Цели и задачи групп раннего развития ребенка
Раннее развитие – это воспитание гения или общее развитие ребенка?
Сегодня дети развиваются гораздо быстрее, чем более старшие поколения. Малыши уже в 4 года разбираются с управлением телефона, умеют пользоваться компьютером. Школьные программы стали гораздо шире и сложнее, даже в конце 3-го класса дети пишут длинные рефераты.
Все это привело к тому, что современные родители пытаются научить своего ребенка как можно раньше писать, читать, рисовать, разговаривать на иностранном языке. Они боятся, что если вовремя не успеют обучить всему своего малыша, то тот будет отставать по сравнению со своими сверстниками. Таким образом, стало популярно такое понятие, как «раннее развитие».
Что такое раннее развитие?
Раннее развитие – это в первую очередь деятельность взрослых, которая направлена на обучение детей математике, чтению, игре на музыкальных инструментах и иностранным языкам в возрасте до трех лет.
Популярность раннего развития объясняется тем, что именно в таком возрасте малыш лучше всего «впитывает» информацию. Кроме того, на данном этапе у него формируются речевые навыки. Именно поэтому, чем человек моложе, тем легче ему выучить иностранный язык.
Цели и задачи раннего развития.
Прежде чем заняться ранним развитием своего малыша, родители задумываются о том, для чего им это нужно.
Самое ошибочная цель, которую и преследуют многие мамы и папы, – это желание сделать из своего ребенка гения. Они могут поступать по-разному, отдать ребенка исключительно на занятия по музыке, мечтая сделать из него известного музыканта, или же наоборот записать на всевозможные занятия, расписав все его свободное время, чтобы ребенок был специалистом во всех сферах. И тот, и другой вариант не принесут никакой пользы.
Дети не готовы к сложным урокам, лекциям и терпеливым занятиям. Они еще не умеют концентрироваться и быстро устают от монотонных занятий. В результате родители заставляют своего ребенка учиться, у него пропадает желание к занятиям, которые раньше приносили удовольствие. Обычно такие дети не достигают успехов и медленно учатся новому. Кроме того, они не ждут с нетерпением, когда наконец-то пойдут в школу, поскольку родители постоянно напоминают, что необходимо учиться, в противном случае ребенок ничего не добьется.
Кроме того, раннее развитие не гарантирует, что ребенок станет гением.
Так какова же на самом деле цель раннего развития?
Оно дает ребенку такое образование, чтобы он имел здоровое тело, развивал свой ум и моральные принципы. Малыша готовят к тому, чтобы он стал личностью, умел находить общий язык с коллективом и нашел цель в жизни.
Ребенок в возрасте 3-х лет, безусловно, не может знать о своем потенциале и уж тем более решить, кем станет в будущем. Раннее развитие детей многогранно, оно не ограничено изучением иностранного языка или математики, здесь есть место и танцам, и занятиям творчеством (рисованию, лепке из пластилина, созданию аппликаций и т.д.). Ребенок в игровой форме изучает окружающий мир, он узнает о своих способностях и постепенно выбирает занятия по душе.
Малыша учат логически мыслить, находить взаимосвязи между предметами. Кроме того, у детей, которые ходят на занятия по раннему развитию, быстрее развивается речь, умение концентрироваться и абстрактное мышление.
Чтобы занятия были максимально эффективны, нельзя перегружать ребенка. Все должно проходить строго в игровой форме, это позволит сохранить интерес у ребенка, поддержать хорошее настроение, и он дольше не будет уставать.
Нельзя торопить малыша, каждый ребенок уникален и развивается с разной скоростью, кому-то легче дается математика, кому-то иностранный язык, а кому-то рисование.
Не стоит перегружать ребенка широким выбором занятий, лучше выбрать пару-тройку увлечений, которые ему по душе, и на них делать акцент.
Огромную роль в раннем развитии ребенка играют именно родители, важно, чтобы они понимали, что такие занятия не сделают из малыша гения и профессионала, он всего лишь ребенок, поэтому не забывайте, что ему хочется веселиться и играть.
