Чек лист развития ребенка
Еще, будучи беременной, мне попалась книжка Масару Ибука «После трех уже поздно», где активно предлагалось раннее развитие малышей с рождения и до трех лет. Якобы, после этого возраста закрывается «окошечко», и ребенка научить чему-либо становится сложнее. А до трех лет идет активное усвоение информации и получения навыков. У малыша будет больше шансов стать образованным, музыкальным, спортивным (смотря куда родители захотят дитя подать). В качестве примера приведены Моцарт и Джон Стюарт Милл, чьи папы активно занимались с детьми, почему и добились они выдающихся результатов.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет». Скачайте его и развивайте малыша правильно!
Конечно, меня захлестнуло тщеславие и очень захотелось вырастить гения! Я подготовила диски с классической музыкой, накачала аудиокниги, поглядывала на секции, куда ребенка можно будет отдать пораньше… И очень сильно расстраивалась, когда, родившись, дочь ела, спала и… снова спала. Классику не слушала – плакала. Дядечка, что читал книгу, периодически делал это то тихо, то громко, отчего ребенок пугался и уже не хотел продолжения. Даже обычную гимнастику сопротивлялась выполнять. Все мои фантазии о гении улетучились!
Более того, пришли проблемы понасущней – нужно было налаживать лактацию, следить за своим питанием, не забывая кормить мужа «обычной» пищей, мыть, пеленать, укладывать ребенка, следить за домом и т.д.
«Ну что ж, пусть наше раннее развитие начнется чуть позже» — подумала я, и успокоилась.
И, слава Богу! В какой-то момент я поняла, что это Я ХОЧУ, чтобы ребенок был каким-то. Чего хотела бы дочь – неизвестно.
Изучая потребности младенца, выяснила, что удовлетворяя их – мы как раз создаем условия для гармоничного развития. Почему меня зацепила фраза именно гармоничного? Потому что важно, чтобы ребенок развивался не только физически или умственно, но и в психологически комфортном ему режиме. Не испытывал напряжения (хуже – перенапряжения), шел в своем ритме. Чтобы у него был интерес и доверие к миру.
Я не буду писать о том, что каждая методика раннего развития имеет, как поклонников, так и ярых противников. Каждая мама сама решает, что подойдет ее ребенку, а что нет. Однако, книга Масару Ибука была раскритикована и ее данные опровергнуты. Исследования доказали, что после трех лет «окошечко» в развитии не закрывается. Более того, детки, кого перегружали информацией в малолетстве, имели проблемы с общением и др.
Раннее развитие детей: лучшие методики на сегодняшний день
Давайте посмотрим, что действительно нужно малышам, чтобы в будущем раскрыть свои таланты, без ущерба в какой-то сфере жизни.
Прежде всего, ребенку, чтобы развиваться, необходима атмосфера – любви, принятия и безопасности.
Если малыш находится в состоянии стресса, развиваться ему сложно. А ведь сразу после рождения именно это и происходит! Ребенок попадает в незнакомую среду, где ему нужно адаптироваться. Помогает ему в этом мама.
Что усугубляет стресс?
— Частое отлучение мамы
— Игнорирование плача и призывов
— Тактильная сдержанность
— Ссоры родителей
— Психоэмоциональное состояние мамы
Факторы влияющие на психологическое развитие ребенка
Что помогает малышу гармонично развиваться?
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет». Скачайте его и развивайте малыша правильно!
1. Физический контакт
Чем чаще мама берет ребенка на руки – тем лучше. Доказано, что мамины прикосновения стимулируют развитие нервной, эндокринной и иммунной систем. Мама помогает малышу мягко адаптироваться к окружающей среде. В ее руках малыш чувствует себя в безопасности.
2. Укачивания
Несмотря на то, что на сегодня имеются противники укачиваний младенцев (мол, привыкает спать только под укачивания), это действие имеет крайне положительный эффект – формируется вестибулярный аппарат. Этот процесс проходит три этапа — сначала ребеночек «качается» в утробе матери, затем, когда носится на ручках, а, вскоре – при самостоятельном прыгании, кручении и проч.
