Цели для развития ребенка раннего возраста
Особенности развития детей раннего возраста
Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.
Первый период — от года до полутора лет.
Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрастеребенок начинает говорить.
Второй период — от полутора до 2 лет.
Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.
Третий период — от 2 до 3 лет.
Это период наиболее активного умственного развития ребенка.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.
Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:
— развитие предметной деятельности;
— развитие общения с взрослыми;
— развитие речи;
— развитие игры;
— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;
— развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности
Это разделение достаточно условно, поскольку развитиепредставляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитиетаких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.
Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.
Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.
Источник
Если вашему ребенку исполнился год, то стоит узнать какие задачи и цели выполняет воспитание детей раннего возраста. К нему относится период от года до дошкольного возраста (3 лет). Может казаться, что кроха еще слишком мал, чтобы что-то понимать и воспитывать надо чуть позже. Но это неправильно. «Работать» с ребенком нужно с первых дней жизни. Помочь ему развиваться разносторонне могут только мама и папа. Этот этап играет важную роль в становлении и развитии личности. Родители должны уделить внимание методам воспитания детей раннего возраста и убедиться, что они соответствуют задачам и целям.
Содержание:
- Цель воспитательных мер;
- Задачи воспитания детей раннего возраста;
- 6 направлений развития ребенка;
- Семья и основные задачи воспитания ребенка раннего возраста;
Цель воспитательных мер
Ребенок уже в раннем возрасте нуждается в воспитании, цель которого ― дать все необходимые навыки и способности для жизни. Чтобы у малыша было крепкое здоровье и он гармонично ощущал себя в обществе нужно участие родителей.
В цели воспитания ребенка раннего возраста входит:
- Физическое развитие малыша, укрепление его мышечного корсета, привитие пищевого поведения;
- Обретение социальных навыков;
- Развитие интеллектуальных возможностей;
- Работа с эмоциями ребенка;
- Прививаем чувство вкуса;
- Тренируем артикуляционный аппарат;
Выстроить педагогический процесс поможет определенная линия развития. Она должна соответствовать целям воспитания ребенка раннего возраста. Чтобы выбрать подходящую, родитель может ознакомиться со статьей «Методы воспитания детей: от «классических» до современных«. Некоторые из них предполагают активные занятия с детьми, которым еще нет 3-х лет. Например, метод Масару Ибуки, автора книги «После трех уже поздно».
Задачи воспитания детей раннего возраста
Жизнь ребенка, после исполнения годика, должна стать насыщенной. Он прогрессирует и его расписание дня должно удовлетворять потребности. Дело касается не только гигиены, еды, сна. Малыш нуждается в информации. В задачи воспитания детей, с раннего возраста, входит ряд требований. Одним из них является ― дать базу знаний. У ребенка должно быть детство. Но обучение в разумных пределах и воспитание, не лишают детских радостей. Важное условие здесь ― не заставлять ребенка. Знакомство с этим миром, его правилами должно протекать естественно. Стимулируйте к изучению, развивайте и удовлетворяйте любопытство. Это полезное качество, благодаря которому малыш не станет героем книги Николая Носова ― Незнайкой.
Задачи воспитания детей раннего возраста тесно связаны с 6 направлениями развития. Упор идет на обретение новых навыков, подготовке к жизни в обществе и коммуникации с окружающими. Мама и папа могут начинать формировать здоровые привычки и отучать от плохих. Не стоит откладывать. Например, если ребенок сосет палец, то предпринимайте меры уже сейчас. Иначе, привычка укорениться, с возрастом от нее станет сложнее избавляться. К тому же, постоянное сосание соски или пальца, может привести к проблемам с речью и прикусом. Должен работать принцип «здесь и сейчас». Есть проблема, принимайтесь за ее решение.
6 направлений развития ребенка
Условно развитие ребенка можно разделить на 6 направлений. С ними активно работают в процессе воспитания.
1 ― Социальная адаптация.
