Целостная система воспитания и развития ребенка

Целостная система воспитания и развития ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8.

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

Компоненты процесса воспитания (Ю. К. Бабанский).

1. Стимулирующе-мотивационный – формирование мотивации, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.

2. Целевой – цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. В Концепции дошкольного воспитания указана цель воспитания дошкольников – всестороннее гармоничное развитие ребенка, охрана и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности.

3. Содержательный – объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации. Содержание дошкольного воспитания составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание. Содержание дошкольного воспитания регламентировано федеральными государственными требованиями.

4. Операционально-деятельностный – комплекс форм, методов, организационно-педагогических условий и средств воспитания.

5. Контрольно-регулировочный – контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекция хода и результатов.

6. Оценочно-результативный – диагностика уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Форма воспитания–внешнее выражение воспитательного процесса. Формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые. Форма воспитания содержит в себе комплекс методов и приемов воспитания, которые осуществляются с помощью различных средств.

Методы воспитания–способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Классификация методов воспитания дошкольников в ДОУ(по Ю. К. Бабанскому).

Методы формирования сознания личности 1. Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы; анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях.
2. Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей,демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций; пример поведения; рассматривание слайдов, иллюстраций с воспитательным содержанием; театрализация.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения 1. Приучение.
2. Упражнение.
3. Воспитывающие ситуации, в основе которых лежит борьба нормы и внутренних побуждений ребенка.
4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций.
Методы стимулирования деятельности и поведения 1. Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие, вручение наград, медалек).
2. Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий).
3. Создание для ребенка ситуации успеха.
4. Соревновательные методы.
Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса 1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка.
2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка.
3. Беседы с детьми и родителями.
4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей.
5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций.
6. Социометрия.
7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, направленности личности, способностей, умений.

Средства воспитания–система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания (Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова):

1.Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь.

3.Явления и объекты окружающего мира – явления природы, растительный и животный мир.

Ведущие принципы воспитания: ориентация на развитую личность ребенка; воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня; единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов; опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми особенностями; гуманизация воспитательного процесса; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и творчества ребенка; соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей; принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2833; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Целостная система воспитания Воспитание- великое дело: им решается участь чел

Описание слайда:

Целостная система воспитания Воспитание- великое дело: им решается участь человека В.Г. Белинский Засеева Елена Николаевна Старший воспитатель МБДОУ детский сад №51

2 слайд

Воспитание В локальном значении- решение какой-либо конкретной воспитательно

Описание слайда:

Воспитание В локальном значении- решение какой-либо конкретной воспитательной задачи В узком смысле- целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально-значимых личностных качеств, развитых взглядов и убеждений В широком смысле- целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека

3 слайд

Исследования ученных показали, что воспитание может обеспечить развитие опред

Описание слайда:

Исследования ученных показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. В процессе воздействия на развитие человека воспитание начинает само зависеть от развития, поэтому постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Л.С. Выготский обосновал закономерность о том, что цели и методы должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Воспитание достигнет поставленной цели только в случае, если оно идет впереди развития. Опираясь на идеи педагогов прошлого (Я.А. Коменский, Т. Мор, Ф. Рабле, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), можно сделать вывод, что чем раньше личность ребенка начнет всесторонне развиваться, тем быстрее и продуктивнее получится результат. Другими словами правильно поставленное воспитание должно привести личность к развитию потребности в самовоспитании. Однако ребенок не может воспитываться по частям, поэтому необходимо единство четырех его интегративных составляющих.

4 слайд

 ум воля духов- ность эмоция Интегративные составляющие воспитания

Описание слайда:

ум воля духов- ность эмоция Интегративные составляющие воспитания

5 слайд

Изучение проявления различных сторон личности, особенности протекания психиче

Описание слайда:

Изучение проявления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния и психических свойств личности Выявление сущности личности Цели и задачи воспитания Цели воспитания детей дошкольного возраста в XXI веке: Задачи воспитания детей дошкольного возраста в XXI веке: «Воспитание новой личности, способной, свободной, способной к активной творческой деятельности во всех сферах жизни» (В.А. Орехова) «Воспитание эмоционального благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка» (С.А. Козлова, Т.А. Куликова) В.А. Орехова Познание законов формирования личности Оснащение ребенка широкими знаниями о мире, умениями взаимодействовать с миром Формирование способности жить по социально-культурным нормам и вступать в социальные отношения В.А. Орехова Нравственное воспитание Физическое воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание Умственное воспитание С.А. Козлова, Т.А. Куликова

6 слайд

Воспитательная работа- профессиональная деятельность по организации воспитате

Описание слайда:

Воспитательная работа- профессиональная деятельность по организации воспитательного процесса в образовательном учреждении и социуме, которая предполагает выбор форм и методов воспитания детей в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации. Воспитательная система- комплекс, включающий в себе: воспитательные цели; людей их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управленческую деятельность, обеспечивающую единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы. Воспитательный процесс- целостная динамическая система, направленная на достижение взаимодействия взрослого и ребенка для развития личности воспитанника путем приобщения его к миру человеческой культуры. Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка (С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др.)