Ни в коем случае не трясите ребенка! Движения должны быть мягкими и плавными. Никакой резкости! Следите, чтобы не было перепадов в качании.
3.Кормление грудью
Дарит иммунитет (очень важный фактор!)
Почему грудь находится не на уровне живота или попы, а именно на уровне сердца? Потому что грудь и сердце взаимосвязаны. О материнском молоке говорят — «Любовью кормит». И это действительно так. Во время кормления между мамой и младенцем устанавливается благоприятная психоэмоциональная связь. Молоко «подстраивается» под потребности ребенка. Когда малыш простужен – в молоке появляются иммуноглобулины, помогающие побороть инфекцию, не может долго уснуть – с приливом придут морфины, и ребенок расслабится. Не говоря уже о жирности и питательности, необходимые ИМЕННО ЭТОМУ малышу. Функция сердца – любить, и именно эта материнская любовь «подсказывает» организму, что необходимо ребенку.
Первые кормления новорожденного.
4. Совместный сон
Еще один повод быть вместе. Когда малыш спит вместе с мамой – у него создается чувство безопасности. Он улавливает ритм ее сердцебиения и дыхания, подстраивается под них. При просыпании – тут же получает грудь. Мама может кормить ребенка в полусне. Таким образом, никуда не вставая, мамы лучше высыпаются и находятся в благоприятном расположении духа.
Кто-то боится задавить ребенка во сне. Однако, у мам в мозгу есть специальный «отдел», который отвечает за связь с ребенком. Именно он следит за безопасностью малыша (в том числе и во время сна). Я знаю только один случай, когда мама задавила ребенка. И, прежде чем уснуть, она изрядно выпила алкоголя.
5. Эмоциональный контакт
Общайтесь с малышом! Даже если он вас еще не понимает. Не зная слов, ребенок улавливает интонации, следит за мимикой. Улыбайтесь, рассказывайте обо всем! Особенно, что его любят, что мир прекрасен и мама всегда рядом!
Играйте! В ладушки, пестушки, ку-ку и прочие игры. Читайте стишки, пойте колыбельные, рассказывайте сказки.
Обнимайтесь! Чаще прикасайтесь к ребенку, целуйте, гладьте, будьте открыты его неожиданным проявлениям любви!
Пестовальная гимнастика для малышей от 6 недель.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет». Скачайте его и развивайте малыша правильно!
6. Физическое развитие
Практически каждая мама торопит время. «Скорее бы сел, скорее бы пошел…», а кто-то даже беспокоится «до сих пор не сидит, так и не ползает», получая советы от некомпетентных лиц – усадить в подушки, купить ходунки, отдать на раннее плавание… Не торопите ребенка! Всему свое время! Вы можете навредить – ранние присаживания опасны для позвоночника, ранняя ходьба – для опорно-двигательного аппарата.
Вот мнение Марии Горн (специалиста по ГВ, автора проекта «Секреты счастливого материнства») о раннем плавании, динамической гимнастике и массаже:
«Старайтесь всегда смотреть на психическое состояние ребенка, а потом уже на его моторные навыки и ловкость. Если ребенок комфортно развивается в психологическом плане, то и в физическом проблем не будет.
С этой точки зрения очень вредны такие практики как плаванье, динамическая гимнастика, различные массажи со слезами.
С физической стороны они действуют положительно, укрепляют моторные навыки. Но с психологической — являются стрессовой для малыша и гармония развития ребенка нарушается».
Динамическая гимнастика или массажи проходят со слезами – это повод сменить специалиста или прекратить их вообще (если делаете их не для лечения, а для профилактики, с целью раннего развития).
Занимайтесь с малышом на фитболе, делайте гимнастику и массаж в благоприятном расположении духа у ребенка, наблюдайте за его эмоциями.