В задачи развития и воспитания детей раннего возраста входит приобщение к обществу. Возможно, малышу не будет комфортно в окружении толпы. Это предсказуемо. Ведь прежде его круг общения состоял из нескольких человек. Со временем это пройдет. Если крохе действительно трудно находится в обществе большого количества человек, то начните с малого. Приглашайте родственников, друзей с детьми.
Вначале ребенок изучает манеру поведения и взаимодействия на примере родителей. Поэтому нужно, чтобы пример был достойным подражания. Играет роль то, как складывается общение между родителями и малышом. В задачи социального развития и воспитания детей раннего возраста входит открытие новых просторов. Важно общение со сверстниками и другими взрослыми. Поэтому посещение детского сада, игровых площадок ― не просто развлечение. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Постепенно складывается представление о нормах, правилах общения. Мама и папа должны контролировать этот процесс. Подсказывайте малышу как себя вести и направляйте.
2 ― Интеллектуальное.
Игровая педагогика ― отличный способ дать ребенку знания. Преимущества игровой формы: лучше откладывается в памяти, понятнее из-за наглядности, интереснее. «Подглядеть» игры в соответствии с возрастом ребенка можно в книге «Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр» Захарова и Моржина. Для интеллектуального развития используйте «умные» игрушки и игры. Проговаривайте, что должен запомнить ребенок. Комментируйте цвета игрушек, просите затем малыша показать нужный. Знакомьте с геометрическими формами: круг, шар, квадрат, звездочка и т.д. Тренируйте память.
3 ― Эмоционально-нравственное.
Еще в раннем возрасте ребенок способен испытывать эмоции и демонстрировать их. Постепенно эмоциональный диапазон расширяется. Родители должны научить выражать свои чувства. Эмоциям нужен выход, в этом сможет помочь лепка, рисование, активные игры. В этом возрасте ребенок должен получать больше положительных эмоций. Сделайте на этом акцент в воспитательном процессе. Контролируйте свое поведение. Когда дитя видит вечно усталые лица, пессимистичные высказывания, то это отразиться на его видении мира.
Азы нравственности закладывайте с момента, когда ребенок начал ползать, принимать участия в играх. Начинайте с малого: не драться, делиться, помогать, благодарить, просить прощения. Объясняйте почему так нужно делать. Уже после годика, у малыша начинают формироваться социальные эмоции и моральные чувства. Кроха может сопереживать близким, волноваться за их настроение. Он способен испытывать помимо радости, стыд, вину.
4 ― Эстетическое.
Прививаем чувство вкуса и прекрасного. Делаем это во всем: картины, иллюстрации в книгах, цветы, небо, одежда, музыка, текстура ткани. Ребенок должен научиться видеть красоту даже в обыденных вещах. Поощряйте стремление созидать, принимайте в этом участие. Комментируйте, что вам кажется красивым, формируйте у него вкус. Когда кроха научился говорить, то спрашивайте у него мнения. «Что тебе нравиться в этой игрушке?», «Почему это дерево красивое?».
5 ― Физическое.
Особенность физического развития в том, что его нужно вырабатывать уже с детства. Сначала это должны быть простые упражнения, как разминка. Она поможет укрепить мышечный каркас, развить опроно-двигательную систему. Улучшается кровообращение, а значит кислород и полезные микроэлементы начинают поступать к органам и мозгу. Важное условие ― заинтересовать в двигательной активности ребенка. Игра, соревнования, интересные задания помогут развить волевые качества характера. Физическое воспитание включает введение и соблюдение режима сна, питания. Исключением из правил может только стресс или недомогание, болезнь ребенка. В остальных случаях, пробуждение, подготовка ко сну, питание в одно время. Малыш будет понимать, что исключений не бывает, поэтому даже не станет капризничать. Режим станет нормой в его жизни.
6 ― Речевое.