7 слайд

Принципы воспитания Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем он

Описание слайда:

Принципы воспитания Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д. Ушинский

8 слайд

Принципы- общие руководящие положения, требующие последовательности действий

Описание слайда:

Принципы- общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова выделяют следующие принципы воспитания, принятые педагогической наукой: Воспитание личности в процессе деятельности; Единство требований к воспитаннику и уважение его личности; Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы, творчества и самодеятельности детей; Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей. Под принципами воспитания (принципы педагогического процесса) мы понимаем общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Принципы воспроизводят особенности процесса воспитания, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Вокруг принципа синтезируются все понятия, суждения, законы, раскрывая, обосновывая и развивая его.

9 слайд

Основные принципы воспитания, которыми руководствуется современная система в

Описание слайда:

Основные принципы воспитания, которыми руководствуется современная система воспитания (Л.А. Вигман) Общественная направленность воспитания «Общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сен-Джон) Воспитание направлено на поддержку и упрочнение государственного строя, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе действующей в государстве идеологии, конституции и законов Связь воспитания с жизнью трудом Активная деятельность педагога в двух направлениях Широкое и оперативное ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами Привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям и различным видам общественно-полезной деятельности Опора на положительное в воспитании Педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания Философская основа данного принципа- положение о противоречивости человеческого характера

10 слайд

Основные принципы воспитания, которыми руководствуется современная система в

Описание слайда:

Основные принципы воспитания, которыми руководствуется современная система воспитания (Л.А. Вигман) Гуманизация воспитания Данный принцип требует: Уважения прав и свобод воспитанника Уважения позиции воспитанника Отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний Предъявления воспитаннику посильных и разумных требований Ненасильственное формирование требуемых качеств Личностный подход Опора на личностные качества, выражающие важные для воспитания характеристики: направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения Единство воспитательных воздействий Совместные действия педагогов, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающего поколения

11 слайд

Методы воспитания Воспитание является искусством, а не ремеслом- в этом корен

Описание слайда:

Методы воспитания Воспитание является искусством, а не ремеслом- в этом корень учительского дела. Л.Н. Толстой

12 слайд

В научно-исследовательской литературе существует и другая классификация метод

Описание слайда:

В научно-исследовательской литературе существует и другая классификация методов воспитания- по источникам передачи содержания Классификация методов по источникам передачи содержания Группы методов Виды методов Источники передачи содержания Иллюстрирование, показ и др. I группа II группа III группа Словесные методы Практические методы Наглядные методы Рассказ, беседа, разъяснение и др. Упражнения, тренировка, приучение и др.

13 слайд

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ- НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЕ СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО

Описание слайда:

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ- НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЕ СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И ВОСПИТАННИКАМИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ, ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТНОШЕНИЙ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ИХ АКТИВНОСТЬ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ Методы формирования сознания личности Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников Методы стимулирования деятельности и поведения Методы контроля Рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, этическая беседа, пример, анализ ситуаций, увещевание и др. Поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования и др. Требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий и др. Педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников и др..

14 слайд

Беседа- диалог, направленный на обсуждение или выяснение какого-либо вопроса,

Описание слайда:

Беседа- диалог, направленный на обсуждение или выяснение какого-либо вопроса, обмен мнениями. В детском саду беседа применяется педагогом с целью активизации умственной деятельности ребенка в процессе формирования установки на приобретение новых знаний (установочная Б), их «открытие» (эвристическая Б), повторение и закрепление полученных ранее знаний (итоговая или обобщающая Б). Наказание- метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Любое наказание требует объяснения со стороны взрослого и педагогического такта. Объяснение- словесный прием, который заключается в раскрытии воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия, широко применяется в воспитательной работе. Опрос- метод сбора первичной информации со слов опрашиваемого. Педагогический консилиум (консилиум от лат. сonsilium- совещание, обсуждение)- обсуждение педагогами педагогических проблем воспитания и обучения конкретного ребенка или группы детей с целью дальнейшей социально-педагогической работы.

