Чем занимать ребенка 1 год
Когда ребенку исполняется год, родители могут вздохнуть с облегчением – самое сложное осталось позади. Впереди – самое интересное: время быстрого развития, познания окружающего мира и приобретения новых навыков.
Годовалый ребенок играет на коврике
Занятия для годовалого ребенка с мамой
Годовалые малыши всегда в движении: с любопытством исследуют дальние уголки квартиры, открывают дверцы шкафов, проверяют содержимое ящиков, кастрюль и горшков с цветами.
В годик малыши нуждаются в том, кто поможет совершать новые открытия и сделает это безопасным. Детки внимательно слушают все, что говорят родители, и даже отвечают на своем языке, многое понимают. С удовольствием поддерживают любую игру, предложенную взрослым. Маме не составит труда придумать, чем занять ребенка в 1 год. Увлекает все: ватные палочки, салфетки, коробочки с крышками, тряпочки, кухонные принадлежности.
В этом возрасте малыши радуются мыльным пузырям, музыкальным инструментам. Они легко запоминают и повторяют те действия с предметами, которые делают взрослые: изображают, как мама выдувает пузыри, вслед за папой перебирают гитарные струны, с уверенностью орудуют барабанными палочками и даже производят звуки музыки из дудочки.
Дети любят наблюдать и за своими действиями и последствиями этих действий. Рвут вату, разбрасывают одежду, которую вытащили из шкафа, разливают воду из чашки. Стоит предоставить поверхность, которую можно разукрасить пальчиковыми красками и можно забыть о проблеме, чем занять годовалого ребенка дома.
Совместные занятия с мамой способствуют развитию ребенка в разных направлениях:
- Развитие речи;
- Развитие сенсорики и мелкой моторики;
- Творческое развитие;
- Общее развитие;
- Развитие навыков самообслуживания;
- Физическое развитие.
Все занятия проходят в игровой форме и доставляют только радость.
Зачем годовалому ребенку режим
Распорядок дня создает ощущение стабильности. Маме легче, если она знает, во сколько ребенок просыпается, когда ложится на дневной сон и ночной. Это помогает разумно распределять и планировать время на работу по дому, приготовление еды для малыша, прогулку, игры и занятия с ребенком.
Режим дня базируется на знании ритмов ребенка: когда он обычно просыпается, когда бодр и готов играть, а когда хочет есть или готов спать. Эти знания позволяют предугадывать желания малыша и правильно реагировать на его поведение. Годовалые дети еще не умеют сообщать о своих желаниях, поэтому капризное поведение говорит о необходимости отдыха или о том, что подошло время еды.
Режим помогает создавать для карапуза комфортные условия: укладывать спать и кормить так, чтобы избегать нежелательного поведения. Во время дневного сна у мамы есть возможность решить, чем можно будет занять годовалого ребенка, когда он проснется, и подготовиться к этому.
Ребенок рассматривает игрушку
Распорядок дня положительно влияет на детей. Периоды покоя и отдыха сменяются периодами активности, после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе и приема пищи детям хочется спать. Порядок и стабильность формируют чувство защищенности, без него ребенку сложнее правильно развиваться.
Развивающие игры для годовалых деток
Любая игра, которой родители могут развлечь детей в этом возрасте, становится развивающей. Малыши, как губки, впитывают все новое, что им показывают взрослые. Самое эффективное развитие – то, которое приносит удовольствие. Это достигается в игровой форме. Для того чтобы достичь лучшего результата надо знать, как развивать ребенка в 1 год, и какие игры больше для этого подходят:
- Для развития речи:
- игры для развития крупной моторики (пальчиковые и жестовые);
- игры для развития артикуляции – помогающие научиться дуть;
- чтение стишков и потешек, которые помогают произносить звуки;
- чтение мамой книг для детей от года;
- прослушивание песенок.
