Чем занять гиперактивного ребенка в 2 года дома
Здесь нужно понимать, что очень активный ребёнок и гиперактивный — две большие разницы.
Почему на осинках не растут апельсинки? Осина — это дитя холодного севера, а яркие апельсины — сочные плоды жаркого темпераментного юга. Континентальная несовместимость.
Судя по тому, что вы сейчас читаете эту статью, ваш ребёнок похож на яркий и неугомонный апельсин: крайне подвижный, импульсивный, ни минуты не сидит на месте. Если сказать одним словом — активный, или, выражаясь научным языком, гиперактивный.
Мы не зря начали разговор с осинки и апельсинки. В 95-ти% случаев гиперактивность передаётся по наследству. Так считают большинство невропатологов. Но есть и другие исследования, которые доказывают, что синдром может спровоцировать родовая травма или нарушение кровообращения головного мозга.
Здесь нужно понимать, что очень активный ребёнок и гиперактивный — две большие разницы.
Только специалист может поставить диагноз «гиперактивность» или СДВГ
Самый важный совет — не стройте догадок и предположений, а уже при первом подозрении обратитесь за квалифицированной помощью. Нельзя говорить о гиперактивности как отдельном заболевании. Она является лишь частью психофизиологического расстройства деятельности функций мозга, названного «синдром дефицита внимания и гиперактивностью» (СДВГ). Это означает, что вместе с повышенной активностью у ребёнка есть проблемы с концентрацией внимания.
Что происходит с ребёнком с гипердинамическим синдромом?
- часть клеток головного мозга повреждена, т. е. не функционирует;
- поскольку нервные клетки не восстанавливаются, здоровые клетки сразу берут на себя их функцию, запуская процесс восстановления мозга;
- результат: нервная система ребёнка работает с двойной нагрузкой: и на развитие, и на восстановительные процессы;
- в стрессовых ситуациях или после болезней может наступать ухудшение состояния: усиливаются проблемы с поведением и обучением;
- в нервной системе поражены структуры, обеспечивающие процесс торможения. Отсюда — проблемы с концентрацией, вниманием и регуляцией активности;
- к 14–15 годам обычно все здоровые клетки разбирают на себя функции поражённых и связи восстанавливаются. Такой подросток уже ничем не отличается от своих ровесников.
Симптомы гиперактивности:
Младенчество:
- нельзя оставить ни на минуту без присмотра, выпутывается из пелёнок, выпадает из коляски, кроватки и т. п.;
- нарушен сон: плохо засыпает, спит не более 2-х часов подряд;
- взаимодействует с игрушками и предметами интенсивно, но не направленно. Хватает игрушку, а то и две, и сразу отбрасывает;
- развитие моторных навыков идёт с опережением: раньше начинает сидеть, ползать, ходить.
Ранний возраст:
- неугомонный ребёнок всё роняет, разбивает, попадает в разные истории, связанные с риском для его жизни и здоровья. Смыслом жизни родителей становится уберечь малыша, и, по возможности, если получится — своё имущество;
- попытки наказать или вразумить отклика не находят. Прекрасно понимая речь и имея хорошую память, ребёнок не может удержаться, чтобы снова не сделать то, от чего его предостерегают родители;
- нарушение развития речи. Кто-то начинает говорить поздно, кто-то — рано, но речь их понять невозможно. Разговаривают гиперактивные дети практически непрерывно;
- ходить почти не могут, только бегают. Разговаривая, размахивают руками, подпрыгивают или переминаются с ноги на ногу;
- не учатся на ошибках — ни на чужих, ни на собственных;
- теряются везде — в очередях, на улице, в кино и т. д., стоит лишь маме отвернуться;
- гиперактивные дети добры и незлопамятны, не умеют вынашивать планов мести;
- во время эмоционального возбуждения остановить их бывает непросто, они перестают себя контролировать, бывают жестоки и безжалостны;
- чувства поверхностны, неглубоки. Не замечают, что мама устала или кто-то из домашних болеет. Не потому, что бесчувственны, а потому, что оценка состояния другого человека для них — непосильная аналитическая работа.
Пара слов о том, что может ждать гиперактивного ребёнка в школе
Этот тезис мы приводим с целью подготовить родителей, а не запугать. Если дать характеристику гиперактивному ученику в нескольких словах — интеллект в полном порядке, но с усвоением и запоминанием материала огромные проблемы. Отсюда — низкая успеваемость.
Пример из жизни — ребёнок может годами писать с чудовищными орфографическими ошибками, а потом в одну секунду начинает писать грамотно, или наоборот. Или: решает задачу верно, но почему-то в ответе пишет неправильный результат. Не говоря уже о том, что если он не желает делать контрольную или домашнюю работу — он её делать не будет, и никакие увещевания здесь не помогут.
