Ценность семьи для развития ребенка
Семейные ценности – в чем же ценность для развития личности ребёнка ? Задумаемся… Система семейных ценностей – это общее творение многих членов семьи. Наша система ценностей включает кроме прочего, наши надежды, ожидания, принципы, чувства,предопределяя способы, с помощью которых мы преодолеваем трудности… В основном мы усваиваем эту систему в среде, в которой родились. Мы обычно не осознаём всей важности этого наследства. Систему ценностей мы усваиваем в период взросления, и дальше следуем этим правилам, воспринимая их как часть себя.
Дети, воспитывающиеся в семье и открытые к общению с ней, не сомневаются в семейных ценностях, которым их учат взрослые. Повзрослев, ищут свой путь. Они должны отделиться от семьи, чтобы найти свой взгляд на жизнь. Став родителями, они берут на себя новую ответственность- за своих детей — и осознают глубинную связь с предками, и вновь, уже в зрелом возрасте, возвращаются к истокам, к своей семье.
Правильный жизненный путь, где каждый член семьи — единственный и неповторимый и взаимосвязь всех её членов важна для семьи как единого целого. Разорванные и прохладные отношения приводят к страданиям, отрицательно сказываясь на жизни всей семьи. Упорный труд для сближения её членов, представителей разных поколений – это вклад в поддержание любви и укрепление семьи.
Нелегко найти нужный путь, который соединит почтительное отношение к прошлому, активный образ жизни в настоящем и ответственное отношение к будущему.
С чего же надо начинать? Может быть с формирования семейных ценностей у детей? Дайте четкие представления ребёнку о том, « что такое хорошо и что такое плохо», что можно делать, что категорически запрещено, и на этой основе последовательно формируйте эталон поведения в семье, в обществе. Независимо от возраста ребёнка , лучший путь к хорошим взаимоотношениям с ним — спокойное, последовательное, уважительное общение. Установите тёплые отношения с ребёнком , основанные на взаимопонимании.
Как это сделать? Помочь ребёнку сформировать свои ценности. Вы ведь спрашиваете ребёнка, когда все вместе собираетесь вечером за столом: « Как прошёл день?». Если нет, обязательно введите эту фразу в семейную традицию.Она удивительно уютная, тёплая и домашняя и имеет свойство передаваться из поколения в поколении, сближая и сплачивая всю семью. Ещё полезнее, обсудив все дневные события, предложить ребёнку выбрать главное и поговорить о том, почему он считает главным именно данное событие. Это важно по целому ряду причин. Во- первых, вы всегда будете в курсе того, что происходит у ребенка. Во- вторых, вы научите ребенка выявлять главное и второстепенное. И, наконец, ребёнок постепенно начнёт осознанно формировать свои жизненные ценности . Очень полезно, если ребёнок запишет главное событие дня в ежедневнике, а рядом напишет, в чем для него заключается ценность данного события.
В ежедневнике ребёнок записывает главные события года, или каникул, определяет главные события всей семьи и т. д. Замечательным семейным ритуалом может стать подытоживание за праздничным столом главных событий всей семьи в последние часы уходящего года. В новогоднюю ночь можно объявить внутрисемейный конкурс на три самых важных события года в жизни семьи. Выбрать победителей и вручить им призы.
Поговорите с ребёнком о том, что он хочет сделать в будущем, какие семейные ценности для него важны, чего он хочет добиться в жизни . Выясните вместе, зачем ему это нужно, почему это важно для него. Предложите ему выполнить упражнение на самоопределение . Пускай на листе бумаги нарисует 5-6 , или больше геометрических или абстрактных фигур. На рисунке с фигурами необходимо выполнить такое задание:
- В середине каждой фигуры пусть впишет продолжение мысли: «Я хочу, чтобы в моей жизни…»Ответов может быть много, но начало предложения одно.
- Пронумерует по значимости для себя ответы. Самый важный цифрой -1, а менее
. важные цифрами:2,3,4 и т. д.
- · . По контуру каждой фигуры пусть допишет свои объяснения:» Это возможно, если…»
- Ярче выделит те фигуры, где все зависит лично от него.
- · . От каждой фигуры проведёт стрелки с ответами на вопросы :» Кто или что может мне в этом помочь?»
Постарайтесь вместе заполнить другую таблицу — таблицу его будущих достижений. А затем напишите вместе с ребёнком , что он сделает прямо с завтрашнего дня для того , чтобы приблизить свои будущие достижения.
А как обстоят дела в вашей семье? Что вы о ней думаете? Она даёт вам силы и вдохновение или вас гнетут обиды и конфликты? Радуетесь ли вы счастью друг друга? Умеете ли быть открытыми, меняться, придумывать свой семейный стиль? Какие семейные ценности являются вашей опорой в жизни, а в жизни вашего ребёнка?
Задача родителей — позитивно влиять на развитие детей, помочь им стать психически полноценными, зрелыми. Сформировать у детей правильное отношение к жизни, к людям, к семье. Мы не можем возложить на себя всю ответственность за их будущее счастье или личный выбор, зато можем научить семейным ценностям, которые нас вдохновляют и оберегают.
Детский и семейный психолог Троцкая Наталья Валентиновна.
Источник
Семья как ценность в полноценном развитии ребёнка
Грицук Олеся Анатольевна
воспитатель I кв. категории
ГКУ СО ПК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Соликамска
Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а, следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.
История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.
В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни.
Семья для ребёнка-это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того, семья-первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности.