7.Психологический климат в семье
Глядя на маму с папой, на их взаимоотношения между собой, на то, как они общаются с друзьями-родственниками — малыш учится выстраивать отношения. Если мама и папа постоянно спорят, то и ребенок будет заядлым спорщиком.
Чем более благоприятная обстановка будет в семье, тем лучше ребенок будет развиваться (безопасность, отсутствие стресса). Сюда же – состояние мамы. Ребенок находится в психоэмоциональном поле матери. Все чувствует и принимает на себя. Чем спокойнее и увереннее мама — тем гармоничнее малыш.
В какой-то момент я поняла, что действительно – после трех уже поздно! Ведь кормить грудью повзрослевшего малыша, чтобы восстановить эмоциональную связь – нонсенс. На ручки его, вряд ли поднимешь. Да и укачивать уже ни к чему. Все, что заложим в первые годы жизни – потом не отыграешь! Нужно успевать! И зачем это раннее развитие, например, математика, если наша связь мама-ребенок будет утрачена? Пусть дочь сама решает, что ей хочется изучать, узнавать, осваивать. Мы будем стараться сохранять условия для благоприятного ее развития.
Никто не говорит о том, что заниматься с ребенком не нужно вообще. Не развивать в нем логику, моторные навыки или не обучать новым словам. Но пусть это все происходит вкупе с базовыми потребностями малыша, а также в атмосфере любви, принятия и безопасности.
Как вы относитесь к раннему развитию? Что считаете более необходимым – умственные/физические способности или психоэмоциональный контакт?
Вебинар «5 мифов о раннем развитии ребенка»
Источник
Грудничковый возраст — самый ответственный, и мамочки справедливо переживают, все ли в порядке с их малышом, правильно ли он развивается? На что родителям обратить внимание?
Источник: Shutterstock
Развитие и состояние здоровья каждого малыша, конечно, сугубо индивидуально. Мы знаем, что здоровье ребенка зависит от его наследственности, а также от того, как чувствует и ведет себя его мама с самого момента зачатия. Все девять месяцев беременности будущая мама в ответе за развитие крохи в своем животике. На здоровье младенца влияют также и роды. Важно, были ли они вовремя или раньше/позже срока, быстротечные/длительные или же малыш появился на свет с помощью кесарева сечения.
Прямых и косвенных факторов, которые влияют на развитие малютки, довольно много. Самое главное — до момента рождения ребенка соблюдать все рекомендации и предписания врачей. Ну а когда кроха уже появился на свет, вам остается лишь внимательно за ним наблюдать и вовремя делать выводы.
Как и любая мама, у которой родился первенец, я в свое время волновалась за каждый чих своего сына. Не скажу, что все мои волнения имели под собой реальную почву, но некоторые из них были очень даже своевременные и вовсе не надуманные.
1 месяц
К его концу младенец уже умеет улыбаться. При своевременном социальном развитии малыш узнает маму и перестает плакать, когда она берет его на ручки. Мамочку должно насторожить, если кроха постоянно спит и совершенно на нее не реагирует. К концу первого месяца жизни грудничок с интересом следит за лучом света. Это может быть карманный фонарик или солнечный зайчик. Малыш никак не реагирует на лучик? Это не очень хороший признак — проконсультируйтесь с врачом: не исключены проблемы со зрением у ребенка или какие-то неврологические нарушения.
Источник: GettyImage
2 месяца
Как правило, в этот период жизни младенец уже внимательно наблюдает за всем происходящим и особенно за своей любимой мамулей. Он следит за ее передвижениями своими глазками.
Малыш слышит звон колокольчика или бренчание погремушки и ищет источник звука глазами. Если ребенок в этом возрасте никак не реагирует на маму, проконсультируйтесь с педиатром.
Кроха живо откликается на громкие звуки, проявляет интерес к яркому свету и начинает обижаться и плакать, как только проголодается. Отсутствие быстрой реакции на звук или яркий свет — повод для беспокойства.