Как вести себя родителям гиперактивного ребёнка?
Запастись спокойствием, терпением, настроем на успех. Вы должны понимать, что гиперактивный малыш чрезвычайно чувствителен к эмоциональному фону, но абсолютно нечувствителен к наказаниям и упрёкам. Ему бесполезно говорить: «Не делай!», «Перестань!», «Нельзя!».
Эффективным методом может быть переключение внимания на что-то другое: ребёнок прыгает на диване, который пока терпит, но скоро развалится на части. Предложите ему проверить, сколько раз он сможет отбить мячик или присесть, а ещё лучше — оббежать вокруг дома несколько раз, чтобы малыш хоть немножко устал и смог посидеть на месте.
Похвалите его обязательно, каким бы ни был результат. Хвалить гиперактивного ребёнка нужно постоянно — для поддержания внимания и готовности продолжать занятие.
Организация жёсткого режима дня
Для таких детей необходима максимальная упорядоченность дня. Тогда их головной мозг вырабатывает условные рефлексы: когда нужно вставать, кушать, укладываться спать.
Если каждый день всё делать по расписанию, вы будете гораздо меньше сил тратить на то, чтобы успокаивать своё непоседливое чадо.
Создать предсказуемый, устойчивый и правильный микромир
Пусть малыш знает — его стульчик стоит здесь, а кроватка накрыта голубым покрывалом. Любое изменение может вызвать стресс и истерику, как будто проснувшись, ребёнок не обнаружил на небе солнца.
Любое изменение для гиперактивного ребёнка — это сигнал об опасности. Сделайте микромир вашего ребёнка максимально стабильным и уютным, создайте ритуалы, семейные традиции, окружите теплом и заботой.
Если ребёнок отказывается участвовать в занятиях
Вам лучше воздержаться от посещений школ раннего развития. Скорее всего, вас очень скоро попросят покинуть группу, поскольку гиперактивный ребёнок просто не даст заниматься другим детям.
Если это уже случилось, просто скажите малышу, что эта группа вам не подошла, и попробуйте заниматься с ним индивидуально в домашнем порядке.
Конечно, педагоги, которые имеют опыт работы с такими детками, могут выстроить занятие правильно и заинтересовать ребёнка, но, увы, практика показывает, что далеко не все имеют для этого достаточный опыт и знания.
Игры с гиперактивным малышом
В возрасте 3-х лет игра — это главное средство познания окружающего мира, в том числе и для детей с СДВГ. Чаще всего они обожают шумные и активные развлечения, что вполне понятно. Но вы должны выбирать лишь те из них, которые имеют чёткие правила.
Начните с простейших игр, а условия усложняйте постепенно. Благодаря такой технике, ребёнок учится подчинять свою игровую деятельность определённой цели, удержанию в памяти и внимании нескольких задач одновременно, тем самым получая полезный навык и стабилизируя свою эмоциональную сферу.
Источник
Импульсивных и подвижных детей часто называют гиперактивными. Однако не следует путать детскую активность, что является нормой, с гиперактивностью, что является неврологической проблемой. Последнюю называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И сегодня это довольно распространенный диагноз.
Как просто активные, так и гиперактивные дети, могут проявлять нетерпение, неусидчивость и сильное возбуждение. Шуметь, капризничать, бегать и скакать – одним словом, «стоять на ушах». Но все-таки есть несколько признаков, которые помогут отличить особенность характера ребенка от серьезной неврологической проблемы.
Активный ребенок
1. Крутится как заведенный, не может усидеть на одном месте, предпочитает активные игры. Однако, если его заинтересовать, может заниматься и чем-то спокойным.
2. Проявляет интерес и любопытство, говорит без умолку, все комментирует, задает много вопросов.
3. Несмотря на дневную активность, хорошо спит ночью.
4. Подстраивается под ситуацию, не везде проявляет активность в равной степени (например, дома – это человек с «моторчиком», а в садике вполне спокойный ребенок).
5. Не проявляет агрессию, но при этом может отстаивать свои интересы.
Гиперактивный ребенок
1. Постоянно находится в движении, проявляет активность во всех ситуациях одинаково. Он будет прыгать и шуметь как дома, так и в магазине, гостях или в школе. Причем он не может остановиться, даже если сильно устал. Практически неуправляем – никакие доводы не работают, договориться с ним невозможно.
2. Говорит много, эмоционально, перескакивает с мысли на мысль, «глотает» окончания или пропускает слова. Не может слушать других.
3. Трудно засыпает, плохо спит.
4. Может быть агрессивным или провоцировать других детей. Если переживает сильные эмоции, не может себя контролировать.