- Для развития сенсомоторных навыков:
- раскладывание маленьких предметов по ячейкам, перекладывание их из одной емкости в другую;
- игры с кинетическим песком: набирать в лопатку песок, наполнять в формочку, стучать по перевернутой формочке лопаткой;
- извлечение предметов средней величины из емкостей при помощи ложки или половника;
- игры с водой, лучше в ванной во время купания с игрушками;
- строительство башни из кубиков и пирамидки из колец;
- проталкивание предметов через отверстие;
- скатывание мячика или машинки с горки или наклонной поверхности;
- катание каталки, игрушки на веревочке;
- разворачивание спрятанных в фольгу игрушек;
- открывание и закрывание баночек и коробочек.
- Для творческого развития:
- рисование;
- лепка;
- работа с тестом.
- Для общего развития:
- изучение размеров, цветов, геометрических фигур;
- изучение овощей и фруктов, предметов одежды и быта;
- занятия с игрушечными зверюшками или их изображениями на картинках: каждого животного называют, затем изображают звуки, которые он издает;
- изучение машины, самолета, поезда и звуков, которые они воспроизводят;
- сюжетные игры в доктора, повара, строителя.
- Для развития навыков самообслуживания:
- стимулирование малыша пить из чашки,
- пробовать есть ложкой,
- чистить зубы щеткой,
- знакомиться с горшком.
Дополнительная информация. Как бы ни хотелось развивать ребенка, не стоит давить на него и заставлять заниматься тем, что ему не по душе. Следует переключить внимание на другую игру или на то, чему можно учить ребенка в год.
Ребенок играет в кубики
Развивающие игрушки
Игрушки для годовалых деток не обязательно должны быть яркими. К ним предъявляются требования безопасности и пользы. В соответствии с направлениями развития подбираются предметы, книги и игрушки:
- Для развития речи:
- мыльные пузыри;
- дудочка.
- Для развития сенсорики и мелкой моторики:
- кинетический песок;
- самые простые рамки-вкладыши и самые крупные паззлы;
- разноцветные и различные по размеру стаканчики;
- кубики, пирамидки;
- сортеры;
- шнуровка;
- бизиборд.
- Для творческого развития:
- пальчиковые краски;
- пластилин;
- тесто;
- конструктор;
- Для общего развития:
- матрешки;
- шарики разных цветов;
- куклы и мягкие игрушки в виде зверят;
- книги или картинки из плотного материала с реалистичными изображениями фруктов, овощей, ягод, предметов одежды и быта, видов транспорта;
- игровые набор доктора и набор строительных инструментов.
- Для развития навыков самообслуживания:
- игровые наборы разрезанных овощей, столовых приборов и посуды;
- чашка с носиком;
- ложка с изогнутой ручкой;
- зубная щетка детская с мягкой щетиной;
- красивый горшок.
Интересные идеи для занятий дома
Нет необходимости ограждать ребенка от выполнения домашних обязанностей. Это и поможет малышу быстрее развиваться, и воспитает помощника на радость родителям. Стоит позволить ребенку:
- Вытирать стол тряпочкой. Можно смочить водой тряпочку, которой обычно протирают обеденный стол или детский столик, показать, какими движениями протирают поверхность, и дать малышу. Он с радостью будет повторять действия. Пусть не все получится идеально с первого раза. Чем чаще родители дают ребенку возможность проявить себя, выполняя простые поручения, и хвалят его, тем быстрее ребенок научится выполнять все правильно, увидит ценность собственной работы, научится ценить чужой труд и поймет, что родители доверяют ему.
Малыш помогает маме
- Подметать пол щеткой. Этой работой лучше заниматься в паре. Для этого стоит приобрести детский комплект щетки и совочка. Малыш будет наблюдать за родителями и пытаться повторять. Ощущение важности и нужности сыграет роль, ребенок будет рад своему участию.
- Загружать белье в стиральную машинку. Дети любят подражать взрослым: помогают нести белье из корзины в стиральную машинку или вытаскивать чистое белье из машинки, помогая маме его развесить.
Активное времяпрепровождение для малышей в годик
Умственное и физическое развития детей связаны друг с другом, поэтому в годовалом возрасте необходимо побуждать кроху двигаться побольше. Многие уже ходят и нуждаются в каждодневных тренировках и упражнениях для улучшения навыка. Можно начинать делать простую гимнастику, зарядку по утрам. Через пару месяцев – прыгать.