Вас интересуют группы раннего развития детей?
Напишите нам в WhatsApp!
Источник
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в группе раннего возраста.
Целостный образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализаваться.
Образовательный процесс должен:
-Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
— Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
— Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.
Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно — тематическом принципе.
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество Организации с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Главная задача комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Используется более органичная организация образовательных содержаний: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представлена в эмоционально-образной, а не в абстрактно-логической форме.
Проектная деятельность станет приоритетной. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предлагает объединение содержания образовательных областей вокруг определенной темы. При этом в качестве видов тем могут выступать: организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, праздники, традиции, сезонные изменения в природе.
Условия реализации: Комплексно-тематический принцип тесно взаимосвязан с принципом интеграции различных детских деятельностей, следовательно и с интеграцией содержания различных образовательных областей. А также с принципом построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны быть, с одной стороны, социально значимые для общества, а с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей.
Отвечая психологическим особенностям дошкольного возраста, комплексно-тематический принцип предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника. Более гибкой в этой модели становится и организация предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей.
Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей — игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.
Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
В младшем дошкольном возрасте круг тем ограничен. Они связаны преимущественно с игровой деятельностью, знакомыми детям играми, игрушками, предметами быта, животными, персонажами сказок. В рамках тематического дня сохраняются актуальные для данного возраста формы работы, задачи обучения, воспитания, развития детей.
Тематическое планирование — это планирование в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям.
При этом необходимо:
— выделить задачи работы с детьми;
— отобрать содержание образовательного материала, согласно образовательной программы;
— продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач;
— подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы в соответствии с темой.
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей раннего возраста осуществляется в форме совместной деятельности, в ходе режимных моментов, в непосредственно организованной и самостоятельной деятельности детей.
Алгоритм действий педагога на тематической неделе
- 1 этап выделение из программы и формулировка педагогической цели недели, задач развития ребенка, вариантов интеграции образовательных областей
- 2 этап отбор педагогического содержания из разных образовательных областей
- 3 этап выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности – праздник, развлечение, досуг, выставка творческих работ, игра, викторина…
- 4 этап формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом. Отбираем задачи, которые мы решаем со всеми детьми и индивидуально (на основе результатов диагностики, особенностей детей группы и т.п.)
- 5 этап отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности. Осуществляем на основе анализа основной образовательной программы, выделяем формы работы с дошкольниками в ходе совместной деятельности — непосредственно образовательной и в ходе режимных моментов. Затем осуществляем практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение всей тематической недели. Продумываем формы взаимодействия с семьями воспитанников.
- 6 этап Заключительным этапом явилось проведение итогового мероприятия с детьми. После этого продумали и организовали процесс обсуждения результатов проживания с детьми события недели: беседа «Подведение итогов недели», заполнение «Календаря жизни группы», оформление фотостенда «Наши достижения» или альбома «Наши славные дела». При этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в подготовке и проведении мероприятий. А фиксация результатов освоения детьми образовательных задач поможет педагогу спроектировать дальнейшую образовательную деятельность.
Календарно-перспективный план на период проживания темы
Дата | Совместная деятельность воспитателя и детей | Создание условий для самостоятельной деятельности | Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами | ||
Режимные моменты | Интеграция образовательных областей | НОД | Совместная деятельсноть | создание условий для СДД | Взаимодействие с родителями |
Утро | |||||
Прогулка | |||||
Вечер |
Тема «Одежда»
Цель:
Ознакомление детей с предметами и видами одежды, обуви и головных уборов.
Задачи:
1. Расширять представления детей о функциональном назначении предметов одежды, обуви и головных уборов; о том, что одежда бывает для девочек и для мальчиков.
2. Активизировать словарь детей по теме «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»
3. Познакомить с названиями предметов зимней и летней одежды, составными частями разных видов обуви и подбирать ее по погоде и времени года.
