Целостное развитие ребенка подготовка к школе

Целостное развитие ребенка подготовка к школе thumbnail

Тема: «Психологическая подготовка ребенка к школе»

Автор :Шиханова Валентина Михайловна

Учитель начальных классов

МОУ ООШ с. Благодатное

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Психологические особенности ребенка в возрасте 6-7 лет ………………4

Понятие «психологическая готовность к школе» ……………………….6

Направления деятельности педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе …………………………………………………………………8

Реестр диагностического инструментария по оценке школьной готовности …………………………………………………………………………9

Психологическая помощь семье по подготовке ребенка к обучению в школе ……………………………………………………………………………..11

Заключение ………………………………………………………………………12

Список использованных источников …………………………………………..13

ВВЕДЕНИЕ

Проблема психологической готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения.

Актуальность проблемы обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в 1 класс — это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, то есть становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения.

Изучением проблем психологической подготовки к школьному обучению занимаются такие ученые, как: А.Д. Алферов, В.Б. Войнов, Н.И. Гуткина, В.С. Мухина, В.Д. Шадриков и другие.

1 Психологические особенности ребенка в возрасте 6-7 лет

Е.Е. Кравцова отмечает, что старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организми. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста, по мнению Н.И. Гуткиной, является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

С точки зрения В.С. Мухиной, «психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания». У ребенка 6-7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В.С. Мухина отмечает, что в качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6-7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6-7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Читайте также:  Логопед о развитии ребенка 3 лет

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6–7 летнего возраста.

2 Понятие «психологическая готовность к школе»

«Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника». Это уровень психологического развития ребёнка (6-7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1)мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации. Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое;

2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением;

3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа);

4) хорошее развитие фонематического слуха. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

Н.И. Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности к обучению в школе: личностный и интеллектуальный. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность была успешной, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений, где учебная деятельность является ведущей.

Личностная готовность к школьному обучению объединяет понятия:

мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов;

сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;

коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;

эмоциональная зрелость -освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.

3 Направления деятельности педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе

Цели работы психолога:

всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

оказание психологической помощи дошкольнику и его родителям для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.

Задачи работы психолога по подготовке к школе:

Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.

Читайте также:  Развитие социально и педагогически запущенного ребенка как

Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей.

Формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.

Развитие мелкой моторики.

Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе

Психолог принимает активное участие в подготовке детей к школьному обучению.

1. Осуществляет психологическую диагностику уровня готовности детей к школе (входная — в сентябре; заключительная — в апреле-мае), на основе которой прогнозирует на ее основе школьных трудностей.

2. Разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня готовности детей к школе совместно с другими специалистами ДОУ: воспитателями, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, медиками.

3. Осуществляет коррекционную и развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготовке к школе.

4. Консультирует родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.

5. Помогает оптимизировать процесс преемственности между ДОУ и школой путем мониторинга процесса адаптации выпускников ДОУ.

В рамках организации работы по формированию готовности детей к школьному обучению педагог-психолог может использовать развивающие занятия, разработанные О.Д. Горшковой, программу М.А. Панфиловой «Лесная школа», игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения, предложенные И.В. Стародубцевой, Т.П. Завьяловой.

4 Реестр диагностического инструментария по оценке школьной готовности

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

Проводить диагностику готовности к школьному обучению необходимо дважды: первичная — октябрь-ноябрь, предшествующая поступлению в школу; и повторная — апрель–май, позволяющая окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.

Методика анализа и оценки определения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению включает [3]:

Методику 1. Тест Керна-Йрасека. Цель методики:психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение его степени «школьной зрелости».

Методику 2. «Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса). Цель методики: исследование развития воображения.

Методику 3. Экспериментальная беседа. Цель: определение внутренней позиции дошкольника, оценка степени психосоциальной зрелости.

Методику 4. Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти. Цель: выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Методику 5. Тест «Шифровка». Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Методику 6. Тест «Нелепицы». Цель: определить способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения.

Методику 7. Тест «Пространственно-арифметический диктант». Цель: изучить сформированность навыков счета и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

Методику 8. Тест. Последовательные картинки. Цель: выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ).

Методику 9. Тест «Аналогии». Цель: определить степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

5 Психологическая помощь семье по подготовке ребенка к обучению в школе

У родителей, детям которых исполнилось 6 лет особенно остро стоит вопрос о психологической готовности дошкольников к обучению в школе: понравится ли школьная жизнь, справятся ли с образовательной программой, смогут ли высидеть целый урок, запомнят ли домашнее задание, хватит ли сил и желания на его выполнение и тому подобное. Одни из основных видов помощи родителям — это психопрофилактика и психологическое консультирование.

Читайте также:  Анкета для опроса родителей о динамике развития ребенка

С целью повышения компетентности родителей широкое применение получили коллективные формы работы с родителями, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе: родительские собрания, консультации, экскурсии по ДОУ, знакомство родителей со специалистами (психолог, педагог познавательно-речевого развития), регулярные “Дни открытых дверей”, на которых родители имеют возможность познакомиться с различными формами работы по подготовке детей к школе.

Большое внимание уделяется индивидуальным формам работы с родителями: анкетирование, тематические консультации и тематические беседы с целью обмена мнениями по проблемным вопросам. Использование наглядно–информационных методов позволяет оказывать практическую помощь семье. Это открытые занятия и видеозаписи учебных занятий, различных видов деятельности, фотографии, выставки детских работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.Важнейшая задача, стоящая перед педагогом-психологом, направлена на всестороннее развитие личности ребенка и подготовка старших дошкольников к школе.

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи, формирование самосознания.

Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: мотивационная готовность к учению в школе, определенные уровни развития произвольного поведения и интеллекта, развитие фонематического слуха. Особое значение имеет личностная готовность к школе.

Ценность диагностики готовности к школьному обучению заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников.

Одни из основных видов помощи родителям при подготовке детей к школе — это психопрофилактика и психологическое консультирование. Специалистом применяются коллективные и индивидуальные формы работы с семьей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Алферов, А.Д. Психология развития школьников. [текст] / А.Д. Алферов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 384 с.

2 Власова, О.И. Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе / О.И. Власова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 33-36. [электронный ресурс] : URL: https://moluch.ru/archive/247/56804/ (дата обращения: 16.04.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.

3 Войнов, В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья [текст] / В.Б. Войнов// Начальная школа До и После. — 2012. — № 2. — С. 12-14.

4 Горшкова, О.Д. Учимся, играем, размышляем, познаем: задания и упражнения для подготовки к школе детей 67 лет [текст] / О.Д. Горшкова. — Волгоград: Учитель, 2009. – 79 с.

5 Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. — 5-е изд. [текст] / Н.И. Гуткина. — СПб.: Питер, 2011. — 208 с.

6 Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — 3-е изд. [текст] / Е.Е. Кравцова. — СПб.: Речь, 2010. — 152 с.

7 Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? [текст] /В.С. Мухина// Начальная школа До и После. — 2010. — № 4. — С. 25-27.

8 Панфилова, М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников [текст] /М.А. Панфилова. – М.: Сфера, 2002.

9 Развитие младших школьников в различных образовательных системах [текст] / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2011. — 232 с.

10 Стародубцева, И.В., Завьялова, Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников: учебное пособие [текст] / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. – М.: Аркти, 2008. – 115 с.

11 Шульга, Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников [текст] /Т.И. Шульга // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». — 2012. — № 1. — С. 60-66.

Источник