Становится возможно поиграть в подвижные игры. Это могут быть догонялки и прятки за дверью шкафа или занавесками, игра в мяч или с машиной, предполагающая катание по полу или построенной дороге. Можно бросать и ловить мяч вместе с мамой, катать его.
Хорошим занятием будет забираться и спускаться по ступеням стремянки под присмотром взрослого. Подойдут стопки книг, сложенные в виде ступеней. Если есть шведская стенка, можно позаниматься на ней. Диваны, стулья и кресла можно использовать, чтобы забираться на них и спускаться.
Обратите внимание! Во время активных игр взрослые всегда должны находиться рядом с малышом.
Самостоятельные игры
Помимо игр с крохой, маме необходимо свободное время, выделенное для выполнения домашних дел. Удобно делать какую-то часть работы, пока ребенок спит, но в этом случае следует исключить шумные виды работ. Их придется отложить на время бодрствования карапуза. Чтобы малыш предоставил маме возможность заняться делами, его следует научить играть самостоятельно.
Можно чередовать самостоятельные игры и совместные. Как только внимание малыша занято игрушкой, маме следует заняться делами, при этом находясь рядом, чтобы ребенок чувствовал ее присутствие.
Конечно, на 3 часа отвлечь годовалого ребенка без участия другого взрослого не получится, но на 15-20 минут организовать такое вполне возможно.
Ребенок играет в конструктор
Малыши в год очень любознательны, им все интересно. Обычные для взрослых вещи и предметы воспринимаются детьми совершенно иначе. Стоит показать новые объекты, которые могут заинтересовать ребенка:
- Пакеты из супермаркета. Они большие, шуршат, их можно подбрасывать, с ними можно ходить, в них можно складывать игрушки. Если показать, как использовать пакеты, малыш будет играть с ними.
Важно! Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не одевал пакет на голову, – возможно удушье.
- Сыпучие предметы: крупы, макароны. Занятие полезно тем, что способствует развитию мелкой моторики. Пересыпание этих предметов в емкости, например, кастрюли, предоставленные мамой, позволит отвлечь малыша. Все может закончиться разбрасыванием этих сыпучих предметов по всей комнате или даже квартире, но этот мелкий вред, нанесенный чистоте дома, не сравнить с пользой от самостоятельно играющего ребенка и развития его мелкой моторики, от которой зависит скорость развития мышления, координации и речи.
- Рулон туалетной бумаги. Детям нравится рвать в клочья мягкую туалетную бумагу. Им доставляет огромную радость наблюдать, как она разматывается, когда они ее дергают. Когда рулон полностью размотан, ребенок может еще долго сидеть, обмотавшись бумагой, перебирать ее пальчиками и дорывать то, что еще осталось целым.
- Бизиборд. Сооружение из доски с крючками, ручками, замочками, шпингалетами, открывающимися дверцами, колесиками, выключателями, стопперами и прочими атрибутами, которые обычно запрещены, занимают малышей.
- Коробка со старыми игрушками. Родителям советуют не покупать много игрушек, а разделить уже купленные на две части и выдавать их ребенку по очереди. В одну часть игрушек ребенок играет, другая – складывается в коробку и достается при необходимости, чтобы занять карапуза. Вытащить и посмотреть все игрушки из коробки – это так увлекательно.
Малыш занят бизибордом
Показатели правильного развития
Полезные и интересные занятия для карапуза при условии их регулярности принесут свои плоды. Любой малыш сможет:
- найти знакомый предмет, который попросит принести мама;
- отличить большую игрушку от маленькой и показать, где какая;
- строить башню из кубиков или стаканчиков;
- разбирать и собирать пирамидку из колец;
- прятать небольшие игрушки под перевернутыми стаканчиками;
- прятаться, закрывая глаза руками;
- ставить детали конструктора друг на друга;
- показать, как ездит машинка, как ложится спать кукла;
- держать руку у уха, подражая маме, говорящей по телефону;
- повторять простые слова и восклицания, которые слышит от взрослых;
- пытаться изображать знакомые звуки, например, работающего пылесоса или стиральной машинки.
