант нормы). Форма черепа удлиненная.

При краниостенозах, как бы вы не пытались выправить голову ребёнка, краниосакральной терапией, остеопатией, биодинамикой и другими консервативными методами лечения (массаж, мануальная терапия), к сожалению, деформация от этого не исчезнет, и потомственная бабушка целительница то же здесь не поможет.

Читайте также:  Можно ли давать драмину ребенку 2 года

Как правило, деформации черепа никак не отражается на умственном и физическом развитии ребёнка и специального лечения не требует, но так как это ещё может проявляться внешне эстетическим дефектом на лице в виде асимметрии лицевого черепа, то возможно применение хирургического лечения краниостеноза, чтобы устранить этот дефект.

При оксицефалии необходимо хирургическое лечение, иначе будет страдать как умственное, так и физическое развитие, так как преждевременно сросшиеся швы черепа не дадут возможности головному мозгу увеличиваться в объёме по мере роста ребёнка.

Натяжение твёрдой спинно-мозговой оболочки

Дуральная спинно-мозговая оболочка (рис. 1.1) — это такой мешок, состоящий из коллагеновой ткани, окружающий головной, спинной мозг, а также спинно-мозговые нервы каждый, из которых образован передними (двигательными) и задними (чувствительными) корешками спинного мозга, которые на выходе через межпозвонковые отверстия соединяются, и образуется спинно-мозговой нерв с чувствительными и двигательными волокнами (рис. 2.1).

Спинно-мозговая оболочка покрывает и сопровождает каждый нерв и переходит в оболочку нерва, и любое напряжение и натяжение со стороны внутренних органов будет передаваться на спинно-мозговую оболочку и вызывать стрейн или торзию (рис. 3.1), в зависимости от уровня локализации первичного флуэдического напряжения (ФН) в зонах вентральной оси (в чакрах). ФН обладает центростремительным действием, притягивает к себе подобного качества флуэд и воду и создаёт вторичное натяжение спинно-мозговой оболочки.

Фиксация и скопление флуэда на уровне вегетативных ганглиев, сплетений проявляется отёком и образованием стойких доминант, на уровне артерий проявляется спазмом в диаметре и по длиннику, на уровне полых висцеральных органов (тонкий, толстый кишечник, желудок, выводящие протоки, сфинктеры) проявляется спазмом и нарушением перистальтики в протоках и кишечнике.

Так как твёрдая мозговая оболочка, а именно мозговой серп и намёт мозжечка, соединена со сводом и основанием черепа, то натяжение спинно-мозговой оболочки вызывает вторичные деформации костей мозгового черепа и происходит деформация головы.

Такие деформации успешно корректируются флуэдическими и остеопатическими техниками (в среднем нужно 2–4 сеанса), и голова ребёнка постепенно выравнивается и приобретает нормальную форму.

Натяжение твёрдой спинно-мозговой оболочки приходит из вентральной оси, по спинномозговым нервам.

Вентральная ось расположена кпереди от передней поверхности тел позвонков и условно разбита на зоны.

Эти зоны соответствуют чакрам или диафрагмам или рахианским поясам.

Напряжения в зонах возникает вторично, из-за негативных чувств, родовых тенденций, мёртвых энергий, стрессовых ситуаций, эго-и психо-травм, не решённых жизненных ситуаций (настоящей и прошлых жизней), гештальтов, планетарных влияний, искажённых, прерванных или жёстких потоков.

Анатомия зон (чакр) (рис 4.1.1 и 4.2.1)

  • Зона 1 (Аджна) — включает в себя медиальную часть орбит, решётчатую кость с перпендикулярной пластинкой, носовые кости, сошник, петушинный гребень, переднюю часть серпа, обонятельные рецепторы, обонятельные луковицы, медиобазальные отделы лобных долей; пирамидки височных костей, основание крыльев клиновидной кости (рис 5.1, 5.2, 5.3).
  • Зона 2 (Вишудха) — включает в себя нижнюю челюсть, дно рта, пищевод, трахею, дугу аорты, плечеголовной ствол, общие сонные артерии, подключичные артерии, вегетативные сплетения, лёгкие (рис 6.1, 6.2, 6.3)
  • Зона 3 (Анахата) — включает в себя заднее средостение, грудную диафрагму, грудную аорту, грудной лимфатический проток, почечные артерии, чревный ствол, верхнюю мезентериальную артерию, поджелудочную железу, печень, селезёнку, вегетативные ганглии, сплетения грудной клетки, почки (рис 7.1, 7.2);
  • Зона 4 (Манипура) — включает в себя брыжейку тонкого кишечника, тонкий кишечник, нижнюю мезентериальную артерию, метасимпатическую нервную систему живота, сигмовидную кишку, слепую кишку, паховые связки, тазовые нервные сплетения, яичники (у женщин) (рис 8.1).
  • Зона 5 (Свадхистана) — включает в себя урогенитальную диафрагму, симфиз, мочевой пузырь, простату (у мужчин), матку (у женщин), ампулу прямой кишки, артерии, вены, нервы и кости нижних конечностей (рис 9.1, 9.2).

Родовые тенденции (рис. 10.1), психо-эмоциональные перегрузки, негативные чувства, гештальты приводят к вторичному напряжению в зонах (чакрах) и, как следствие, натяжению твёрдой мозговой оболочки, которое может возникать ещё в перинатальном периоде (внутриутробном), что является предрасполагающим фактором, возникновения внутриутробной гипоксии в перинатальном периоде, родовой травмы в натальном периоде и хронического гипоксического процесса в постнатальном периоде.

Поэтому целесообразно очень полезно и эффективно проводить своевременную психо-соматическую коррекцию:

  • в перинатальном периоде (1-ый, 2-ой и 3-ий триместры беременности) как для женщины, так и для ребёнка, тем самым многократно уменьшая или предотвращая вероятность развития родовых травм (гипоксических и механических),
  • и на раннем этапе развития малыша (с момента рождения и до года), чем раньше будет проведена психосоматическая и остеопатичекая коррекция, тем быстрее малыш восстановится после травм и будет развиваться в соответствии с возрастом.

В первый год жизни у ребёнка ещё созревает нервная система, происходит миелинизация нервных волокон, и это самый благоприятный и эффективный период для коррекции перинатальных проблем нервной системы ребёнка!

Не упускайте эту возможность, позвольте ребёнку быть здоровым!

Источник