Развиваем артикуляционный аппарат с помощью упражнений: вытянуть губы трубочкой, улыбнуться, повторить губами форму круга. Малышу будет понятнее, если упражнения будет демонстрировать взрослый. Используйте форму игры «Повтори за мной», ее любят дети. Пригодятся скороговорки для самых маленьких. Общайтесь с ребенком, хвалите когда у малыша получается пародировать звуки. Пойте незамысловатые песенки, с повторением слогов. Дети особенно любят повторять звуки животных: как говорит кошка, собака, лягушка, корова.
Семья и основные задачи воспитания ребенка раннего возраста
Малыш еще не знает, насколько большой этот мир, как много разных людей, животных, изобретений. Для него дом ― и есть мир, только уменьшенная копия. От родителей и домочадцев зависит, каким малыш будет видеть этот свет. Сделать домашний очаг максимально комфортным для развития и роста ― становится основной задачей воспитания ребенка раннего возраста. Атмосфера должна быть теплой. Минимум стрессов и дискомфорта. Очень многое в воспитании зависит в этом возрасте от родителей. Семья самый значимый социальный институт в становлении личности. Малыш пока мало контактирует с другими людьми. Его поведение и манеры ― практически точная копия родительского и отражает образ жизни семьи. В воспитании должны участвовать оба родителя, даже если время у одного из них ограничено работой.
Основные задачи семьи в воспитании ребенка раннего возраста:
- Заложить основы, которые бы позволили ребенку стать достойным гражданином. Сюда относят не только знания, но и общечеловеческие ценности.
- Воспитание самостоятельности.
- Развитие самоуважения и уважения к окружающим. Ребенок имеет чувство собственного достоинства, которое ни в коем случае нельзя унижать.
- Любовь к живым существам и природе.
- Воспитание подразумевает установление первых запретов. Они связаны с безопасностью малыша, нормами поведения в обществе, семье.
- Создайте благоприятные условия для полноценного развития малыша.
- Заниматься развитием 6 направлений у крохи. Конечно, многие из них могут развивать в детском саду, но большая часть ответственности закреплена за родителями.
- В семейной педагогике невозможно обойтись без наказаний.Главное, чтобы они не навредили малышу, не травмировали его психику. Прочтите эти «способы воспитания ребенка, которые заменят телесные наказания«.
- Почти все маленькие дети очень привязаны к родителям, особенно сильно это проявляется по отношению к матери. Важно укрепить эту связь, дополнив ее заботой, лаской. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, ощущение защищенности делает его более устойчивым к проблемам, психологически здоровым.
Отдельно о гигиене
Дети, которые растут в чистоте и порядке, в дальнейшем не нуждаются в напоминаниях навести уборку. Им самим не привычно, когда что-то лежит не на месте или когда от тела дурно пахнет. Поэтому знакомство с гигиеной начинается сразу, как только ребенок физически способен выполнять эти задачи. Мыть руки, умываться, чистить зубы ― мама и папа могут помогать это делать и напоминать. Вскоре, малыш начнет кричать «Я сам!». Главное, не отбивать это желание и позволять проявить самостоятельность.
Источник
Ирина Полянская
Основные задачи в работе с детьми раннего возраста
В эзотерике считается, что существует несколько миров. Один из них – наш трехмерный мир, в котором живем мы с вами. Наш мир устроен совершенно как самая важная школа. И существует очередь из душ, которые хотят воплотиться в этом мире и осуществить человеческую миссию. Души, желающие обрести плоть, выбирают себе родителей, место, где родиться и в каком виде родиться. Душа знает, для чего она хочет воплотиться в этом мире. Бывают души, которые хотят появиться на короткий срок или родиться инвалидом, чтобы повлиять на своих родителей или испытать процесс рождения, улучшить других, осознать смысл жизни и так далее. И поэтому, полезно иметь в виду, что душа никогда не появляется на свет, если сама того не хочет и не умирает, если сама того не хочет.