Развитие ребенка, по словам доктора Комаровского, всегда волнует родителей. Беспокоиться совершенно не стоит тем, кто уделяет своему чаду достаточное количество времени. Рассказывать, объяснять, показывать и знакомить со всем тем, что нас окружает, – лучший способ развивать ребенка.
Видео
Источник
Вроде недавно родился, лежал такой беспомощный, плакал, а тут уже первый день рождения отметили! Годовасики – это уже не те хрупкие нежные создания, которых приносят домой в ажурном конвертике из роддома, это полные решительности и желания изучить (покорить) этот огромный мир, ведь сколько всего интересного их ждет!!!
Вообще детской любознательности и активности можно только позавидовать, хотя, если бы у взрослых был тоже дневной тихий час, то и мы бы так же смогли, а так…Подросший малыш решительно изучает этот мир, полный энергии и жаждущий новых впечатлений. А вот у мамы этой энергии не прибавляется, что не скажешь о неотложных делах и заботах по дому. Свободных минуток все меньше, а внимания ребенку необходимо все больше, до сада еще далеко, а в голове уже кончились идеи, чем занять годовалого ребенка. Но не всегда же все придумывать самому, правда? Сейчас у нас есть наш любезный «окей, Гугл»! Итак, занятия для малыша дома: чем отвлечь, развлечь и при этом научить – наша тема на данный момент.
Развивать или отвлечь?
Один годик можно считать переломным возрастом в развитии малыша, ведь он осваивает новый уровень, превращаясь из младенца в ребенка, умеющего ходить, произносящего первые слова и звуки, трогающего предметы, такого самостоятельного. Перед ним открылся новый мир, новая реальность, он смотрит на вещи под другим углом и сможет сам дотянуться до них. Конечно, мама принимает в освоении нового непосредственное участие: помогает, объясняет, рассказывает.
Важность развития ключевых навыков в этом возрасте (моторика, изучение новых слов, предметов, цветов и т.д.) определяет и род занятий с годовалым карапузом. И если для полноценной учебы он еще слишком мал, то любое знакомство с чем-то новым происходит в игровой форме. Какое бы занятие вы не придумали для своего ненаглядного пухляша, оно обязательно несет пользу и обучающие нотки.
При этом важно иметь в виду, что годовалые детишки еще слишком малы для совместных игр со сверстниками. Им нравится общество других малышей, но организовать свой досуг они не в состоянии. Поэтому мама – настоящая палочка-выручалочка.
А теперь главный вопрос, который вы должны задать себе: «Я хочу что-то объяснить и показать ребенку, провести с ним? Или отвлечь, чтобы сделать свои дела?». Понятно, что в зависимости от ответа и будет придумана соответствующая игра. Поэтому мы решили упростить задачу и поделиться с вами подборкой совместных игр с годовасиком и тех, с которыми он может справиться сам.
Совместные игры
Такие занятия по типу развивашек предусматривают, что и мама, и малыш полностью вовлечены в процесс и делают что-то вместе. Всякие лепки, рисования предлагать не стоит в силу пока еще слишком нежного возраста: такие занятия актуальны к 2 годам (хотя рисование пальчиковыми красками можно попробовать). Давайте разберем что-нибудь эдакое, чтобы даже маме интересно было!
1. Изучаем свойства предметов
В игровой форме малышам можно показывать рассказывать о свойствах воды, температуры, габаритах, фактуре и цветах. Ваше воображение поможет найти подходящие материалы и предметы, при этом не обязательно использовать игрушки, а можно вполне обойтись подручными средствами и смекалкой.