15 слайд

Поощрение- метод, стимулирующий воспитание ребенка. В воспитательной работе д

Описание слайда:

Поощрение- метод, стимулирующий воспитание ребенка. В воспитательной работе дает гораздо больший эффект чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствующие формированию чувства собственного достоинства дисциплинированности и ответственности, обоюдно удовлетворяющие детей и взрослых. Рассказ- связное, развернутое изложение какого-либо факта. В рассказах находит отражение личный опыт ребенка. По содержанию различаются: творческие и фактические рассказы. По форме- описательные и сюжетные рассказы. Виды детских рассказов- рассказ по восприятию, рассказ по памяти, рассказ на заданную тему, пересказ. Этическая беседа- метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон (воспитателей и воспитанников) в выработке правильных оценок и суждений. Увещевание- воспитательный метод, совмещающий просьбу с разъяснением и внушением, вселяющий веру в то, что воспитанник может достигнуть положительных результатов. Упражнение- практический метод воспитания, заключающийся в многократном выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма; планомерно организованное повторное выполнение действий (умственных или практических) с целью его усвоения. Упражнение лежит в основе приобретения тех или иных навыков.

16 слайд

Концепции дошкольного воспитания Образование- это индустрия, направленная в б

Описание слайда:

Концепции дошкольного воспитания Образование- это индустрия, направленная в будущее. С.П. Капица

17 слайд

Концепция дошкольного воспитания- основополагающий документ, определяющий цел

Описание слайда:

Концепция дошкольного воспитания- основополагающий документ, определяющий цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формулирующий принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, провозглашающий личностно-ориентированную модель дошкольного образования в Российской Федерации. Современная Концепция издана в 1989 г. и утверждена Государственным комитетом по народному образованию. Значение дошкольного детства в становлении личности Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель Охрана и укрепление здоровья детей Особенности воспитания дошкольников Основы перестройки содержания педагогической работы с детьми Особенности обучения дошкольников Особенности организации дополнительного образования в ДОУ Основные параметры перестройки содержания педагогической работы с детьми Организация жизни детей и условия их развития Связь семьи, детского сада и школы в вопросах воспитания и обучения дошкольника Личность воспитатель детского сада Модели общения взросло- го и ребенка Основные вопросы, рассмотренные в концепции дошкольного воспитания

18 слайд

В 2005 г. Институтом развития дошкольного образования Российской академии обр

Описание слайда:

В 2005 г. Институтом развития дошкольного образования Российской академии образования по ред. В.И. Слободчикова была разработана научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (авторы-разработчики В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л. Кириллов). Структура научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» 1. Введение, где рассмотрены принципиальные проблемы дошкольного образования, требующие комплексного и принципиального анализа (дошкольное образование- статус суверенной самоценной ступени образования, обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу, общедоступность качественного дошкольного образования, преемственность дошкольного и школьного этапов образования и др.)

19 слайд

2. Детство как самоценный период жизни человека, где сделан вывод о том, что

Описание слайда:

2. Детство как самоценный период жизни человека, где сделан вывод о том, что у современных ученых есть все основания полагать, что современный этап истории детства- этап критический, т.к. происходит своеобразная инволюция к предыстории детства, когда, по мнению М. Мид, дети не находят в жизни взрослых таких образцов, которые вызывали бы у них восхищение и желание подражать им. С другой стороны, культурное оформление дошкольного детства не может быть сведено к обучению тому, что умеет делать общество взрослых (даже- к чтению, письму, счету). Это тоже было бы возвращение к предыстории, когда ребенка учили именно тому, что должен делать взрослый. 3. Интегральный образ развития в дошкольном возрасте, основу которого составляют интеллектуальные и мотивационно-динамические характеристики деятельности и учет возрастающей инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах (творческая инициатива, инициатива как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная инициатива, познавательная инициатива). 4. Модель образовательного процесса для дошкольного возраста- это общий «стандарт», который может быть положен в основу вариативных образовательных программ и необходимый при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для дошкольного возраста, которая учитывает: психологические особенности возраста (закономерности развития) и ценностные ориентиры общества относительно образования дошкольника (две основные составляющие образовательного процесса- совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей). 5. Перспективы развития дошкольного образования в совокупности его вариативных организационных форм, связанные не с наращиванием количества образовательных программ в ДОУ, а с упорядочением инновационного процесса.

Выберите книгу со скидкой:

Целостная система воспитания и развития ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Целостная система воспитания и развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Целостная система воспитания и развития ребенка

Курс повышения квалификации

Целостная система воспитания и развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1210276

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник