Цели и задачи по развитию моторики у ребенка
Светлана Кулькова
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников: цели и задачи. Развивающие пособия
Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
Понимая важность этой проблемы,я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие сделаны своими руками.
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
— Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
— Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
— Улучшить общую двигательную активность;
— Содействовать нормализации речевой функции;
— Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
— Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
В нашей группе оснащено пространство предметно-развивающей среды пособиями для развития мелкой моторики рук. Это шнуровки, бизиборд, крючки.
«Волшебные прищепки»
«Волшебный сапожок»
«Бизиборд»
Бизиборд — представляет собой доску, на которую перекреплены множество замочков, кнопочек, щеколд, прищепок и других предметов. Такую игрушку можно сделать самим за день-два, а ребенок будет играть с ней довольно долго, освобождая ваше время. Такие доски развивают у детей сообразительность, логическое мышление, мелкую моторику.
Для создание бизиборда вам потребуется доска и различные предметы:
дверные цепочки, крючки, петельки;
засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты, крючки и навесные замки (например, небольшие замочки для почтовых ящиков, велосипедные замки;
фанарики, небольшие светильники, работающие от батареек;
выключатели и кнопки, совсем не обязательно, что бы они что-то включали;
всевозможные тумблеры;
счеты;
дверной звонок, работающий от батареек;
старый дисковый телефон; старый пульт или кнопочный телефон;
катушки и шнурки — с их помощью можно создавать интересные шнуровки;
молнии и пуговицы;
циферблаты от часов;
различные колесики;
поворотные тумблеры.
Этапы создания бизиборда
1. Выберите доску и определитесь с тем, что вы хотите разместить.
2. Тщательно обработайте доску, вы ведь не хотите что бы ребенок занозил палец.
3. Наметьте на доске места крепления деталей.
4. Разукрасьте доску или приклейте картинки (если вы хотите сделать ее более привлекательной).
5. Прикрепите все элементы.
6. Сами тщательно проверьте надежность крепления.
7. Закрепите саму доску.
8. Покажите сюрприз ребенку!
«Кукольный театр- сказка «Репка»
Все детали на липучках. можно переставлять героев.
Источник
Проект
«Ловкие пальчики»
(развитие мелкой моторики рук)
Подготовила воспитатель
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детского сада №23 «Колокольчик» села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края
Гридина Наталья Александровна
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… 1
Теория……………………………………………………………7
Практика……………………………………………………… 10
Заключение…………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………..16
Приложения……………………………………………………..17
Проект «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Проект «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Паспорт проекта
Наименование проекта :
«Ловкие пальчики»
Тип:
Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.
Количество воспитанников: 20
Форма представления: слайдовая презентация
Цель и задачи:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
· Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
· Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
· Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
· Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
· Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
· Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
· Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
· Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
· обеспечивать эмоциональное благополучие.
· Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
· Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
· Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
· Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
· Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
· Развивать творчество и креативность участников проекта.
· Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Исполнители проекта :
Дети, Воспитатель, Родители
Сроки:
· Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы
Этапы реализации:
I Подготовительный этап :
· изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста;
· Составление картотеки игр для развития мелкой моторики
· Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2 Диагностический этап:
А)Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой
моторики пальцев (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)
Задачи
Ø Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности;
Ø Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.
Ø определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;
Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 20% воспитанников, 64% имели средний уровень, и 16%низкий.
Б)Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме
3 Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) .
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:
· Работа с детьми по всем образовательным областям:
o в процессе НОД (продуктивной деятельности);
o индивидуальной работе;
o на прогулке;
o утренней гимнастике;
o самообслуживание;
o использование нетрадиционных приемов
· Совместная деятельность с родителями .
3 Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
Организация работы по проекту:
мероприятие | цель | сроки |
Изучение литературы по теме. | Получить необходимые знания и умения. | сентябрь |
Составление картотеки игр для развития мелкой моторки | Распределить игры по лексическим темам | сентябрь |
Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год | Разработать практические мероприятия на период проекта. | сентябрь |
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. | сентябрь | |
Анкетирование родителей. | Выявление компетентности родителей по данной проблеме. | 3 неделя сентября |
Обследование детей. | Выявление уровня развития мелкой моторики. | 1-2 недели сентября |
-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) | Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности. | В течение всего срока обучения |
-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. | Приобщение к изобразительному искусству . | В течение всего срока обучения |
Использование методов Су-джок | Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник | В течение всего срока обучения |
Изучение пальчиковых игр | Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения. | В течение всего срока обучения |
Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование детей). | Май | |
Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. | В течение всего срока обучения | |
Привлечение родителей к участию в реализации проекта. | В течение года |
Перечень основных мероприятий
№ | Образовательная область | Мероприятие | Примечание |
1 | Познание | -Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) . -Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д. | Приложение 3 |
2 | Коммуникация | — заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры «Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д. | Приложение 1 |
3 | Социализация | — коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. | |
4 | Художественное творчество | -выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. | Приложение 4 |
5 | Предметно – развивающая среда | — пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика) | |
6 | Здоровье | -укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник. | Приложение 6 Приложение 5 |
7 | Совместная деятельность с родителями | -Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей. -Выполнение творческих заданий. -Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома . | Приложение 2 |
Предполагаемые результаты реализации проекта: Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Овладение нормами этики поведения.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
Принцип доступности— обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности— развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции— необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности— решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.
Принцип преемственности— организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.
Результативность:
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 36%воспитанникорв, средний уровень у 60%детей, низкий – у 4%.
• Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
• Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности
Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач:
· Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
· Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
· Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.
· Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
· Разучены с детьми пальчиковые игры
· Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца
Вывод:
Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Информационные ресурсы:
https://festival.1september.ru/
https://nsportal.ru
https://nsportal.ru
Методическое обеспечение:
О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс
Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова
1.Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
3.Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
4.Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.
Источник