Цепочка для развития ребенка
Логика в развитии ребенка занимает особое место. Она гораздо важнее простых знаний и лежит в основе гибкого мышления и высокого интеллекта. Для развития логических способностей у детей существует немало упражнений: ребусы, головоломки, опыты, графические лабиринты и т. д. Одно из таких заданий – логическая цепочка.
Важный навык
Почему же без логики сложно представить человека с полноценным интеллектом? Потому что логическое мышление объединяет в себе множество важных интеллектуальных аспектов. Развивая логическое мышление, ребенок одновременно совершенствует (в зависимости от конкретных заданий) самые разные интеллектуальные способности:
- внимание;
- память;
- находчивость;
- наблюдательность;
- речь;
- пространственное мышление;
- воображение.
Кроме этого, ребенок учится:
- сопоставлять;
- классифицировать;
- сравнивать;
- понимать причинно-следственные связи;
- выводить закономерности.
Закладываются все эти навыки с самого раннего возраста. Логическая цепочка представляет собой несколько предметов, которые нужно расположить в ряд по каким-то признакам или определенной закономерности. Простейшие логические задания можно предлагать малышам уже с 2 лет. По мере роста и развития ребенка количество и сложность таких задачек будут планомерно расти. Главное, о чем должны помнить родители, – все логические упражнения предлагаются в форме игры.
Для самых маленьких
Уже с 2 лет кроха учится сравнивать и классифицировать предметы, руководствуясь простейшими признаками: размером, формой, цветом. Оптимальный материал для них – игрушки (ближе к 4 годам их можно заменить яркими карточками с простыми, понятными картинками). В этот период логические игры должны быть простейшими, требующими от дошкольника 1–2 действий.
Вот несколько примеров логических цепочек:
- Чей малыш? Если в игровом арсенале найдутся соответствующие игрушки, лучше взять их. Либо подготовить карточки: большие, прочные, яркие и простые. Нужны изображения известных ребенку животных, птиц и их детенышей. Взрослые животные раскладываются перед малышом, ему предлагается положить рядом с каждым его детеныша. Далее цепочка может удлиняться и трансформироваться в «чей плод», «чья одежда», «чей лист» и др.
- Дополни ряд. Перед ребенком раскладывают карточки с изображением неких предметов (или сами предметы), объединенных значительным обобщающим признаком (посуда, одежда, фрукты, животные и др.). Рядом располагается группа разнородных предметов или картинок, среди которых изображение одного предмета, соответствующего признаку цепочки. Малышу нужно найти его и дополнить выстроенный логический ряд.
- Чье это? Ребенок должен совместить карточку с обобщающим предметом и его частями (предметы и профессия, для которой они нужны, машина и ее детали, человек и части его тела и т. д.). Вариантов возможно несколько. Например, взрослый выкладывает несколько предметов, а ребенок должен найти для них общее изображение. Или разложить перед ним обобщающие предметы, а он должен выложить около каждого соответствующие части (сложность этого задания зависит от возраста и способностей малыша). Можно предложить самому выбрать из стопки картинок сначала определяющие предметы, а затем под каждым из них – детальные.
- Что лишнее? Задача понятна из названия цепочки: исключить из ряда предметов один, принадлежащий по определяющему признаку к другой категории, при этом объяснив, по какому критерию он был определен как лишний.
Для дошкольников, которые успешно справляются с такими заданиями, можно подготовить более сложные. Например, дать несколько карточек, изображающих сюжет любимой сказки ребенка. Пусть расположит их последовательно, чтобы по ним можно было восстановить всю цепь событий сюжета. Или предложить карточки с изображением определенного процесса (смена времен года, заваривание чая в стакане, прорастание цветка и т. д.). Задача будет та же: восстановить хронологию.
Если малыш затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. А если у него совсем не получается, значит, данное задание для него еще слишком сложное. Составьте для него цепочку попроще.
Для старших дошкольников
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии выполнять более сложные логические построения. При этом они могут изложить свои умозаключения, аргументируя их. Им можно предлагать такие цепочки:
- Упорядочи по… Ребенку предлагаются различные изображения. Его задача – выстроить их последовательно по убыванию или возрастанию какого-то признака: размера, цвета, количества углов (у многоугольников) и т. д.
- Что общее? Перед ребенком раскладывают несколько изображений, имеющих определенный общий признак. Дошкольник должен назвать этот признак. Постепенно цепочек в одном задании может становиться больше. Еще позднее можно попросить ребенка разобрать предметы и выстроить по группам самостоятельно, аргументируя свой выбор.
Далее логические цепочки могут и должны становиться все сложнее. Ребенка можно попросить, например, составить рассказ, в котором каждый предмет из представленных пересекался бы с последующим по какому-то признаку (они все будут разными).
