Чем важно раннее детство в развитии личности ребенка
Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Что представляет собой ребёнок раннего возраста?
Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.
Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.
В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.
От рождения до года.
Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:
· Познаёт мир через ощущения
· Полностью зависим
· Сосредоточен на себе
· Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)
· Быстро растёт и изменяется
· Играет сам с собой
· Узнаёт людей и реагирует на них.
· Учится хватать
· Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять
· К концу года начинает ходить.
От года до двух лет.
В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
· Ходит всё увереннее
· Требует внимания к себе
· Познаёт мир через ощущения
· Внимание быстро рассеивается
· Полностью может концентрироваться только на одной вещи
· Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)
· Слабая координация движений
· Нет «тормозов» его трудно остановить
· Решителен
· Любопытен ,жаждет исследовать мир
· Подражает взрослым
· Непослушен
· Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней
· Сосредоточен на себе
От двух до трёх лет.
В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков .Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.
· По-прежнему сосредоточен на себе.
· Любопытен
· Координация движений ещё не совершенна.
· Активен.
· Исследователь, интересуется окружающим миром.
· Играет большей частью один.
· Импульсивен, действует по первому пробуждению.
· Склонен проверять «границы дозволенного».
· Становится все более независимым.
· Любит учиться.
· Ему не надоедает повторять одно и то же.
· Нелогичен.
· Возникает чувство прекрасного.
· Подражает взрослым.
· Внушаем.
· Сравнивает себя с другими.
· Развивает самосознание.
· Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)
Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.
Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.
В чём уникальность раннего детства?
Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.
(Н.С. Ежкова)
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.
Источник
Раннее детство у истоков развития личности
Часто приходится видеть проявления педагогической несостоятельности родителей: окрики, угрозы, шлепки, отсутствие терпимости по отношению к маленьким детям. Увы! Редко встречается умение ладить со своим малышом без конфликтов и слёз. Пожалуй, это самая трудная проблема для родителей. А ведь ребёнок, как бы ни был мал, требует к себе доброго и уважительного отношения.
Действительно, многие родители жалуются на конфликтность и нервность детей. «Неужели такая кроха, — удивляются взрослые, — что – то из себя представляет, чтобы иметь свои требования «Хочу» или «Не хочу», с которыми следует ещё и считаться? Не рано ли?» Родителям трудно представить, что их маленький ребёнок уже имеет свои интересы и заявляет об этом как полноправный член семьи, член общества, в котором живёт. Родительские трудности – в неумении общаться с маленьким ребёнком, учитывая его возрастные особенности и уважая в нём развивающуюся личность. Это не пустые слова, а суть решения проблемы. Ведь личностью называют каждого члена общества, живущего по его законам и обладающего индивидуальными особенностями (темперамент, интеллект, характер и другие психологические характеристики), совокупность которых в своей целостности и определяет человека, как личность. Когда же малыш начинает осознавать себя? К концу первого года жизни ребёнок начинает выделять себя из окружающего пространства. В конце второго года жизни дети дают себе общую оценку «Хороший», «Большой». В этом возрасте у малыша появляется потребность в самостоятельных действиях. Любое неодобрение со стороны взрослого болезненно переживается ребёнком. Вот почему так часто малыш вступает в конфликт. Как же быть? Если имеется хотя бы какая – то реальная возможность, взрослый должен стараться идти «за ребёнком», умело выводя его из нежелательных, конфликтных ситуаций, избегая слёз и стрессов.
Психологи выделяют три важнейших блока, составляющих такое сложное, цельное явление, как личность. Первый – направленность личности. Она определяется системой отношений к окружающему миру, мотивами поведения, потребностями, интересами. Всё это – и мотивация действий, и потребности, и интересы – свойственно малышу на третьем году жизни, так что позволительно говорить о том, что в этот период начинает формироваться направленность его личности. Многое здесь зависит от взрослых: на какие чувства подвигнут они своего малыша, на каких нравственных, эстетических ценностях станут строить общение с ним. Второй блок – возможность личности, т. е. как малышу удаётся осваивать мир в конкретной – бытовой, игровой, художественной, элементарной трудовой – деятельности. Возможность ребёнка, как считают подчас взрослые, ограничены. Да, чисто физически он много чего ещё не может выполнить, но зато всё, что осваивает, — всерьёз, по – настоящему и навсегда. В этой связи следует отметить такие прекрасные качества ребёнка, как инициативность, активность и потребность познавать. Дитя не сидит на месте, ему всё нужно знать, всё попробовать самому. Именно поэтому в детском саду существуют различные виды занятий и игр, которые выстроены по системе усложнения, т. е. от простого к сложному. Особое внимание уделяем развитию самостоятельности ребёнка в бытовых ситуациях. Главное он постоянно должен быть чем – то занят, чему – то учится, что – то осваивает, чем – то интересуется. Постепенно к малышу приходит такое важнейшее качество, как возрастная компетентность, т. е. совокупность навыков, знаний и умений, которыми ребёнок должен овладеть к определённому возрасту. Формируется и такое важнейшее качество, как творчество (креативность), проявляющееся, например, в умении перенести разученное в новую ситуацию, в стремлении по – новому сделать постройку. Креативность зависит от уровня развития мышления, воображения, произвольности и свободы деятельности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомлённости.Третий блок – стиль, психологические особенности поведения (темперамент, характер), индивидуальность человека. Они обуславливают такие черты личности, как сочувствие ближнему, желание ему помочь, отдать, не жалея, что – то своё; умение уступить другому, терпеливо относиться к нему, даже если очень не хочется. Ребёнок учится любить не только близких родственников, но и других людей. В нём развиваются высокие человеческие чувства, характеризующие гуманистические черты личности. Третий год жизни – это лишь начало в усвоении нравственно – этических норм поведения в обществе. Малыш у истоков формирующейся активной позиции к окружающему миру. Но начало уже положено…
Влияет ли семейный уклад на развитие личности ребёнка? Несомненно. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Будучи членом семейного коллектива, ребёнок также вступает в систему существующих в этом коллективе отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. Как участник внутрисемейных событий, он проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их суждения и взгляд на мир, судит их оценками. Известны три типа воспитательной тактики взрослых – авторитарный, демократический, либеральный. Взрослые, придерживающиеся авторитарного типа, добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключая любое объяснения, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Какой тип личности формируется в этих условиях? Конечно, ущербный в своём достоинстве, потому, что ребёнок привыкает делать всё по указке. Общие черты таких детей – заниженная самооценка и неуверенность в себе. Взрослые, декларирующие демократический тип воспитания, уважительно относятся к детям, стараются наладить с ними эмоциональный контакт, учитывая их индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказаниями, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают, почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. Демократический тип воспитания наиболее продуктивный в воспитании личности ребёнка с самого раннего возраста. Либеральный тип воспитания называется ещё попустительским. Взрослые, которых отличает стиль, по сути, почти никаких не контролирующих действий детей, всё им позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований. Такой тип воспитания формирует в ребёнке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребёнок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделён вниманием.
«Как всё не просто», скажут, вздохнув, родители. И будут правы. Ведь речь идёт о развивающейся личности человека! Он будет таким, каким сделает его ближайшее окружение. Мало того, тот тип воспитания личности, которого придерживаются родители, малыш перенесёт в своё будущее, на своих детей. Вот почему говорится, что часто сыновья повторяют своих отцов в житейской ситуации, а дочери разделяют в будущем судьбу своих матерей. Нам, взрослым, нужно больше предъявлять требований к себе, к своей личности. Ведь дети копируют нас.
И, пожалуй, самое главное: личность воспитывается только личностью.
Источник
Ранний возраст — это период жизни человека с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
- Предметная деятельность
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.
- Развитие восприятия
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. Исследования показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.
- Особенности мышления
«В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное.
Итак, ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, нерасчлененность. К концу раннего детства у детей формируются три основных сенсорных эталона — цвета, формы, размера. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.
Ранний возраст
Ведущая деятельность — предметная
Речь и речевое общение
Социальное развитие
Познавательное развитие
Ориентировка в свойствах предметов
Первоначальная культура мышления
Познание окружающего мира
Конструирование
Эстетическое развитие
Художественная литература
Изобразительная деятельность
Музыка
Физическое развитие
Здоровье
Базисные характеристики личности.
1. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.
Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.
Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года — ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года — жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет — отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
2. Развитие психических функций в раннем возрасте
Речь становиться полноценным средством общения. Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.
Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.
3. Проявление личности в раннем возрасте
Этапы развития личности:
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
К трем годам, появляется местоимение «я».
4. Кризис 3-х лет
Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие — т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»
7) деспотизм — диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.
Итак, я выполнила поставленные задачи и пришла к следующим выводам:
1) Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Мышление — наглядно-действенное, основанное на восприятии и действии с предметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм. К концу раннего детства у детей формируются три основных сенсорных эталона — цвета, формы, размера. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.
2) Первые представления о себе как о личности появляются у детей к концу периода раннего детства. Эмоции и формирующиеся чувства ребенка могут быть подвержены изменениям в случае изменения ситуации. Эмоциональные реакции яркие и связаны с непосредственными желаниями ребенка. К концу периода раннего детства появляются первые признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет. Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннего возраста.
3) Период раннего детства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развития речи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинские факторы.
Таким образом, формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка — сложнейший нервно-психологический процесс, осуществляющийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. Период раннего детства является наиболее благоприятным для развития речи. На процесс развития речи влияют различные факторы, среди которых можно выделить врожденные способности, желание ребенка общаться с окружающими, взаимодействие с матерью, порядковый номер рождения ребенка, наличие речевых нарушений у родственников и медицинские факторы.
ИГРА
Игра как специфически детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание грани между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. Подчинение игры задачам обучения наносит значительный ущерб детям, приводит к исчезновению самодеятельных игр из жизни детского сада и снижает познавательную мотивацию, которая является основой формирования учебной деятельности.
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Развивающая предметная среда детства — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.
Источник