В семье ребёнок получает основы знаний об окружающем мире и переживает весь спектр социальных чувств. Под семьёй понимается и особый морально-психологический климат, под действием которого складываются основные морально — нравственные представления ребёнка, фундамент его мировоззрения. Семья является существенным фактором интеллектуального развития, духовного становления и эмоционального благополучия всех членов и, прежде всего, ребёнка.
Основными составляющими семьи являются: коллективное мнение, межличностные внутри семейные отношения, семейные традиции, обычаи, стереотипы поведения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти составляющие и определяют специфику семейной атмосферы, направление развития сценариев семейной жизни, расстановку ролей, группировку ее членов.
Основой жизнедеятельности семьи является система общения-межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействие в ходе соответственной деятельности, во время отдыха, обмен информацией, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные коммуникативные особенности каждого члена семьи.
Все знают и понимают, что семья незаменима для развития ребенка. Семья определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Но что делать, для того чтобы семья стала заниматься своими непосредственными задачами и как ей в этом помочь, — пока не совсем ясно. Такое противоречие не случайно. Само понятие «семья» у современных родителей определяется совершенно по-разному. Для кого-то семья — это ведение совместного хозяйства независимо от того, состоят ли родители в официальном браке. Другие считают, что семья — это законный брак. Третьи уверены в том, что не благословлено церковью, семьей назвать нельзя. Четвертые утверждают, что ни о какой семье не может идти речи, если нет детей. Бывает так, что все вроде бы есть: и брак оформлен, и дети есть, но каждый живет своей собственной жизнью, нет единой концепции семьи.
Семья представляет собой слаженную систему, в которой у каждого человека есть определённое место и определённая функция. С появлением ребёнка в семье происходит изменение семейной структуры, изменяются функции и назначение отдельных составляющих, определяется место, которое будет занимать каждый член этой структуры. И это именно его место, а не чужое (которое было отобрано у кого-то из уже существующих в этой системе ранее). Согласно этапам развития семьи, выполняемые обязательства могут изменяться, но, ни в коем случае, один человек не может занять место другого. При этом вся система в целом начинает работать по-другому. Важно, чтобы жизнь семьи вмещала жизнь каждого. Лишь при соблюдении этого правила семья будет функционировать как система, она будет цельной и гармоничной.
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка.
Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
Семья — это школа отношений с людьми. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Н. Аккерман пишет, что семья как система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза (каждая система стремится сохранить своё положение, каким бы оно ни было) и закона развития (каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, то есть некую последовательность смены событий, которую проходит любая семья).
Семейная система должна создаться и завершиться, так же, как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие, как брак, а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития.
Меняющийся образ жизни неизбежно ведёт к переменам в сущности семьи. В то же время несомненно, что семья переживёт любой экономический уклад или социальный строй, другой вопрос, какова будет динамика отношений и система взаимодействий в семье с меняющимся социальным влиянием.
Трудно в настоящее время быть образцовой семьёй. Много сил и забот забирает работа, чтобы материально обеспечить семью, очень мало времени остаётся на тёплое общение, которое делает всех членов семьи ещё дружнее. Но, тем не менее, семья была, есть и остаётся тем местом, где закладываются основы характера подрастающего человека. И образцом в этом смысле может быть лишь гармоничная семья. Ведь, как писал А.Н. Острогорский: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты».
А значит, от того, что видят в своём окружении дети, зависит их дальнейшая жизнь, ведь они как зеркало с точностью до малейшего штриха копируют близких взрослых. Согласитесь, ведь все мы хотим, чтобы меньше детей на вопрос: «Что такое семья?» отвечали, как этот малыш: «… это жизнь двух разных людей: мамы и папы»
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида, благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое, внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей.
И совсем не имеет смысла сравнивать общение другого малыша с родителями и переносить их методы воспитания в свою семью, ведь только Вы знаете своего ребёнка, свои желания и особенности и знаете ту точку гармонии, которая необходима для Вашей семьи, чтобы полноценно функционировать. При этом не стоит забывать, что главная задача для родителей заключается не в том, чтобы обеспечить детей едой, научить украшаться одеждой, а в том, чтобы научить их осознавать свои чувства и чувства окружающих, привить им бережное отношение к человеческому общению и жизни в целом.
Да, в семье может не наблюдаться идеального порядка, хорошей мебели, дорогих бытовых приборов, но зато в ней есть место папкам с многочисленными рисунками детей, поделкам, выполненным своими руками, дневникам, в которые мама записывает историю детей с момента их рождения. В этой семье спокойно и с юмором разрешают конфликты, дружно берутся за домашние дела, любят животных и туристические походы с песнями под гитару. Здесь приоритет — не материальное преуспевание, а духовное развитие ребенка и выстраивание гармоничных взаимоотношений. Разве не это идеальная семья?
Главное, о чём стоит помнить, это то, что «каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой» (А.С. Макаренко)
Список использованной литературы
Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. – СПб.: Питер, 2000. – 184 с.
Будылина О.М., Черданцева Т.А. «Семья – главная ценность в жизни». // Интернет публикация: https://festival.1september.ru/articles/538228/
Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы// Социологические исследования, 2004 — №5.
Никульчева В.Ю. «Моя семья. Что в имени твоем?»// Интернет публикация: https://festival.1september.ru/articles/571160/
Осипова И.И., Захарова Ж.А. Замещающая семья
https://www.pechory-school.psc.ru/russion/metod/smi/works/zam_sem.htmЦитаты о семье// Интернет публикация: https://scrapmania.moy.su/forum/28-275-1
Источник
Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка
Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?
Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.
Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен.И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.
И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.
Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.
Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.
Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.
Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.
Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.
От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то,каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.
Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!
Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.
Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок,в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.
Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.
Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.
Источник