Графические варианты таких игр тоже бывают. Например, детей 6 лет уже смело можно просить дорисовать недостающий в последовательности элемент, дорисовать цепочку, повторяя заданную последовательность, раскрасить элементы рисунка по заданной закономерности. Сначала это будут крупные предметы (воздушные шары или яблоки), затем – все более мелкие (бусины, камешки, пуговицы). Такие задания тренируют еще и мелкую моторику, что важно для будущего обучения в школе.
Это лишь несколько примеров заданий, которые учат ребенка строить последовательные цепочки. Сначала это предметы. Взрослея, ребенок научится строить последовательные цепочки из своих мыслей, обосновывать доказательства, делать выводы. То есть – совершенствовать свой интеллект.
Источник
Все базовые двигательные навыки человека развиваются в первые два года жизни. Появляются они не спонтанно, а на основе уже развившихся умений, которые, в свою очередь, возникают под влиянием безусловных рефлексов новорожденных. Таким образом, все движения ребенка имеют свои причины и свои следствия, образуя последовательность — цепочку.
Разберем подробнее процесс развития.
0 — 3,5 месяцев
Первые 2 месяца жизни ребенка посвящены развитию и балансировке мышц шеи. БОльшими темпами (относительно мышц задней поверхности шеи) развиваются сгибатели головы (кивательные мышцы), менее активно — мышцы боковых поверхностей. К концу 2-го месяца ребенок, удерживаемый вертикально, без труда держит голову самостоятельно, реагируя на незначительные изменения положения тела небольшим наклоном головы в противоположную сторону (противонаклон). В течение первых 2-х месяцев в положении лежа на животе сначала кратковременно поднимается только голова. Ее опусканием на лицо ребенок недоволен, плачет — это нормально. Если плач игнорировать, то голова постепенно ложится, разворачиваясь примерно одинаково часто вправо-влево лицом. В положении на спине голова короткое время может находиться на затылке, после чего «падает» на бок. Бедра постоянно приподняты, периодически приводятся к животу. Постепенно появляется способность удерживать голову на затылке и возвращать в это положение после поворотов.
С 2-х до 3,5 месяцев продолжает развиваться способность головы и шеи противостоять отклонению тела от вертикального положения. В процесс вовлекаются мышцы спины, ягодиц, задней поверхности бедер со стороны разгибателей; прямые мышцы живота и бедер со стороны сгибателей, косые мышцы живота, участвующие в переворотной активности. Развиваются мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности. Удержание головы на животе становится более продолжительным, а вместе с ней начинает приподниматься грудная клетка, появляется опора на предплечья и манипуляции. Ребенку становится интересно проводить время на животе. В положении на спине ноги поднимаются все выше, больше выпрямляясь в коленях, дольше удерживаясь. Голова активно поворачивается, наблюдая за интересным, руки тянутся в стороны. Корпус начинает вращение на бок за уже повернувшейся головой или за поднятыми и опускающимися в сторону ногами. Появляются перевороты на живот.
В качестве примера, который даст представление о возможностях малыша, научившегося правильно переворачиваться со спины на живот, можно представить горящую свечу. Предположим, что ее пламя — это голова ребенка, а сама свечка — туловище. Куда бы Вы не наклоняли свечу, пламя будет занимать вертикальное положение. Так и с ребенком. Не только лежа на животе он должен удерживать голову поднятой, но и при отклонении корпуса назад.
3,5 — 6 месяцев
Длительные манипуляции на животе, необходимость постоянно дотягиваться до интересного вперед и в стороны укрепляют плечевой пояс и спину, приводят сначала к развитию поворотов и разворотов на животе, затем к ползанию по-пластунски. Скорость и амплитуда разворотов постепенно увеличиваются. Ползание, которое начинается с одного-двух подтягиваний обеими руками (иногда отталкиваний с движением назад), развивается в быстрое перемещение с участием ног и переползанием препятствий, возрастающих по высоте и объему. Развивается и активность на месте: появляются попеременный подъем и удержание корпуса на прямых руках (поза «кобры») с вставанием на колени и подъемом таза при опущенной голове и грудной клетке («качели»). В положении на животе в этот период ребенок любит лежать, одновременно поднимая ноги и руки («парашютист»).
6 — 9 месяцев
Интерес к расположенным выше объектам, необходимость преодолевать препятствия, перенося через них корпус, приводят к вставанию на четвереньки. Начинается процесс на мягких поверхностях, который длится несколько секунд с последующим возвращением на живот. Дольше задерживаясь на четвереньках, ребенок начинает раскачиваться вперед-назад. В положении на спине дети начинают играть со стопами поднятых и приведенных ног. Спина при этом прямая, таз лежит на поверхности. В положении на четвереньках появляются шаговые движения руками. При наличии опоры (например, в кроватке) ребенок одной рукой хватается за перекладину. На ровной поверхности чаще пытается шагнуть рукой в сторону, разворачиваясь. Посаженный на ровной поверхности, ребенок удерживает ровную спину с выраженным лордозом (изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед) в поясничном отделе, поднятыми руками и разведенными наружу коленями. Развороты на четвереньках руками приводят к присаживанию в позицию «змейка», а затем наружу разворачивается и второе бедро («будда»). К попеременным движениям руками на четвереньках присоединяются реципрокные шагающие движения ногами на коленях. Развивается ползание на четвереньках. Некоторое время ползание смешанное: несколько медленных шагов на четвереньках, затем быстро по-пластунски. Пропорции быстро меняются, и на животе ребенок больше не ползает. Вместо этого он начинает забираться руками на любую доступную по высоте опору, вставая на высокие колени. Движение вверх продолжается выносом вперед и постановкой на стопу ноги. Это происходит и на четвереньках, и на высоких коленях с опущенным и приподнятым тазом. Любые предметы на пути (в том числе папу и маму) ребенок с азартом переползает. Появляются элементы вставания на обе стопы.