Конечно, это лишь внешние признаки, по котором можно отличить СДВГ от простой активности. У специалистов – детских нейропсихологов и психоневрологов – существуют более подробные критерии оценки. Поставить этот диагноз может только врач, причем после тщательного обследования, которое включает тестирование, энцефалограмму головного мозга и длительное (не менее полугода) наблюдение психоневролога.
Вне зависимости от того, является ли повышенная активность ребенка подтвержденным диагнозом или просто его особенностью, именно родители могут помочь малышу справиться с проблемами в поведении. Жизнь возбудимых (и активных, и гиперактивных) детей должна подчиняться определенным правилам.
7 правил для активных и гиперактивных детей
1. Обязательно установите четкие «границы», которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах (запреты, временные рамки, правила поведения дома и на улице и т.д.). Это позволит ребенку почувствовать почву под ногами, а значит, стать собраннее и спокойнее.
2. Организуйте постоянный режим дня. Жизнь по расписанию за счет своей предсказуемости также будет успокаивать малыша. Возбудимым и активный детям крайне важно полноценно отдыхать: ночной сон должен длиться не менее 10-12 часов, а дошкольниками и младшим школьникам не стоит пренебрегать и дневным отдыхом. А чтобы было легче запомнить последовательность событий дня, повесьте расписание на видное место.
3. Избегайте продуктов, оказывающих возбуждающее действие на нервную систему (шоколад, напитки, содержащие кофеин).
4. Дозируйте нагрузку и впечатления. Не злоупотребляйте шумными играми и общением. Обязательно чередуйте активные занятия со спокойными.
5. Удовлетворяйте потребность ребенка в двигательной активности – запишите его в спортивную секцию или в бассейн, чтобы он мог выплеснуть лишнюю энергию.
6. Обязательно тренируйте внимание с помощью специальных упражнений. Обратитесь к детскому нейропсихологу – он порекомендует подходящий именно вашему малышу комплекс для домашних занятий.
7. Ограничивайте просмотр мультфильмов и игры на компьютере, планшете, телефоне. Дошкольнику без вреда можно смотреть телевизор или находиться за компьютером не более 30-40 минут в день, причем лучше с перерывами, младшему школьнику – не более часа.
ВАЖНО: поставить ребенку диагноз СДВГ может только доктор! Не стоит верить на слово воспитателям или педагогам, которые говорят вам, что ребенок гиперактивный. Тем более не следует заниматься самолечением – так вы можете только навредить. Например, ребенку с СДВГ успокоительные препараты зачатую не просто бесполезны, но и противопоказаны. Оказывая тормозящее действие на быстроту нервных реакций, они препятствуют развитию памяти и внимания.
Если у вас появились сомнения, и вы подозреваете у своего малыша гиперактивность, начните с посещения детского нейропсихолога – с помощью специальных методик он поможет подтвердить или опровергнуть подозрение на СДВГ, при необходимости, направит к доктору, а также предложит систему занятий, которые помогут ребенку развивать усидчивость и внимание.
***
Коркунова Мария, детский нейропсихолог
Источник
Если ребёнок носится по квартире без остановки и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.
Замри-отомри и еще 14 игр для непоседы
Если ребёнок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть:
1. Попросите малыша вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребёнку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1
2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребёнок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идёт!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую — хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется»
3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» — это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять
4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребёнок выполняет команды
5. Предложите ребёнку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.
6. Предложите ребёнку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.
7. Попросите ребёнка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребёнка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).
8. Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.
9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки — это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).
10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребёнок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.
11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша». Возраст ребёнка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.
12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребёнку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребёнком.
13. Лучше еще крохой приучить ребёнка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребёнок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.
14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.
15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребёнку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).
опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник
Гиперактивность – это нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, характеризующееся трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью. ( Википедия).
Гиперактивность тесно связана с синдромом дефицита внимания и без него встречается редко. Кратко называется СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность)
В школе это состояние выражается в том, что ребёнок на уроках не может успокоиться, постоянно отвлекается на любые , самые малейшие раздражители. Вертится, ёрзает на стуле, все роняет, разговаривает с соседями по парте, лезет ко всем окружающим, в руках что-то постоянно держит и крутит, грызёт ручку, выкрикивает ответ раньше других, но редко отвечает правильно — он не слушал и не слышал учителя.
Не способен сконцентрироваться на задании, ему нужно повторять задание несколько раз.
Не может организовать свою деятельность, спланировать её и распределить время на выполнение заданий.
Теряет и забывает свои вещи, не может навести порядок в рюкзаке и на рабочем месте. Забывает сделать домашние задания Опаздывает на уроки, нет внутреннего контроля за временем.