А теперь уйдем из эзотерики в научные данные.В европейской и восточной культуре существуют различия в понимании начала психической жизни: в европейской культуре считается, что психическая жизнь появилась с момента рождения человека, в восточной культуре с момента зачатия. В действительности психическая жизнь начинается с 4 месяца беременности. В 4 месяца ребенок начинает шевелиться. Сеченов говорил, что конечным звеном всякого психического акта является движение. Отголоском всякого психического переживания является движение. На 4 месяце последовательно включаются все анализаторы. Первым включается слуховой анализатор и активно работает, кстати, он последним выключается. Когда у человека отключается сердце, останавливается дыхание, еще несколько секунд, он способен слышать. Поскольку ребенок рождается с хорошо развитым слухом, он очень чувствителен к резким, негармоничным звукам. Такой звук действует не только на слуховой анализатор, а на мозг, который включает биохимические процессы организма, которые в свою очередь действуют на вегето-сосудистую систему. Включаются защитные механизмы, и ребенок сначала проявляет раздражение, возбуждение, утомление и засыпает. Подобная перестимуляция разрушает сосудистую систему человека, что в зрелом возрасти грозит ранними инсультами. Поэтому среда, в которой живет младенец и ребенок раннего возраста должна быть чистой. Но психика человека питается ощущениями, как организм питается пищей. Психике нужно чтобы было на что смотреть, слушать, чувствовать и это менялось. Иначе возникают сложные психические нарушения, которые могут стать необратимыми. Исследования показывают, что дети очень любят музыку и музыкальные предпочтения младенцев похожи на предпочтения животных. Животные, слушающие классическую музыку,лучше себя ведут: коровы дают больше молоко, свиньи не едят своих поросят. Любимая музыка животных – классика, из классики предпочитают Баха и Моцарта.
Хотя слух ребенка к моменту рождения хорошо развит, он точно чувствует ритм, но не понимает значения слов. В советское время огромное значение имело радио и телевещание. Выбирался медленный ритм и очень четкая, правильно поставленная речь. Правительство делало ставку на рабочих и крестьян, то есть на неграмотных людей. Так как известно, что чем менее психически развит человек, тем хуже воспринимается быстрая речь. Темп говорения должен соответствовать темпу перевода на язык психических образов. У ребенка способность мыслить и воспринимать информацию в виде образов находится на стадии формирования. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, мы должны всегда помнить, что наша речь должна быть медленной и четкой.
Также с 4 месяца беременности глазки ребенка уже видят. Рождаясь, он уже предпочитает смотреть на мамино лицо и вообще на лицо человека. Поэтому младенцу полезно показывать изображения лица человека. Все, что с младенцем происходит на 1 году жизни обобщается им, и записывается на двигательном уровне. К 1 году формируется базовая коммуникативная программа, которая и проявляется всю жизнь. На формирование общения существенную роль оказывает процесс кормления. В 40 – 50 годах в Америке активно пропагандировалось искусственное вскармливание. Вследствие такой пропаганды появилось поколение эмоционально тупых людей, испытывающих сложности в налаживании и поддержании социальных контактов. Изучив ситуацию, психологи пришли к выводу, что кормление — тончайшая форма общения.Во время сосания младенец проявляет невербальные формы общения: делает паузы, смотрит в глаза матери, издает звуки, трогает мать или себя рукой.
Начало любых диалогов формируется в первые месяцы жизни. Таким образом, 1 году у ребенка вырабатывается базовая коммуникативная программа.В психологии такие программы условно разделили на типы: А, В, С.