3 месяца
Начало активной жизни грудничка. Кроха уже умеет улыбаться, хмуриться, крутить головой и реагировать на взрослых, которые к нему обращаются. Постоянно безразличное выражение лица младенца — повод для тревоги. Ребенок с удовольствием пытается разговаривать с мамой, отвечая на ее слова забавным «гугуканием». Малыш охотно идет на контакт с людьми, много улыбается, увидев родных. Он замечает свои ручки и с удовольствием шевелит пальчиками и рассматривает их.
Источник: Burda Media
4 месяца
Настало время активных движений. Грудничок пытается переворачиваться на любой плоской поверхности. Малыш двигает ручками и ножками, искренне улыбается и пытается гулить. Карапуз хватает все, что можно схватить, и тянет в ротик. Следите, чтобы он не проглотил что-то несъедобное. Кроха теперь пробует мир и на вкус, и на «стук», то есть ребенок с удовольствием бросает на пол игрушки, если может до них дотянуться, и по-настоящему сердится, если что-то пошло не так, как было задумано.
5 месяцев
Кроха без труда узнает родных и близких и радуется при их появлении. Ребенок умеет смеяться, начинает произносить первые звуки и тянет в рот абсолютно все, до чего может дотянуться. Малыш пытается сесть и если не спит, то постоянно крутится в кроватке, хочет активничать, общаться. Вялость, заторможенность крохи, не отвечающего широкой улыбкой на улыбку взрослых, заставляют насторожиться. Карапуз начинает упражняться в гимнастике: прогибается в мостик (упираясь головкой и ступнями в бортик кроватки, выгибает спинку). Но самое любимое его занятие — переворачиваться с животика на спинку и обратно.
Источник: Shutterstock
6 месяцев
Ребенок уже уверенно сидит, даже пытается встать, играет с погремушками и эмоционально реагирует на все происходящее. Малыш должен уметь проситься на ручки к родным людям и с удовольствием это делает. Карапуз учится манипулировать с предметами: берет игрушку, рассматривает ее, может облизать, а потом бросить на пол. Все его действия выглядят осмысленными. Ребенок знает, как называются некоторые предметы. А вот к чужим людям малыш в этом возрасте начинает относиться настороженно.
7–8 месяцев
Малыш сам садится, начинает ползать, у него появляется первый зубик. Ребенок с помощью взрослых уже делает первые самостоятельные глотки из стакана с водой. В этом возрасте карапуз начинает вставать на четвереньки. Следующим этапом активного взросления становятся активные попытки, держась за опору, подняться на ножки. Родителей должен насторожить вялый пассивный малыш, который не предпринимает попыток расширения собственного активного пространства. А еще это «шумный» возраст: кроха обожает греметь и стучать всем, чем только можно.
Источник: Shutterstock
9 месяцев
Ребенок уже умеет развлекать себя сам, с интересом разглядывает новые игрушки, играет как умеет и, как правило, уже начинает ходить. С этого момента любознательного кроху нельзя оставлять одного ни на минуту, потому что он хватает все, что попадается ему под руку, и с интересом знакомится со всем, что его окружает. Отличает чужих взрослых от своих и избегает контакта с незнакомыми людьми. Мамочку должно насторожить, если малыш одинаково относится ко всем взрослым и не протестует, когда у него отбирают игрушку. В этом возрасте грудничок уже должен знать свое имя и откликаться на него.
10–12 месяцев
Грудничок почти вырос, он уверенно стоит на ножках, умеет ходить и даже бегать. С удовольствием общается со сверстниками и произносит некоторые слова. Уже умеет говорить «да» и «нет» и отвечать на несложные вопросы. Если в годик малыш так и не произнес ни одного слова — это реальный повод для родительского беспокойства, проконсультируйтесь со специалистами. Вообще, ближе к году карапуз уже болтает на «своем» языке. Ребенок четко отличает привычные и знакомые предметы и называет их хотя и по-своему, но каждый раз одинаково. Малыши любят рассматривать картинки в книжках.