Например, свойства воды (холодная, теплая, мокрая) можно показать с помощью кубиков льда и губки. Берем стакан теплой воды и пипетку, замораживаем кубики льда (водичку можно подкрасить красками, чтобы было интересно, да и цвета разучите). Холодный кубик льда кладется на столик, его можно потрогать и убедиться, что он действительно холодный. Теперь пипеткой с теплой водой поливаем этот кубик и…чудеса, он начинает таять, превращаясь в цветную лужицу!! Кубика нет, но есть водичка, по которой можно шлепать ладошками! Сухой губкой убираем лужицу и…она исчезает! (Всплеск эмоций обеспечен!)
Большой-маленький, высокий-низкий, далеко-близко также можно изучить с помощью игрушек и подручных предметов.
2. Изучаем цвета
Если есть пищевые красители и лишняя пачка макарон, то можно предложить малышу поиграть в самодельный сортер. Предварительно раскрасьте макарошки (не вареные) краской и предложите малышу положить макаронины, допустим, красного цвета в стаканчик, а желтые в тарелочку
3. Рисуем на ладошках
Годовалый малыш еще не справится с кисточкой, а вот пальцем рисовать уже умеет. Специальные пальчиковые краски как раз для этого предназначены, при этом абсолютно безопасны и легко смываются. Рисуя на ладошке малыша, сопровождая процесс веселой потешкой или стишком, показывайте, как называются его пальчики. На память можно оставить цветной отпечаток на бумаге и повесить в рамочку
4. Мыльные пузыри
любят даже взрослые, а маленькие дети от них в настоящем восторге: заразительно смеются и ловят их ручками. Доставьте ребенку такое удовольствие, а если у вас есть собака, то будет вдвойне веселее (они тоже смешно их ловят!)
5. Катаем мяч
Только научившегося малыша трудно занять надолго сидячими занятиями: ему бы побегать! Если есть небольшой прыгучий мячик, то научите ребенка пинать его ножкой, кидать вверх и в сторону. Соорудите мини-боулинг из пластиковых бутылок, футбольные ворота из коробки для игрушек и наслаждайтесь игрой! В качестве альтернативы можно воспользоваться надувными шариками (только не надувайте их слишком большими, чтоб не лопнули и не испугали карапуза), а чем их больше, тем смешнее и веселее будет играть!
6. Книги и потешки
полезны с самых ранних лет, ведь совместные занятия могут быть и спокойными. Возьмите большую картонную книжку с яркими картинками, а еще лучше, если она будет музыкальная. Покажите малышу, где лисичка, где колобок, а где гуси га-га, пусть он сам попробует подержать книгу, может даже «выскажет» свое «агу-агу». Единственный момент: не ждите, что малыша это заинтересует надолго, как говорилось, они недолго сидят на месте и быстро устают.
7. Ролевые игры
типа «дочки-матери», «магазинчик» или «доктор и пациент» нравились и нам в детстве, и нашим мамам, и бабушкам. Вашему ребенку они тоже понравятся, а потом он научится играть со своими сверстниками, при этом оттачивая навыки социального общения. Покормите куклу, полечите медвежонка вместе, малышам это нравится!
Играем без мамы
«Чем занять ребенка в 1 год, если дома куча-мала дел?» — извечный вопрос любой мамы. Ребенок отнимает много времени, действительно, но успеть приготовить еды, убраться и постирать тоже нужно. Занять на минутку-другую годовасика действительно можно, если предложить ему действительно что-то интересное.
1. Новая игрушка
Особенно, если у нее много движущих деталей, способна занять малыша на добрые полчаса. Конечно, это не значит, что вы каждый день должны тратиться на новые игрушки, есть небольшая хитрость, назовем ее «коробка спасения». Эта коробка таит в себе игрушки ,в которые ваш малыш давно не играл и уже изрядно по ним соскучился. Лежит эта коробка в недоступном тайном месте и достается по очень важному случаю: когда маме надо убираться, готовить или просто перевести дух. Проверено на опыте многих мам: работает!
2. Бизборд.