• Ребенок с программой А не знает, что такое хороший контакт с близким взрослым. Ему трудно общаться с близкими людьми на коротком расстоянии. Он надеется только на себя. Ему сложно строить отношения. Он предпочитает одиночество. Матери не терпеливы по отношению к своим детям и нечувствительны к их потребностям. Такие матери часто не могут сдерживать своих отрицательных эмоций по отношению к детям, что приводит к отдалению матери и ребенка. В конечном счете, матери просто перестают брать детей на руки, а дети в свою очередь, не стремятся к тесному телесному контакту с ними. Такие матери чаще бывают эгоцентричными. Они придерживаются авторитарного стиля воспитания, стараясь навязать ребенку свою систему требований. Эти матери не столько воспитывают, сколько перевоспитывают, часто пользуясь книжными рекомендациями. Родители отличаются чрезмерно внимательным и щепетильным отношением к детям. Дети оказываются не в состоянии воспринять подобную «избыточную» заботу. Данный тип привязанности формируется в условиях низкой активности матери в режимные моменты.
• Дети с программой С очень привязаны к близкому человеку, не могут отделить свои чувства от него. Они боятся быть отвергнутыми и не способны быть в одиночестве. Часто бывают мстительным. Не самостоятельны. В школьном возрасте некоторые дети уже откровенно используют обман, манипулируют родителями и сверстниками. Первые отличаются завышенной самооценкой, недостаточной самокритичностью.Они достаточно противоречивы в своем отношении к ребенку: повышенное внимание к нему сочетается с полным игнорированием его интересов. Люди с такой программой часто совершают криминальные действия.
• Дети с программой В знают, что такое хороший контакт с близким человеком. Могут и любят быть вместе с ним, но способны находиться в одиночестве, если это необходимо. Подобная привязанность формируется на высоком уровне активности младенца в ситуациях кормления и бодрствования, при умении матери поддерживать инициативу ребенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать действия и вести диалог.
Из этого следует, что мама или близкий взрослый является основным проводником ребенка и помогает ему в формировании базового доверия к жизни. Она должна дать ему понять, что «Жизнь хороша, и жить хорошо. Плохо бывает, но мама всегда помогает и всегда все заканчивается хорошо».
Для формирования общения очень важно ребенка до 1 года много носить на руках. Таким образом, он быстрее развивается,так как получает огромный психотелесный опыт: он узнает как бьется сердце матери, когда она радуется, гневается, грустит, торопится, боится, как меняется ее голос, запах тела, движения. Находясь на руках матери, младенец считывает информацию всем телом. Тактильные ощущения помогают ребенку познать собственные границы. Такое познание очень важно, так как ребенок может легко слиться с другим человеком, но отделиться не может. Такой процесс можно наблюдать и у взрослого человека.Выделяют три типа:
• инфантильный
• взрослый
• эмоционально тупой – вообще не присоединяется к другому человеку.
Итак, какие задачи мы ставим при работе с детьми раннего возраста.
1. Организация среды, таким образом,чтобы были задействованы все анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный, двигательный. Соблюдая при этом охранительный режим
2. Организация процесса кормления, как важной формы общения.
3. Выработка базового доверия к жизни.
4. Формирование привязанности.
Все о чем мы говорили раньше, характерно и для детей с умственной отсталостью. Эти дети развиваются по тем же законам, что и нормально развивающиеся дети. У них такие же потребности, но ограниченные возможности. И наша задача развитие тех индивидуальных возможностей, пусть даже и необычных, которые помогут им жить в обществе. Понятие умственной отсталости – органическое поражение головного мозга, стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности. Самое сильное нарушение наблюдается в мышлении. Умственная отсталость может быть без распада личности и в этом случае прогноз развития удовлетворительный, и с распадом, с текущими заболеваниями головного мозга, здесь прогноз неудовлетворительный.
Особенности
1. Наблюдается общее психическое недоразвитие.
2. Мышление тугоподвижно.
3. Резко страдают внимание и память.
4. По общему мнению, эмоциональная область нарушена меньше всего, дети хорошо различают отношение к себе окружающих. Им свойственно чувство стыда, обиды, смущения, сопереживания. Развитые у большинства детей страхи, как проявление инстинкта самосохранения. Следствие этих страхов – несамостоятельность, безынициативность, негативное отношение ко всему новому, немотивированное упрямство. Неустойчивое настроение.
Источник