Источник: Shutterstock
Есть повод для беспокойства, если:
- Малыш неожиданно начал терять в весе. Как правило, внезапное похудение грудничка — это повод для серьезного обследования ребенка.
- Малютка постоянно пребывает в подавленном расположении духа, почти не улыбается, спит слишком много для своего возраста. Стоит обратиться к врачу.
- Ребенок неожиданно перестает спокойно спать по ночам, часто и громко плачет, отказывается от еды, капризничает и нервничает, выражает беспокойство доступными для него способами: криком, плачем. Визит к врачу в таком случае лучше не откладывать.
- У крохи резко повысилась температура и появилась непонятная сыпь — серьезные показания для того, чтобы срочно вызвать «скорую».
- Малыш неожиданно начинает терять ранее приобретенные навыки, родители заметили регресс в развитии? К сожалению, это реальный повод для экстренной консультации у педиатра.
Чуткие родители интуитивно знают, когда нужно бить тревогу, а когда все в пределах нормы, но все же найдите хорошего врача, с которым можно проконсультироваться, если возникают сомнения!
Серьезного повода для беспокойства нет, если:
- Голова у новорожденного малыша выглядит очень хрупкой, особенно область родничка, где можно даже наблюдать пульсацию крови, так как вены и артерии расположены близко под кожей. К году родничок должен зарасти и выглядеть так же, как и весь череп.
- На подгузнике новорожденной девочки в течение первых недель появляются кровянистые выделения. Не паникуйте, но скажите об этом доктору. Врач объяснит, что это совсем не страшно и объяснимо с медицинской точки зрения в первые 2–3 недели жизни малышки.
Автор текста: Елена Гордина
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»
Источник
О том, как создать для ребенка развивающую среду и помочь ему освоить самые важные навыки, рассказывает Елена Ульева — педагог с 20-летним стажем, мастер сказок и автор 430 полезных пособий для детей.
Прежде всего усвоим несколько базовых пунктов:
- Процесс обучения должен проходить с удовольствием, поэтому давайте не будем заставлять ребенка учиться, а создадим такую среду, в которой ему будет интересно узнавать все самому.
- Обучение — это не зубрежка, а подготовка к школе — это прежде всего развитие ребенка. Если у него будут развиты речь, память, внимание, мышление, то учеба в школе станет для него легкой и приятной.
- В развитии детей должно быть очень много игр, потому что игровая деятельность для ребенка ведущая и благодаря играм он быстро всему научится.
Знакомим ребенка с буквами
- Берем листок бумаги, крупными буквами пишем на нем алфавит и вешаем на стенку.
- Малыш каждый день видит его и запоминает буковки, а родитель может ему помочь — положить алфавит на веселую мелодию и петь его, указывая на нужную букву. Ребенок запоминает, как они звучат, пропевает их вместе с вами, а потом — поет их один и показывает на табличке.
- Чтобы сделать учебу интереснее, включаем в процесс игровой элемент. Например, поиграть в прятки: закрыть букву и попросить ребенка угадать, какая буква спряталась. Если алфавит будет у малыша перед глазами каждый день, вы будете понемногу заниматься, петь и играть, постепенно он выучит алфавит.
Учим складывать буквы в слоги
- Вырезаем из бумаги крупные квадратики и пишем на каждом по букве.
- Подключаем фантазию! Шла однажды по дорожке буква «мэ» в своих сапожках (берем квадратик), повстречала «а» (соединяем квадратики), получилось… Тут малыш в рифму должен сказать: «МА!» Продолжаем в том же духе: повстречала «у», получилось «МУ».
- Когда малыш усвоил, как складывать буквы, на стене появляется новая табличка со всеми пройденными слогами. Чтобы лучше их запомнить, подключаем уже знакомый нам способ — спеть их! Можно поиграть в те же самые игры, что и с алфавитом: прятки, подбор слов.
Учим читать
С помощью тех же подручных материалов (бумаги, ручки и ножниц) и уже знакомых заданий постепенно учим ребенка складывать слоги в слова: вырезаем карточки со слогами и совмещаем их между собой. Навык чтения нужно постоянно закреплять. Как? Конечно, с помощью игр!
- Пропала буква или слово написано неправильно, а ребенок должен исправить. Например, показываем карточку со слогом «КО» и говорим: «Посмотри, кажется, тут потерялась последняя буква! Что же это за зверь?» Или пишем слово с ошибкой и просим помочь. Ребенок выступит не в роли нерадивого ученика, а в роли учителя. Всегда приятно, когда у тебя активная позиция, ты много знаешь и можешь кому-то помочь. Так малышу учиться гораздо приятнее и интереснее.
- Пишем собственную сказку. Ребенок уже научился читать слоги, и мы пишем на бумаге: В ЛЕ-СУ ЖИЛ __. ОН БЫЛ. Кто же жил в лесу? Это малыш сам должен придумать! Так можно составить целую историю, а потом попросить ребенка нарисовать картинки для его собственной сказки. Получается комбинированный процесс: ребенок и читает, и пишет, и перечитывает сказку с выражением, и рисует иллюстрации. Так процесс обучения чтению становится интересным.
Учим счету
Делаем новый плакат на стену: пишем на листке бумаги цифры от 1 до 100. Лучше, если каждая будет заключена в квадратик, чтобы ребенку было проще отделять одно от другого.
- Алгоритм тот же: сначала родитель показывает указывает на каждую цифру и считает по бумажке до ста. Потом считаем хором с ребенком, а потом — малыш считает сам.
- Конечно, тут не обойдется без игр на запоминание. Это и «самолетик», который перелетает с одного числа на другое (в роли самолетика может выступить простая ручка), это и прятки, это и вопросы. Какое число стоит между 3 и 5? Какое следует после 7? Попросите ребенка показать на бумажке, сколько ему лет, на каком этаже он живет и так далее.
Развиваем мелкую моторику
Как правило, самая большая проблема в начальной школе — это написание букв. К первому классу должна быть очень хорошо развита мелкая моторика, поэтому хорошо, если ребенку нравится собирать конструкторы, мозаику, рисовать и раскрашивать картинки.
- Пальчиковые игры. Простой вариант — показывать пальцами буквы или цифры. Например: соловей на ветку влез, мы покажем букву «с» (малыш складываем ладошку полумесяцем); ослик посмотрел в окно, мы покажем букву «о» и так далее. Просим показать пальчиками одной руки три, другой — два, складываем, просим показать пальчиками, сколько получилось. Руками можно показать много разных животных: зайчиков, собачек, птичек. Хороший вариант для развития мелкой моторик и фантазии — сочинять сценки и разыгрывать их с малышом с помощью пальчиковых персонажей.
Развиваем эмоциональный интеллект
Не стоит забывать о развитии эмоционального интеллекта. Нужно научить ребенка определять и называть эмоции, узнавать их причину и находить приемлемые способы выйти из них. Так ребенок научится контролировать свои чувства и владеть собой. Совместно с издательством Clever мы создали серию книг на эту тему с милым персонажем — хамелеоном Игнатом. Он меняет цвет в зависимости о того, какие эмоции испытывает: когда злится, он синий, когда радуется — желтый и так далее.
Напоследок
Как мы уже говорили, задача родителей — создать для ребенка развивающую среду. Вовлекайте ребенка во «взрослые» дела, пусть малыш увидит: буквы и цифры необходимы нам в обычной жизни, и мы не просто так их учили. В обычной жизни можно найти массу развивающих заданий: прочитать названия улиц, номера домов, посчитать количество этажей.
Полезные книжки Елены Ульевой для дошкольников можно полистать здесь.
Читайте также:
Даже самые внимательные родители часто забывают о важном аспекте воспитания;
Не навреди! Как научить ребенка читать? Педагог отвечает на вопросы родителей;
Как помочь малышу заговорить? Простая игра для развития речи и внимательности
Источник