Слышали это странное слово? Это такая доска с кучей мелочевки, которую маленькие дети просто обожают: замочки, кнопочки, ручки, веревочки, шнурки, пуговицы, дверки на петельках и т.д. Делают их как на заказ, так и самостоятельно при наличии рук из нужного места. Прикрепить туда можно тоже все что угодно, главное, чтобы это развивало моторику и вызывало неподдельный интерес у малыша. Кто-то прикручивает старый мобильник или калькулятор, вилки с розетками, замки и цепочки от двери, а кто-то дверные звонки, калькуляторы, шнурки и прочие (безопасные!) предметы. Все это, конечно же, очень яркое и привлекательное и предлагается ребенку только в момент, когда надо отлучиться по делам (в противном случае, ему это быстро все надоест).
3. Помогаем маме
А если посмотреть на проблему под другим углом: не отвлекать малыша от уборки и стирки, а наоборот, вовлечь его в процесс? Он с удовольствием захочет вам «помочь» навести «порядок» в кухонном шкафчике, постирать свои (сцаные) колготки, помыть полы. Конечно, вам придется убирать сей хаос, но вам придется это делать в любом случае, так что расслабьтесь.
Посадите ребенка в ванну или таз, если хотите оставить его в комнате (можно укрыть пол клеенкой, а если есть детский бассейн, то еще лучше). Налейте немного теплой воды и предложите постирать свои маленькие вещички, ух и настирает! Или предложите нижний кухонный шкафчик, предварительно положив в него пластиковые контейнеры, жестяные баночки, половники и прочую безопасную утварь. И ребенок рядом, и вы занимаетесь своими делами! Тадам!
4. Сыпучие предметы
(пуговицы, горох, макароны и т.д.) также можно предложить ребенку, но при условии, что он не потянет это в рот. Насыпьте крупу в миску, дайте ложку или стаканчик, пусть возится, ловит маленькие горошинки пальчиками, кидается, шуршит, пересыпает.
5. В шкафу разобраться
Тоже можно помочь маме, почему бы и нет! Дайте карапузу поковыряться в ящике комода, в пакете с одеждой и он будет просто счастлив! Кстати, часто получаются очень комичные кадры: малыши любят примерять мамины бюстгальтеры или нацепить что попало (хороший вариант для семейного фотоархива)!
6. Предложите старые журналы или туалетную бумагу
Пусть шуршит на здоровье, мнет, рвет, кидает. Газеты лучше не предлагать: острые края могут порезать нежную кожу ,да и журналы подбирайте внимательно
7. Мультики
Конечно, без них никуда, порой они очень выручают занятых родителей. Но такое удовольствие должно быть строго дозированным: не позволяйте малышу смотреть мультфильмы долго, контролируйте, что он смотрит. Сейчас очень много русских развивающих мультфильмов и программ для самых маленьких, они объясняют свойства предметов (высокий и низкий, тонкий и широкий и т.д.), рассказывают о явлениях природы (день, ночь, осень, весна и т.д.). Показывайте своим детям добрые познавательные мультфильмы!
Заключение
✓ Как видите, есть полно вариантов, чем заниматься с ребенком в 1 год, а сколько можно придумать еще! Но хотелось бы дать напоследок несколько советов:
не переутомляйте ребенка (маленькие дети не способны долго концентрироваться на одном занятии);
✓ Чередуйте совместное времяпрепровождение и самостоятельные игры малыша;
✓ Не стремитесь заниматься развивашками с пеленок, не учите чему-то насильно: дети в этом возрасте схватывают все сами, экспериментируют в играх и изучают мир. Они не вырастут неучами, если их не учить уму-разуму уже с годика. Они сами всему научатся, но ваше участие приветствуется полностью;
✓ Принимайте своего дитя таким, какой он есть. Ваш малыш индивидуален и сам знает, когда ему освоить тот или иной навык, разучить все буквы и цвета. Не давите и не ориентируйтесь на других детей. Мы все разные;
✓ Разделите всю массу детских игрушек на две части, одну спрячьте и меняйте периодически. Так и убирать меньше, и малышу интереснее;
✓ А самое главное, при любой возможности обнимайте и целуйте своего ребенка, ведь все, что ему сейчас нужно – это ваша любовь и тактильная связь!
Источник