Умственные способности у него, как правило, высокие, но он не может продемонстрировать их окружающим из-за низкой концентрации внимания и быстро теряет интерес к школе.
Эмоциональный фон у такого ребёнка всегда повышен. Он почти всегда возбуждён, часто агрессивен, с детьми не ладит, хотя всеми силами старается привлечь к себе внимание.
Постоянно, почти ежеминутно, обращается к учителю на уроке с просьбой, вопросом, требованием, желанием что-то рассказать , не относящееся к уроку. Очень демонстративно и громко обижается, если его не спросили, хотя он несколько минут назад уже отвечал- т.е. тянет «одеяло внимания» всё время на себя. Чаще синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается у мальчиков.
Пишу и понимаю, что таких детей в классах в последние годы, увы, всё больше… Примерно 6-7 на 30 человек.
Причины, пишут специалисты, разные: генетическая предрасположенность, тяжелая беременность и роды, асфиксия ребёнка в родах, неполадки в семьях; алкоголизм родителей, мать курит и курила во время беременности, перекрывая тем самым доступ кислорода к плоду.
Немаловажное значение имеет всё возрастающий темп жизни и переизбыток информации.
СДВГ-синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностировать может только врач. Он, как правило, назначает комплексное лечение медикаментами, массаж, бассейн, другие успокаивающие физиопроцедуры, корректирующие занятия с психологом.
Что можно делать дома для нормализации состояния вашего ребёнка?
Во-первых, понимать, что если ребёнок постоянно ведет себя подобным образом- это не очередной его каприз. Оказывается, это жизненная необходимость. Получить свою порцию кислорода мозг может только в движении.
Значит, надо обеспечить ребёнку длительные прогулки, массаж, бассейн, занятия спортом, танцами. Это второе.
В-третьих, нужен постоянный доступ к питьевой воде-гиперактивных детей часто мучает жажда. Пусть носит всегда с собой бутылочку воды, в том числе и в школу.
Почему так необходима вода? Вы замечали, что если любому-взрослому или ребенку- плохо-очень разнервничался, у него истерика, слёзы, сердечный приступ, сильная головная боль или предобморочное состояние — в первую очередь что всегда делают? Правильно, дают воды.
Александр Куницын, врач-диетолог, нутрициолог пишет в своей статье «Снимает ли вода стресс и тревогу — обзор влияния жидкости на нервную систему человека»
что «…обезвоживание организма, в первую очередь, сказывается на функциональном нарушении головного мозга…Головному мозгу необходимо для нормального функционирования усваивать и витамины, и железо, и магний, и цинк и аминокислоты. Все эти компоненты поступают к нему через кровь, основа которой -вода. Только в этом случае мозг может нормально формировать нейронные импульсы и управлять в том числе эндокринной системой. А именно концентрация и комбинация гормонов (преимущественно вырабатываемых гипофизом), отвечают за хорошее настроение, а также за память и внимание»
Продолжим. Некоторые родители отправляют детей с СДВГ в музыкальную школу, на ИЗО, другие виды кружков прикладного характера, дабы успокоился ребенок. Ошибка. Не сможет, нет природной усидчивости. Особенно это касается музыки.
4. Воспитывать, конечно, нужно. Но в данном случае не поможет агрессивное поведение родителей, наказания. Доброта, спокойствие, убеждение-несмотря ни на что. Постоянно. И похвала. Хвалите за любые успехи.
5.Организация родителями чёткого режима дня семьи. Ребенка не заставить лечь спать вовремя, если никто еще и не собирается ко сну.
6.Надо помогать ему организовать свое рабочее место, помогать складывать вещи на завтра .
7.Научите ребенка контролировать свое время. Во-первых, научите постепенно понимать время по обычным часам с циферблатом. Я своему внуку говорю так: «Ты сел кушать. Длинная стрелочка сейчас на цифре 5. Когда она подвинется к числу 15, пройдёт 10 минут. За это время обычно люди наедаются. И ты постарайся успеть съесть свой суп за 10 минут». ( У нас проблема в том, что за едой ребенок может сидеть по часу и более)
8.Запреты формулируйте без частицы «не». Вместо «не балуйся, не дерись, не вертись, не прыгай, не лезь»- «поиграй, сходи, принеси (что-нибудь) мне воды, сядь, расскажи спокойно».
9. Гиперактивный ребёнок- это ваш незаменимый помощник дома. И убедите учительницу, что и в школе это так может быть.
10.Обучение и воспитание, конечно, лучше будет проходить в небольших группах, а может, и на дому.
Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях ! Ставьте палец вверх, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
С вами Татьяна Гордиенко, как и всегда. Счастья вам и вашим деткам!
Источник