4. Познакомить с названиями головных уборов; учить описывать их, сравнивать, отвечать на вопросы;
5. Познакомить с названиями видов обуви и назначением разных видов.
6. Учить создавать выразительные образы, используя приобретённые навыки и умения. Воспитывать самостоятельность в выполнении задания. Учить оценивать результаты своего изобразительного творчества.
7. Приобщать детей к поэзии, учить понимать содержание произведения. Обращать внимание детей на положительные эмоции, возникающие при встрече с произведениями художественной литературы.
НОД
Речевое развитие
- Головные уборы».
Задачи: Познакомить с названиями головных уборов; учить описывать их, сравнивать, отвечать на вопросы; развивать речь, память, внимание.
- «Ботинки, босоножки, боты…»
Задачи: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать строить короткий текст- повествование, передавать ролевой диалог. Учить подбирать прилагательные к слову.
Познавательное развитие
- Формирование элементарных математических представлений
Задачи: Познакомить с названиями предметов зимней и летней одежды, составными частями разных видов обуви; формировать представления о геометрических фигурах; учить сравнивать предметы одежды разной величины, длины, цвета.
- Конструирование
«Одежда для кукол».
Задачи:
Отрабатывать навыки сминания пальцами мягкой бумаги. Преобразовывать композицию, дополняя ее новыми элементами одежды.
- Окружающий мир
Задачи: Показать функциональное назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, обратившись к реалиям жизни детей. Дать представления о том, что одежда подбирается в зависимости от времени года и по погоде, ее можно сшить, связать, купить в магазине.
Художественно-эстетическое развитие
- Аппликация
«Украсим сапожки для кукол»
Задачи: Закреплять навыки наклеивания готовых форм на силуэт, чередуя их по цвету. Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
- Лепка
«Шапочка для Машеньки»
Задачи: Учить отделять маленький комочек пластилина, раскатывать его между ладонями круговыми движениями, сплющивать.
- Рисование
«Наряды для куклы Маши и ее друзей». «Куклы идут на прогулку».
Задачи: Развивать у детей интерес к украшению листа бумаги элементарными узорами из пятен, мазков, штрихов, линий, ритмично располагая их на всем листе. Развивать чувство цвета.
Совместная деятельность
Чтение художественной литературы. Формировали представления об одежде через чтение
- сказки Н. Павловой «Чьи башмачки?»,
- р.н.с. «Рукавичка»,
- стихов С.Маршака «Перчатки», Е.Благинина «Научу одеваться и братца», З.Александровой «Мой Мишка», К.И.Чуковский «Чудо-Дерево», А.Барто «Сто одёжек»,
- заучивание стихотворения Н.Саконской «Где мой пальчик?».
- Рассматривание альбомов и иллюстраций.
Экскурсия в кастелянскую: знакомство с профессией швеи.
Задачи:
Формировать представление о профессии швеи. Расширять кругозор детей.
Дидактические игры:
— по ознакомлению с окружающим «Подбери кукле одежду по погоде»
— «Оденем куклу на прогулку».
— «Лото «Одежда».
Беседы с использованием плакатов с иллюстрациями одежды, обуви, головных уборов, кукол в разных видах одежды.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды».
Задачи: Воспитывать доброжелательность, вежливость, дружеские взаимоотношения в игре. Закреплять представления о видах одежды. Продолжать учить детей строить диалог в игре.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: «Погладим кукле платье».
Задачи: Формировать представление о том, для чего нужно гладить одежду, какими предметами пользоваться.
Труд
Самообслуживание. Дидактическое упражнение «При раздевании учить выворачивать вещь налицо». Задачи: Формировать у детей понятие о том, что вывернутая и аккуратно повешенная вещь не помнется и будет выглядеть опрятно. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Поручения. Дидактическое упражнение «Алгоритм одевания и раздевания». Задачи: Закреплять умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Аккуратно раскладывать свою одежду в шкафчиках. |
Взаимодействие с родителями
- Изготовление родителями разных видов одежды для кукол.