9 — 12 месяцев
Первые полноценные самостоятельные вставания у опоры появляются там, где можно удобно хвататься пальцами рук: чаще в кроватке, реже у предметов, позволяющих за них крепко уцепиться и подтянуться. Стояние кратковременно, с последующим присаживанием, нередко сопровождающимися падениями. Такой опыт приводит к развитию топтания на месте в попытках удержать равновесие. Ребенок азартно топчется, амортизируя в коленях, немного разворачиваясь, переставляя руки. Интерес к предметам сбоку приводит к появлению приставного шага у опоры. Сначала это шаги боком (приставной шаг), с опорой на две руки, затем полубоком, с разворотом немного вперед и отрывом от поверхности одной из рук. Ребенок начинает играть обеими руками в положении стоя, прислоняясь к поверхности бедрами и животом. В процессе частых смен положений на животе, на четвереньках, сидя в «змейке», играя одной рукой, в «будде», стоя, двигаясь вдоль опор, совершенствуется равновесие. Ребенок в игре у опор отрывается от них, балансируя. В ходьбе появляются короткие перебежки между опорами. Шаги короткие, на полную стопу, колени чуть согнуты, стопы широко расставлены. Первые осознанные шаги всегда прямолинейны. Препятствия на пути преодолеваются сначала только с помощью хвата или опоры руками на рядом расположенные объекты. Попытки шагать быстрее часто приводят к падениям, открытые пространства и незнакомые помещения сковывают движения. Постепенно путь удлиняется, траектория усложняется.
Самостоятельная ходьба развивается, начиная с первых шагов (10-12 месяцев) на протяжении второго года жизни в виде лазания по шведским лестницам, бега, прыжков на месте и способности подниматься вверх по лестнице без перил. Спуск по лестнице без помощи рук формируется последним из основных элементов самостоятельных передвижений на рубеже 2-х и 3-х лет жизни.
А теперь выделим ключевые элементы развития, они же звенья цепочки, и уберем привязку к возрасту. Получаем алгоритм идеального развития (АИР):
Представленный алгоритм развития создан в ходе эволюции и основан на безусловных, установочных и цепных рефлексах, реализованных в человеческом социуме.
Он предусматривает минимальное вмешательство наставников в процесс развития для здоровых и условно здоровых детей; должен являться образцом и ориентиром в абилитации для детей с нарушениями в моторном развитии.
Во «ВВЕДЕНИИ» была упомянута важность компонентов быта, окружающего ребенка. Очевидно, что по мере развития двигательных навыков и составляющие быт компоненты должны видоизменяться.
Ключевые навыки АИР являются маркёрами изменений компонентов быта: перевороты со спины на живот; ползание по-пластунски с переползанием препятствий; вставание с одной ноги на стопы у опоры; первые самостоятельные шаги.
Таким образом, алгоритм идеального развития делится на 5 этапов, в каждом из которых существуют свои компоненты быта.
1 этап:
- вертикальный контроль головы;
- умение и желание лежать на животе с поднятой головой и опорой на предплечья;
- перевороты со спины на живот.
2 этап:
- развороты на животе;
- ползание по-пластунски;
- переползание препятствий.
3 этап:
- вставание на четвереньки;
- повороты на четвереньках;
- присаживание в «змейку» и в «будду»;
- развороты и ползание на четвереньках;
- вставание на высокие колени у опоры;
- вставание с одной ноги на стопы у опор.
4 этап:
- ходьба вдоль опор;
- самостоятельная ходьба.
5 этап:
- развитие основных элементов передвижений: лазание, бег, прыжки, ходьба по лестницам вверх и вниз.
Чтобы понять, на каком этапе находится Ваш малыш, пройдите в раздел «ДИАГНОСТИКА». Далее нужно обратиться к выбранному этапу и ознакомиться подробнее с его особенностями, обучиться правилам общения (поведения, жизни) с ребенком (компонентам быта), способам помощи в развитии, способам коррекции патологических состояний, о чем пойдет речь в следующих разделах.
Источник
Теория
Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.
Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.
Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?
Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.
Мотивация и социальный аспект
Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.
Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.
В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.
Система
Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.
В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.
Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.
Занимательные занятия онлайн — современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.
Источник