- Сбор разных видов тканей, головных уборов.
- Итоговое мероприятие — Выставка рисунков и поделок: «Одежда, обувь, головные уборы».
Источник
Иванова Маргарита Сергеевна
Опыт работы «Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет»
«Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего возраста»
В настоящее время совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий по вопросам семьи и детства. Перед дошкольной организацией ставятся задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг и доступности дошкольного образования в целом.
В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием получили развитие новые формы работы, в том числе и группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Ранний возраст – один из важнейших этапов развитие ребенка. В данный период развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивные становление и формирование всех особенностей, свойственных человеку, осваиваются основные движения и действий с предметами, закладывается основы для развития психических процессов и личности. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Учитывая специфику развития детей раннего возраста к условиям ДОУ, мы направляем свое внимание на использование методов, ориентированных на взаимодействие со взрослыми, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка в группе детского сада.
Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация и в дальнейшем социализация детей раннего возраста.
Согласно ФГОС были созданы условия для раннего развития детей.
• Кадровые (1. Укомплектованность педагогическими кадрами. 2. Образовательный ценз педагогических работников. 3. Уровень квалификации педагогических кадров 4. Непрерывность профессионального образования, участие в конкурсах различного уровня (муниципальный уровень) 5. Удовлетворенность родителей присмотром и уходом за детьми.)
• Материально – технические (1. Состояние и содержание территории, зданий и помещений 2. Пожарная безопасность 3. Создание условий для успешного перехода ребенка на следующий этап детства (развивающая предметно – пространственная среда — РППС) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями 4. Контроль организации питания)
• Психолого-педагогические (1. Психолого-педагогическое сопровождение. 2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей, учет индивидуальных особенностей воспитанников. 3. Работа с родителями. Удовлетворенность родителей наличием в образовательной организации условий для комфортного пребывания детей в ДОУ)
На период адаптации нами разработан проект «В детский сад без слез» с элементами песочной арт-терапии (использование кинетического песка). План реализации проекта учитывает особенности детей раннего возраста и включает игры с воздушными шарами, мячами, мыльными пузырями, игры с песком и водой,и другие. При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
В групповой комнате размещается центр сенсорики и развития мелкой моторики. Особое предпочтение дети раннего возраста отдают сенсорным играм и упражнениям. В непринужденной форме они выполняют различные игровые действия и получают удовольствие от достигнутого результата. Пространство центра художественного чтения и театрализованной деятельности, специально оборудовано для ознакомления детей с художественной литературой и совместных игр, развивающих предпосылки к театрализованной деятельности.
Свобода выбора для детей присутствует и в процессе развития у них предпосылок к сюжетно-ролевым играм. Также предпочтения детей отдается играм со строительным материалом. Различные виды наборов строительного материала делают развивающую среду особенно привлекательной. Знакомство с транспортом и ПДД проходит в центре «Юного пешехода». Рисуют, лепят малыши в центре ИЗО. Несмотря на то что в здании детского сада находится только один зал, в нем грамотно организованы центры двигательной активности и музыкального развития. Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Целью работы с семьёв нашем Доу является:
— Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями
— Установление доверительных, партнерских отношений с родителями
— Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
В век новых технологий мы как и все образовательные учреждения ведем работу на сайте нашего ДОУ, где родители наших воспитанников могут ознакомится с интересующей их информацией и узнать новости детского сада, получить онлайн консультацию. Также проводятся родительские собрания, мастер-классы, консультации, выставки и конкурсы, дни открытых дверей, недели здоровья и другие формы работы.
Таким образом, развивающая среда МДОУ может служить примером того как грамотно организованная окружающая обстановка способствует своевременному развитию у детей раннего возраста необходимых умений и навыков, а также способствует эффективному взаимодействию педагогов с членами семей воспитанников.
Источник